«Война на уровне культуры важнее, чем война с помощью танков и пушек»

Известные пастыри об «Основах государственной культурной политики»

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
225
Время на чтение 10 минут
Президент России Владимир Путин встретился со своим советником Владимиром Толстым, который представил ему документ «Основы государственной культурной политики». Документу еще предстоит широкое общественное обсуждение на разных площадках, в Общественной палате, Государственной Думе, Совете Федерации, на молодёжных форумах, чтобы по итогам этих обсуждений сформировать окончательный текст.

«Какой, на ваш взгляд, должна быть политика государства в области культуры? Как избежать попыток тотального контроля – которые неминуемо вызовут противодействие, тем более сейчас, когда для свободного распространения информации возможностей куда больше, чем в 1970-х – 1980-х?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», считает, что никакой государственной культурной политикой невозможно создать нового Пушкина, Толстого или Глинку. «Это вообще не может быть задачей государства, - пояснил он. - Культуру создает народ, но при определенных условиях. Причем эти условия не сводятся к конкретным суммам, которые выделяются для поддержки определенных направлений культуры или блокировки нежелательных направлений. Мы знаем, что расцвет русской культуры, ее Золотой век, пришелся на время правления Николая I, которого никак нельзя назвать демократичным. Николай I не занимался созданием культуры, но Пушкин все же был замечен и всячески поддержан. Период расцвета советской культуры тоже нельзя назвать особенно вольным – однако же культура жила и развивалась. Зато 1990-е годы, когда началась демократия, не породили ни одного значимого культурного феномена, который вошел бы в историю. Поэтому задача государства - поддерживать то положительное, что будет возникать в культурной сфере».

«Важная роль государства могла бы выразиться в создании мест, где население могло бы приобщаться к культуре. Гергиев и Спиваков – это вершина айсберга, такие люди появляются в любой сфере деятельности, когда у пирамиды, на вершине которой находятся мастера высочайшего класса, есть широкое основание, то есть создаются условия, когда народ начинает интересоваться музыкой. Например, развита сеть музыкальных школ. Важно, чтобы люди, которые помогают развитию культуры, поддерживали действительно то, что, по крайней мере, не будет плохо влиять на нее, - уверен пастырь. - У нас не так много денег, чтобы ими разбрасываться на поддержку чего попало. Культура неотделима от общенародного настроения. Если народ печется только о земном, никакой серьезной культуры не появится, - или же она будет уж очень, мягко говоря, специфической. Если же интересы народа обращены к духовному, тогда будет рождаться и культура. Поэтому нужно способствовать формированию интереса к своим историческим корням. Государство должно поощрять у народа реальное ощущение своей сопричастности к большому государственному процессу. Тогда у нас будет великая культура».

«Война на уровне культуры, смыслов, реальных интересов в настоящее время даже важнее, чем война с помощью танков и пушек или война экономическая. СССР проиграл Западу в первую очередь на уровне культуры, - полагает отец Максим. - У нас была своя высокая культура, но мы не сумели правильно ею воспользоваться. Во многих вопросах, как в балете, мы как были, так и остаемся впереди планеты всей, но нового ничего не породили. Поэтому важно, чтобы наша культура рождала новые смыслы».

Протоиерей Сергий Рыбаков, доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии, сказал: «Сама связь "государство – власть – общество" совершенно неадекватна реалиям, которые существуют и заданы самим творцом человечества – Богом. Надо перейти к другой триаде: народ – его религиозный выбор – государство как механизм, который формируется народом для полноты реализации своих религиозных устремлений. В этой триаде нет противоречий между государством и народом, если государство исповедует ту же религиозную доктрину, смотрит теми же глазами на окружающие события, что и народ. И тогда отпадают всякие рассуждения о том, что личность подавляется государством».

«Другое дело, - продолжил он, - когда государство воспитывает элиту, не готовую воспринимать народные идеалы, а народ перестает понимать, что хочет эта элита. В советский период, особенно во время и после войны, государство и народ чувствовали свое единство, в этот период культура развивалась весьма гармонично, и отголоски этого мы видим до сих пор в мультфильмах и фильмах, которые народу нравятся. А сегодня надо прежде всего вытеснять псевдокультуру, которая заполонила все. Государство должно понять, что деятельность, например, Марата Гельмана и прочих подобных ему не соответствует нашей традиции, что это антинародное и антигосударственное псевдоискусство. Эту псевдокультуру вытеснит и заполнит культура с православной основой, этноконфессиональная культура».

«То, что воспевает красоту Богом созданного мира, показывает лучшие стороны человека как образа Божьего – это и есть культура, - подчеркнул пастырь. - А все, что издевается над человеком, унижает, искажает красоту Божьего мира – это не есть искусство, а его жалкая подделка, ложь. Важно это различать и в конечном итоге увести ложную культуру в андеграунд, где она в здоровом обществе и пребывает. Сейчас положение в силу геополитических реалий и роста самосознания народа меняется, и в культурной области будет наведен порядок вместо того хаоса, который установился в 90-е годы и продолжается до сих пор, особенно в наших обеих столицах. В Рязани, например, все-таки более чистое отношение к искусству и со стороны деятелей искусства и со стороны граждан нашей области».

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, напомнил, что при советской власти не было возможности выражать критическое отношение к действительности. «Даже очень талантливых людей усиленно загоняли в рамки дозволенного. Но некоторые при этом все равно находили возможность говорить то, что хотят, - отметил он. - Плохо, когда правящая верхушка не позволяет критиковать свои решения и поступки. Критика нужна прежде всего ей самой: сверху хорошо видно далеко не все. Культура - часть истории, и нельзя ее изучать в отрыве от исторического процесса, в котором она развивалась. Мировая история, мировая культура хранят примеры человеческой мудрости, доброты, самоотверженности. Например, у древних римлян было три доблести: верность заветам предков и знание своих героев; личное воинское и гражданское мужество; верность законам. Это значит, что в Древнем Риме не было коррупции, подкупа, других преступлений. Просто все воспринимали закон как некую данность, ниспосланную свыше. У римлян даже была пословица: "Пусть погибнет мир, но восторжествует закон". Нарушать его не позволялось никому. Законы могли быть жестокими, но они все равно действовали».

«Так вот, - продолжил пастырь, - необходимо учиться у великих. Ну как можно отбросить римскую историю и великих римских героев? Шекспира? Мольера? Он одним из первых описал отрицательные образы представителей буржуазного строя, а именно они пришли к власти в эпоху Французской революции и пролили потоки крови. Мольер почувствовал это страшное начало. Если с помощью средств массовой информации, культуры и, в первую очередь образования, решать первоочередные задачи, мы очень быстро получим хорошие результаты. Если брать за основу достижения человечества, а не только русского народа, результаты будут еще лучше. Конечно же, все это нужно обсудить с привлечением как можно большего количества людей, сформировать комиссию, готовую работать над этим проектом, который был бы принят и одобрен большинством».

Протоиерей Александр Ткаченко, директор государственного Детского хосписа, основатель детских хосписов в России, настоятель храма в Суворовском военном училище и храма при городском гериатрическом центре в Санкт-Петербурге, поддержал мысль, что культура должна стать приоритетом для современного общества. «На мой взгляд, опасаться "тотального контроля" сегодня нет оснований: напротив, иногда сами граждане просят государство защитить их от некоторых проявлений массовой культуры, оскорбляющей их чувства или заставляющей беспокоиться за детей. Зато перспектива масштабной поддержки государством культурных проектов не может не вызывать оптимизма, - отметил он. - Русская Православная Церковь во все века придавала большое значение развитию культуры. И сегодня она осуществляет свое служение не только в храме. Социальная ответственность Церкви видна и в развитии культуры: священники и активные прихожане создают театры для взрослых и кукольные театры, даже небольшие музыкальные и художественные школы; детские и взрослые любительские хоры, скаутские отряды; проходят круглые столы на различные темы, творческие мастер-классы, лекции...»

«Как настоятель большого прихода, я знаю все это не понаслышке. Подчеркну, что каждая из этих сфер деятельности не обязательно напрямую тематически связана с религией: например, в хоре дети учат не только духовные песнопения, но и просто хорошие песни; на мастер-классах декорируют предметы интерьера, а не делают подсвечники; в театрах ставят классические и неклассические пьесы. Главное – хороший вкус в выборе того или иного рода деятельности, - пояснил он. - Классическая литература ставит вопрос: "Так что же есть такое красота?" - и часто приходит в поиске ответа к нравственным основам бытия, а далее - к их Создателю. Творчество или творческое созерцание предметов искусства наполняет сердце человека радостью. Господь создал мир прекрасным, и люди стараются сохранить его красоту или подчеркнуть ее своими творениями».

«Конечно, Церковь не имеет таких возможностей, как государство. А государственная поддержка культуры должна выражаться не только в создании школ искусств, широком распространении гуманитарного образования, но и формировании общественного мнения в области культуры. Гуманитарное образование должно стать престижным, и постыдной, неприличной должна быть необразованность, незнание достояний национальной и мировой культуры», - заключил пастырь.

Священник Михаил Артеменко, клирик Свято-Владимирского храма пос. Разумное Белгородского района Белгородской области, психолог, руководитель семейно-консультационного центра св. блгв. кн. Петра и Февронии в пос. Разумное, подтвердил: «Бесспорно, культура должна развиваться, у каждого человека должна быть возможность для самореализации, но все же это как-то нужно контролировать. Называть культурой умение рисовать похабщину, выставлять потом так называемую культуру на всеобщее обозрение и говорить о том, как это замечательно… Не все, через что человек самовыражается, есть культура. У нас есть молодежная субкультура: "готы", "эмо" – они тоже будут претендовать на то, чтобы быть частью культуры».

«Хаотичное культурное пространство нужно как-то контролировать, - считает пастырь. - Само слово "культура" означает "возделывание", воспитание. Так вот, необходимо воспитывать подрастающее поколение, развивать таланты, но в то же время, как садовник, следить, чтобы ветви не росли в неположенную сторону. Ну а вообще культура – и правда довольно широкое понятие. Это не только музеи, архитектура, внешний вид поселка или города – это наша история. Она меняется, а культура развивается».

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, сказал: «В наше время государство не может контролировать все процессы - но, безусловно, может сформулировать для общества систему приоритетов и реализовывать ее с помощью рычагов, которые у государства есть – это различные дотации для СМИ, кино и т.п. Те же Гергиев и Спиваков наверняка не за личный счет гастролируют».

«Прежде всего, - отметил он, - в системе приоритетов должны быть учтены традиции, связанные с духовным состоянием общества, то есть традиционные религии, и в первую очередь Православие. Делать только на этом акцент, конечно, не совсем правильно: наше общество секулярно. Но в любом случае все уходит корнями в традиционные ценности, которые сформированы православием, и любая опора на традиционные религии сыграет свою положительную роль. Если будут пропагандировать многодетность, начнется борьба с абортами, если не будет распространяться "гей-пропаганда" и подобного рода несуразица, если патриотизм не будет подменяться космополитическим либеральными суждениями – тогда сформируется молодое активное поколение, которое будет любить страну и создавать крепкие здоровые семьи. И если есть политическая воля у государства, этого вполне можно достичь. А маргинальные группы будут всегда, этого не избежать. Но когда большинство начнет исповедовать основные принципы, общество будет единым. Раскол, конечно, опасен для духовного развития общества».

Иерей Андрей Михалев, настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии по вопросам семьи Орловско-Ливенской епархии, уверен, что контроль в культуре необходим. «Сейчас антикультуру стали воспринимать как культуру, а этого быть не должно. Сейчас наш главный идеолог интернет. А в нем и ребенок, и подросток, и взрослый, найдет много такого, что преподносится как настоящая культура, хотя ничего общего с ней не имеет. Необходимо также в школе в полном объеме преподавать классическую литературу, произведения Бунина, Достоевского, Толстого, Есенина, - что сейчас очень сильно урезано, и вернуть это нужно как можно быстрее», - призвал он.

«Что касается живописи... Вы спросите у современных школьников, кто такие Шишкин, Васнецов – знают ли они? А ведь с их именами связан расцвет русской живописи. Сейчас и Пушкина-то знают "постольку, поскольку". С каждым годом ситуация ухудшается. Любовь к культуре нужно прививать в детском саду, в школе. В двадцать один год это уже бесполезно. Именно в общеобразовательной школе должен закладываться базовый фундамент. Сейчас ребенку забивают голову какими-то сложными и ненужными задачами, но в итоге они не становятся академиками. Наверное, образовательный процесс идет не по тому пути, - полагает пастырь. - С человеком, прочитавшем в жизни только одну книгу - азбуку, трудно рассуждать о высоких материях: он этого просто не воспримет. Невозможно привить ему любовь к родине, отечеству, если он не будет любить свою культуру, литературу, фольклор. А если он не будет любить свою родину, то и не будет ее защищать».

Священник Николай Святченко, председатель Отдела по миссионерской, молодежной и катехизаторской работе Гатчинской и Лужской епархии Санкт-Петербургской митрополии, сказал: «Так или иначе, культура связана с религиозным представлением человека, его духовным мировоззрением. Если мы непредвзято рассмотрим многочисленные примеры поистине гениальных произведений в русской культуре, будь то музыка или литература, мы увидим, что они были связаны с духовными, и прежде всего христианскими, переживаниями. Отрадно слышать, что власти придают большое значение процессу воспитания российского гражданина, по крайней мере, развитию его духовности. Мы не можем заставить человека верить в Бога - да этого и нельзя делать. Это очень личное. Мы помним, что наша культура своими корнями уходит в Православие, религию, но при этом понимаем: важно, чтобы человек сам пришел к Богу. Но с другой стороны, мы осознаем: если человек уже находится на пороге Церкви и в чем-то сомневается, но для него многое значит российская культура, это уже принесет плоды для нашего общества, его консолидации, единства».

«При этом должна сохраниться самоидентификация людей, принадлежащих к определенному народу, живущих в стране с такой замечательной историей. Западная культура тоже интересна, в ней много положительного. Мы можем и должны это перенимать, но брать самое лучшее, помня, что для нас фундамент - наша культура», - заключил отец Николай.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Бывший СССР
День памяти дипломата кн. А.А.Безбородко
Сегодня мы также вспоминаем дипломата путешественника И.И.Лепехина, художника В.Л.Боровиковского, историка литературы Л.Н.Майкова, генерала П.И.Батова, писателя С.П.Залыгина и реставратора А.П.Грекова
19.04.2024
Заметки из бывшей Северной Фиваиды
Контора артели «Новый путь», чайхана, «наливайка» – всё это на месте святынь
18.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
Высока у подвига цена
К 90-летию учреждения звания Героя Советского Союза
17.04.2024
День памяти М.В. Ломоносова
Сегодня мы также вспоминаем актера Ф.Г.Волкова, мореплавателя В.Я.Чичагова, художников Д.Г.Левицкого и А.Я.Головина, филолога Д.Н.Ушакова, танкистов С.В.Хохрякова и С.Ф.Шутова, писателя Б.Н.Ширяева и Патриарха Алексия I
17.04.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Павел Тихомиров
19.04.2024 09:55
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11