itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«У нас больше нет Царя… а потому мы хотим Патриарха»

К годовщине избрания митрополита Тихона Патриархом Московским и всея России

Новости Москвы 
0
533
Время на чтение 7 минут

Святейший Патриарх Тихон (портрет работы художника Ф.<a href=Москвитина)" title="Святейший Патриарх Тихон (портрет работы художника Ф.Москвитина)" width="205" height="324" align="right" />В этот день, 5 (18) ноября в трагический и переломный для России 1917 год, в Храме Христа Спасителя, после двухвекового перерыва, состоялось избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Белавин). Это историческое событие произошло в ходе работы Всероссийского Поместного Собора, открывшегося в августе 1917 года.

Поначалу, далеко не все участники Собора высказывались за восстановление патриаршества - против выступала группа демократически настроенных профессоров-богословов из числа мирян, которые считали его несовместимым с идеей церковной соборности, и некоторые представители духовенства, опасавшиеся, что «преждевременное» восстановление патриаршества принесет Церкви больше вреда, чем пользы. Но уже за неделю до октябрьского переворота стало очевидно, что сторонников восстановления патриаршества явно больше, нежели противников. «Петр Великий оставил Церковь вдовствующею на 200 лет, - замечал крестьянин Тихон Гаранин. - Если еще и мы оставим Церковь вдовствующею, то какому суду мы будем подлежать? (...) История Русской Церкви научила русский народ учиться не в коллегиальных учреждениях. Она знает Троицкую Лавру, Почаевскую Лавру, Соловецкий монастырь, и кто в этих монастырях, какие святители и подвижники. По ним живем, слышим их голоса. Потом Патриархи Московские, их идеалами живем и движемся. И если бы мы вздумали сказать: "не следует вам Патриарха" - простой народ был бы страшно опечален».

Поместный Собор 1917-1918Как отмечает историк Церкви Д.В.Поспеловский, «среди аргументов в пользу патриаршества было и достаточно широко распространенное мнение, что Временное правительство уже в силу своего плюралистического характера может дистанцироваться от Церкви, и это еще в лучшем случае; поэтому Церкви, особенно в эти смутные времена, требуется сильное личностное начало - патриаршая власть в сочетании с соборными институтами, которые имели бы достаточно широкие прерогативы и проводили волю Церкви как единого целого».

«А между тем, - писал делегат Поместного Собора архиепископ Иларион (Троицкий), - назревали события, свидетельствовавшие о серьезной болезни российского государственного организма. 28 октября в Москве было первым днем кровопролитного междоусобия. Загремела по улицам Москвы стрельба, загрохотали орудийные выстрелы. Исторический Кремль подвергался вместе со своими святынями небывалой опасности разрушения. Не без влияния этих ужасных событий Собор решил немедленно осуществить свое постановление касательно патриаршества, а потому немедленно приступил к избранию Всероссийского Патриарха». Прения по этому вопросу были прекращены, и большинство делегатов сошлось во мнении о необходимости восстановления патриаршества. Наиболее ярко мнение православного люда на Соборе выразил один из депутатов-крестьян: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

Избрание Предстоятеля было решено проводить в два этапа: тайным голосованием и посредством жребия. На первом этапе, в полном своем составе (архиереев, духовенства и мирян) Собор выбрал троих кандидатов в Патриархи. Наибольшее число голосов получили архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) - 159, архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) - 148 и митрополит Московский Тихон (Белавин) - 125. Таким образом, наибольшую поддержку членов Поместного Собора (по количеству поданных голосов) получил митрополит Антоний (Храповицкий) - видный церковный иерарх правых монархических взглядов. Однако следует учитывать, что в голосовании не участвовали делегаты левого направления. Как отмечали современники, Собор из всех возможных кандидатов выбрал «самого умного» (архиепископа Антония), «самого строгого» (митрополита Арсения) и «самого доброго» (митрополита Тихона).

Жребий с именем митрополита ТихонаВторой этап избрания Патриарха уже никак не зависел от предпочтений избирающих, так как его исход должен был решить жребий, по обычаю, данному Апостолом Матфеем, указующий на Божию волю. 5 (18) ноября 1917 года, в начале литургии в Храме Христа Спасителя митрополит Владимир (Богоявленский) вынес ковчежец, куда были опущены жребии с именами кандидатов. Ковчежец был поставлен перед перенесенной из расстрелянного незадолго до того Успенского собора Владимирской иконой Божией Матери. После окончания литургии и молебна из алтаря вышел старец Зосимовой пустыни Алексий (Соловьев) и после усердной молитвы с земными поклонами достал жребий, на котором было написано: «Тихон, митрополит Московский». Хор грянул «аксиос» и все присутствовавшие запели «Тебе Бога хвалим». Как отметил в тот же день архиепископ Антоний (Храповицкий), обращаясь к нареченному Патриарху, «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики в Новгородской бурсе, дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, воспевая ему величание, как Божиему угоднику, а затем их внуки совершали уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского; так и Ваши собственные товарищи прозвали Вас патриархом, когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования...».

Сам же новоизбранный Предстоятель в своем слове выразил слова благодарения ко Господу и к членам священного Всероссийского Собора, избравшим его в число кандидатов на патриаршество.

«Но, рассуждая по человеку, - продолжил нареченный Патриарх, - могу многое глаголать вопреки настоящему моему избранию. Ваша весть об избрании меня в Патриархи является для меня тем свитком, на котором было написано: Плач, и стон, и горе, и каковой свиток должен был съесть пророк Иезекииль (Иез. 2. 10; 3. 1). Сколько и мне придется глотать слез и испускать стонов в предстоящем мне патриаршем служении и особенно в настоящую тяжелую годину!.. Отныне на меня возлагается попечение о всех церквах российских, и предстоит умирание за них во вся дни. А к сим кто доволен даже и из креплих мене! Но да будет воля Божия! Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по жребию Божию. Уповаю, что Господь, призвавший меня, Сам и поможет мне Своею всесильною благодатию нести бремя, возложенное на меня, и соделает его легким бременем. Утешением и ободрением служит для меня и то, что избрание мое совершается не без воли Пречистой Богородицы. Дважды Она пришествием Своей честной иконы Владимирской в храме Христа Спасителя присутствует при моем избрании; в настоящий раз самый жребий взят от чудотворного Ее образа. И я как бы становлюсь под честным Ее омофором. Да прострет же Она - Многомощная - и мне, слабому, руку Своей помощи, и да избавит и град сей и всю страну Российскую от всякой нужды и печали».

Патриарх Тихон в 1917 году7 ноября 1917 года нареченный Патриарх Тихон отбыл в Троице-Сергиеву лавру, где пробыл несколько дней, а 21 ноября / 4 декабря в кремлевском Успенском соборе, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялась интронизация святителя Тихона в Патриархи Московские и всея России (титул «всея Руси» появился позже).

Как вспоминал архиепископ Иларион (Троицкий), была избрана особая комиссия для разработки чина «настолования» Всероссийского Патриарха: «Пред этой комиссией прежде всего выяснился факт, что древняя Русь не имела своего чина "настолования" Патриарха. До Патриарха Никона у нас над новопоставляемыми Патриархами вторично совершали чин архиерейской хиротонии. Но после Патриарха Никона чин поставления Патриарха был сведен к очень немногим обрядам, причем уж слишком сильно было подчеркнуто значение московского Царя, из рук которого Патриарх получал и жезл Петра митрополита. Комиссия поэтому выработала особый чин, сочетав в нем древний (XIV века) Александрийский чин поставления Патриарха, современную Константинопольскую практику и некоторые подробности древнерусские». Для торжества интронизации из Оружейной палаты Кремля были доставлены жезл святого Петра, ряса священномученика Гермогена, а также крест, мантия, митра и клобук Патриарха Никона.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России«В Мироварную палату собираются российские архиереи в мантиях и священнослужители в облачениях. Там - полутьма под сводами древней патриаршей палаты. Епископы поют молебен, какой всегда бывает при наречении в епископа. В предшествии всех епископов следует митрополит Тихон в Успенский собор. По обычному порядку начинается Божественная литургия. После Трисвятого направляется поставляемый в патриархи на горнее место. Читается молитва. Снимают с поставляемого обычные епископские облачения. Из патриаршей ризницы принесены двести лет не употреблявшиеся патриаршие одежды. Сразу преображается поставляемый в Патриарха. Эти одежды, эту митру патриарха Никона мы видели лишь тогда, когда осматривали патриаршую ризницу. Теперь видим мы все это на живом человеке. Трижды посаждают нового Патриарха на древнее патриаршее горнее место и возглашают: Аксиос. Протодиакон многолетствует восточных Патриархов и после них "Святейшего отца нашего Тихона, Патриарха Московского и всея России". Наш русский Патриарх введен в сонм вселенских Патриархов. Окончилась Божественная литургия. На Патриарха надевают рясу XVII века, древнюю патриаршую мантию и клобук Патриарха Никона. Киевский митрополит вручает ему на солее посох Петра митрополита. Ведомый двумя митрополитами, идет Святейший Патриарх на патриаршее место у переднего правого столпа Успенского собора, которое двести лет стояло пустым», - так передает подробности этого события митрополит Иларион (Троицкий).

Наступала новая эпоха в жизни Русской Церкви и государства - фактически одновременно с утратой монархической власти произошло восстановление власти духовной, ставшей бесспорным авторитетом для православного народа в условиях наступившей большевистской диктатуры.

Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: «У нас больше нет Царя… а потому мы хотим Патриарха»

Как прекрасно, когда выбор совершается по жребию!
Lucia / 18.11.2013, 15:31

1. Re: «У нас больше нет Царя… а потому мы хотим Патриарха»

Второй этап избрания Патриарха уже никак не зависел от предпочтений избирающих, так как его исход должен был решить жребий, по обычаю, данному Апостолом Матфеем, указующий на Божию волю […] Нахожу подкрепление в том, что избрания сего я не искал, и оно пришло помимо меня и даже помимо человеков, по жребию Божию

Предлагаю сравнить обычай данный апостолом Матфеем, с тем, который последним архиерейским Собором был «оставлен без изменения». Наступала новая эпоха в жизни Русской Церкви и государства - фактически одновременно с утратой монархической власти произошло восстановление власти духовной, ставшей бесспорным авторитетом для православного народа в условиях наступившей большевистской диктатуры.

Я бы добавил, что утрата «монархической власти» явилась прямым следствием предательства её «властью духовной». Да и насчет «бесспорного авторитета для православного народа» добавлю (и все сказанное выше это только подтверждает) – таковым был и остается только Бог.
Алекс / 18.11.2013, 15:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Иванов
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09