15 мая 1932 года был подписан декрет о «безбожной пятилетке». В документе была поставлена задача: «К 1 мая 1937 года имя Бога должно быть забыто на территории страны».
Гонения коснулись всех религий, но главной мишенью была Православная Церковь. 70 епархий были ликвидированы, на свободе остались только 4 архиерея на всю Россию, были закрыты 95% церквей, которые ещё действовали в 1920-х.
По неофициальным планам «Союза воинствующих безбожников», в 1932—1933 гг. должны были закрыться все церкви, молитвенные дома, синагоги и мечети, к 1933—1934 гг. — исчезнуть все религиозные представления, привитые литературой и семьей, к 1934—1935 гг. страну и прежде всего молодёжь необходимо было охватить тотальной антирелигиозной пропагандой, к 1935—1936 должны были исчезнуть последние молитвенные дома и все священнослужители, а в 1936—1937 религия в стране должна была исчезнуть полностью.
Несмотря на все усилия режима, «тотального обезбоживания» не получилось: при переписи населения 1937 года православными верующими назвали себя 1/3 городского населения и 2/3 сельского, то есть более половины населения
СССР – даже при том, что это официальное признание было очевидно небезопасно. Интересно, что среди грамотных оказалось больше верующих, чем среди неграмотных (79,2% против 67,9%). Материалы переписи большевикам пришлось засекретить.
Борьба с религией на этом отнюдь не закончилась. К началу войны в стране оставалось всего ок. 350-400 действующих храмов и 5665 официально зарегистрированных священнослужителей, причем больше половины из них проживали на присоединенных в 1939-1940 гг. землях (Прибалтика, Западные
Украина и Белоруссия, Бессарабия). Только война на некоторое время заставила большевиков «осадить назад», но после войны гонения на религию (закрытие и разрушение церквей, аресты священнослужителей и активных мирян) вновь усилились, достигнув максимума при Хрущеве, а атеистическую пропаганду государство продолжало вести до самого конца советского периода.
Отметим, что в большинстве стран Восточной Европы при коммунистическом правлении притеснение верующих было несравненно слабее (единственное исключение - Албания).
«Чем, на ваш взгляд, объясняется такая непримиримость советской власти к религии? Какие последствия этой антирелигиозной борьбы кажутся вам самыми важными?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, отметил, что дьявол всегда борется с Богом.
«Если мы посмотрим на историю Церкви, увидим, что она претерпевала гонения начиная с первых веков христианства и заканчивая нашими днями. Был культ определенного человека, который пытался заменить Бога, а партия – религию. Такое случается, человек пытается бороться с Богом, - но как бы он ни старался, Бог поругаем не бывает. Еще Иоанн Златоуст говорил, что нет худшего состояния для Церкви, чем когда она находится в состоянии покоя. Сколько в 30-е годы, сколько после Великой Отечественной войны было мучеников? Огромное множество. Сколько было расстреляно архиереев, епископов? Для нас, православных, гонения – дело привычное. А когда Церковь гонима, от нее отстает вся грязь, те, кто пытается прилепиться к ней хлеба ради, преследуя какие-то корыстные цели. Кровью мучеников Церковь укрепляется. Красота Церкви – ее мученики. Для простого обывателя это абсурд, а Церковь на этом зиждется», - заключил священник.
Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, член Общественной палаты РФ, отметил, что «богоборчество коренится в греховной природе человека».
«Человек свободен и может выбрать между добром и злом, куда склонить свою волю. Для чего он борется с Богом? Чтобы в итоге принять, услышать, познать Его. Богу не надо денег и места под солнцем, Он сам Творец всего сущего. А те, кто борется с Богом, они борются с собственной тенью. Вот и Советская власть не слишком преуспела в этом. Человек не может убить Бога, но может убить самого себя. Борьба с Богом кончается не победой над Ним, а победой дьявола над человеком. Отход от Бога не делает человека свободным от воздействия других духовных сущностей. И это крайне важно. А сейчас многие вернулись к вере, и у народа растет чувство патриотизма и гордости», - подчеркнул священник.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в
Москве, считает, что «коммунистическая идеология человеконенавистническая по природе».
«Такая идеология была нужна, чтобы использовать удержаться у власти, а также для научно-технической и военной модернизации. А поскольку идеология претендует на универсальный характер, и ставила своей целью мировую революцию, то другие идейные представления, в том числе религиозные, подлежали уничтожению. Но христианин безбожным идеологемам волей-неволей противостоит, и обернулось это тем, что весь русский народ сильно пострадал в XX веке. Отвергая Бога, любая идеология рискует стать человеконенавистнической по отношению к своему народу, - что мы в истории, увы, и видим», - заключил священник.
Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, напомнил слова архимандрита Кирилла (Павлова), который сказал, что «великая страшная Отечественная война, конечно, явилась следствием попущения Божия за наше отступление от Бога».
«Уверен, что безбожное советское время и гонения на Церковь – это тоже попущение от Бога. Столетиями Церковь имела мощные административные ресурсы, привыкнув полагаться больше на государство, чем на свои внутренние силы. В результате этого проповедь во многом стала формальностью, а изучение Закона Божия в школе скучной повинностью. Наверное не случайно, многие революционеры, террористы и бандиты были либо выпускниками семинарий, либо из семей духовенства. Самым главным последствием атеистической пропаганды и физического уничтожения Церкви, как это ни странно звучит, стало подтверждение евангельской истины: "Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" (Мф. 16:18). Сами того не подозревая, большевики убедительно доказали, что невозможно уничтожить то, что создано Богом. Кроме того, Церковь получила бесценный опыт выживания в нечеловеческих условиях, опыт апологии своей веры. А что касается нетерпимости к Церкви, то вспоминаются слова Чеширского кота из компьютерной игры по «Алисе в Стране чудес» Кэролла: "Демоны крайне невоспитанны: они понятия не имеют, кого можно трогать, а кого — не стоит…"», - заключил священник.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, считает, что «советская власть воспринимала Церковь как врага, потому что та имела особое влияние на души и сознание людей в России».
«Перепись 1937 года это и показывает – в годы безбожия и тяжелейших гонений люди не боялись свидетельствовать, что они верующие, - хотя, наверняка уже не ходили в храмы, но все равно осознавали себя верующими. Это и пугало советскую власть.
Ленин в одном из писем писал, что, мол, чем больше расстреляем черносотенного духовенства, тем лучше для советской власти. Власть пыталась формировать новый тип людей – «homо soveticus», который должен был отречься от старого мира и убеждений. Но Церковь, которая сохраняла свое влияние, не погибла. Главный удар был обрушен в 1930-е годы, но плоды антирелигиозной пропаганды оказались не столь велики, как ожидалось. Стало ясно, что такая нахрапистая кампания не приносит результаты. Далее в 1940-е и последующие годы битва уже сворачивалась и не была такой острой», - заключил священник.
Священник Стефан Домусчи, кандидат философских наук, кандидат богословия, доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова, отметил, что «в глазах большевиков, да и многих других людей, Церковь была связана с монархическим режимом».
«Она благословляла, она венчала на царство. Другой вопрос, насколько эти люди были правы, и отождествляла ли себя с этим режимом сама Церковь. Но это официальная версия. Есть и другие - в частности, что эти люди были сознательными безбожниками, им хотелось уничтожить связанную с Богом Церковь. У Ленина в его работах есть очень жесткие, жестокие слова о Боге, о Христе, которые невозможно интерпретировать просто как политические высказывания в адрес структуры, мешающей развиваться. Это явно личная глубокая ненависть к Богу и ко Христу. Естественно, официально это было связано только с политическими причинами. Но так к Церкви относились далеко не все. В партии поначалу были люди, неплохо относившиеся к религии, но впоследствии они по тем или иным причинам оказались репрессированы или вышли из партии», - продолжил он.
«Мне кажется, самым важным последствием антирелигиозной борьбы стало явление Новомучеников и Исповедников российских. Казалось бы, люди погибали, - но они своим примером свидетельствовали, что для них самое важное - Христос, и это побуждало остальных верить еще сильнее и искреннее. Гонения на Церковь очищают веру. Для каждого человека такая борьба с верой становилась моментом истины. Каждый думал: готов ли он быть христианином оттого, что верует, или потому, что его к этому обязывает жизнь в христианской империи? Гонения на Церковь первоначально привели к очищению ее от людей, веривших только формально. Но потом борьба с Церковью велась не совсем честно: иногда в нее приходили люди, которые стоя в сторонке, подсчитывали прихожан, смотрели, кто как себя ведет, и докладывали об этом, куда следует. Но это уже методы борьбы, к Церкви они отношения не имеют», - заключил священник.
Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, напомнил, что у самых истоков большевизма стояли воинствующие безбожники.
«Если почитать биографию Маркса и Энгельса, становится понятно, - эти люди были воспитаны как безбожные, ярые сатанисты. Если такие люди приходят к власти, они борются с тем, что им противно – с именем Божьим. А последствия всего этого таковы: у людей просто выбили почву из-под ног. Если человек ничего не боится, ему можно все. В результате у людей не осталось ценностей. Человек без Бога не думает о совести, он превращается в животное. Человека уподобили животному миру, обезобразили», - заключил священник.