«Служение Императора Константина - это служение симфонии Церкви и государства»

Диакон Владимир Василик о торжествах, приуроченных к 1700-летию Миланского эдикта

0
245
Время на чтение 8 минут

Как сообщалось, в Сербии состоялись торжества, приуроченные к 1700-летию Миланского эдикта. В мероприятиях принял участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Итоги торжеств анализирует в интервью «Русской народной линии» известный богослов, кандидат филологических наук, кандидат богословия, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик:

«Миланский эдикт, как справедливо заметил Святейший Патриарх Кирилл, действительно заложил основы христианской Европы и основы христианского правосознания. Миланский эдикт даровал Церкви свободу и права, в том числе, право юридического лица, равноправие с другими религиями.

Что для нас значит святой равноапостольный Император Константин? Он освободитель Церкви. Что значит Миланский эдикт для Церкви Христовой? Примерно то же, как если бы человека заживо похоронили в гробнице, а потом сняли крышку гроба, вывели оттуда и сказали: "Ты свободен!" То же значил Миланский эдикт для христиан, гонимых, преследуемых, травимых. Те, кто не погибли, находились в ссылках, тюрьмах, на каторге, скитались, опасаясь за свою жизнь.

Эдикт Императора Константина вернул свободу заключенным, покой бежавшим, вернул Церкви храмы и кладбища. Законодательство Константина Великого вернуло Церкви могущественные инструменты для социального служения и преображения мира. Константин Великий сделал Церкви значительные пожертвования, чтобы она занималась благотворительностью. Он дал епископам право суда, скорого, правого и милостивого, в отличие от неповоротливого, коррумпированного римского правосудия. Император Константин способствовал всемерной гуманизации и христианизации законодательства. Он отменил позорную и страшную крестную казнь, запретил гладиаторские бои, сделал воскресенье Днем Господним, днем покоя и отдыха для всех, в том числе для рабов. Церковные праздники сделал также выходными днями, запретив на их время судопроизводство и пытки. Он всемерно возвышал значение Церкви.

Что же касается его матери, святой равноапостольной Елены, то ей мы обязаны обретением Честного Животворящего Креста, построением храма Гроба Господня, Вифлеемской базилики Рождества Христова, строительством многих замечательных церквей. Отчасти ей мы обязаны Святой Землей.

Многие задаются вопросом, были ли меры Императора Константина сугубо политическими или он был верующим человеком? На мой взгляд, да и не только мой, Император Константин по-настоящему уверовал после битвы на Мульвийском мосту, когда накануне ему явился на небе Крест и надпись "Сим победиши". Император Константин воистину стал служителем Креста, как об этом говорится в каноне Иоанна Дамаскина, посвященном ему.

Служение Императора Константина - это служение симфонии Церкви и государства. Император Константин относился к Церкви предельно благоговейно. Когда однажды ему принесли жалобы на епископов, он порвал их и сказал: "Идите, сами судитесь между собой. Мы не достойны судить божественных". С другой стороны, в кризисные для Церкви моменты он, не колеблясь, брал на себя задачи церковного управления, в частности, именно благодаря ведущей роли Святого равноапостольного Императора Константина оказался возможен Первый Вселенский Собор.

Каковы заветы Императора Константина? Это единство, единство империи и Церкви, единство общества и государства. Характерна та боль, которая сквозит в словах Императора Константина, обращенных к отцам Первого Вселенского Собора: "Даже внешние войны не доставляют столько скорби и тревог, сколько раздоры между вами. Я ожидаю от вас единства". Второй завет - всемогущество государства. Если для нас возвращение Православия досталось дорогой ценой, ценой краха Советского Союза, то от церковно-государственных реформ Константина империя всемерно укрепилась. Это был крестоносный Император - победитель, который побеждал не только внутренних, но и внешних врагов силою Креста. Как, например, в 20-е годы на Дунае, когда ему вторично явился Крест Господень. Третий завет - завет разумной терпимости и понимания ведущей и главенствующей роли христианской Церкви.

Император Константин не гнал язычников, за исключением явно изуверских и бесчеловечных культов. Он говорил: "Пусть и те, которые удаляются от послушания Богу, пользуются, если хотят, своими посвященными лжи храмами". Но в то же время он всемерно поддерживал Церковь. Следующий завет Императора Константина - подлинное, здравое понимание толерантности на основе совестного и естественного права.

О чем говорит Миланский эдикт? "Руководствуясь здравым и правым смыслом, надлежит дать власть мысли и воли каждого по своему выбору заботиться о делах божественных". Подобное отношение подразумевает размышление, следовательно, наличие философского осмысления культа, известную богословскую систему, определенное рациональное начало и социализированность культа. Слова Константина не дают никакой возможности для реализации деструктивных и антисоциальных культов. Не случайно одним из первых постановлений Константин Великий запретил культы, подразумевающие человеческие жертвоприношения. В основу религиозной свободы святой Император Константин полагает здравый и правый смысл. Эти слова в высшей степени значимы.

Константин Великий не случайно вырос в Британии, в Эбораке, будущем Йорке. Пройдут столетия, обитатели Альбиона на основе духовного наследия святого Императора Константина создадут великую империю и великую культуру именно благодаря здравому смыслу. К сожалению, сейчас он им изменяет, поэтому они и лишились своей империи, разрушается их культура и страна находится под воздействием совершенно безумных и бесчеловечных доктрин.

Не только естественный здравый смысл двигал Императором Константином, но и более высокие мотивы. Он издал также постановление, которое поддерживало страх Божий и благоговение, в том числе, даровал свободу всем по собственному желанию выбирать веру, "дабы небесное божество, каковым бы оно ни было, относилось благосклонно и к нам, и к подданным нашим".

Основанием для Эдикта является не индифферентность, а наоборот, религиозное чувство, страх Божий и благоговение. Император Константин исходил из философского монотеизма, который, по сути дела, являлся христианским. Император Константин употребил миссионерский прием, подобно апостолу Павлу, начавшему свою проповедь с алтаря неведомому Богу. Он апеллирует к тому, что является общим для язычников и христиан - с представления о едином небесном Боге. Император Константин вступает на ту же тропу, что и апостолы, проповедовавшие язычникам "Бога высочайшего". Очень важна мысль о страхе Божьем и благоговении как основе правового сознания.

В своем Эдикте Император Константин восстанавливает принцип естественной справедливости, не только возвращая христианам все отнятое у них во время гонений, но и покрывая убытки покупателей христианской собственности из казны. Для нас все это весьма поучительно. Кризис современного российского правосознания и общественная нестабильность, грозящая серьезными потрясениями в будущем, происходят от неуважения к чужому имуществу и отсутствия подлинной легитимности как государственной, так и частной собственности. Грабительская "прихватизация" 90-х проходила под ленинским лозунгом: "Грабь награбленное!", на опыте революционных экспроприаций 1930-х годов.

Если мы желаем восстановить правовое поле российской государственности, без чего невозможно ее стабильное существование и развитие, надо следовать примеру Константина Великого и, любя добро, возвратить чужую собственность владельцу, в том числе и Церкви.

Но нынешний юбилей касается не только России, но в гораздо большей степени Европы. Святейший Патриарх Кирилл говорит, что надо плакать о том, что Европа теряет свое христианское наследие. Я бы сказал более, она от него отказывается. В Конституции Евросоюза из-за ложно понятой политкорректности, а, на самом деле, из-за злой воли "европейской элиты" ничего не сказано о христианстве и Христе. В ряде земель Германии и муниципалитетов Италии принимаются решения о запрете христианских символов в школах. В результате ложной толерантности христианство все больше оттесняется на задворки общественной жизни, а поощряются антихристианские нравы. Легализация гомосексуализма, который до Второй Мировой войны считался уголовным преступлением, кое-где привела к настоящей "голубой" диктатуре. А ведь именно Император Константин провозгласил, что гомосексуализм является уголовно наказуемым преступлением. Легализация эвтаназии только в Голландии привела уже к сотням жертв, из которых многие покинули этот свет не по своей воле. При Императоре Константине за убийство врачом своего пациента полагалась смертная казнь. Легализация абортов приводит к депопуляции Европы и заполнению демографического вакуума мигрантами из стран Третьего мира. Меж тем Император Константин, сберегая население империи и стремясь выполнять христианские заповеди под страхом смертной казни, запретил родителям выбрасывать своих детей.

В результате либерального движения и последовавшей за ним смены нравственной и правовой парадигмы, яростной борьбы за права человека, мы пришли к странному результату: реальные жизненные права человека в современной Европе резко сузились. То, что раньше считалось неотъемлемыми правами человека: право на рождение, на воспитание детей порядочными, нерастленными людьми нормальной половой ориентации, право на целомудрие, право на публичное выражение своей веры, право располагать своими органами и умереть своей смертью, - все это в современном обществе становится все более эфемерным.

В результате действий ювенальной юстиции на Западе и, к сожалению, у нас, отбираются дети из вполне благополучных семей и определяются в детские дома, где многие дети могут подвергаться насилию, в том числе, половому. В Германии уже происходили случаи, когда благочестивые католики за протесты против раннего полового воспитания своих детей попадали в тюрьму, а их дети - в детские дома.

Жизненные права изрядно пострадали по сравнению с правами на свободу. Так жизненное право на работу принесено в жертву свободе предпринимательству. Оно становится предметом беспощадной конкуренции и неограниченного произвола работодателей. На примере миллиона бездомных в нашей стране мы видим, как, казалось бы, неотъемлемое жизненное право на жилье равно проигрывает праву на свободу передвижений. Современное общественное сознание не возмущается при виде голодного, опустившегося бомжа, но встает на дыбы, когда речь идет о препятствиях к выезду благополучного интеллигента в Америку.

Право на защиту своего здоровья явно уступило праву сделать с ним что угодно. В современном обществе нужны большие деньги или страховку, чтобы по-настоящему лечиться. Но человек имеет полное право курить, пьянствовать, употреблять наркотики, торговать своими органами. Показательно, что один из первых декретов российских демократических властей, продиктованный им из Вашингтона, отменил принудительное лечение наркоманов. Результат налицо: от одного до двух миллионов наркоманов в Российской Федерации.

Это произошло в результате либеральных движений 60-х - 70-х годов XX века, которые основаны на двух источниках: неотроцкизм и фрейдизм. Это соединение революции социальной и революции сексуальной. Но идеологический фундамент был заложен еще в XIX веке в результате кризиса европейского правосознания. Вот как об этом пишет великий русский философ Иван Ильин: "Правосознание становилось беспочвенным; мотивы и побуждения его сделались беспочвенными; мотивы и побуждения его делались плоскими; оно теряло свое благородное направление, свои первоначальные священные основы и подчинялось духу скептицизма, в котором все сомнительно, духу релятивизма, для которого все относительно, и духу нигилизма, который не хочет верить ни во что. Правосознание разучалось видеть добро и зло, право и бесправие; все стало условны и относительным, водворилась буржуазная беспринципность и социальное безразличие, надвигалась эпоха духовного нигилизма и публичной продажности. В XIX веке в Европе расцвела абстрактная и формальная юриспруденция, которая считалась только с положительным правом и не хотела слышать о естественном (т.е. верном, идеальном, совестном праве), в ней можно было найти лишь скудные намеки на социальную идею и бледные остатки христианской идеологии, причем то и другое считалось "субъективным и ненаучным"".

А сейчас невозможно даже найти и его следов, поэтому Европе, если она не хочет погибнуть от самопожирания, внутреннего уничтожения, необходимо возвращаться к христианской вере и христианским основам права, к совестному праву. Сможет ли Европа к этому вернуться, ведает один Бог. В Европе есть люди доброй воли - те, кто выходит на демонстрации против "голубой" диктатуры, беззакония и безбожия. Дай Бог, чтобы Европа вновь вернулась ко Христу и к Его путям, которые милость и истина. К сожалению, пути руководства Европой в настоящий момент - это немилость и ложь. По словам святителя Николая (Велимировича), "Европа умна отбирать, а не давать, умна убивать, но не животворить. Европа умеет гордиться, но не умеет смиряться. В этом – коренной порок Европы, что не могло не привести к крайнему материализму, ненависти, агрессии и войнам". Единственное ее спасение - возвращение к наследию Императора Константина».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Владимир Василик
Он сражался за душу русского человека
Слово на кончину замечательного русского поэта и переводчика Юрия Михайловича Ключникова
19.04.2024
Владимир Владимирович, последуйте примеру Петра Великого
Помилование Игоря Стрелкова предварит нашу общую Победу над врагом
16.04.2024
Почему над Римом ещё не кропит дождик из огня и серы?
Декларация Ватикана Dignitas infinita производит впечатление шизофрении
09.04.2024
Знак беды для всего мира
Падение иконы Спасителя на католическую Пасху в Ватикане – предвестник бедствий, смут и расколов
04.04.2024
Все статьи Протодиакон Владимир Василик
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03