«Мне скажут - Армия...
Я вспомню день - зимой,
январский день сорок второго года.
Моя подруга шла с детьми домой -
они несли с реки в бутылках воду.
Их путь был страшен, хоть и недалек.
И подошел к ним человек в шинели,
взглянул - и вынул хлебный свой паек,
трехсотграммовый, весь обледенелый.
И разломил, и детям дал чужим,
и постоял, пока они поели.
И мать рукою серою, как дым,
дотронулась до рукава шинели.
Дотронулась, не посветлев в лице...
Не ведал мир движенья благодарней!
Мы знали все о жизни наших армий,
стоявших с нами в городе, в кольце».
Это был поистине всенародный подвиг. И бойцов Красной армии, и тружеников на заводах, которые под артобстрелами ковали оружие для страны. Когда враг уже стоял под Ленинградом осенью 1941 года с заводов города для спасения Москвы отправили 1000 минометов и сто танков. В страшные дни зимы-весны 1942 года даже при почти полном отсутствии электроэнергии было произведено 57 танков ручной сборки. Незабываем подвиг шоферов и тружеников Дороги жизни.
«О да - иначе не могли
ни те бойцы, ни те шоферы,
когда грузовики вели
по озеру в голодный город.
Холодный ровный свет луны,
снега сияют исступленно,
и со стеклянной вышины
врагу отчетливо видны
внизу идущие колонны.
И воет, воет небосвод,
и свищет воздух, и скрежещет,
под бомбами ломаясь, лед,
и озеро в воронки плещет.
Но вражеской бомбежки хуже,
еще мучительней и злей -
сорокаградусная стужа,
владычащая на земле ...
Казалось, что конец земли...
Но сквозь остывшую планету
на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под темным небом
толпой у булочной стоят
Все помнят стихи Ольги Берггольц «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам», но не многие знают, откуда взялось это выражение. Из реального случая. Когда на Дороге жизни шофер поджег свои руки, чтобы разогнуть их и починить сломавшуюся машину.
И было так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
- Ну, так и есть - мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта - не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев.-
И вот - в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре -
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
Ленинградская блокада это не только летопись страданий, но и летопись всенародного подвига, который стал возможен благодаря мужеству и великому терпению русского человека, благодаря его вере в Победу, в Бога, в правоту нашего дела. Здесь нельзя не упомянуть и о подвиге верующих людей и духовенства. Когда православные священники, гонимые перед войной, лишенные практически всего, не смотря ни на что, валясь от голода, не оставляли свою паству, а шли и проповедовали, утверждая веру в спасение и в победу. Например, отец Владимир Добровицкий, уже пожилой протоиерей за много километров ежедневно шел к Князь-Владимирскому собору и несмотря на уговоры дочери не ходить отвечал: «Не имею я права не идти, людей надо утверждать в вере, утешать и помогать». И таких людей было очень много в нашем городе. Сейчас мы ропщем на жизненные трудности, на недостаток средств, возможностей, на кого-то и на что-то обижаемся. Наша жизнь была бы совершенно другой, если бы мы мерили её Блокадой и благодарили Бога за каждый мирный день, за каждый кусок хлебы, памятуя то, что это великая святыня.
...
О, мы познали в декабре -
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех -
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
Низкий поклон дожившим до наших дней воинам Ленинградского и Волховского фронотов, труженикам Блокадного Ленинграда, его жителям и страдальцам. Был город-фронт.
И каждый, защищавший Ленинград,
вложивший руку в пламенные раны.
не просто горожанин, а солдат,
по мужеству подобный ветерану.
Низкий поклон им и вечная память всем скончавшимся, положившим душу свою за веру и Отечество. Вечная память всем кто пережил это. Но не дожил до наших дней.
В нынешней нашей жизни мы должны помнить слова Патриарха Сергия: «Наши предки не падали духом и при худших обстоятельствах» и слова митрополита Алексия (Симанского) из пасхальной проповеди: «Враг бессилен против нашей правды и воли к победе. Наш город находится в особо трудных условиях, но мы веруем, что его сохранит Покров Божьей Матери и небесное предстательство его святого покровителя Александра Невского. Христос Воскресе!»
Диакон Владимир Василик, кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета
19. Ответ на 15., РодЕлена :
18. Re: «Низкий поклон воинам, труженикам Блокадного Ленинграда, его жителям и страдальцам»
17. Ответ на 15., РодЕлена:
16. 12 Метафора
15. Ответ на 3., о. Николай Савченко:
14. Re: «Низкий поклон воинам, труженикам Блокадного Ленинграда, его жителям и страдальцам»
13. Ответ на 11., РодЕлена:
12. 9 Метафора
11. №7 Осип .Р
10. Re: «Низкий поклон воинам, труженикам Блокадного Ленинграда, его жителям и страдальцам»