В церемонии открытия форума принял участие Управляющий Курганской и Шадринской епархии архиепископ Константин. Владыка обратился к собравшимся с приветственным словом, в котором отметил, что «церковно-государственный праздник День народного единства возвращает нас к событиям смуты начала XVII века, возникшей в результате печальных событий, таких как борьба боярских кланов, междоусобица, интриги, в которых одни делали ставку на союз со Швецией против Польши, другие — на союз с Польшей против Швеции».
«В результате в Кремле воцарился Лжедмитрий. Но здоровые чувства единого русского народа, в составе которого было множество малых народов: волжских, сибирских, уральских, не были испорчены "грызней" в высших эшелонах власти. Каждый представитель зырян, вогулов, манси, марийцев, удмуртов, чувашей и других народностей, войдя в состав великого и могучего Русского государства, чувствовал себя гораздо защищенней, нежели под властью местного слабого князя, который есть и Царь, и Бог, и полный произвол. Мы знаем, что и до сих пор народы Кавказа часто люто ненавидят друг друга, поэтому многие народ издревле добровольно стремились войти в состав великой империи. В составе Русского государства каждый народ чувствовал свое достоинство и величие», - отметил владыка.
«По-видимому, это не единственный фактор, но им можно объяснить многое. Именно в Казани, в бывшей столице татарского ханства началось возрождение и движение за освобождение Русского государства от интервенции. Флагом этого народного движения стал чудотворный образ Божьей Матери, явленный в Казани, который длительное время охранял восточные рубежи. Образ Пресвятой Богородицы сплотил в едином движении за освобождение и русских и татар, и малочисленных народов севера, которые часто бывали более патриотичными, чем поднаторевшие в дипломатических интригах жители Москвы. Отозвались и промышленники, и когда борьба подошла к своему логическому завершению - штурму Кремля, то движение представляло собой уже не просто народное ополчение, вооруженное вилами, топорами, косами, а хорошо вооруженное войско», - продолжил архиерей.
«Люди проявили и необычайную силу духа. Представьте себе штурм Кремля, в котором засели польские интервенты. Польские солдаты мужественны, но русские войска перед штурмом наложили на себя трехдневный пост для духовного очищения. Обычно все полководцы дают солдатам отдохнуть перед боем и со свежими силами на рассвете приступают к взятию крепости штурмом. В данной же ситуации народное ополчение наложило на себя строгий трехдневный пост. В это время в Кремле находился в заточении и умирал от голода и жажды святитель Арсений. Ему в видении явился преподобный Сергий, который сказал, что по молитвам русского народа гнев Божий переложен, изменен на милость, и штурм будет удачный. И действительно штурм был удачный, и Москва, а затем и Россия была освобождена от нашествия польских интервентов. Именно тогда все наше общество, которое себя конечно ещё не называло "гражданским", почувствовало всю свою силу. Был проведен Земский собор, к власти пришла династия Романовых, при которых начался расцвет Российской Империи. Тогда, в 1612 году, четыреста лет тому назад, наш многонациональный народ показал, на что он способен, что здоровые чувства, глубочайший патриотизм, государственная неиспорченность сохранилась именно в русской глубинке, которая спасла Москву. Мы должны об этом сейчас помнить и ценить», - добавил архипастырь.
«Этот праздник необыкновенно богат по своей эмоциональной окраске: в нем есть и печальные нотки. Печаль от того, что в результате борьбы кланов, междоусобицы, политических боярских интриг, прямого законодательства, Москва и Кремль оказались в чужих руках. Радость и гордость от того, что Русь показала свою способность консолидироваться в тяжелый момент, и от того, что движение проходило под чудотворным образом Божией Матери, а для нас Зауральцев — это особая радость, поскольку известно, что подлинник Казанской иконы Божией Матери был в 1904 году, накануне Русско-японской войны похищен, ограблен, уничтожен. Но к тому времени было сделано много копий с подлинного Чудотворного образа иконы Божьей Матери и многие из этих копий со временем становились чудотворными. И в нашей Курганской области в Свято-Казанском мужском Чимеевском монастыре тоже есть Чудотворный список иконы Божьей Матери «Казанская» Чимеевская. Мы с вами счастливые люди тем, что имеем этот образ. И поэтому для нас это не просто двойной церковно-государственный праздник, а тройной праздник, - и церковный, и государственный, и престольный праздник нашего мужского монастыря, в котором пребывает наш чудотворный образ «Чимеевский Казанский. С наступающим праздником, дорогие!» - заключил владыка Константин.
В мероприятии также приняли участие священнослужители Курганской епархии: секретарь Епархиального совета, ответственный за взаимосвязь Церкви и общества иерей Константин Павлюченко и руководитель епархиального отдела по делам молодежи иерей Михаил Кучеров.