Когда только появилась информация, что протодиакона Андрея Кураева вывели из состава Синодальной Богословской комиссии, а затем исключили из состава профессуры Московской Духовной Академии, признаюсь, я не злорадствовал, а даже скорее симпатизировал отцу Андрею, что, наверное, свойственно любому русскому человеку, сталкивающемуся с фактом гонений на кого-то. Более того, я даже дал команду сотрудникам РНЛ не публиковать статьи с нападками на отца Андрея, полагая, что теперь многие из тех, кто молчал, когда он был в силе, захотят выслужиться и продемонстрировать свою «преданность новому курсу». А нам, то бишь РНЛ, не к лицу быть в их числе. Мы критиковали Кураева, когда он пользовался благосклонностью Чистого переулка, прощавшего ему «шалости» в виде хулы на Благодатный Огонь и т.п.
Однако очень скоро стало видно, что отец Андрей совсем не похож на гонимого и преследуемого человека. Он больше начал смахивать на азартного игрока, втянувшегося в непонятную игру на стороне какой-то влиятельной силы (или башни, как сейчас принято говорить). Публичные заявления Кураева, его интервью и публикации всё больше убеждали меня в том, что его выступление - скорее хорошо спланированная акция, чем спонтанная реакция церковного человека на казанские и им подобные безобразия. А значит необходимо вступить в информационную борьбу и обозначить свою позицию.
Протодиакон пытается представить нынешнюю ситуацию, как гонения на него со стороны «голубого лобби» в Русской Православной Церкви, после того как он выступил с разоблачениями деятельности этого самого «лобби». К сожалению, многие купились на эту кураевскую версию и готовы уже поддерживать и защищать отца Андрея. На мой взгляд, пытаясь разобраться в этом скандале, нужно, как любит говорить наш Президент, отделить мух от котлет.
Церковные люди знают, что эта болезнь - сексуальные извращенцы - есть и в нашей Церкви, а не только у католиков. Да что там говорить, эта проблема была в Церкви во все времена, это мы знаем из истории. Так что протодиакон вряд ли кому-то из церковных людей открыл глаза, просто мы эту скользкую тему не любим обсуждать. Но тут же отец Андрей ловко совершает информационный подлог, когда пытается представить, что в сегодняшних условиях эта проблема стала особенно значима и серьезна для нашей Церкви. Каковы доказательства? Самые «надежные», - сплетни. Аргументы отца Андрея смешны и неубедительны, но последствия его выступления совсем даже не смешны. Кураевская ложь и передергивание дискредитирует архиерейский корпус, монашество и духовенство нашей Церкви.
Да, иногда эта проблема выходит за церковную ограду и становится достоянием светского общества. На слуху костромская история, когда дошло до возбуждения уголовного дела в отношении клирика Костромской епархии и кадровых решений, принятых Священным Синодом. Многие вспомнят и екатеринбургскую историю, когда главу екатеринбургской епархии епископа Никона (Миронова) обвинили в этом грехе, и под давлением прессы он был снят с кафедры. А через несколько лет все церковные люди уже знали, что епископ Никон был оклеветан людьми, заинтересованными в его устранении с кафедры, в числе этих людей были, увы, и священнослужители. Кстати, Кураев в своих выступлениях упоминает историю с епископом Никоном, как якобы доказывающую его правоту, но он умалчивает о том, что епископ был оклеветан. Это ещё один пример передергивания и клеветы со стороны протодиакона. И, кстати, пример того, как можно манипулировать темой «голубизны».
Как только скандал начатый отцом Андреем стал разгораться, один из влиятельных церковных чиновников, заместитель Управляющего делами Русской Православной Церкви архимандрит Савва (Тутунов) справедливо поставил вопрос о том, что для решения подобных проблем в Церкви есть институт Церковного суда. Поэтому решать эти проблемы нужно не публикациями непроверенных фактов и слухов в своём блоге, как это делает отец Андрей Кураев, а сбором свидетельств и подачей иска в Церковный суд, который должен разобраться во всем и вынести свой вердикт.
Благо, известны примеры реагирования на эту проблему Священноначалия. Недавно, отвечая на вопросы ТК «Союз», наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) рассказал, как он поступил, когда пришли семинаристы с просьбой перевести их в Сретенскую семинарию из-за сексуальных домогательств. Информацию проверили, довели до сведения Священноначалия, которое приняло необходимые меры церковного прещения. Это пример церковного реагирования на проблему. Протодиакон действует иначе, а именно путем разжигания скандала. Значит, можно предположить, что у него иные цели.
Проблему «голубого лобби» и скандальной кампании, начатой отцом Андреем Кураевым, надо рассматривать как две разные проблемы. Я даже боюсь, что после ТАКОГО выступления отца Андрея, те люди в Казанской епархии, с обвинений в адрес которых и началась эта история, могут выйти сухими из воды, поскольку кто-то может сказать: «Так их же обвиняет протодиакон Андрей Кураев! А он ведет подрывную деятельность против Церкви, как мы ему можем верить в этом вопросе?!».
Увы, становится всё более очевидным, что протодиакон Андрей Кураев начал, действительно, подрывную деятельность против Священноначалия.
На мой взгляд, самое главное и самое сложное в этой скандальной истории - понять мотивацию действий отца Андрея.
Некоторые считают, что им двигают исключительно мотивы гордыни, привычное уже стремление быть в центре внимания, быть одним из главных ньюсмейкеров Русской Православной Церкви.
Я думаю, что это только отчасти так. Скорее можно предположить, что отец Андрей этим скандалом решил сделать себя фигурой неприкосновенной. Люди осведомленные знают, что позиции отца Андрея Кураева в Патриархии в последние месяцы сильно пошатнулись. Заговорили о том, что Священноначалие недовольно его деятельностью, что в Чистом переулке не могут без раздражения слышать имя протодиакона. Ясно, что первым это должен был почувствовать сам отец Андрей, и, возможно, он решил сыграть на опережение, спровоцировав такой скандал, который затруднил бы для Священноначалия принятие мер против него. Сермяжная правда в таких рассуждениях есть. Теперь, после скандала, лишение сана протодиакона естественно вызовет среди симпатизирующих ему блоггеров и светских СМИ вполне прогнозируемую реакцию: всесильное «голубое лобби» победило честного протодиакона Андрея Кураева. Сделать себя фигурой неприкосновенной перед лицом надвигавшихся прещений, - чем не мотив? А прещения надвигались, поскольку публичная деятельность отца Андрея, который стремился позиционировать себя чуть ли не как некий центр влияния внутри Церкви, не могла быть бесконечно терпима Священноначалием. А менять свой образ жизни протодиакон не хотел.
Впрочем, мне доводилось слышать и такую версию, что мотив у отца Андрея может быть и вполне политическим, т.е. он действует сознательно и расчетливо в интересах определенных сил, стремящихся дискредитировать Патриарха Кирилла, а может быть и всю Русскую Православную Церковь (хотя дискредитация Предстоятеля и ведет прямо к дискредитации всей Церкви, тут одно от другого не отделить). Иначе зачем протодиакону было выходить за тему казанского скандала и публиковать анонимное письмо, дискредитирующее митрополита Никодима (Ротова), что очевидно бросает тень на Святейшего Патриарха Кирилла? На идиота, не способного понимать последствия своих поступков, отец Андрей явно не похож. А значит можно допустить, что он решил поиграть на интересах тех сил, которые заинтересованы в дискредитации Русской Православной Церкви.
А в нынешних условиях, очевидно, есть много сил заинтересованных в дискредитации нашей Церкви и ее Предстоятеля.
Прежде всего, в этом заинтересована леволиберальная интеллигенция Европы, те, кто активно лоббирует защиту прав гомосексуалистов как главных прав человека. Эта самая леволиберальная интеллигенции, многие представители которой находятся у рычагов власти в европейских странах, фактически формирует общественное мнение в Европе. Этих людей голос Русской Православной Церкви, яркие выступления Святейшего Патриарха Кирилла на тему христианской идентичности, христианских идеалов и ценностей явно раздражают. От голоса Русской Церкви они не могут так просто отмахнуться, не могут игнорировать выступления Патриарха Кирилла.
Понятно, что после поддержки Церковью власти во время недавнего белоленточного политического кризиса и внутри политической элиты России появились силы, которым откровенно не нравится усиление авторитета Русской Православной Церкви в обществе. Истерика вокруг клерикализации общества, попытки помешать участию Церкви в воспитании школьников, история с девками-плясуньями и другие факты показывают, что не только некоторые представители интеллигенции, но и часть истеблишмента раздражена ростом влияния Церкви. Кстати, протодиакон на встрече со столь любезными его сердцу пуськами откровенно пожурил их за то, что своей акцией они «прижали Патриарха к Кремлевской стене».
Можно предположить, что в ослаблении позиций Русской Православной Церкви и Патриарха Кирилла заинтересованы в Ватикане. Несмотря на то, что в последнее время католики - частые гости в России, Понтифик пишет письма нашему Президенту, поддерживая политику России в сирийском вопросе, а наши доморощенные филокатолики ждут - не дождутся, когда же состоится «исторический визит Папы Римского в Россию». Ходят слухи, что официальная встреча Понтифика с нашим Патриархом состоится в этом году. Некоторые «ревнители не по разуму» говорят, что этого никак нельзя допустить. Хотя в самом по себе факте встречи глав двух самых крупных конфессий нет ничего катастрофического, самое главное - какой будет повестка этой встречи и какие будут приняты решения (если они вообще будут приняты). И вот тут немаловажно, с какими проблемами (или без проблем) придет каждый из участников на эту встречу.
Весьма вероятно, что в дискредитации Священноначалия Русской Православной Церкви заинтересован Константинопольский Патриархат. В 2015 году состоится Всеправославный Собор, который, очевидно, будет проходить по аккомпанемент явного и неявного противостояния Константинополя и Москвы - первенствующей по чести Церкви и самой крупной Православной Церкви в мире. Стремление Константинопольского Патриарха Варфоломея стать своего рода «православным папой» известно. Этому мешает, прежде всего, позиция Русской Православной Церкви, которая в данном вопросе отстаивает принцип соборности. А это не может не раздражать.
Некоторые говорят, что и внутри Церкви есть силы, которые заинтересованы в ослаблении позиции Патриарха Кирилла. Но тут мы вступаем на ненадежную почву слухов и спекуляций, поэтому можно только признать, что и эти настроения мог учитывать отец Андрей, начиная свою скандальную кампанию.
Словом, весьма вероятно, что протодиакон Андрей Кураев действует не наобум, а учитывает все эти расклады.
... Мне, возможно, легче других рассуждать об отце Андрее, потому что он не оказал на меня никакого влияния в период моего церковного становления, он никогда не был в числе моих друзей, и я должен сознаться, что не прочитал ни одной его книги (только некоторые записи в его ЖЖ), поэтому для меня нет никаких психологических барьеров в оценке его деятельности. Тем не менее, я всегда ценил его как умного и начитанного церковного публициста, талантливого миссионера и блестящего ритора, а потому его нынешняя деятельность, ведущая к подрыву авторитета РПЦ, не может меня не огорчать.
Неужели правы те, кто говорит, что «проект Андрей Кураев» был самым удачным проектом кафедры научного атеизма философского факультета МГУ?!
Анатолий Степанов, гл. редактор «Русской народной линии»
137. Re: Неужели правы те, кто говорит, что «проект Кураев» - самый успешный проект кафедры научного атеизма?
136. Ответ на 135., М.Яблоков:
135. Ответ на 134., Hyuga:
134. Ответ на 133., Шмелев Михаил:
133. Ответ на 120., Hyuga:
132. Ответ на 131., Владимир Анатольевич:
131. Ответ на 128., Ирина Фр.:
130. Ответ на 129., РодЕлена:
129. 127 Метафора
128. Ответ на 124., Hyuga: