14 сентября в Ессентуках состоялся Большой отчетный круг Терского казачьего войска, работу которого благословил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, глава Ставропольской митрополии, председатель Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством.
Во время круга владыка Кирилл наложил епитимью на атамана войска Сергея Клименко. Вот ее текст:
Сергей Александрович!
«В связи с раскольническими деяниями в Терском войске возлагаю на вас епитимью (церковное наказание) начиная с 15 сентября 2013 года и благословляю вам 40 дней нести пост по уставу Великого поста, с чтением Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу.
По окончании епитимьи исповедоваться у войскового священника и причаститься Святых Христовых Таин. После доложить мне об исполнении епитимьи.
Во время исполнения епитимьи вы не имеете права исполнять обязанности войскового атамана, а таковые исполняет первый заместитель или товарищ атамана. Сие церковное прещение да послужит к вашему исправлению и дарованию вам милости Божией.
«Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем... Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (2 Фес. 3, 16-18)».
Позже такая же епитимья была наложена на атамана Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» Валерия Налимова.
Сразу после этого в СМИ развернулась настоящая информационная война в виде заказных статей, «постов» в блогах и подметных писем в разные инстанции.
Начать комментарий хотелось бы с первоисточника - круга в городе Ессентуки, где во время выступления митрополита Кирилла часть казаков не просто вели себя вызывающе, но по сути нарушали церковные установления - каноны.
Совершенно очевидно, что несогласие в том или ином вопросе не может быть поводом к хамству и оскорблению Архипастыря.
56 Апостольское правило гласит: «Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону: да будет отлучен от Церковного общения». То есть даже оскорбление пресвитера мирянином считается весомым поводом к отлучению от церковного общения, не говоря уже о правящем архиерее.
8 Правило IV Вселенского Собора говорит, что миряне «да не исторгаются, по дерзости, из-под управления своего епископа. А дерзающие нарушать сие постановление... и неподчиняющиеся своему епископу... да будут отлучены от общения Церковного».
Называя епитимью «таинством, которое может быть наложено только духовником и только при личном общении», авторы разномастных писем демонстрируют полное незнание традиций Православной Церкви. Священное Писание и церковная практика допускают публичную меру духовного наказания: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17).
Архиепископ Платон (Фивейский) в своем труде «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении Таинства Покаяния» пишет, что прерогатива накладывать публичную епитимью принадлежит только архиерею.
Следующий пункт, достойный нашего рассмотрения, - это возможность или невозможность отстранения правящим архиереем атамана от управления войском. Единственный аргумент, который приводят сами атаманы, это отсутствие такой нормы в Уставе.
Здесь можно выделить несколько аспектов.
1. Устав войска является документом прежде всего светским, а мы говорим о категориях духовных. Если опираться только на Устав, то получается, что казаку совершенно нет надобности приступать к церковным таинствам, так как о них нет упоминания в документе. Устав не содержит положения о регулярном посещении богослужений, соблюдении постов, об изучении Священного Писания, что является обязательным для любого христианина, а тем более для казака, если мы рассматриваем его как защитника не только государства, но и православной веры.
2. Устав говорит, что прерогатива отстранения атамана принадлежит кругу. При этом в Уставе сказано об окончательном отстранении, причина которого - «совершение действий, порочащих репутацию казачьего общества, ненадлежащее исполнение им своих обязанностей». В нашей ситуации речь идет о временном отстранении для совершения сугубой молитвы и поста.
Ранняя Церковь знала четыре степени публичного покаяния (епитимьи): плачущих, слушающих, припадающих и купностоящих.
Кающиеся плачущие могли входить только во внешний притвор храма, где с плачем умоляли верных, особенно Предстоятелей Церкви, помолиться о них. Эта степень была подготовительной и как бы введением к собственно церковному покаянию (Григорий Чудотворец, 11 пр.; Василий Великий, 22 пр.).
Кающимся слушающим дозволялось входить во внутренний притвор храма, стоять вместе с оглашенными, слушать с верными пение и чтение Священного Писания и поучения в продолжение первой части литургии, после чего они выходили вместе с оглашенными (Первый Вселенский Собор, 11 и 12 пр.).
Кающиеся припадающие стояли в самом храме, в задней его части, и участвовали с верными в молитвах о кающихся, внимая им, падши ниц. По окончании этих молитв они, преклонив колена и получив благословение от епископа, удалялись из храма.
Кающиеся купностоящие были с верными до конца литургии, не приступая только к Евхаристии (Первый Вселенский Собор, 11 пр.; Анкирский Собор, 4 пр.).
То есть для ранних христиан совершенно нормальным явлением был тот факт, что если наложена епитимья (публичная), то в некоторых случаях человек не может даже входить в храм. В нашем случае возникает коллизия: человек, на которого наложена епитимья, хочет осуществлять управленческую деятельность православными христианами, пусть и состоящими на службе у государства. Каким образом человек, находящийся под прещением, будет осуществлять управление войском, в том числе повседневно заботиться о духовно-нравственном возрастании казаков?
3. Некоторые авторы, не согласные с позицией митрополита Кирилла, говорят, что отстранение атамана есть вмешательство в светскую жизнь общественной организации. Здесь стоит особо отметить, что роль атамана значительно отличается от роли, к примеру, лидера политической партии. Политический лидер присягает на Конституции, а казак - на Евангелии и Кресте.
История Церкви дает нам яркие примеры, когда архиереи накладывали духовное исправление даже на светских правителей именно за раскольническую деятельность, в том числе по сугубо политическим мотивам. Патриарх Константинопольский в грамоте к святому князю Димитрию Донскому писал, что «не снимет проклятия, наложенного митрополитом Алексием на некоторых князей русских, до тех пор, пока они не исполнят всех условий и пока митрополит не напишет, что они раскаялись».
Другой пример - святой Амвросий Медиоланский, наложивший епитимью на императора Феодосия.
В заключение хотелось бы отметить: несмотря на то что епитимья в точном переводе означает «взыскание», в церковном сознании это не просто наказание, а прежде всего лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затянулась.
Святитель Василий Великий говорит, что цель епитимьи состоит в том, чтобы согрешивших «извлечь из сети лукавого», а никак не наказать, в светском понимании этого слова. Ему вторит святитель Григорий Нисский: «Как в телесном врачевании цель врачебного искусства есть едина - возвращение здравия болящему, а образ врачевания различен, ибо по различию недугов в каждой болезни прилагается приличный способ врачевания; так и в душевных болезнях, по множеству и разнообразию страстей, необходимым делается многообразное целебное попечение, которое соответственно недугу производит врачевание».
Впервые комментарий опубликован на личной странице в ЖЖ священника Антония Скрынникова, социолога, главного редактора официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподавателя Ставропольской духовной семинарии, настоятеля воинского храма в честь святого князя Димитрия Донского города Ставрополя
11. Re: «Часть казаков не просто вели себя вызывающе, но нарушали церковные установления»
10. Алексу на п.9
9. Ответ на 7., Обломов:
8. По существу статьи.
7. На п.6 Алексу
6. Ответ на 5., рудовский:
5. Re: «Часть казаков не просто вели себя вызывающе, но нарушали церковные установления»
4. Ответ на 2., Алекс :
3. Ответ на 1., samovarov :
2. автору