Святые ангелы или «ангелочки»?

Иерей Сергий Карамышев о чужебесии в церковном искусстве и использовании священных изображений для рекламных целей

0
2080
Время на чтение 5 минут

1.

Хочется спросить людей, конструирующих свои мысли при посредстве русского языка: нормально ли для человека именовать существа, безмерно превосходящие его святостью, разумом и силой, словами с определенно выраженным уменьшительно-ласкательным значением? Законно ли в нашем языке присутствие слова, а наипаче выражаемого им «понятия», «ангелочек»? В церковно-славянском языке, естественно, ни такого, ни даже близкого ему по значению, слова нет.

В русском оно появилось для потребности отразить реалии чуждой Православию западной культуры, а именно - живописные и скульптурные изображения якобы ангелов Божиих, которые были скопированы с языческих «амуров» художниками и скульпторами так называемого Возрождения. То была агрессия для христианского сознания Европы, однако она быстро привилась под высоким покровительством папского двора. В России же указанная традиция стала скорее частью субкультуры, не совершив переворота в религиозном сознании, а только слегка его подточив. Тучные младенцы с крылышками не прижились в нашей иконографии и остались в виде «амурчиков» светских салонов XVIII - нач. XIX в.

Однако через двести лет после своего культурно-религиозного поражения в России «амурчики» через двуногих носителей своей эстетики стремятся взять реванш над русским религиозным сознанием. Мы имеем в виду с каждым годом умножающиеся в количестве и ассортименте поделки якобы религиозного предназначения некоторых художников и ремесленников. Ладно бы они продавались в сувенирных лавках и разных светских магазинах. Однако указанный товар предлагается в храмах Божиих, он развозится оптом по епархиям Русской Православной Церкви. Это пресловутые «ангелочки» в виде упитанных младенцев или каких-то гермафродитов с крылышками, это изображения святых в печатной продукции, скорее похожие на комиксы, это чайные ложечки с изображением Пресвятой Богородицы или ангелов, это браслеты с изображениями Господа или святых и т.д. и т.п.

Весь этот псевдорелигиозный хлам засоряет наше сознание, незаметно подтачивает страх Божий и благоговение к святыне. Будет ли ребенок, с младых ногтей окруженный игрушками-«ангелочками», священными лицами, изображенными наподобие комиксов, поедающий кашу серебряной ложкой с изображением Богоматери иметь здравые религиозные понятия? Это весьма сомнительно. Скорее всего, в него будут заложены семена дерзости, готовые дать плоды богоборчества.

Когда пытаешься вразумить торговцев, объяснить, что они способствуют разрушению церковной традиции и сеют соблазн, последние всегда выставляют «железный» аргумент: «людям это нравится, люди это берут». Я, конечно, не беру. Но ведь речь идет не об огурцах или помидорах, которые, действительно, могут нравиться или нет. Речь - о предметах религиозного почитания. Через эти, как некоторым представляется, «мелочи» либерально-демократические ценности вламываются в Церковь, неся в нее дух революции. Хотят властвовать над умами, вытесняя законную в Церкви Христовой власть Святого Духа. Когда человеческим пристрастиям, а наипаче - стихии свободного рынка - приписывается в Церкви какой-то авторитет (покупают - значит хорошо), нам угрожает серьезная опасность.

2.

Однако вернемся к ангелам. Прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» пишет: «Они - сильны и готовы к исполнению божественной воли, и вследствие быстроты, присущей их природе, тотчас повсюду оказываются, где бы ни повелело божественное мановение; и оберегают области земли; и управляют народами и странами, смотря по тому, как повелено им Творцом; и распоряжаются нашими делами, и помогают нам. Вообще же, и по божественной воле... они выше нас и всегда находятся около Бога».

О должном отношении человека к Ангелу Божию выразительно сказано в книге Судей, где повествуется о подвиге Гедеона: «...Ангел Господень скрылся от глаз его. И увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! Потому что я видел Ангела Господня лицом к лицу. Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. И устроил там Гедеон жертвенник Господу...» (Суд. 6, 21-23).

Будет ли ребенок, воспитанный в окружении «ангелочков», так относиться к Ангелу Божию? Он будет ждать льстивой улыбки, а не грозного обличения своих грехов, и скорее всего, примет служителя сатаны за «Ангела светла».

Православная иконографическая традиция изображает ангелов Божиих не в виде упитанных младенцев и не в виде гермафродитов, а в виде юношей, ополчившихся на брань, в виде могущественных воинов небесного Царя. Они преисполнены мужества, а не расслабленности; они решительны и молниеносны. Вот описание Архистратига Господня из книги Иисуса Навина: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю...» (Нав. 5, 13-14).

Кто жаждет уничижения Божиих ангелов среди людей; кому доставляет удовольствие презрение к святыне? Разумеется, это бесы, в свое время поверженные на землю Архистратигом Михаилом и всем воинством Божиим. Именно бесы, по словам отцов, научили людей всякой ереси, всякому богохульству. Именно они так ругаются над своими давними врагами, побуждая людей изображать их в виде упитанных младенцев или гермафродитов с крылышками.

3.

Не случайна связь все более бытующих среди нас этих богохульных изображений и с языческими амурами, которым приписывалось возбуждение в людях похоти. Царь и пророк Давид сказал: «все боги язычников - бесы», следовательно, и те самые амуры - их же породы. Через смешение понятий добра и зла достигается бесами двойная выгода: 1) они прячутся за имя «ангелов», выдавая зло за добро, 2) они порочат ангелов, «переодевая» их в свою собственную наружность.

Дешевые, а уж тем более дорогие, поделки «ангелочков» выполняют ту же задачу, что в языческой древности - изображения амуров, т.е. возбуждают похоть. Подобные изображения, вероятно, нравятся так называемым педофилам (упитанные младенцы) и гомосексуалистам (гермафродиты).

Свт. Василий Великий, а следом за ним отцы VII Вселенского Собора, пишет: «Честь, воздаваемая образу, переходит на первообразное». Кого же почитают приверженцы амурной эстетики, о ком воздыхают, какова при этом степень разгорячения их крови? Кому они, наконец, молятся?

Из приведенного правила ясно, что и безчестие, воздаваемое образу, переходит на первообразное. Ясно, что неблагоговейное, пренебрежительное отношение к истинным образам горнего мiра сродни богохульству. Это новая форма иконоборчества. В древности священные изображения преследовались и уничтожались. А теперь они обезцениваются через свою доступность. Цель же иконоборцев достигается едва ли не с большим успехом. Она все та же - безчестие первообразов. Если обрывок церковного календаря или какой-нибудь афиши, оповещающей о церковном мероприятии, с изображением, например, Богоматери, попирается в толпе ногами, - это безчестие первообраза. И плохо, если мы относимся к этому как к норме.

Вероятно, пришло время вводить церковную художественную цензуру - дабы: 1) остановить все нарастающий поток чужебесия в церковном искусстве; 2) сократить неоправданно частое присутствие священных изображений для рекламных целей. Притом, хорошо бы такой структуре иметь государственную поддержку, чтобы иметь влияние на выпуск печатной и прочей продукции, использующей священные изображения, - чтобы постепенно сокращалось количество храмов, тем более, икон, на таре, которая после употребления продукта выбрасывается в мусорные контейнеры. Ведь таким образом происходит поругание святыни, а следовательно, и оскорбление религиозных чувств православных христиан.

Иерей Сергий Карамышев, публицист

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

16. Re: Святые ангелы или «ангелочки»?

Всё закономерно. Иконографичость древнерусского церковного пения мы заменили катллической партесной музыкальной культурой и т.д.
Рогов / 18.11.2013, 20:47

15. Ответ на 13., Галкина Л.В. :

ангелы то же бывают разные? И нет ли в изображениях младенцев с крылышками такого понятия: умерший младенец в силу своей безгрешности становится равным ангелу и приобретает ангельские свойства

Ангелы действительно разные. Но они бесплотные и невидимые. Традиционное Православный образ должен это раскрывать и показывать их принажлежность неземному миру. Ощущение от пухленьких земных младен чиков с крылышками примерно такое же как от козногих человечков, кентавров, сфинксов и т.д. В итоге можно прийти к феербаховскому "дедушке на облачке" взамен Бога и атеизму.
Иван Зайцев / 18.11.2013, 20:23

14. Ответ на 1., Блинов :

Спасибо за статью. Полностью согласен с Вами, отче. Понятно, что речь в статье идет в основном о дешевом ширпотребе, но как быть с "упитанными младенцами" в храмах, например, С-Петербурга?

Имеете в виду в росписи стен храмов 18-19 вв? Никак. Они там изначально, с момента основания, часть истории. То же самое со "всевидящим оком" ( в точности как на однодолларовой купюре) над царскими вратами Казаеского Собора или звездами давида на куполе Троицкого. Не нравится - ходите в другие храмы.
Иван Зайцев / 18.11.2013, 20:07

13. может с ангелами не все так просто?

У православного публициста Воробьевского Ю.Ю. есть очерк "Я была в гостях у смерти". В нем приводятся свидетельства двух женщин, которые умерли и через несколько дней вернулись к жизни. Вот отрывок воспоминаний одной из них: "Вдруг я увидела, что с востока по направлению ко мне идет высокого роста Женщина. Строгая, одетая в длинное одеяние (как я узнала позднее - монашеское), с покрытой головой. Видно было строгое лицо, концы пальцев рук и части ступни при ходьбе...Возле Нее шел ребенок, который доставал ей только до плеча. Я старалась увидеть его лицо, но мне так и не удалось достичь своей цели, потому что он все время находился от меня или в профиль, или спиной. Как я узнала позже, это был мой Ангел-хранитель (об этом мама узнала от старцев, когда она уже ожила - примеч. сына женщины, который стал священником). Я обрадовалась, думая, что когда они подойдут ближе, то я смогу узнать у них, где я нахожусь. Все время ребенок что-то просил у Женщины, гладил Ее руку, но Она очень холодно обращалась с ним, не внимая его просьбам. Тогда я подумала:" Какая Она безжалостная. Если бы мой сын Андрюша просил у меня что-нибудь так, как просит у Нее этот ребенок, то я бы даже на последние деньги купила ему то, что он просит". Когда они подошли ко мне близко, то Женщина спросила:" Господи, куда ее?" Я услышала голос, который ответил Ей:" Ее надо спустить обратно, она не в срок умерла"... Когда я услышала это, то поняла, что нахожусь не в каком-то городе, а на небесах...После этих слов Женщина вошла в ранее виденные мною ворота, но Ее ребенок остался стоять возле меня". Как видно из воспоминаний, Ангел не производит впечатление грозного существа, приводящего в трепет. Может ангелы то же бывают разные? И нет ли в изображениях младенцев с крылышками такого понятия: умерший младенец в силу своей безгрешности становится равным ангелу и приобретает ангельские свойства?
Галкина Л.В. / 18.11.2013, 19:16

12. Ответ на 8., Лебядкин:

Нет и не будет возможности одухотворить земное, тем боллее - нет и не будет возможности найти подарок (трижды некитайский), дабы одухотворить быт

Ошибаетесь. Данная проблема проистекает от того, что мы не находимся внутри живой традиции. Мы пытаемся примерить традицию на себя, словно готовое платье. И потому не чувствуем, где истина, а где отступление от неё... Ригоризм формалистов. А между тем для человека свойственно одухотворять свой быт. Резьба наличников, покрашенный забор - простейшее овладение красотой есть также одухотворение народного быта. Подлинная красота имеет божественную природу. Беда современности, что подобные элементарные поражены духом времени сего и несут на себе отпечатки культурной (семантической и духовной) деградации. Но это не значит, что мы должны забыть о том. что мир прекрасен (материя прекрасна), поскольку сотворен Богом. Пусть падший мир потерял красоту как свое онтологическое свойство, но к ней можно стремиться как к идее явленного бытия. И дарить эту красоту друг другу. Но мы это не понимаем. Нам кажется, что одухотворенность обретается тогда, когда есть знаки, прямо указывающие на духовный мир. Например, изображение храма или ангела... И потому мы одухотворяем наше бытие, накладывая такие знаки на бытовые предметы. Было бы у нас живое чувство традиции, и такое было бы не страшно, но коли его нет, мы подходим формально: есть ангелок, значит стоит печать духовности на подарке... И подобный формализм оборачивается профанацией духовности и святыни.
Андрей Карпов / 18.11.2013, 18:28

11. ответ 7, Алине:

-- засилье ангелочков, особенно китайского производства, поражает. Тема ангелочков китайского производства пришла из Америки. В конце 90-х Америка достигла пика ангелопочитания, целью которого отодвинуть имя Господа на задний план, сделав ангелов центром внимания.Миллионами тиражей выпускались книги о дето-и- женоподобных ангелах, открытки, сувениры и, конечно, вся эта дешевая продукция штамповалась в Китае. Можно сказать, что нынешнее американское поколение молодых христиан выросло на образах этих миленьких, никогда не взрослеющих существах. Это был очередной «вклад» антицерковных сил по дехристинизации западного мира. Теперь все эти ангелоподобные пупсики, с подачи, наших неуёмных бизнесменов- западопочитателей, приплыли и к нам. Так сказать, русская земля принимай западную пошлятину. Спасибо отцу Сергию, что обратил внимание на духовную составляющую этого очередного западного антицерковного наката. Он не так «мил и безвреден», как может казаться на первый взгляд. Слава Богу, что в лице своих пастырей наша Церковь стоит на страже и дает отпор всяким попыткам подточить её врата.
/ 18.11.2013, 16:28

10. Re: Святые ангелы или «ангелочки»?

Ангелочки есть и в Новом Иерусалиме..... Впрочем, современный церковный вокал тоже молитвенности не прибавляет...
Lucia / 18.11.2013, 15:43

9. Ответ на 7., Алина:

Такого ангела, правда, хочется иметь дома, потому что он какой-то родной, русский... Запретить мастерам? Тогда люди оторвутся от своих "ангелочков", будут покупать "амурчиков". Да, это кич. Но этот кич начался не сегодня.

Так не бороться с мракобесием и язычеством, если оно родилось не сегодня? Интересная логика.
Лебядкин / 18.11.2013, 13:55

8. Ответ на 2., Андрей Карпов:

Но касательно освящения и одухотворения быта - здесь всё плохо... Нет идей, нет реализаций...

Нет и не будет возможности одухотворить земное, тем боллее - нет и не будет возможности найти подарок (трижды некитайский), дабы одухотворить быт - это ведь просто поиски некоего магического православного талисмана - обрядоверие и держится как раз на подмене небесного земным. Эдакое "православное шаманство". Так вот - к чему менять одни языческие амулеты-талисманы на другие? В этом смысле барочный ангелочек отечественного производства ничем не лучше китайского дракончика. Возможно - и хуже.
Лебядкин / 18.11.2013, 13:53

7. Об ангелах и "ангелочках"

Все правильно, засилье ангелочков, особенно китайского производства, поражает. Но тут еще одна проблема - народной культуры. Когда народные мастера стремятся выразить свое отношение к Православию, как к чему-то родному и близкому, с помощью изготовления не младенцев с крылышками, а юношей - но с гуслями, с ветками вербы, сидящих, стоящих, с добрыми, улыбающимися лицами. Такого ангела, правда, хочется иметь дома, потому что он какой-то родной, русский... Запретить мастерам? Тогда люди оторвутся от своих "ангелочков", будут покупать "амурчиков". Да, это кич. Но этот кич начался не сегодня. И раньше все молчали, даже когда стали выпускать брелоки с изображением святых. Процесс зашел слишком далеко, во-первых, и, во-вторых, правильно заметил А. Карпов, существует проблема православных подарков. Эту нишу надо заполнять. Я в свое время писала об этом, проблема, как всегда, в деньгах и организации. КТО займет эту нишу? Вот это вопрос. Пока там китайцы с "ангелочками" и "амурчиками", да небольшой процент народных умельцев.
Алина / 18.11.2013, 11:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 07:39
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07