Патриарх Кирилл: «На примере Иуды можно видеть, как страшен порок сребролюбия»

В Великую среду Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя и удостоил ряд клириков Москвы богослужебных наград

Новости Москвы  Великий пост 
0
488
Время на чтение 10 минут
16 апреля 2014 года, в среду Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил последнюю в этом году Литургию Преждеосвященных Даров в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, сообщает Патриархия.ru.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений, первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; клирики Храма Христа Спасителя и г. Москвы.

За малым входом, в соответствии с Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, за усердное служение Церкви Божией и пастырское душепопечительство ряд клириков г. Москвы к празднику Святой Пасхи были удостоены богослужебных наград:

права ношения палицы —

- протоиерей Владимир Александров, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине;
- протоиерей Алексий Бубнов, настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Никольском;
- протоиерей Михаил Глазов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино;
- протоиерей Владимир Голубцов, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах;
- протоиерей Сергий Горшков, клирик храма Вознесения Господня на Гороховом поле;
- протоиерей Александр Дубинин, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при благотворительных учреждениях и общежитиях братьев Лялиных;
- протоиерей Иоанн Емельянов, клирик храма св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице им. Н.И.Пирогова;
- протоиерей Андрей Жиляк, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы дер. Руднево;
- протоиерей Владимир Ковтуненко, настоятель храма свт. Стефана Пермского в Южном Бутове;
- протоиерей Павел Куцов, клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках;
- протоиерей Георгий Ланкин, клирик храма свв. мчч. Адриана и Наталии в Бабушкине;
- протоиерей Андрей Михайлов, клирик храма прп. Сергия Радонежского в Рогожской слободе;
- протоиерей Владимир Мишкорез, клирик храма Живоначальной Троицы в Останкине;
- протоиерей Алексий Муравейник, настоятель храма прп. Симеона Столпника за Яузой;
- протоиерей Серафим Недосекин, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе, благочинный храмов Георгиевского округа Западного викариатства;
- протоиерей Андрей Овчинников, клирик кафедрального соборного Храма Христа Спасителя;
- протоиерей Сергий Павлов, клирик храма вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках;
- протоиерей Александр Пахомов, клирик храма прпп. Сергия и Германа Валаамских чудотворцев;
- протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе;
- протоиерей Александр Птицын, настоятель храма Воздвижения Креста Господня на Чистом вражке;
- протоиерей Михаил Райчинец, клирик Богоявленского кафедрального собора;
- протоиерей Сергий Точеный, настоятель храма св. ап. Иакова Зеведеева;
- протоиерей Георгий Хаджийский, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Воронове;
- протоиерей Сергий Шастин, настоятель храмов Крутицкого подворья;
- протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель храмов в Зарядье, что в Китай-городе;
- протоиерей Христофор Хилл, клирик Андреевского монастыря;
- игумен Гермоген (Ананьев), насельник Данилова монастыря;
- иеромонах Никон (Каширин), насельник Данилова монастыря;
права ношения набедренника —

- священник Алексий Дикарев, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Б.Ордынке;
- священник Александр Досталь, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Кунцеве;
- священник Георгий Иванов, клирик храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино;
- священник Петр Иванов, клирик храма Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери в Измайлове;
- священник Алексий Кузьмичев, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове;
- священник Андрей Левончук, клирик храма Всех святых во Всехсвятском;
- священник Дионисий Лукин, клирик храма вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе;
- священник Андрей Малевич, клирик храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино;
- священник Евгений Марков, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе;
- священник Михаил Палкин, клирик храма свт. Митрофана Воронежского на Хуторской;
- священник Алексий Попов, клирик храма прп. Серафима Саровского в Раеве;
- священник Игорь Прасолов, клирик храма Владимирской иконы Божией Матери в Потапове;
- священник Олег Тогобецкий, клирик храма Воскресения Словущего в Крутицком подворье;
- священник Игорь Шаров, клирик храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках;
- иеромонах Никандр (Стогний), клирик Высоко-Петровского монастыря;
- иеромонах Парфений (Леонов), клирик Высоко-Петровского монастыря;
- иеромонах Феогност (Ткачев), насельник Данилова монастыря;
права ношения двойного ораря —

- диакон Виктор Волков, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском;
- диакон Николай Тихомиров, клирик храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах.
Перед Причастием проповедь произнес священник Сергий Куксов, клирик Храма Христа Спасителя.

По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом.

«Среда Страстной седмицы погружает нас в воспоминание о предательстве Иуды (Мф. 26:6-16). Это предательство произошло в доме Симона прокаженного, который был исцелен Спасителем. Именно в этом доме женщина, потратив все деньги, какие только имела, на драгоценное миро, возлила его на Спасителя. По древнему еврейскому обычаю так поступали с богатыми, знатными людьми, которых приуготовляли к смерти. После их кончины также возливали благоухание, — чтобы как можно дольше сохранять тела усопших от тления. Такое возлияние могли позволить себе только очень богатые люди, потому что по цене миро было как целое состояние. И вот эта небогатая женщина тратит все свои средства, чтобы купить миро и возлить его на Спасителя. Один этот факт свидетельствует о том, что женщине было нечто открыто, ведь даже апостолы, которым Господь говорил о Своей смерти и Воскресении, практически ничего не помнили или, по крайней мере, вели себя так, будто не обратили внимания на Его пророчества — ни до страданий Спасителя, ни сразу после Его смерти. А бедная женщина, по всей вероятности, вообще не знала об этих пророчествах, но ей было открыто нечто, и сердце ее откликнулось на предстоящие страдания безгрешного Человека, Который сделал так много добра, в том числе людям грешным, не отличая грешника от праведника. Видимо, в благодарность за всё, что совершил Спаситель, предчувствуя Его кончину, она и возлила драгоценное миро на Его главу», - сказал Его Святейшество.

Он напомнил, что в тот же самый момент Иуда принимает решение пойти и предать Спасителя. «Что означало предательство? Оно означало большую услугу тем, кто хотел убить Господа. Поскольку Спаситель, совсем недавно воскресивший Лазаря, пользовался огромным уважением, так что вокруг него собирались сотни, а может, и тысячи людей, то взять Его, арестовать при людях было опасно — можно было навлечь на себя гнев разъяренной толпы. Поэтому те, кто замышлял это преступление, нуждались в помощнике, — им был нужен некто, кто предал бы Спасителя, кто сказал бы желающим схватить Его, где и когда это можно сделать без риска народного сопротивления. В тот самый момент, когда женщина возливала миро, что-то страшное, видимо, происходило в душе Иуды, ведь он сразу же принимает решение пойти и предать Спасителя, а перед этим еще и говорит: "Зачем такая трата? Ведь это миро можно было бы продать". Для Иуды было бы логично закончить фразу так: "а деньги забрать себе", но он не посмел это сказать, а потому лицемерно предлагает деньги, которые можно было бы выручить, использовать для помощи нищим. На что Господь отвечает: "Нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда. О том, что сделала эта женщина, станет известно везде, где будет проповедано Евангелие, — она приготовила Меня к погребению". Безумная с точки зрения Иуды трата была поводом к тому, чтобы пойти и донести на Спасителя, — поводом, но не причиной, потому что причиной было нечто другое. Как свидетельствует Евангелие, Иуда носил ящик с общими деньгами, потому что у апостолов не было личных средств. Все, что жертвовали люди, складывалось в этот общий ящик, а оттуда деньги извлекались для покрытия необходимых расходов. Иуда был блюстителем этого ящика, но человеком нечестным, который запускал туда свою руку и похищал деньги, — другими словами, Иуда был вор. Этот страшный порок и стал внутренней причиной того, почему именно поступок женщины повлек за собой решение предать Спасителя. То, что совершила женщина, не соответствовало внутреннему миру, если угодно, идеалам Иуды. Он жил ради других целей, у него были другие ценности, и господствующей целью было обогащение — правдой или неправдой. Иуда был сребролюбец, а поскольку правдой эту страсть было невозможно утолить, он утолял ее неправедным путем, воруя не принадлежащие ему средства», - добавил Предстоятель.

«На примере Иуды можно видеть, как страшен порок сребролюбия. Во-первых, он подталкивает человека к нечестным, преступным действиям. Все те, кто похищает материальные ценности, — сребролюбцы. Среди них нет ни одного, для кого деньги не играли бы самой важной роли. Деньги так вожделенны, что уже невозможно раздумывать о средствах, — все средства хороши, лишь бы денег было как можно больше. И ведь речь идет не только о преступниках, о ворах. Речь идет и о тех, кто пытается любыми способами, которые допустимы в обществе, безгранично умножать свое богатство. Это имеет отношение к жизни не только нашего народа и нашего общества, но и любого другого народа и всего рода человеческого. Сребролюбие — это Иудина страсть, которая поразила сознание большинства людей. А если эта страсть господствует, то предательство становится делом легким и простым. Можно предать мужа или жену, можно предать детей, можно предать друзей, можно предать свой народ. Чего только нельзя предать для того, чтобы получить вожделенное!» - восклицает Патриарх.

Он напомнил слова святого Иоанна Златоуста, который, размышляя не тему сребролюбия, сказал, что «человек должен господствовать над деньгами, он должен быть господином над ними, но не деньги должны господствовать над человеком; и это очень правильное и точное определение». «Господствовать — значит использовать материальные средства так, как человек считает нужным, и в том числе это означает способность отказываться от материальных средств в пользу других. А святой Исидор Пелусиот, размышляя на тему сребролюбия, говорит вот что. Если бы можно было взять с собой деньги после смерти, если бы они могли хоть как-то утешить человека, пораженного страстью сребролюбия, — так ведь нет! Ни деньги, ни дома, ни обстановку, ни машины, ни другие ценности, которые люди стремятся приобретать здесь, взять с собой невозможно, сколько бы богатств у человека ни было. Что же предлагает святой Исидор Пелусиот? Он говорит, что эти деньги нужно правильно вложить. Какую же за «инвестицию» он предлагает? Святой Исидор учит вкладывать деньги, которые невозможно взять с собой после смерти, в других людей, — обменивая деньги на милость Божию», - продолжил Патриарх.

Он также напомнил Евангельскую притчу, которая содержит такие слова Господа: «Стяжите себе друзей от мамоны неправды» (Лк. 16:9). «Эта притча иногда с трудом понимается людьми, но смысл ее очень прагматичный и трезвый. Господь предлагает даже материальные средства использовать для того, чтобы обретать друзей. А святой Исидор Пелусиот, продолжая эту мысль, говорит: то же самое можно сделать не только в отношении живущих в этом мире людей, но и как бы вложить материальные блага в будущую загробную жизнь, обменять их на милость Божию. Это очень глубокая мысль. И сегодняшнее Евангельское чтение, которое свидетельствует о пагубности сребролюбия для души человека, должно и каждого из нас подвигнуть к мысли: а что будет с нами, с нашим материальным достоянием, когда мы уйдем в вечность? Многие считают, что достаточно оставить свои средства близким, родным. А, может быть, недостаточно? Может быть, нужно найти иные способы обменять деньги на милость Божию? У кого-то этих денег совсем немного. У кого-то они есть, а у кого-то есть огромные деньги. Чем больше денег, тем больше ответственность, тем больше нужно сделать, тем больше нужно вложить, чтобы обменять богатство, по слову преподобного Исидора, на милость Божию. То, что имеет временное, преходящее значение, то, что является прахом для вечной жизни, может быть инвестировано в вечные ценности — через правильное отношение к деньгам и материальным средствам, пока мы живем в этом мире. И да поможет каждому из нас Господь действовать именно так, чтобы бренное и материальное мы могли обратить к вечному спасению. Аминь», - заключил Его Святейшество.

После богослужения в алтаре Храма Христа Спасителя состоялась беседа Предстоятеля Русской Церкви с награжденными клириками. От лица награжденных клириков Святейшего Патриарха поблагодарил протоиерей Серафим Недосекин.

Обращаясь к духовенству, Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал:

«Отец Серафим, дорогие братья!

Хотел бы всех вас сердечно поздравить с наградами. Эти награды являются знаком выражения признательности Церкви — не только Патриарха — всей Церкви, а значит, епископата, духовенства и народа Божиего — тем трудам, которые вы осуществляете. А труды эти имеют огромное, я бы сказал — решающее значение для жизни нашего народа.

Все то, что мы делаем, связано с самым главным — со спасением человеческой души. Но спасение души формируется в реальных исторических условиях жизни — личной, семейной, общественной жизни. И мы знаем как то, что происходит в человеческих обществах, может разрушать духовный мир, как могут насаждаться ложные, греховные ценности, как эти ценности (как это происходит в некоторых странах) насаждаются при помощи законов. Все это реальность сегодняшнего дня.

И когда мы говорим, повторяя великие слова о том, что Церковь земная есть Церковь воинствующая, мы говорим правду. Церковь призвана бороться с грехом и вести людей ко спасению, несмотря на самые сложные внешние обстоятельства ее исторического бытия. А сегодня обстоятельства очень непростые.

Поэтому я всех вас призываю трудиться, может быть, вдесятеро усерднее. Нас с вами не так много в Москве. Полторы тысячи на 15 миллионов — это капля в море. Да и не все из этих полутора тысяч проповедуют Слово Божие и в силу разных обстоятельств, и в силу разных послушаний. Поэтому именно на московских священников ложится, в первую очередь, огромная ответственность за все то, что мы как Церковь града Москвы совершаем во имя спасения людей.

Поэтому я, поздравляя вас, радуюсь, что вы удостоены этих наград. Это не просто протокольная награда, а это награда, которая соответствует вашим деяниям, успехам и трудам. И дай Бог, чтобы и дальше вы продолжали успешно трудиться во славу Божию. Помогай вам Бог!».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Великий пост
Значение поста по отношению к падшим духам
Поучение в четвертую неделю Великого поста
15.04.2024
Давно это с ним?..
Проповедь
15.04.2024
«Молитва сильна тогда, когда мы начинаем жить по-христиански»
Задача Церкви заключается в том, чтобы у православных христиан появился опыт живой связи с Богом
15.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
16.04.2024 15:58
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:41
Давайте вспомним всех павших!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:23
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.04.2024 15:14
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
16.04.2024 14:49