Пять лет назад, 1 февраля 2009 года, за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершено поставление (интронизация) Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В связи с этой годовщиной «Русская народная линия» провела блиц-опрос.
Ветеран Великой Отечественной войны, доктор исторических наук, вице-президент Академии военно-исторических наук, профессор Михаил Иванович Фролов:
«Как верующий православный человек я могу сказать, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл более чем на своем месте. На мой взгляд, он сумел соединить в себе черты представительства высшего разума на Земле и вместе с тем, как Глава Русской Церкви подчинил свое служение высоким духовным принципам Православия. Своим служением он содействует укреплению христианских ценностей, которые необходимы любому народу, в том числе и русскому. Всем народам России необходимы такие духовно-нравственные качества как взаимная поддержка, великодушие и служение своему Отечеству. Морально-нравственные ценности выше всяких ежеминутных материальных интересов, которые потом рассыпаются в прах. Христианские ценности остаются с нами навечно и двигают всеми нашими делами.
Святейший Патриарх Кирилл много сделал для поднятия роли и значения Церкви внутри нашего государства. О нашей вере свидетельствовал поток верующих, которые шли к Поясу Богородицы и Святым Дарам волхвов, к святыням, которые в последние годы приносились к нам с Афона. Это были сотни тысяч людей. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл многое сделал для укрепления авторитета Русской Православной Церкви во всем мире. И я бы отметил, что не только для Церкви, но и для поднятия авторитета России, ибо он вкладывал в нашу сегодняшнюю жизнь великие моральные принципы. Я поздравляю нашего Патриарха с пятилетием его служения на этом поприще и от всего сердца желаю ему успехов в руководстве Русской Православной Церковью».
Профессор Института русского языка имени А.С.Пушкина, доктор филологических наук, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Владимир Иванович Аннушкин:
«Патриарх для всех нас должен быть учителем, образцом, некоторым идеалом, которому хочется подражать, который формирует стиль мыслей, стиль речи и поведения. В подражание тому Учителю, Который сотворил мир и есть наш общий Учитель. И если спросить является ли Патриарх Кирилл таким образцом и учителем своей словесной паствы, то я отвечаю решительное "да". Как известно, нет совершенных людей, нам только сказано: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф. 5:48). Но тот, кто ближе всех к Богу, кто целью своей жизни поставил служение Богу, а именно так сказал Патриарх Кирилл: "Цель моей жизни - служение Богу", такой человек наиболее совершенен. Таких людей мы и называем учителями и стремимся им подражать. Патриарх Кирилл, несомненно, образец такого служения.
Если задать вопрос: в чем причина и основание такой благородной и такой высоко подвижнической жизни, образцом которой является Патриарх Кирилл, то ответ, на мой взгляд, должен быть следующим. Конечно, она в сердце человека, в том, что человек целиком предан Господу. Потому что основание нашей жизни тогда, когда мы "живот наш Христу Богу предаем". Это нравственный подвиг человека. И когда тот или иной человек с детства предан Господу и имеет единый нравственный облик, проходит через все трудности, а известно через какие трудности приходилось проходить в служении Богу и отстаивании своей веры нашему Патриарху, когда он был ещё мальчиком Володей Гундяевым, то не в этом ли причина той стойкости и полемической смелости, логики мысли, яркого стиля речи, который имеет наш Патриарх, и который я пытаюсь анализировать как служитель слова (я филолог).
У Патриарха есть следующие качества, благодаря которым он достигает своего подвижнического успеха, - это его нравственный облик, его мудрость, которая рождается от слова Божия. Нравственность, о которой он говорит, как и наш Президент, - это главное в нашей жизни, нравственные законы, по которым мы должны жить. И, не побоюсь сказать, о красоте его облика. Это внутренняя духовная красота, которая, конечно, отражается и во внешнем облике. Она отражается во всем: во взгляде человека, в красоте телодвижений и в красоте его речи. В том самом церковном красноречии, которому должен учиться всякий служитель церковного слова. Главное в церковном красноречии - это владение мыслью и словом. Мысль рождается в глубине сердечной, а основывается на знании Слова Божья и живости ума и чувства, с помощью которых церковный оратор способен аргументировать и доносить Слово Божье.
У Патриарха Кирилла, конечно, есть особый талант передавать Слово Божье, говорить о нем, уметь общаться со своей паствой. Он нам часто говорит, что мы должны уметь нести свет свой перед людьми. То, что сказано Господом нашим: "да светит свет ваш пред людьми" (Мф. 5:16), есть задача всякого человека. Патриарх умеет говорить с молодежью, что для многих педагогов и служителей Церкви является трудным делом. Потому что основа такого диалога - это любовь к человеку. И мы эту любовь всегда чувствуем в его взгляде, мыслях и словах. Особо хочется сказать, что у нашего Патриарха замечательный стиль речи. Его тексты сейчас являются предметом изучения многих современных филологов. У меня некоторые аспиранты пишут диссертации, касающиеся словесного облика риторики нашего Патриарха. И надо сказать, что каждый такой служитель Бога имеет свой стиль притом, что служит Слову Божьему. Мы помним предшествующего Патриарха Алексия II, помним его кротость, умиротворенный образ и стиль общения с паствой, его твердость. Совершенно другой по своим человеческим качествам, но столь же верный в служении Господу наш нынешний Святейший. Многие ему лета».
Настоятель храма Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов:
«В связи с пятилетием интронизации Патриарха Кирилла мне пришла такая, может быть, очевидная мысль, но как-то на его примере она наполняется особым смыслом. Господь посылает нам нужных Патриархов в своё время и историческую эпоху. Это касается всей истории Патриаршества на Руси. Вспомнить хотя бы наших первых Патриархов Иова и Гермогена. Само Патриаршество у нас возникло накануне Смутного времени. В то время, когда потрясались государственные устои, тогда Господь явил Патриаршество, которое стало стержнем восстановления русской государственности, русской земли. Та же самая история повторилась в 1917 году, когда вновь были потрясены государственные устои России, когда неисповедимыми путями Божьими царская власть до времени была удержана, то вновь было призвано к служению Патриаршество. Патриархи Иов и Гермоген явили исповеднический подвиг в лютую годину.
Патриарх Филарет, который был отцом первого Царя Дома Романовых, сыграл исключительную роль, поскольку он обеспечил авторитет совсем юного государя, стабильность страны. Это единство в образе отца и сына стало гарантом возрождения России после эпохи Смуты. Когда в России стал актуальным вопрос о воссоединении с Малой Россией, тогда явился Патриарх-реформатор, который сумел волевым жестом унифицировать богослужебную практику Великой и Малой России, создав церковную основу этого воссоединения. И хотя, конечно, были издержки в проведении этой реформы, но, очевидно, что если бы не реформа Патриарха Никона, то раскол мог быть намного глубже, когда сама наша Церковь могла быть отдалена от других поместных Церквей Вселенского Православия.
При Петре I наоборот Патриарх Адриан был крайне смиренный, который не стал идти на конфликт с молодым государем. В то же время преобразование Патриархата в Святейший Синод произошло достаточно безболезненно как для государства, так, по большому счету, и для Церкви. После революции, когда нужен был вновь исповеднический подвиг, явился простой, кроткий, но несгибаемый Патриарх Тихон. В 30-е годы гонений, когда нужно было разумное сочетание исповедничества и компромисса, гибкая церковная и политическая линия, Господь поставил во главе нашей Церкви Патриарха Сергия. В 50-60-е годы, когда нужна была дипломатия в отношениях между государством и Западом, на служение был поставлен Патриарх Алексий (Симанский), аристократ, дипломат, человек высочайшей культуры, который был на голову выше всего нашего политического руководства страны и смог провести церковный корабль в те времена, когда обещали показать последнего священника. В период застоя нужна была молитва и внутреннее делание, тогда и явился Патриарх-молитвенник, Патриарх-исихаст Патриарх Пимен, который, казалось бы, внешне не проявлял активности, но это было время внутренней молитвы. Время отнюдь не застойное для Церкви, а плодотворное, о чем мы можем судить по плодам его.
В лихие 90-е, когда Церковь обрела свободу, и нужно было устанавливать связи, явился Патриарх Алексий II. Человек необычайно представительный, который смог внушить уважение и доверие в своем лице ко всей нашей Церкви, когда выстроились вновь отношения сотрудничества власти и Церкви, когда идеологический вакуум без каких-либо программ стал заполняться Православием. И вот пришло время бурной деятельности, созидания, строительства, как внутрицерковного, так и внецерковного, и тогда является Патриарх Кирилл, Патриарх-труженик, Патриарх-строитель, работник, не знающий усталости, отдыха и перерывов. Эти пять лет – годы созидания и строительства. Внешнее – это программа строительства 200 храмов в Москве. Внутреннее – созидание новых епархий, умножение приходов, епископата. Это пять лет церковного строительства. Патриарх действует властью, данной ему свыше, с верой и осознанной целью.
Подтверждением курса Патриарха стало всенародное почитание принесенных с Афона святынь. Это стало всенародным ответом на вопрос о том, является ли Православие сегодня государствообразующей религией, занимает ли оно особое место в наше время. Я думаю, многотысячные стояния к святыням стали свидетельством того, что наш народ - православный, а, стало быть, Россия - православная страна. А государство в православной стране у православного народа не может быть не православным. Это очевидно. Особым деянием Патриарха я считаю придание государственного статуса Дню крещения Руси. Это событие, ставшее началом нашего духовного бытия, как ни странно оно не было почитаемо в нашем самосознании. Не было праздника ни церковного, ни гражданского. Благодаря усилиям Патриарха Кирилла мы сегодня имеем такой праздник. Именно он стал центром собирания русских земель. Этот праздник объединяет президентов трех славянских республик и наши народы, ныне искусственно разделенные границами. Этот праздник, как и 1000 лет назад, напоминает нам о нашем глубочайшем единстве, которое нельзя разделить никакой силой на земле. Патриарх стал инициатором идеи собирания Русского мира.
Нужно отметить, что Патриарх Кирилл старается учитывать весь спектр церковных мнений, при этом он занимает универсальную церковную позицию. Он с пониманием относится и к священникам либерального настроя, которые лично мне, подчеркну это, далеки по духу, но я, слава Богу, не Патриарх, поэтому мне не нужно в себе всё объединять. В то же время Патриарх Кирилл с пониманием относится к консервативной части духовенства, к которой я себя отношу, в которой он видит стабилизирующий фактор бытия Церкви. Думаю, что в последнее время именно в этой части он видит опору, надежность в свете вызовов последнего времени, связанных с антицерковными провокациями. Именно эта часть духовенства является опорой и надежей Патриарха.
Надо отметить, что Патриарх в руководстве Церковью не прибегает к репрессивным методам. За пять лет практически не было запретов и выводов за штат как среди епископата, так и среди духовенства. Даже к некоторым одиозным личностям, которых православная общественность требует запретить в служении, Патриарх относится терпеливо, по отечески, как к своим чадам. Он, безусловно, является центром духовной жизни Церкви не только по сану, который он носит, но и по своему духовному авторитету. Эти пять лет по насыщенности служения перешли рамки астрономического времени. То, что сделано Патриархом за эти годы, по сути, равняется десятилетиям.
Хочется пожелать Святейшему Патриарху Кириллу многолетия служения Церкви на благо России».
5. Ответ на 4., Метафора:
4. Re: «То, что сделано Патриархом за эти годы, по сути, равняется десятилетиям»
3. Re: «То, что сделано Патриархом за эти годы, по сути, равняется десятилетиям»
2. Re: «То, что сделано Патриархом за эти годы, по сути, равняется десятилетиям»
1. Re: «То, что сделано Патриархом за эти годы, по сути, равняется десятилетиям»