«Церкви не надо волноваться, что государство будет на нее влиять»

Известные пастыри о государственной финансовой поддержке Русской Православной Церкви

Новости Москвы 
0
214
Время на чтение 6 минут

В 2014–2015 годах в рамках федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и культурное развитие народов России» более полутора миллиардов бюджетных рублей будет выделено на «финансирование объектов епархиального управления» Русской Православной Церкви.

«Как вы относитесь к тому, что государство выделяет деньги церковным организациям? Не приведет ли это к зависимости Церкви от государства?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Пелин, ректор Саранского духовного училища, кандидат богословия, председатель отдела по взаимодействию Церкви и общества Мордовской митрополии, не считает, что это может повредить религиозным организациям. «Все эти опасения на самом деле мало обоснованы, - уверен он. - Просто государство готово целенаправленно поддерживать некоторые инициативы Церкви. Есть система выделения грантов некоммерческим организациям, а Церковь - это крупнейшая некоммерческая организация в стране. Понятно, что некоторым не нравится, когда Церкви выделяют средства, но она получает их на тех же правах, что и остальные НКО. Меня радует, что деньги пойдут не в богатые города, типа Москвы и Санкт-Петербурга, а в небольшие населенные пункты, где будет создаваться структура, которая постепенно станет социально-значимой: при епархии будет центр раздачи гуманитарной помощи, школа и т.п. Если таких структур не будет, не будет и помощи».

«Сейчас даже храмы нужно проектировать с социальной инфраструктурой на уровне благочиния: желательно чтобы при храме было помещение для занятий с молодежью, детьми, для проведения бесед, чтобы можно было устроить концерт какой-то. И чтобы были удобные помещения, чтобы после службы не ставить скамеечки и ютиться в храме или все проводить на задворках. Это, наоборот, очень честная позиция и Церкви, и государства: не давать деньги просто так. Каждый рубль по этой программе потребует документального подтверждения на стадии запроса и на стадии отчетности. Я видел, как собирают подобные документы: каждую копейку надо обосновать. В этом смысле Церкви не надо волноваться, что каким-то образом государство будет на нее влиять. Государство у нас и так на что хочет, на то и влияет», - заключил пастырь.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил: «Здесь надо четко понимать: государство не платит зарплату священникам и не выделяет деньги церковным организациям. А данные средства выделяются по целевому финансированию, то есть их нельзя будет потратить по своему усмотрению. И в этом отличие от Европы, где в Греции ставки по зарплате священникам и количество рукоположений в год определяется государством. В Европе многие религиозные организации не в состоянии поддерживать культовые здания, заниматься их реставрацией, и это приводит к тому, что здания сдаются в аренду или продаются. Чтобы не подобного не было, большинство средств выделяется на реставрацию зданий, которые были доведены до разрушения – и вовсе не Церковью. Кроме того, многие церковные здания - это памятники архитектуры национального значения. А у религиозных организаций не всегда есть возможность содержать здания в соответствии со статусом: ведь речь идет не просто о покраске потолков или стен. Редкий сельский или даже городской приход может самостоятельно отреставрировать колокольню, когда один архитектурный проект стоит сотни тысяч рублей. Например, в Кимрах сумма, которая запрашивают за проектирование колокольни, превышает все финансовые возможности епархии».

«Кроме того, - продолжил он, - Церковь занимается благотворительными программами, которые тоже требуют поддержки. Напомню: уже много лет учебные религиозные заведения имеют лицензию, проходят аккредитации и получают финансирование из госбюджета, при этом преподавание специальных религиозных предметов не финансируется. То есть государство финансирует образовательный процесс, а не религиозную деятельность. Конечно, такое никогда не приведет к повышенной зависимости от госструктур, потому что в первую очередь именно государство оказывается заинтересовано в поддержке тех программ и начинаний, которые Церковь осуществляет. То есть там, где Церковь и государство осуществляют соработничество, и выделяются соответствующие средства».

Протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, сказал: «Здесь я могу говорить как эксперт. В связи с приближающимся празднованием 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежкского наш храм включили в программу, связанную с празднованием. Выделили определенную сумму, распоряжение об этом подписал Владимир Путин. Год проходит, другой, а денег нет. Мы спрашиваем у чиновников, но они говорят, - мол, мы вам денег не дадим, в бюджете недостаток свободных средств. Так что я бы меньше волновался, так как окажется, что денег нет, зато есть иные существенные нужды, и до конечного потребителя дойдет меньше, чем анонсированная сумма, причем тому будут найдены серьезные аргументы. Не хватает, мол, на армию, образование и т.п. Зато на повышение зарплат чиновникам хватает. Так что это условно анонсированная и красиво выглядящая сумма. Господам атеистам не стоит волноваться, на их стороне выступит армия чиновников».

«И потом, кто разрушал храмы? Граждане? – задается вопросом отец Александр. - Нет. Постановления райкомов, обкомов и прочих, то есть разрушало действующее государство. Так что ущерб, который оно причинило, теперь пытаются возместить. Например, в храме, где я служу настоятелем, при возвращении здания Церкви ничего кроме стен не было. А ведь это был когда-то богатейший храм Москвы, в свое время из него забрали столько жемчугов и золота, сколько и из Даниловского монастыря увезли. И кто должен восстанавливать здание? Тот, кто сломал. Если государство считает иначе, стоит подискутировать. А если говорить всерьез, то никакого благодеяния в выделенных деньгах нет, это исполнение долга».

«А зависимость епархий от государства определяется просто: если епархиальные архиереи живут в ощущении присутствия Божия, то понимают: единственные люди, на которых они могут полагаться, это люди верующие – бабушки, молодежь, дети – все те, кто приходит в храм молиться. Наши прихожане – это те, кто нам реально помогает и нас никогда не оставит. Если епархия будет на это ориентироваться, она не будет страшно переживать, если до нее не дойдут деньги государства. А если будет думать только о том, сколько денег даст губернатор и сколько можно еще "выбить", он и будет стоять под дверью губернатора с протянутой рукой, а таких просителей не любят и не уважают», - заключил пастырь.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, сказал: «Если государство обладает определенной идеологией, а у тех, кто владеет объектами культурного и исторического наследия, бывают какие-то нужды, государство помогает финансировать эти объекты, иначе владельцам очень трудно обеспечивать их за свой счет. Помню случай, когда на Крайнем Севере в маленьком домике ютилась православная община, им хватало средств на коммунальные платежи и т.п., а потом им построили большой храм, и встал серьезный вопрос об оплате отопления».

«Если государство выделяет средства, оно имеет право отслеживать, куда их тратят; нужна будет финансовая отчетность и прозрачность – это нормально. У Церкви есть нужды – не «Мерседесы» покупать, а восстанавливать здания, обслуживать храмовые или монастырские объекты, которые требуют серьезного ремонта и считаются историческими или культурными памятниками - обслуживать их за средства прихожан или Церкви невозможно. Не знаю, какая тут зависимость, это элементарное законопослушание», - уверен отец Андрей.

«Я помню, еще в середине 90-х годов администрация Бориса Ельцина собиралась выделить большие средства на помощь Церкви, на восстановление многих объектов, монастырских комплексов, но потом началась война в Чечне, и все средства пошли туда. Теперь государство вновь вызывается помочь, и уже начинаются критические выпады, страхи на эту тему. Но траты пойдут на конкретные нужды: ремонтные, восстановительные проекты. И Церковь с государством должна вместе решать, куда пойдут эти средства», - считает пастырь.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, отметил: «Финансировать церковные структуры нужно с определенной целью. Очевидно, речь идет о поддержании проектов, связанных с развитием и укреплением наших ценностей и традиций. Хотя это и обтекаемая формулировка, но наши епархиальные управления бедны, финансирование нерегулярное, у нас же нет бюджета. Как правило, все зависит от устоявшихся отношений с благотворителями, спонсорами, прихожанами. Поэтому мнение, что помощь со стороны государства может привести к дисбалансу отношений, несправедливо: любая материальная помощь была бы полезна».

«И к зависимости это не приведет, потому что есть государственные православные школы, - в одной из них я работаю директором. У нас есть лицензия, получаем средства от государства уже много лет, и я не могу сказать, что мы идем на сделки с совестью. Выделяемые средства связаны с государственными образовательными стандартами, школа им соответствует и за это получает деньги. Такая практика применяется в ряде регионов России, есть она и на Западе. И я тут не вижу противоречий», - сказал отец Андрей.

«В Церкви, которая носит государственный характер - в Швеции, Норвегии, Греции - священники получают зарплату из госбюджета. Это, конечно, приводит к тесному сотрудничеству с государством, но не лишает Церковь самостоятельных действий, и нельзя говорить, что Церковь выполняет полностью волю государства. Речь идет только об определенных взаимоотношениях между государством и Церковью. Теперь Русская Православная Церковь получит дополнительную возможность устраивать школы, богадельни, приюты, развивать сеть благотворительной помощи. И в условиях, когда критика обрушивается на все структуры нашего общества, этот шаг не должен вызывать возмущений», - заключил священник.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03