«Любой человек может быть нравственным независимо от его религиозности и наоборот»

Социолог Екатерина Добренькова о неверной трактовке обозревателем «Газеты.ру» данных международного социологического исследования о вере в Бога и морали

0
160
Время на чтение 4 минуты
По результатам международного социологического исследования Pew Research, чем заметнее уровень секуляризации в стране, тем меньше ее жители склонны считать мораль следствием веры в Бога, говорится в статье Бориса Фаликова «Религия без морали», опубликованной на сайте «Газета.ру».

В целом, по словам автора статьи, опрос показал, что мораль связывается с верой в странах «глобального юга», как нынче называют Азию, Африку, Ближний Восток и Латинскую Америку. Тогда как на Западе принято считать, что мораль автономна и совсем не требует для себя санкций свыше. Чем заметнее уровень секуляризации в стране, чем обеспеченнее ее обитатели, тем больше они склонны придерживаться подобной точки зрения.

«Единственным исключением являются США, где мораль по-прежнему накрепко увязывается с верой. Опрос это подтвердил. Пуританское наследие живо среди американцев по сей день и заметно для взгляда, не вооруженного социологической премудростью», - сказано в статье.

Чемпионами религиозной морали стали Индонезия и Гана. В этих странах практически все население (99%) считает, что только вера диктует, как себя нужно вести. Немногим уступают Пакистан (98%), Египет (95%), Иордания (94%) и Нигерия (91%).

Иная ситуация в Европе. Больше всего сторонников автономной морали во Франции (85%), но от родины секуляризма не слишком отстают Испания (80%), Чехия (78%) и Британия (78%). «Хорошо известно, что Испания стремительно секуляризуется. Реакция на агрессивный католицизм времен франкистской диктатуры не заставила себя долго ждать. И это вполне закономерно», - пишет автор статьи.

Он отмечает, что в Северной Америке очень интересен разрыв между Канадой и США. Первая следует европейской модели, автономную мораль в ней поддерживают 67%, тогда как у соседа — меньше половины населения (46%), а больше половины настаивают на морали религиозной (53%). «Это безусловно свидетельствует об уникальности американского опыта, но заставляет задуматься и о том, что уникальность понемногу сходит на нет. Ведь еще совсем недавно подавляющее число американцев свято верили в религиозную основу морали. Теперь их всего лишь немногим больше половины», - говорится в публикации.

Однако Китай разительно отличается от своих азиатских соседей. Если в Южной Корее мораль связывают с религией больше половины населения (54%), а в Японии несколько меньше (42%), то в Китае это число совсем ничтожно (14%). Возможно, в стране до сих пор сказывается влияние коммунистической идеологии, которая яростно сражалась с религией.

Однако китаист Иэн Джонсон высказал на этот счет любопытную гипотезу. Дело в том, что социологическая служба, которую американцы подрядили для исследования в Китае, перевела слово «Бог» в узком смысле, так как его называют лишь китайские протестанты. Остальные верующие для этого используют другие иероглифы. Поэтому они и не смогли адекватно ответить на поставленные вопросы.

«Так что 14% сторонников религиозной морали — это китайские протестанты, что свидетельствует о больших успехах этой конфессии, а вовсе не о зашкаливающем уровне секуляризации в Китае», - пишет Б.Фаликов.

По его словам, первенство по самому интересному результату исследования следует отдать России. На вопрос, нужно ли верить в Бога, чтобы быть моральным, положительно ответили всего 38% россиян. А противоположного мнения придерживаются 55%, то есть больше половины населения. Среди наших соседей по опросу оказалась скорее Германия (33 и 66%), чем православная Греция (49 и 51%) и католическая Польша (44 и 51%). Получается, что уровень секуляризации у нас в стране довольно велик.

«Однако те европейцы, которые перестали считать себя протестантами или католиками (а таких становится все больше), полагают, что мораль в их жизни продолжает играть важную роль, просто источник ее не коренится в религии. Напротив, подавляющее большинство россиян (по некоторым опросам — до 80%) предпочитают называть себя православными», - отмечается в статье.

Данные исследования прокомментировала в интервью «Русской народной линии» доктор социологических наук, профессор, первый проректор Международной академии бизнеса и управления Екатерина Добренькова.

Когда журналисты делают свой анализ социологических исследований, он, к сожалению, может быть недостоверным. Они не всегда правильно трактуют полученные данные, все-таки они не аналитики. Данные, которые представлены в итогах опроса, - это просто ответы на конкретный вопрос, а, чтобы сделать правильный вывод, надо понимать, как ответили на эти вопросы верующие и неверующие люди, либо задать дополнительные вопросы, чтобы выявить именно взаимосвязь между этими двумя понятиями: секуляризацией и моралью.

В вопросе нет никакой связи с верой, а говорится лишь о том, с чем простой обыватель связывает понятии нравственности и морали. К уровню секуляризации в обществе это вообще никакого отношения не имеет. Даже верующий человек может сказать, что любой человек может быть нравственным независимо от его религиозности и наоборот. Вопрос фактически о том, может ли неверующий человек быть моральным или только верующие люди являются моральными.

Выводы, которые сделал журналист «Газеты.ру», просто неверны и примитивны. Я уверена, что при такой постановке вопроса многие верующие могли ответить, что неверующий человек может быть моральным, и это часто так и есть. Что у нас, в Советском Союзе, в стране воинствующего атеизма, было мало высоконравственных людей? Нормально, что российские люди не видят прямой взаимосвязи морали и веры.

К сожалению, научных знаний у журналистов не хватает, и они часто трактуют какие-то вопросы так, как им надо, как выгодно или как требует того редакционная политика издания. Аналитические исследования все-таки заметно отличаются от журналистского подхода.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Добренькова
Почему мы проиграли битву за души русской молодёжи?
О причинах оскудения ценности этнической идентичности у юношей и девушек
17.02.2023
Русский народ стал счастливее?
Об одном опросе ВЦИОМ
16.05.2022
Кремль серьёзно взялся за решение миграционного вопроса
О причинах ухудшения отношения граждан России к мигрантам
13.04.2021
Патриотизм невозможно скрестить с космополитизмом
Выводы главы ВЦИОМ о взглядах российской молодежи - это и политический заказ, и свидетельство трансформации базовых идеологических понятий
17.10.2020
Поможет ли коронавирус России сделать рывок?
Актуальные размышления о негативных и положительных последствиях нынешней напасти
06.04.2020
Все статьи Екатерина Добренькова
Последние комментарии
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 19:34
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30