Председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин дал интервью «Русской службе новостей» (РСН). Беседа шла о протодиаконе Андрее Кураеве, который написал в своем блоге, что Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл лично пытается как-то негативно повлиять на его судьбу, на его возможность преподавать на философском факультете в МГУ.
Отец Всеволод прокомментировал выступление о. Андрея Кураева против Святейшего Патриарха Кирилла.
«Я думаю, - ответил отец Всеволод, - что ничего удивительного в этом нет. По сути того, что он сказал, я всем советовал судить о деятельности Святейшего Патриарха не по слухам, а по тому, что он официально говорит в проповеди и в своих публичных выступлениях, и по тем официальным действиям, которые он предпринимает. Вот о том разговоре, на который якобы ссылается Кураев, мне ничего не известно. Был ли он, я не знаю. Скорее всего, нет. При этом надо еще вот что иметь в виду: если Андрей Кураев преподаёт в университете, упоминая, что он является священнослужителем, и значит, как бы говорит от имени христианства, ему нужно всё-таки помнить о том, что христианство – это не только личная позиция, это соотнесение своей позиции с тем, что написано в Священном Писании, в Священном Предании Церкви, с тем, как думает и говорит вся Церковь. Если кто-то считает, что святыни можно не почитать - это не христианство, если кто-то считает, что Церковь и государство обязательно должны противостоять - это не христианство. Если кто-то считает, что он один умнее всей Церкви и более истинен, чем вся Церковь – это не христианство по определению. Поэтому есть, наверное, проблема, связанная с тем, что Кураев в университете выступает как бы от имени христианства, в то время как всё-таки он уже, скорее всего, часто говорит вещи, которые христианством не являются. И поэтому как-то его соответствующим образом, по крайней мере, позиционируем как человека, который является философом, но не имеет отношения к тому христианству, какое мы знаем как православные люди».
Он также отметил, что давно не имел общения с о. Андреем Кураевым. «Вы знаете, как-то особого желания нет, и нет повода, - сказал о. Всеволод. - Я ему всё сказал, и считаю, что у него есть два пути: это измениться, стать другим человеком через покаяние, через соотнесение своей жизни и своих слов с тем, как думает, дышит и говорит, действует Церковь. А второй путь, он, по-моему, по нему идёт – это замкнуться в узком кругу своих последователей, частью какой-то группы, которая отлична от Православия, отлична от Евангельского, истинного христианства, которое Православная Церковь исповедует».
Также о. Всеволод высказался о возможном церковном наказании о. Андрея Кураева за слова в адрес Его Святейшества. «Если кто-то по этому поводу подаст заявление в церковный суд, оно, конечно, может рассматриваться, - считает он. - Но я не ожидаю, что большое количество людей будет это делать. Мне кажется, в этом случае Кураев просто пытается обратить внимание к собственной личности, которое за последние несколько дней, может быть недель, ослабло. И, по сути, он пытается этим восполнить очень важный принцип: в Церкви нет демократии. В Церкви полнотой власти обладает не епископ. Точно также, как в Царствие Божием полнотой власти обладает Бог. Там нет демократии, там нет партий, там нет плюрализма. И, собственно, в Церкви всегда было и всегда будет так. Если Церковь вдруг окажется зависимой от интернет-кампаний, от демократических процедур, это будет не Церковь. Это будет церковь антихриста, ложная церковь. И вот в этом плане пафос господина Кураева всё более похож на протестантский пафос, на пафос обновленчества. То есть на попытку поставить Церковь в зависимость от публичных процедур, от кампаний, от политтехнологий. Если церковь будет именно такой, это будет, как я уже сказал, анти-церковь».
Отец Всеволод подчеркнул, что о. Кураев стремительно уходит от Православия. «Шанс возвратиться, конечно, есть. Но для этого ему нужно многое пересмотреть и в собственной жизни и в собственной позиции», - считает председатель Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества.