Об основаниях церковно-государственной симфонии

Иерей Сергий Карамышев размышляет о дискуссии в «Русском Собрании»

0
203
Время на чтение 5 минут
От редакции: Как сообщала РНЛ, недавно вышла книга нашего постоянного автора священника Сергия Карамышева «Да не возрадуется враг». 15 мая в Союзе писателей России состоялось представление автором книги на суд общественности. Происходило это в форме очередного заседания Русского Собрания. Отец Сергий выступил с докладом по важнейшему вопросу национальной идеологии. Сегодня он делится с читателями впечатлениями и размышлениями о состоявшейся дискуссии.

15 мая в здании Союза писателей России (на Комсомольском проспекте 13) состоялось заседание Русского собрания, посвященное церковно-государственным отношениям на современном этапе, где я был докладчиком. В сжатом виде мною было представлено изложенное подробно в двух статьях идеологической направленности – «Взаимоотношения русских государства и Церкви на современном этапе» и «Современные заметки на полях патриотической триады».

Главным для меня было показать разницу между ромейской, затем – русской, с одной стороны, и западной – с другой, традициями церковно-государственных отношений. Эта разница определяется разным пониманием Церкви у нас и в западной цивилизации, а вернее даже, разной их природой. Там с VIII века папа принял на себя функции правителя государства и вступил в соответствующем качестве в дипломатические отношения с представителями других государств, утверждая, будто их власть происходит от его власти, как наместника Бога на земле. Отсюда началась растянувшаяся на столетия война между отпавшей от Бога «церковью» и государствами, восстававшими против противоестественного порядка вещей. Результатом этой борьбы стали основанные на толерантности, т.е. взаимной терпимости, правовые отношения между государством и различными религиозными обществами. Мы не порицаем этот порядок, потому что для Запада он по-своему идеален. Но мы люди другой цивилизации.

На Востоке утвердился принцип симфонии, согласно которому источником власти государственной и власти священноначалия является Бог, поэтому они обе призваны помогать друг другу в деле спасения человечества, так сказать, на равных. Государство ограждает Церковь от внешних напастей, а Церковь наполняет жизнь государства высшим смыслом, одновременно сообщая ему внутреннюю целостность, монолитность.

Симфония вырастает из органического единства Церкви и государства. При этом, институализированы, формализованы (как было в Ромейской империи или в синодальный период в России) их отношения или нет – не так уж важно. В основе симфонии – взаимопроникновение, взаимообусловленность двух начал. Ведь государство и Церковь составляют в основном одни и те же личности. Это две взаимопроникающие системы, они соединены не узким мостиком на своих вершинах (юридическим договором - конкордатом), а естественным образом выросли, изначально друг друга поддерживая, в то же время не растворившись друг в друге.

В критические периоды истории внешний образ симфонии порой нарушался, что дает некоторым повод утверждать, будто симфония то являлась, то исчезала. Нам представляется такой взгляд поверхностным, т.к. симфония выступает оптимальным способом существования Церкви во враждебном к ней мiре, это актуализация Церкви в рамках государства.

В ходе обсуждения доклада задавались вопросы: а была ли симфония между Церковью и государством в тот или другой период истории, когда отношения между представителями высшей государственной власти и высшей иерархии переживали не лучшие времена? Я отвечал утвердительно: да, симфония существовала. Но в качестве доказательств я указывал на какие-то конкретные исторические примеры, а не на глубинные основания. А последние неизменно проявлялись следующим способом: если нарушалось согласие, скажем, между царем и патриархом, симфония сохранялась на нижних звеньях церковно-государственных отношений, благодаря чему раны, нанесенные человеческими страстями, вновь и вновь зарастали на общем церковно-государственном теле.

Поэтому осмелюсь утверждать за одним из выступавших, что даже после 1917 г. симфония не умерла, став невидимой, тайной. Симфонию периода гонений можно уподобить невидимому для глаз развитию растения из семени в недрах земли. Наступает время – и оно выходит на свет, для многих, как правило, неожиданно. Так было в IV веке, и подобное происходит прямо на наших глазах. Люди удивляются изменяющемуся порядку вещей. Одни его приветствуют, другие к нему равнодушны, третьи – откровенно враждебны. Но указанный процесс в известной степени объективен.

В этих условиях институализация церковно-государственных отношений также принимает характер объективного процесса, становится, что называется, ответом на вызовы времени. Чем больше нравственное влияние Церкви на государство и общество, тем более зримым и упорядоченным становится их взаимодействие.

Пусть все идет естественным путем, по мере развития растения. Если проявлять неумеренную спешку ради достижения неких конечных результатов, они могут оказаться не лучшего свойства. Всевозможные скороспелые плоды бывают, как правило, с изъянами.

Самое же главное – за опытом нужно обращаться к ромейской и русской традиции, а не к западной. Всякие прививки от совершенно чужеродного, да к тому же еще смертельно больного, растения, каковым является западная цивилизация, к добру не приведут.

Нам важно удержаться перед той опасной гранью, когда усилия, направленные на успех благовествования, могут перейти в выхватывание прав и привилегий для клира, что приведет нас к пресловутым западным конкордатам, а Церковь, как в Италии VII-VIII веков, выродится из общенародной святыни в корпорацию клириков.

Таким образом, существует угроза подмены симфонии псевдосимфонией, некими взаимовыгодными отношениями политической элиты и клира. Истинная симфония не может замыкаться на своекорыстных устремлениях тех и других – она общее дело всей Церкви и большинства граждан. Ее цель не чья-то выгода, а снискание Божия благоволения на церковно-государственные дела. Первейшими проявлениями истинной симфонии должны служить церковное участие в деле воспитания и образования подрастающих поколений и возрастание влияния военного духовенства.

Симфонические между государством и Церковью отношения сделают ненужными связи с различными наднациональными религиозными (еретическими) структурами. Очень показателен пример последнего времени: митрополита Волоколамского Илариона не пустили на территорию Украины, и ни одна из указанных структур не выступила в его защиту. Зато выступил российский МИД.

Обычно симфония крепнет в периоды испытаний. Теперь такое время наступило. Оно требует концентрации усилий, более плотного взаимодействия, более доверительных отношений. Когда внешние силы стремятся расколоть Русский мiр, подтолкнуть его к самоуничтожению, просто не остается другого выхода, кроме симфонии государства и Церкви.
Священник Сергий Карамышев, публицист, Рыбинская епархия
«Да не возрадуется враг»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Об основаниях церковно-государственной симфонии

Поэтому осмелюсь утверждать за одним из выступавших, что даже после 1917 г. симфония не умерла, став невидимой, тайной.

Довольно сомнительное утверждаение... И подлиная симфония возможна только с Помазанником Божиим.
М.Яблоков / 19.05.2014, 17:03

2. Re: Об основаниях церковно-государственной симфонии

Самое же главное – за опытом нужно обращаться к ромейской и русской традиции, а не к западной. Всякие прививки от совершенно чужеродного, да к тому же еще смертельно больного, растения, каковым является западная цивилизация, к добру не приведут.

Очень верное и своевременное замечание! Спаси вас Господи, отче! Буду искать вашу книгу, чтобы прочесть со вниманием.
Алционов / 19.05.2014, 14:11

1. Re: Об основаниях церковно-государственной симфонии

"просто не остается другого выхода, кроме симфонии государства и Церкви." Батюшка выдаёт желаемое и потребное за действительное. А конкретных возможных механизмов не раскрывает Сколько не говори "халва-халва...." Сугубое увы....
Лебядкин / 19.05.2014, 14:03
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Александр Волков
19.04.2024 10:41
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11