Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин убежден, что западная модель развития общества сдает свои позиции и интеллектуальный спор ее элит с остальным миром уже проигран, пишет
Regions.Ru.
«Да, у них пока больше оружия и больше денег, чем у остальных частей мира, но ответить ничего на вопрос о пределах роста, на вопрос об основаниях несправедливой силовой и экономической доминанты элит они не могут, интеллектуальный спор они проиграли», - сказал он в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
По убеждению отца Всеволода, диктату испорченного человеческого разума в современных доминирующих в мире экономических и политических структурах осталось «очень немного лет». «И я надеюсь, что удастся, по крайней мере, аккуратно, тихо, спокойно сказать людям: вы не должны жить ради материального благосостояния, ради эгоистических побуждений, ради того, чтобы заниматься только собственным здоровьем, только собственной земной жизнью, а должны жить, в том числе на уровне организации общества, ради Божьей правды. И я надеюсь, что люди постепенно будут все больше это понимать», - сказал он.
«Видите ли вы какие-либо признаки того, что западная модель развития общества сдает свои позиции? Что могло бы прийти ей на смену? Как могла бы выглядеть «организация общества ради Божьей правды»?» - с такими вопросами корреспондент
Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», сказал: «Запад остается самым комфортным и безопасным местом, по образцу которого стремится жить большинство жителей планеты – в смысле комфорта, материального благополучия, хотя и тут наблюдается в последние десятилетия замедление темпов роста экономики, как и снижения уровня нравственного состояния».
«С другой стороны, - продолжил он, - идея либерализма и демократии, которую Запад не только развивает у себя, но и насаждает повсюду, за последние годы действительно померкла, и не только во всем мире, но и в странах самого Запада. Хотя большинство из них ощущает свое превосходство, но восприятие абсолютной ценности потускнело, а внятной альтернативы, к сожалению, не предложено. У России было два периода, когда надматериальные ценности были очень значимы – это время господства идеи "
Москва - третий Рим" и социалистическое общество времен СССР. Сегодня Россия не обладает такими идеями, как и Запад, и утверждает право действовать с позиции силы. Римский вариант: "Мы имеем на это право". А почему так – никто не обсуждает».
«За последний год Россия на всех уровнях – от президента до общественного мнения, безусловно, явила себя как защитник традиционных христианских ценностей, - это очень значимо, - подчеркнул пастырь. - Законы о запрете гей-пропагады и другие действия выставили Россию оплотом традиционных ценностей. Кроме того, в России сильны идеи социальной справедливости, но пока они не так важны для широких слоев населения и большинства представителей элиты. Они часто декларируются, но редко по ним стараются жить. Удастся это или нет на уровне новых формулировок и реального воплощения в жизнь - пока до конца непонятно».
«Христиан, для которых заповеди Христа - реальное основание жизни, по-прежнему меньшинство в нашей стране, и объяснить большинству, почему человек должен стремиться не к материальному благополучию, а к жизни по справедливости, не так уж просто. Принцип большевиков "отберем у богатых и поделим поровну" был непригоден тогда и тем более не встретит одобрения сейчас. Конечно, осуждение олигархата было нашим национальным развлечением в 90-е годы, но до установления идей реальной справедливости нам далеко, как и до того, чтобы на личном уровне люди изменили свое отношение с материально-потребительского на альтруистически-духовное", - считает отец Максим. -
Советский союз ставил задачу создания нового человека, но ничего не вышло. Сейчас у России есть исторический шанс. Насколько мы все вместе сумеем этот шанс реализовать, зависит в первую очередь от первых лиц государства и от каждого из нас. Ведь реальная нравственная духовная жизнь невозможна без аскетики – серьезного самоограничения – в потреблении, страстях, в самоутверждении. То есть человек должен сам устанавливать границы своим желаниям и действиям, но это очень сложный процесс. Насколько общество к этому готово – покажет только время».
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, отметил: «Действительно, признаки видны давно. Другое дело, что кризис цивилизационный может продолжаться долгое время, целыми столетиями. И закат Европы - это закат протестантской и прочих социальных моделей. Как отмечал Питирим Сорокин в работе "Кризис нашего времени": "По воскресеньям пуританин верит в Бога и Вечность, а в будние дни – в фондовую биржу". Это приводит к расколу и глобальному кризису, который в инерционной фазе может продолжаться длительное время».
«Главная беда - это крайнее развитие индивидуализма, предпочтение прав индивидуальных в ущерб соборному мировоззрению, - убежден отец Андрей. - Это еще с эпохи Возрождения начинается, такое крайнее развитие индивидуализма приводит к искаженному восприятию мира, в том числе прав человека. И ООН декларирует права человека, но понимаемые только в рамках западной цивилизации. Попытки устроить общество в рамках "золотого миллиарда" приводят к тому, что те, кто чувствует себя ущербными, пытаются социализироваться. Но, увы, на всех не хватает благ, поэтому сказывается кризис перепроизводства и перенаселения. Вот и происходит пренебрежение правдой Божьей в пользу индивидуалистически самостно понятых благ для человека. Выход один – обращение к следованию истинным евангельским заповедям, но я не берусь сказать, как это возможно сделать. Человек пока предпочитает ложно понимаемые ценности либерализма - якобы свободы и индивидуалистических благ, реализация которых оказывается, увы, разрушительной для самого человека».
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, сказал: «Западная модель развития общества и впрямь сдает свои позиции - она бесперспективна. Тем не менее решительных изменений в мире не предугадаешь. В свое время мы не могли представить ни что рухнет Советский союз, ни, тем более, что и западный мир может разрушиться. Но Советский Союз рухнул, и Запад у нас на глазах сдает свои позиции. Атмосфера бездуховности, вседозволенность и стяжательство по сути своей разрушительны. Что придет на смену этой модели, сказать трудно. Построить справедливое общество на Земле – мечта многих философов, идеалистов. Но, кого ни возьми, у всех это плохо получалось. Если общество будет стремиться к христианским идеалам, к тому, начнет служить общим интересам, люди будут помогать друг другу, поймут, что их жизнь устраивает Господь – такое общество будет процветающим, а люди, его составляющие – счастливыми. С Божьей помощью найдутся нужные формы социальной, общественной, государственной и личной жизни людей».
Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, считает, что необходимо с самого раннего возраста воспитывать детей на собственном примере. «Как объяснить ребенку, что он должен жить ради Божьей правды, если ни отец, ни мать сами не живут по этой правде? – задается вопросом он. - Ведь ребенок все понимает, он чувствует лицемерие, которое присутствует в его семье. Даже самому отъявленному безбожнику видно, что процессы, запущенные Западом, не только искалечили общество, но направили его развитие в совершенно ином направлении. Это мы можем наблюдать на примере однополых "браков". Французы протестовали против их легализации, но кто к ним прислушался? И что в результате получилось? Воспитательный процесс запущен в направлении, противоположном Божьему замыслу о человеке. Это общество воспитывать поздно».
«Человека нужно воспитывать с самого его рождения, в этом процессе должны принимать участие все: семья, школа, государство. Наша государственная политика, к счастью, движется в правильном направлении, но этого недостаточно. Нужно подключать всех, начиная со СМИ. Мы говорим о каких-то высоких материях, но, включив телевизор, открывая газету, видим ложь, грязь…. Лечить нужно весь организм: нельзя, вылечив палец, забыть про голову. Если каждый из нас одумается, общество какое-то время просуществует. Ну а если мы будем жить по западной модели, наш род просто не сможет продолжаться, и мы вымрем», - заключил отец Андрей.
Священник Владислав Гончаров, пресс-секретарь Ижевской и Удмуртской епархии, сказал: «Политическое обустройство, культурные, а также национальные традиции, у каждой страны свои. И у каждого народа такая власть, какую в настоящее время он заслуживает. Готов народ к монархии – монархия, к демократии – демократия».
«Конечно, - продолжил он, - западная модель общества для нашей страны не совсем приемлема. У нас многонациональная страна, свои морально-этические нормы, и эти нюансы нужно учитывать. Для каких-то стран западная модель общества, быть может, и подойдет, для России - нет. "Общество, устроенное ради Божьей правды" - на мой взгляд, несколько абстрактное понятие. Я не знаю ни одной страны, ни сейчас, ни в истории, где все совершалось бы по Божьей правде, где соблюдаются все заповеди Божьи. Но для гармоничного общества это и не обязательно. Для верующих людей - да. Но ведь в любой стране есть атеисты, представители других религий, и чтобы создать идеальное для этой страны общество, его нужно строить, основываясь не на Божьих заповедях, а на морально-этических нормах, которые, в свою очередь, основаны на Божьих заповедях и с ними перекликаются».
Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери, отметил: «На мой взгляд, формируется новый многополярный мир. В ближайшее время, говорят, Китай догонит Америку по уровню ВВП. Возможно, в этом новом мире и будут постулировать основные нравственные истины, но что это будет за мир – христианский, буддистский или еще какой – предположить невозможно. Все в руках Божьих. Господь сам назначит время финальной точки и поставит ее. Наша страна очень зависима от лидера.
Владимир Путин каждый раз предлагает вполне разумную и нравственно обоснованную точку зрения. Но до Путина был пьяница Ельцин, и что? Жили же с ним. А что будет после Путина, предположить невозможно».