«Пять лет, проведенные с митрополитом Иоанном (Снычевым), были лучшими годами моей жизни»

Сегодня видному церковному историку Николаю Кузьмичу Симакову исполнилось 65 лет

Бывший СССР 
0
246
Время на чтение 12 минут
Сегодня, 24 июня, видному церковному историку Николаю Кузьмичу Симакову исполняется 65 лет. Редакция «Русской народной линии» поздравляет Николая Кузьмича с юбилеем, желает ему здоровья, успехов в его деятельности. Накануне годовщины корреспондент РНЛ Анна Бархатова встретилась с юбиляром и взяла у него обстоятельное интервью, в котором он рассказал об основных вехах своего жизненного пути.

Личность человека формируется в ранние годы его жизни. Уважаемый Николай Кузьмич, не могли бы Вы рассказать о своих родителях? Какое Вы получили воспитание?

Семья воспитывала меня на культе благородства - не было того, что называется воцерковленностью, но были честность, помощь ближнему, доброта. Имя Николай мне дали в память о погибшем в 1944 году при освобождении Псковской земли дяде - 26-летнем Николае Филипповиче. Верю, что, как солдат, отдавший жизнь за други своя, он также, как и святитель Николай Чудотворец, ходатайствует обо мне пред Богом.

Главными моими воспитателями в нежном возрасте были бабушка Мария Павловна и дедушка Филипп Иванович, потому что родители работали. Главой была бабушка, мамина мама, волевая и очень умная дама, которую беспрекословно слушались все в доме.

Мама, Надежда Филипповна, была, что называется, настоящей ленинградкой: красавицей с присущим ей благородным стилем во всем. Папа, Кузьма Викторович - военный, большой добряк и весельчак, более народного типа. Папа из рода потомственных учителей, и сам до Великой Отечественной войны был учителем химии и ботаники. Во время войны отец совершил несколько героических подвигов, за что был награжден медалями и орденами. Его очень долго после войны не отпускали в отставку, которую он получил лишь в 1967 году в чине полковника.

Как-то папа подарил мне учебник по истории средних веков для 6 класса, и с тех пор история стала для меня главным делом. В советской действительности царил махровый материализм, а в европейском средневековье я нашел свою духовную отчизну. Мне казалось, что это был «золотой век» человечества, оттого, что люди стремились к Богу, ведь их идеалами были подвижники и святые. Романы Вальтер Скотта, Дюма, Стивенсона и вообще книги были моими главными воспитателями.

Я находился в конфликте с отцом: ему нравилась советская героика, а мне казалось, что советская эпоха - время, когда восторжествовал хам, уничтоживший рыцарство и благородство. Мне хотелось бежать во Францию, я даже симпатизировал фашистам просто из духа противоречия, совершенно не связывая их с горем, кровью и миллионами смертей, которые они принесли моей Родине. Да что говорить, я тогда совершенно не понимал Россию, не умел ее разглядеть.

Из книжных героев мне больше нравился Рошфор, и когда я стал секретарем митрополита Иоанна, то как-то, при написании письма обратил внимание на слова «Его Высокопреосвященству». Да ведь именно так обращались в далеком мушкетерском веке, о котором я грезил в детстве, к кардиналу, и Господь привел мне в советской действительности эти же слова начертать на бумаге в письме к Ленинградскому митрополиту! А паломничества в Святую Землю! Мне в жизни уже 16 раз довелось побывать в Иерусалиме, куда путешествовали герои рыцарских романов. Как тут не благодарить Бога, дивно исполнившего детские мечты?!

Когда Вы пришли к Богу?

Бабушка иногда ходила в храм и водила меня на Смоленское кладбище к могиле блаженной Ксении, тогда еще не прославленной святой. Помню, как люди со свечами ходили вокруг надгробия, и я понимал, что здесь – тайна, и место сие не обыкновенное, а святое. Мы ходили туда еще и потому, что в Блокаду умерло 11 человек из нашего рода. Остались лишь бабушка и мама. Все родные похоронены на Смоленке.

Как-то мы с отцом посетили Казанский собор, в котором размещался Музей атеизма. Экспозиция пестрела лозунгами «Бога нет», но так заманчиво и завораживающе была устроена, что я стал ходить туда чуть ли не каждый день, а вскоре записался в библиотеку музея, в которой было 100 тысяч томов из Петербургской духовной академии. Я открыл для себя мир христианства! Но это было время, когда даже перекреститься в стенах Казанского собора - Музея атеизма было бы идеологическим преступлением.

Родные меня усердно опекали, а парни во дворе и в школе изрядно меня мутузили, что породило стремление понять смысл страдания и предназначения человеческой жизни. Я начал искать, конечно, в литературе, в книгах экзистенционалистов. Но оказалось, что трактуемая ими свобода ничем не отличается от тоталитарной свободы материалистов, да и перед загадкой смерти они бессильны.

И вот в армии мне посчастливилось увидеть фильм «Братья Карамазовы», открывший мир Достоевского, русской религиозной литературы и мир России - мир святых. Я открыл, что главный вопрос - есть Бог и бессмертие или нет? Если мы положительно отвечаем на этот вопрос, тогда у нас есть будущее. И еще я понял, что я – русский. Тогда я открыл для себя святую Русь. Федор Достоевский, Владимир Соловьев, Николай Бердяев стали для меня теми волхвами-мудрецами, которые указали путь ко Христу, к русскому Православию.

В 1977 году Вы закончили юридический факультет Ленинградского государственного университета. Кстати двумя годами ранее этот факультет окончил Президент России Владимир Путин. Вы так же, как и национальный лидер России, в совершенстве владеете ораторским мастерством. Эту способность Вам позволило развить полученное юридическое образование?

Думаю, что во многом предопределили эту способность гены: во-первых, по папиной линии все мужчины в моем роду учителя; во-вторых, бабушкино наследство - ведь Мария Павловна прекрасно говорила, и если бы стала вдруг адвокатом, то выдающимся. Во время революционной смуты у ее семьи уцелели корова и лошадь, за что бабушку раскулачили и привлекли к суду. Но на этом судилище бабушка так блестяще выступила в защиту самой себя, что была оправдана и отпущена с миром. В-третьих, это, конечно, книги, которые я люблю и ценю.

Да, я учился на юридическом факультете ЛГУ. В те годы поступить самому в университет - это как в космос полететь. Но юриспруденция меня не интересовала, и я постоянно бегал на филологический факультет, на лекции Г.А.Бялого по Достоевскому и русской литературе, а диплом защитил на тему «Критика теократического учения Августина Блаженного о граде Божьем».

В конце 70-х годов Вы были участником религиозно-философских семинаров, которыми руководила известная в православно-патриотической среде деятельница Татьяна Горичева. Как власть относилась к этим семинарам? Их, наверное, приходилось проводить подпольно?

В 1979 году я познакомился с Татьяной Михайловной Горичевой на подпольном семинаре, с чего начался для меня диссидентский период. Она была лидером, была нонконформистом и ничего не боялась. Она была философом и православным человеком - как раз то, к чему стремился и я. Как сказал мне позже отец Иоанн (Крестьянкин): «Некоторые идут ко Христу через сердце, а вы по звездам. Ну, главное, что дошли, теперь никуда не надо уходить».

Татьяна ввела меня в мир культурных и религиозных диссидентов, в мир церковности. Она на тот момент уже исповедовалась, причащалась, а я еще болел бердяевщиной. В те годы я подписал очень много обращений общественности, написанных Т.Горичевой в защиту различных арестованных диссидентов. Эти обращения сразу же зачитывали по радио «Свобода», с перечислением всех подписей. Именно благодаря Тане я встретился с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) к которому позже попросился в духовные чада. Он согласился, и у меня осталось эпистолярное сокровище - 15 лет батюшка посылал мне открытки с Рождеством и Пасхой.

Выслали Т.Горичеву за пределы СССР в 1980 году. Меня стали вызывать на Литейный, где требовали разъяснений, почему мои подписи стоят под диссидентскими обращениями. Я отвечал, что не помню. «Как, вы отказываетесь?» «Нет, просто не хочу вводить следствие в заблуждение, я не помню». Ведь я, так же, как и следователи, учился у Лукашенко и хорошо помнил уголовное право.

В декабре 1980 года в нашей квартире обыск шел 8 часов. У меня изъяли «антисоветскую литературу»: «Смысл и истоки русского коммунизма» Бердяева! А у моей жены вытащили «Доктора Живаго», которого она укрыла за пазухой. Меня стали часто возить на допросы. Однажды следователь сказал: «Симаков, вы - не православный. Православные вслед за апостолом Павлом говорят, что всякая власть от Бога, в том числе и советская. Вы - христианский диссидент».

В 1989 году Вы стали председателем Общества русской православной культуры святителя Игнатия (Брянчанинова). Для многих людей Общество стало школой воцерковления. Каким образом пришла идея учредить это Общество? И почему оно перестало существовать?

Когда Горичева уехала, у нас (В.В.Антонов, Е.А.Пазухин, В.А.Алымов) возник подпольный православный святоотеческий семинар для самообразования. Семинар проходил в виде чаепития и существовал с 1981 по 1988 годы. Я делал доклады по отцам Церкви и церковной истории. В семинар входило человек 20, многие из которых ныне - священники Русской Православной Церкви.

В 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси, официальный атеизм закончился, и началось православное возрождение, а наш семинар развалился, так как слушатели разделились на православных славянофилов и экуменистов. В тот же год отец Владимир Цветков предложил мне создать и возглавить Общество русской православной культуры Игнатия (Брянчанинова). Цели его были миссионерско-просветительские, а святитель Игнатий - как идеал, на который мы будем ориентироваться: святоотеческая традиция в Православии, не экуменизм, не модернизм.

Устав Общества в мае 1989 года был одобрен тогдашним Ленинградским митрополитом Алексием (Ридигером). К этому времени из-за границы приехала Таня Горичева и привезла 100 тысяч отпечатанных за свой счет экземпляров «Добротолюбия», 90 тысяч которых мы бесплатно передали епархии. Первые лекции Общества были прочитаны в здании Двенадцати коллегий, на них приходило около 100 человек и слушали так, что мне казалось, будто я пою - настолько велика была духовная жажда.
В 1990 году на кафедру заступил новый владыка - митрополит Иоанн (Снычев), нас познакомили, и я попросил его разрешения проводить собрания Общества в Духовной академии. Он разрешил, и пришел на собрание сам. Зал был полон, сидели миряне, священники, депутаты - это была встреча народа со своим пастырем, встреча с Церковью. Митрополит предложил свою кандидатуру на пост почетного председателя Общества. А отец Владимир Цветков был против, не желая жестко подчиняться владыке. Получилось двоевластие.

К 1992 году среди членов Общества началось брожение, я решил уйти, чтобы отец Владимир остался председателем, но дошло до того, что наше дело разбирал митрополит Иоанн. Вызвал он нас к себе и говорит: «Был у нас, когда я служил в Саранске, один замечательный батюшка. Ну такой хороший! Женщины-прихожанки особенно его любили. Но когда мы его перевели из одного храма в другой, они нам письмо написали: "Если вы нашего батюшку переведете, нам ваша церковь не нужна". Отец Владимир, надо вести не к себе, а к Богу! А то Общество Игнатия Брянчанинова переродилось в общество Владимира Цветкова».

Организация разделилась на тех, кто остался со священником Владимиром Цветковым, и кто остался с владыкой Иоанном. Большая часть его членов перешла в новообразованное Епархиальное училище, которое возглавил митрополит Иоанн.

В 1990 году Вы были назначены митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым) ответственным секретарем журнала «Санкт-Петербургские ведомости» и главой Издательского отдел епархии. Каким образом Вы попали в команду блаженно почившего архипастыря?

В 1990 году владыка назначил меня ответственным секретарем журнала «Епархиальные ведомости». Епархия носила тогда название Ленинградской, а митрополиту Иоанну очень хотелось, чтобы ведомости были Петербургские, и он благословил такое название, а через год наша епархия стала Санкт-Петербургской! Первый номер давался очень тяжело по неопытности, но, когда он все-таки вышел, владыка чрезвычайно обрадовался. Тираж первого номера был огромен - 50 тысяч экземпляров, потом все меньше, но первый был самым востребованным - религиозной литературы тогда не было, и журнал заменял все.

Хорошо известно Ваше почтительное отношение к покойному митрополиту Иоанну (Снычеву). В следующем году исполняется 20 лет со дня его блаженной кончины. Николай Кузьмич, Вы по долгу службы практически ежедневно соприкасались с владыкой. Каким он был человеком? Ведь многие православные христиане считают владыку святым. Существует даже народное почитание архипастыря, а это, согласно каноническому праву, является одной из причин для канонизации.

Самое главное ощущение от владыки Иоанна то, что в нем соединялось, казалось бы, несоединимое. С одной стороны, он был кроток и застенчив, почти как ребенок, и в то же время, властен и непреклонен. Он был «народный архиерей» и встречался со всеми. Он внутренне молитвенно, ревностно относился к судьбе Православия и к судьбе русского народа. Он очень переживал за хлынувшие к нам секты, подвиг нас на выпуск специальной книги против ересей.

Я помню, когда владыка Иоанн начал писать статьи в газеты, в Духовной академии был страшный испуг. Его секретарь мне сказал: «Ты читал "Советскую Россию"? Владыка написал статью "Что значит быть русским?" Что теперь будет!!!» Все, и я тоже, боялись, что КГБ не оставит этот факт без реакции. Лишь владыка не боялся. Он вообще не боялся, он был со Христом. Он просто так не благословлял, а сначала молился и мог даже почувствовать, состоится то, что просят благословить, или нет. Он был подлинным лидером русского возрождения второй половины 20 века.

Пять лет, проведенные с митрополитом Иоанном (Снычевым), были лучшими годами моей жизни. В лице митрополита Иоанна и в лице старца Иоанна (Крестьянкина) я увидел праведников еще здесь, на земле. Они были праведники и исповедники: старец Иоанн сидел несколько лет в лагерях, а на владыку Иоанна шли гонения, ведь скончался он за передачу Лавры Церкви.

В 1992 году Вы возглавили Общество русской православной мысли им. И.А.Ильина. Чем занималась Ваша организация? Каково значение трудов этого великого русского философа?

В 1992 году я создал Общество русской православной мысли имени Ивана Ильина, заседавшее в Духовной академии несколько лет. Общество ставило своей целью защиту Православия, русской культуры, русской мысли от современных лжеучений, от вызовов времени.

Иван Ильин был открыт в 90-е годы и стал русским национальным мыслителем православного возрождения. Он был запрещен в 1970-е годы, я его не знал, а ведь И.Ильин и И.Шмелев были национальными, православными мыслителями, чем сильно отличались от либерально настроенных философов Соловьева и Бердяева.

Когда митрополит Иоанн (Снычев) прочитал об И.И.Ильине, он сказал, что «это пророк, то, что он писал, сбылось в наше время». Ильин пророчествовал, что «Россия снова возродится, когда в сердце русского человека вновь появится престол для Бога и престол для Царя». В конце 20 века эти слова задавали вектор роста, потому что время было тяжкое: распад страны, поклонение золотому тельцу, человек стал предметом купли-продажи.

Сейчас Общество уже не существует, но в те годы Ильин стал для нас путеводной звездой. Его слова: «В зримом умирании России происходит незримое ее воскресение. Да славится в нас Пасха Христова!» давали силы жить.

Более 15 лет Вы занимаетесь паломническими поездками. В паломничествах у Вас, наверное, накопилось много интересного, чем бы Вы хотели поделиться с широкой православной аудиторией?

На паломническую службу меня благословил еще владыка Иоанн в 1996 году. Мы тогда впервые поехали на Кипр вместе с протоиереем Геннадием Беловоловым как представители Санкт-Петербургской епархии. После этого я начал возить паломников на Святую Землю, в Грецию, в Италию, в Черногорию и по монастырям России.

Мы беседуем с паломниками - это возможность приобщить людей к основам православного мировоззрения, что очень важно, ведь сегодня русский народ крещен, но не воцерковлен. Цель поездок - катехизация и воцерковление. Люди едут самые разнообразные, многие воспринимают Православие как обрядоверие (поставить свечи, поцеловать иконы, а не покаяться в грехах) или как часть политики. И то, и другое к спасению души не ведет.

Самыми важными для меня стали встречи со Святой Землей. Свои впечатления я изложил в новой книге «Иерусалим и Святая Земля», тираж которой только что получил. В книге в форме записок рассказана история большого количества христианских святынь, встречающихся на наших паломнических маршрутах.

Более 20 лет Вы преподаете историю Русской Православной Церкви. В настоящее время на сайте «Русской народной линии» публикуется видеокурс Ваших лекций по церковной истории. В начале 90-х годов православные верующие связывали с будущим России и Русской Православной Церкви определенные ожидания. Оправдались ли они?

Ожидания, с одной стороны, оправдались. Самое главное, Церковь вышла из катакомб, открыто десятки тысяч храмов, монастырей, миллионы людей вернулись в лоно Православной Церкви. С другой стороны, за 20 лет, с момента разрушения Советского Союза, произошла жуткая нравственная деградация тех, кто не пришел к Богу. Все их ценности оказались разрушенными, кроме денег.

Таких страшных гонений, как в 20 веке, Русская Православная Церковь не переживала никогда, но, вместе с тем, и такого православного возрождения мы не знали. В 2000 году было Торжество Православия, Церковь праздновала победу - 1200 новомучеников и исповедников Российских были прославлены в лике святых. С этого момента начался новый отсчет времени в России.

Вспомните, Церковь в Отечестве воссоединилась с Зарубежной Церковью, а ведь они нас не любили, считали безблагодатной «красной» Церковью. Именно кровь мучеников стала основанием для воссоединения. На русской Голгофе омыта кровью новомучеников вся Россия, а мученики - первые, чьи молитвы слышит Господь, потому что они максимально исповедовали веру. Кроме того, 26 миллионов русских солдат, которые положили душу свою за други своя - это тоже жертва на алтарь Бога и Отечества. Только благодаря Святой Руси, которая на Небесах постоянно молит о нас Господа, мы с вами и существуем.

А мы, к сожалению, подвиг новомучеников не до конца понимаем, не ценим, а надеемся на какие-то политические, экономические технологии. Только Христос может спасти Россию. Но Он может спасти только ту Россию, которая нуждается во Христе.

Уважаемый Николай Кузьмич, благодарим за интересную и содержательную беседу. Многая Вам и благая лета!
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: «Пять лет, проведенные с митрополитом Иоанном (Снычевым), были лучшими годами моей жизни»

Многая и благая лета!

2. С днем рождения дорогой Николай Кузьмич!

Многая и благая лета в трудах на ниве Господней! Ваше лицо стало узнаваемо после замечательной серии фильмов "История России ХХ века." Спасибо всем уважаемым создателям этой серии. Надеюсь, работа над этой историей не остановится. Все диски уже затерты и "зачитаны".Народ просит купить им такие же, для будущих поколений чтобы в доме было. Что Вы посоветуете? Как приобрести диски( может быть лучше -- "флешки") с этими фильмами. какая есть информация на эту тему?
татьяна65 / 24.06.2014, 11:48

1. Сегодня видному церковному историку Николаю Кузьмичу Симакову исполнилось 65 лет

Многая лета!
SergeyD / 24.06.2014, 11:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Симаков
Слово о русской философии.
Протоиерей Сергий Булгаков. Софиология
19.04.2024
Слово о русской философии.
Из глубины. Сборник статей о русской революции
10.04.2024
Слово о русской философии.
Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции
03.04.2024
Слово о русской философии. Павел Флоренский.
«Троице-Сергиева лавра и Россия»
27.03.2024
Слово о русской философии. Павел Флоренский
«Столп и утверждение истины»
21.03.2024
Все статьи Николай Симаков
Анна Бархатова
Великорецкий бессмертный крестный ход!
Впечатления паломницы
15.06.2022
«Театр и сказка помогают сделать шаг к исцелению»
О чудесном проекте кукольного театра «Виноград» - «Сказка учит — сказка лечит» для детей с особенностями развития и их родителей
31.12.2021
«Я хочу создать миф: Россия»
В Петербурге представлено полное собрание сочинений Г.В.Свиридова
06.04.2018
Науки не может быть без духовности
Доктору физико-математических наук, лауреату Государственной премии СССР Георгию Фурсею исполнилось 85 лет
19.03.2018
«Нравственные установки – главная характеристика православной молодежи»
В Санкт-Петербурге отмечается Международный день православной молодежи
15.02.2018
Все статьи Анна Бархатова
Бывший СССР
Справедливость как воля Божия
Сейчас России нужно продолжение прежнего, проверенного в советское время курса – социализм с государственной собственностью на средства производства, с плановой экономикой, с монополией на внешнюю торговлю
23.04.2024
Великий перелом
Полемические заметки о Сталине и советском прошлом
23.04.2024
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Югославия-Сербия-Россия: исторические взаимосвязи не подвластны времени…
Состоялась презентация книги известного российского исследователя Балкан Елены Бондаревой «Александр I Карагеоргиевич – православный король Югославии»
23.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 15:17
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 15:14
«В зеркале войны»
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 14:49
Пора очистить госуправление от рабов Запада
Новый комментарий от alef69
23.04.2024 13:41
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39