Глубокую скорбь верующих Самарской Епархии вызывают вновь предпринимаемые в последнее время попытки дискредитации светлой памяти митрополита Мануила (Лемешевского) - всеми нами любимого архипастыря, почитаемого в народе святым подвижником, страдальцем за веру Христову и чудотворцем, чему есть тысячи неоспоримых свидетельств.
Мы не будем повторять сути поистине чудовищных обвинений, предъявляемых авторами «желтых» сайтов интернета страдальцу, четверть века проведшему в сталинских лагерях, испытавшему нечеловеческие пытки и унижения, но оставшемуся верным Христу и Его Церкви. Пусть их судит Господь Сердцеведец, у Престола Которого ныне, как мы верим, пребывает святитель Мануил. Скажем лишь одно: такие серьезные инвективы требуют столь же глубокого исследования, безусловного, не оставляющего и тени сомнения доказательства. Трудно представить, чтобы в светской судебной практике кто-либо безапелляционно, раня близких усопшего, утверждал бы о нем что-либо подобное, не приводя реальных аргументов, без риска оказаться самому на вполне реальной скамье подсудимых.
Трудно решить, чего больше в клеветнических утверждениях недоброжелателей о каких-то там бумагах, обнаруженных в архивах советских (точнее ежовско-бериевских!) спецслужб: некомпетентности или ненависти к православной церкви, создающей в их воспаленном воображении столь злобные пассажи. Может быть, им, в силу неизвестных нам причин, ничего не ведомо о методах, которыми оперировали в те годы работники ГПУ и НКВД? О прямых подлогах, вышколенных графологах, профессиональных лжесвидетелях? Умолчим о другой стороне этих методов - о жутких, поистине сатанинских пытках, применявшихся в застенках ГУЛАГа.
Не нужно быть церковным историком, чтобы видеть, насколько неугоден был властям митрополит Мануил (Лемешевский), упорно не шедший на поводу у сильных мира сего. В условиях почти полного доминирования обновленцев в Петроградской епархии после мученической гибели митрополита Вениамина (Казанского), Патриарх Тихон поручил тогда малоизвестному иеромонаху Мануилу возглавить борьбу с обновленчеством в Петрограде в сане епископа (в то время в епархии не было ни одного епископа, находившегося в ведении Патриарха). После отказа Феодора (Поздеевского) принять назначение 23 сентября 1923 года иеромонах Мануил становится епископом Лужским, викарием Петроградской епархии, управляющим ей. При хиротонии Патриарх Тихон, вручая епископу Мануилу архипастырский жезл, напутствовал его словами: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию».
И ему удалось, казалось бы, невозможное: за несколько недель из 115 обновленческих храмов 83 перешли в ведение Патриарха. Вернулись из раскола монашествующие Александро-Невской лавры. В целом по епархии ситуация была ещё более благоприятной - почти все приходы ушли из обновленческой юрисдикции. В Патриаршую церковь перешёл даже глава обновленческой Петроградской епархии митрополит Артемий (Ильинский), который принёс покаяние.
В «Очерках по истории русской церковной смуты» содержится такое описание событий осени 1923 года в Петроградской епархии: «Самым замечательным во всей этой «мануиловской эпопее» было то, что ни у кого (ни у самого владыки, ни у его друзей, ни у его врагов) не было ни малейшего сомнения в том, что в 2-3 месяца епископ со своими помощниками лишатся свободы. Это и создавало в епископе и среди его ближайшего окружения то особое настроение героического подъема, которое как бы возвышает людей над действительностью и над бытом, обновляет их, смывает все мелкое, пошлое, что есть в каждом человеке».
И такой человек - причем почти в то же самое время - был двурушником? Не логичнее ли предположить, что именно тогда и была запущена - причем весьма профессионально - та отвратительная клевета, которую с удовольствием повторяют за «мастерами заплечных дел» «желтые» интернет-писаки?
Есть еще одно «оперативно-тактическое», да и житейское, если угодно, обстоятельство, полностью перечеркивающее доводы клеветников - четверть века тюрьмы и лагерей в житии подвижника. Кто же, в какой спецслужбе мира, станет так нерационально использовать столь ценного работника?
Несть числа фактам клеветы и оговора в адрес подвижников веры со стороны репрессивного аппарата тех лет, да и более поздних, хрущевских, да и последующих. Менялись только наклеиваемые ярлыки. Многие из обвинений в адрес лучших священнослужителей и искренне верующих мирян и сейчас не повторит ни один приличный человек. На то и был расчет: чем смиреннее и чище человек, чем больше и заметней его благодатное влияние на лежащий во зле мир, тем гнуснее наговор.
Невозможно более молча наблюдать за тиражированием гнусных сплетен в отношении Владыки Мануила и не подкрепленных ничем, кроме излюбленных в псевдохристианской среде аргументов наподобие: «одна бабушка сказала одной келейнице, которой, в свою очередь, рассказал об этом один благочестивый покойный дедушка», или: «вот где-то в архивах есть документы, которые видел один благочестивый мирянин, который рассказал об этом одной благочестивой бабушке». Вся эта, с позволения сказать, фантастическая и злобная брехня ломаного гроша не стоит в сравнении с текстом телеграммы, посланной 13 августа 1968 года Святейшим Патриархом Алексием в Куйбышевскую епархию: «С душевной скорбию воспринята весть о кончине Преосвященного Мануила. Выражаю искреннее сердечное соболезнование пастырям, пасомым и всем знавшим и почитавшим почившего как архипастыря, отдавшего полвека на усердное служение Церкви Божией; да упокоит Господь в селении праведных душу верного раба Своего, о чем наши общие усердные молитвы». Или же в сравнении со словами, которые сказал в конце своего фундаментального труда о митрополите Мануиле его воспитанник и духовный сын митрополит Санкт-Петербуржский и Ладожский Иоанн (Снычев): «Гряди, святителю, к вечному покою! В земном пути ты шел тернистою дорогою, пройди же хоть теперь по цветам. Их уготовала тебе народная любовь, которую ты заслужил своим неусыпным и твердым стоянием за Истину Христову, своим благочестием и своим трудолюбием. Иди, и не забудь молиться о чадах твоих перед престолом Вечной Правды».
Уверены и самим сердцем знаем, что предстоящие за нас на небесах новомученики, в их же числе и блаженной памяти о. Сергий Мечев (имя которого клеветники всячески пытаются использовать в своих злобных нападках на митрополита Мануила) смотрят со скорбью на всю эту бесовскую возню, направленную своим отравленным острием не на конкретного праведника, а на Христову Православную Церковь. Что ж, она и не такое переживала.
Архимандрит Георгий (Шестун), настоятель Заволжского монастыря в честь Честнаго Животворящего Креста Господня, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой православной педагогики СамПДС
Дмитрий Вадимович Сивиркин, делегат Поместного Собора 2009 г. Русской Православной Церкви от мирян Самарской Епархии, правнук священномученика Константина Сухова, расстрелянного большевиками в октябре 1918 года.
2. Re: В защиту чтимого Архипастыря от клеветников
1. Re: В защиту чтимого Архипастыря от клеветников