Исследовательская компания «Старт Маркетинг» опросила 1192 человека в возрасте от 18 до 40 лет, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. В начале опроса респондентам предлагалось согласиться или не согласиться с утверждением: «Я доволен тем, что живу именно в России». На основе этого была выделена условная группа «патриотов», т.е. согласных с приведенным утверждением, и «непатриотов», т.е. посчитавших приведенное утверждение противоречащим своим взглядам.
Далее исследователи задали респондентам ряд дополнительных вопросов, которые позволили определить взаимосвязь между степенью «патриотизма» личности и другими факторами.
Фактор № 1. Материальное положение
Один из рассмотренных факторов – материальное положение. Его анализ показывает: самая высокая доля «непатриотов» наблюдается среди наименее обеспеченных (в этой группе она составляет 22,2%) и наиболее обеспеченных граждан (23,6%). Очевидно, такие показатели связаны с тем, что и первые, и вторые связывают свой достаток с ситуацией в стране: «бедные» полагают, что их неустроенность есть результат неправильной социальной политики, а «богатые» - что добились всего вопреки государственной «машине».
Фактор №2. Религиозные убеждения
Пожалуй, важнейшим этнообразующим фактором является общность религиозного опыта, поэтому принадлежность к традиционной для страны религии прочно связана с патриотическими чувствами индивида. Это подтверждается результатами исследования. Среди респондентов, идентифицировавших себя как православные, доля довольных тем, что родились они именно в России, составила 64,5%, а среди атеистов снизилась до 45,6%. Интересно отметить, что если провести дополнительную сегментацию группы «Православные» и выделить внутри нее постоянных прихожан, то доля довольных в этой группе возрастет до 90,2%.
Диаграмма 1. Доля граждан, довольных тем, что они живут именно в России, среди православных и атеистов
На довольство индивида тем, что живет он именно в России, также оказывают влияние ситуативные факторы, среди которых – степень удовлетворенности действующей властью и ее представителями.
Фактор №3. Степень удовлетворенности властью
Оценив с помощью дополнительных вопросов, удовлетворены ли респонденты федеральной властью, аналитики «Старт Маркетинг» выделили группы ее сторонников и противников, а затем определили, сколько в каждой из этих групп людей, довольных тем, что живут они именно в России, т.е условных «патриотов». Оказалось, что противники власти как социальная группа сильно «поляризованы». Довольных здесь меньше, чем среди сторонников власти (58% против 66,3%), а граждан, недовольных, напротив, больше (22,8% против 15% среди сторонников власти). Впрочем, как среди согласных с нынешним курсом, так и среди несогласных, каждый пятый затруднился с определением своей позиции (Здесь и далее в диаграммах не указаны доли респондентов, выбравших вариант «Затрудняюсь ответить», и, в связи с этим, не отнесенных ни к одной из антонимичных групп).
Диаграмма 2. Доля граждан, довольных тем, что они живут именно в России, среди сторонников и противников действующей власти
Фактор №4. Доверие к Президенту
Фигура Владимира Путина, как и следовало ожидать, концентрирует вокруг себя патриотически настроенный электорат. 82% сторонников Путина довольны тем, что живут именно в России, тогда как среди противников главы государства таких уже 44,6%.
Диаграмма 3. Доля граждан, довольных тем, что они живут именно в России, среди сторонников и противников Владимира Путина