Сегодня, 12 июня, в День России, доктору философских наук, кандидату исторических наук, руководителю Санкт-Петербургского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований профессору Андрею Леонидовичу Вассоевичу исполнилось 60 лет. Редакция «Русской народной линии» от души поздравляет Андрея Леонидовича с юбилеем, желает ему творческих успехов в научной, публицистической и общественной деятельности. Накануне корреспондент РНЛ Анна Бархатова встретилась с профессором Вассоевичем и записала с ним интервью.
Уважаемый Андрей Леонидович, позвольте от имени редакции «Русской народной линии» поздравить Вас с юбилеем и пожелать помощи Божией во всей Вашей многогранной деятельности. С 1992 года Ваш день рождения совпадает с Днем России, государственным праздником, установленным в честь принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Либералы связывают эту дату с установлением демократии в России, для патриотов-консерваторов это траурный день, когда начался развал Советской Империи. Как Вы считаете, настало ли время для трезвой, объективной оценки развала СССР? Что для Вас лично значит эта дата?
Начиная с избрания Б.Н.Ельцина Президентом России, которое произошло 12 июня 1991 года, с рокового 1991 года, день моего рождения превратился для меня в праздник со слезами на глазах. Если считать 12 июня Днем независимости России, то это день независимости от собственных конечностей. Представьте человека, которому ампутировали все конечности. Такое бывало на фронтах Великой Отечественной. Что может ощущать такой человек, кроме страшных фантомных болей?
К сожалению, в физической жизни невозможно то, что возможно в политической жизни: человек не ящерица и отрастить себе новые руки-ноги не может. Однако, государство Россия вполне может вернуть свои геополитические границы. Поэтому в этом году, может быть, впервые с 90-х годов я встречаю день рождения с радостью и надеждой, так как Россия приросла Крымом и Севастополем. Значит, начинается регенерация некогда насильно отторгнутых частей живого организма, и, надеюсь, она будет происходить до тех пор, пока не настанет великий и радостный день, когда наше государство вернется в свои прежние, исторические геополитические границы.
Вы являетесь классическим русским ученым. Вся Ваша жизнь связана с научной деятельностью. Вы знаете несколько языков, в том числе древние. Почему Вы решили посвятить себя науке?
Коль скоро слово «классический» в переводе с латыни означает «образцовый», то причислять себя к «образцовым» деятелям отечественной науки мне не пристало. На самом деле, «образцовыми» учеными в области гуманитарных наук были те, кто получили классическое образование до катастрофы 1917 года. Это мой первый научный руководитель, доктор исторических наук Юрий Яковлевич Перепелкин был величайшим из русских египтологов и профессором
Ленинградского государственного университета им. Жданова. Доктор филологических наук Аристид Иванович Довотур - выдающийся филолог – также классик. Это те люди, которые смогли получить еще дореволюционное дворянское образование. Аристид Иванович часто говорил нам, студентам, что мы пришли получать высшее образование, не имея среднего - это была горькая правда. Когда восстановим классическое гимназическое образование, тогда появятся у нас и представители классической русской науки.
С детства я проявлял интерес к египетским древностям. Родители мои имели отношение к изобразительным искусствам, и я мальчиком бывал в здании Академии художеств, видел египетских сфинксов и решил в 11 лет на каникулах изучить историю Древнего мира. Это занятие растянулось на многие годы. Сам облик египетских памятников способен производить чарующее впечатление на детей - это, кстати, пережили многие египтологи.
В том же возрасте я начал учиться в средней художественной школе при Академии художеств СССР, и видя египетских сфинксов каждый день, захотел прочитать надпись, начертанную на них египетскими иероглифами. И когда, благодаря моей маме Татьяне Николаевне, работавшей в ГИОПе, у меня появился перевод этих древних начертаний, сделанный в 1913 году В.В.Струве, я стал производить собственную дерзкую дешифровку иероглифов. Разумеется, это было «изобретение велосипеда» во второй раз, потому что египетские иероглифы были дешифрованы Ж.-Ф.Шампольоном в 1822 году, тем не менее, кое-что я начал понимать в них.
Важной вехой в моей жизни стал 1967 год, когда из печати вышло исследование Ю.Я.Перепелкина «Переворот Амен-хотпа IV». Эта историко-филологическая работа не только расширила мои познания в области египетских иероглифов, но и привила вкус к превосходному и чистейшему русскому языку. Я выучил ее наизусть. Книга написана без каких-либо иностранных слов, в ней нет «периодических» изданий, вместо них упоминаются «повременные», нет «гипотез», а есть «предположения» и т.д. Внутренняя эстетика книги так завораживала ум молодого человека, что сложный научный текст хотелось знать наизусть и по-своему им наслаждаться.
В 1968 году я смог познакомиться с Ю.Я.Перепелкиным - это было главное событие моей научной жизни. Юрий Яковлевич обладал феноменальной одаренностью, у него была зеркальная (фотографическая) память. Он читал с листа египетские иероглифические тексты, как будто это была газета на одном из иностранных языков, которыми он владел в совершенстве с детства. Кстати, Юрий Яковлевич был сыном Якова Николаевича Перепелкина, генерала по Адмиралтейству, основоположника русской военной оптики.
Насколько мне известно, Андрей Леонидович, Вы специализируетесь в области политической психологии. Как ваши египтологические занятия трансформировались в увлечение политической психологией?
После школы я поступил на Восточный факультет ЛГУ им. Жданова, но оказалось, что я родился не под «египтологической звездой», а под «звездой ассириологической», так как набора на египтологию не было. Там было положено учить шумерский, аккадский, древнееврейский, арабский и английский языки. Позже я учил еще латынь и греческий. Окончив Восточный факультет и оглядевшись, я рассудил, что единственный человек, который как-то может помочь мне пробиться в большую науку, - это мой дед, Николай Брониславович Вассоевич, член-корреспондент Академии наук СССР по отделению геологии, геохимии и геофизики.
Тут было некое совпадение интересов, я как ассириолог знал, откуда происходит слово «нефть», а дедушка всю жизнь занимался нефтью, но не знал, откуда это слово происходит. Наш научный союз опубликовал несколько работ, одна из которых «Vαφτα (нафта) - древняя история термина» была даже переведена мной на латынь и издана в Германии. Дедушка справедливо считал, что в науке я всего должен добиться сам, поэтому младшим научным сотрудником Ленинградского отдела Института истории, естествознания и техники Академии наук СССР я стал лишь в 1983 году, уже после его смерти.
Диссертацию я защищал на нефтяную тему, волею судьбы освещая ее глубины под разными углами научных специализаций. В позднесоветский период в большой науке уже сложились кланы, группировки и этнические мафии, которые зорко стерегли подступы к научным степеням. В Институте истории, естествознания и техники я сдал кандидатские экзамены по специальности 07003 «всеобщая история», а защитил диссертацию «Нефть в хозяйственной и культурной жизни древних обществ Передней Азии и Египта» в стенах Института востоковедения АН СССР. Моим научным руководителем был академик Б.Б.Пиотровский.
В начале 1990-х доктор исторических наук Давид Викторович Джахадзе, профессор из Института философии АН, прочитав мои работы, убедил меня поступить в докторантуру Института философии Российской академии наук, куда я и поступил, и где с 1991 по 1993 годы писал диссертацию «Духовный мир народов классического Востока (историко-психологический метод в историко-философском исследовании)».
Незадолго до крушения СССР на факультете психологии СПбГУ возникла кафедра политической психологии, которую основал Александр Иванович Юрьев. Ему очень хотелось, чтобы у него на кафедре читался курс исторической психологии, и он предложил мне с осени 1992 года начать преподавание на кафедре политической психологии. Начав работать на кафедре, я постепенно вошел в эту тематику и даже руководил работами аспирантов и соискателей, которые писали кандидатские диссертации по политической психологии.
Получилось, что за одну пятилетку я прошел головокружительный путь от преподавателя-почасовика до профессора кафедры, заместителя председателя Диссертационного совета по присуждению ученой степени доктора психологических наук по специальности 190012 «политическая психология». Так что в научном мире творятся разные чудеса и эскалатор идет не только вниз, но и вверх.
В 1995 году, в
Москве, в Российском институте культурологии я защитил докторскую диссертацию «Духовный мир народов классического Востока». Защита проходила буквально в «пороховом дыму», настолько сильно было противостояние оппонента В.А.Розина. Но через пять часов я все же защитился со счетом 16:2. После защиты я был приглашен на должность профессора в два университета: в РГПУ им. Герцена и в СПбГУ.
По всей видимости, в период расцвета так называемой «демократии» в России политическая психология оказалась востребованной. Чем занимается эта научная дисциплина?
Политические психологи, на мой взгляд, могли бы заниматься делом исключительной важности, потому что у наших западных геополитических партнеров методам ведения информационно-психологической войны придается исключительно большое значение. Для того, чтобы противостоять в информационно-психологической войне, надо, чтобы и у нас были специалисты в области политической психологии. Психологические качества информации могут видоизменять сознание людей. Правдивые и искаженные сведения о прошлом чаще всего составляют основу любой интеллектуальной экспансии, направленной на изменение сознания человека.
Политическая психология в современных условиях должна была бы стать наукой наук. Из тех людей, кого надо упомянуть как представителей отечественной политической психологии, в первую очередь назову Анатолия Михайловича Зимичева, автора книги «Психология политической борьбы». Он разработал психолого-политическую теорию этносов. С точки зрения Зимичева, этнос - любая группа людей, которая осознает свою общность и может сказать о себе - «мы», противопоставляя себя миру «они». Это зимичевское определение мощнее гумилевских определений этноса и доказывает свою состоятельность буквально на наших глазах. Начали евромайданщики поход против русского языка на Украине, и мгновенно русскоязычная
Украина осознала свое «мы», противостоящее миру «они». Появился новый этнос, которого ранее не было - «крымчане», а потом этот этнос захотел влиться в состав другого суперэтноса, который представляют граждане Российской Федерации. Сейчас на Востоке Украины формируется новый этнос, и люди, осознавшие свое «мы», готовы провозгласить себя Новороссией. Вне зависимости от того, что некоторые из них украинцы, а некоторые - русские, им отвратителен украинский олигархический капитализм.
Упомяну создателя психологической теории информационных фантомов - Дмитрий Федорович Мезенцев. Самый термин произошел от двух слов: «информация» (с латыни - представление) и греческого «фантасма» - призрак. По Мезенцеву, «информационный фантом» - сочетание достоверной, недостоверной информации, направленной на формирование требуемой социальной и политической установки.
Вас относят к видным православно-патриотическим деятелям. Вы православный человек, ученый, консерватор, патриот. Как Вы пришли к вере? На своем личном примере Вы показываете ложность утверждения атеистов, что вера якобы противоречит науке. Что бы Вы могли ответить безбожникам, которые с помощью научного знания пытаются опровергнуть существование Бога и необходимость религии?
Думаю, раз родилась такая пословица: «Гром не грянет, мужик не перекрестится», то это свойственно всем людям. Проще всего объяснить это примерами из радиотехники. Есть такие импортные приемники, ширина FM диапазона которых небольшая, начинающаяся с 74 МГц. Значит, передачи, идущие на частоте 69,47 МГц, они не принимают. Радиослушатели таких приемников могли бы мне сказать: «Нет никакого «Петербургского исторического клуба», нет ваших еженедельных радиопередач, мы слушаем 12 лет разные радиостанции, ни разу вас не встречали!»
Всегда есть люди, которым доступно понимание того, что есть некая Высшая сила, управляющая этим миром, и всегда есть те, кто не в силах постигнуть эту простую вещь. Нам говорят про законы природы, но тогда что есть закон? Согласно институциям Гая, «Закон есть то, что народ установил и назначил». А кто же установил законы природы? Этот силлогизм ведет нас к тому, что есть некая Сила, установившая эти законы.
Что есть вера? С моей точки зрения, прекрасное определение веры принадлежит уже упомянутому мной А.М.Зимичеву: «Вера есть субъективное восприятие истинности». Это определение увязывает веру с таким психическим процессом как восприятие, а потом внутри всякого человека как некий скрытый компас существует субъективное восприятие истинности. Другое дело, что у некоторых людей компас размагничен, вместо севера показывает на запад.
Нет человека, который бы ни во что не верил. Даже те, кто верят в «материю», которая в исходном своем значении есть древесина, строительные материалы - так это слово переводится с латыни. Материалисты, по сути, поклоняются дереву (что было распространено в древности), и уподобляются в этом примитивным народам эпохи шаманизма.
Довольно долго Вы преподавали в Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии. Как Вы оказались в Духовных школах? Какие предметы преподавали? Чем семинаристы отличаются от обычных студентов?
В Санкт-Петербургской православной духовной академии я преподавал с 1999 года следующие предметы: историю Древнего мира, латинский язык, древнееврейский язык, историю Древнего Востока, палеографию, христианскую культурологию. Последний предмет преподавал по той причине, что, когда получил профессора по кафедре ЮНЕСКО, решил похвастаться перед ректором архиепископом Константином и тут же был направлен им преподавать христианскую культурологию. Мораль: не хвастайся!
На мой взгляд, огромное преимущество молодых людей, которые учатся в духовных школах, заключается в том, что в них сохраняется культ точных знаний. Невозможно себе представить батюшку, который бы не знал чина Литургии, точно так же, как чтец не знал бы Часослов. К сожалению, в светских школах сейчас восторжествовала постмодернистская модель образования, и все сводится к интеллигентским разговорам «вокруг да около».
Вы возглавляете Санкт-Петербургский региональный информационно-аналитический центр Российского института стратегических исследований. За последнее время РИСИ занял видное место в общественном пространстве. Чем занимается Институт, каковы его основные цели и задачи?
Информационно-аналитический центр РИСИ в Санкт-Петербурге создан в 2010 году для осуществления экспертной деятельности во всем Северо-Западном регионе, включая зарубежных соседей. Петербургские ученые анализируют и прогнозируют факты в сфере международных политических отношений, тенденций экономики главных партнеров России в регионе, изучают гуманитарные проблемы, роль религии в международных отношениях, военно-промышленную политику соседей и многие другие вопросы.
То, что РИСИ сегодня становится широко известным научно-исследовательским учреждением в нашей стране, связано не только с тем, что институт стал структурным подразделением Администрации Президента Российской Федерации, а в первую очередь с тем, что директор Института генерал-лейтенант Леонид Петрович Решетников собрал вокруг себя много ярких, нестандартно мыслящих людей.
По Уставу РИСИ должен заниматься информационно-аналитическим обеспечением высших органов законодательной и исполнительной власти. Этим институт и занимается, но ведь на любой аналитической записке лежит печать личности ее автора, поэтому, если директор нарушает традиции отрицательного отбора, установившиеся в советской и постсоветской науке, и начинает собирать вокруг себя талантливых людей, то они и пишут незаурядные по своей интеллектуальной мощи обзоры, книги и статьи.