«Часть казаков не просто вели себя вызывающе, но нарушали церковные установления»

Священник Антоний Скрынников о реакции некоторых казаков на наложение епитимьи на войскового атамана Терского войскового казачьего общества Сергея Клименко

0
1570
Время на чтение 5 минут

14 сентября в Ессентуках состоялся Большой отчетный круг Терского казачьего войска, работу которого благословил митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, глава Ставропольской митрополии, председатель Синодального комитета Русской Православной Церкви по взаимодействию с казачеством.

Во время круга владыка Кирилл наложил епитимью на атамана войска Сергея Клименко. Вот ее текст:

Сергей Александрович!

«В связи с раскольническими деяниями в Терском войске возлагаю на вас епитимью (церковное наказание) начиная с 15 сентября 2013 года и благословляю вам 40 дней нести пост по уставу Великого поста, с чтением Покаянного канона ко Господу нашему Иисусу Христу.

По окончании епитимьи исповедоваться у войскового священника и причаститься Святых Христовых Таин. После доложить мне об исполнении епитимьи.

Во время исполнения епитимьи вы не имеете права исполнять обязанности войскового атамана, а таковые исполняет первый заместитель или товарищ атамана. Сие церковное прещение да послужит к вашему исправлению и дарованию вам милости Божией.

«Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем... Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь» (2 Фес. 3, 16-18)».

Позже такая же епитимья была наложена на атамана Войскового казачьего общества «Центральное казачье войско» Валерия Налимова.

Сразу после этого в СМИ развернулась настоящая информационная война в виде заказных статей, «постов» в блогах и подметных писем в разные инстанции.

Начать комментарий хотелось бы с первоисточника - круга в городе Ессентуки, где во время выступления митрополита Кирилла часть казаков не просто вели себя вызывающе, но по сути нарушали церковные установления - каноны.

Совершенно очевидно, что несогласие в том или ином вопросе не может быть поводом к хамству и оскорблению Архипастыря.

56 Апостольское правило гласит: «Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону: да будет отлучен от Церковного общения». То есть даже оскорбление пресвитера мирянином считается весомым поводом к отлучению от церковного общения, не говоря уже о правящем архиерее.

8 Правило IV Вселенского Собора говорит, что миряне «да не исторгаются, по дерзости, из-под управления своего епископа. А дерзающие нарушать сие постановление... и неподчиняющиеся своему епископу... да будут отлучены от общения Церковного».

Называя епитимью «таинством, которое может быть наложено только духовником и только при личном общении», авторы разномастных писем демонстрируют полное незнание традиций Православной Церкви. Священное Писание и церковная практика допускают публичную меру духовного наказания: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17).

Архиепископ Платон (Фивейский) в своем труде «Напоминание священнику об обязанностях его при совершении Таинства Покаяния» пишет, что прерогатива накладывать публичную епитимью принадлежит только архиерею.

Следующий пункт, достойный нашего рассмотрения, - это возможность или невозможность отстранения правящим архиереем атамана от управления войском. Единственный аргумент, который приводят сами атаманы, это отсутствие такой нормы в Уставе.

Здесь можно выделить несколько аспектов.

1. Устав войска является документом прежде всего светским, а мы говорим о категориях духовных. Если опираться только на Устав, то получается, что казаку совершенно нет надобности приступать к церковным таинствам, так как о них нет упоминания в документе. Устав не содержит положения о регулярном посещении богослужений, соблюдении постов, об изучении Священного Писания, что является обязательным для любого христианина, а тем более для казака, если мы рассматриваем его как защитника не только государства, но и православной веры.

2. Устав говорит, что прерогатива отстранения атамана принадлежит кругу. При этом в Уставе сказано об окончательном отстранении, причина которого - «совершение действий, порочащих репутацию казачьего общества, ненадлежащее исполнение им своих обязанностей». В нашей ситуации речь идет о временном отстранении для совершения сугубой молитвы и поста.

Ранняя Церковь знала четыре степени публичного покаяния (епитимьи): плачущих, слушающих, припадающих и купностоящих.

Кающиеся плачущие могли входить только во внешний притвор храма, где с плачем умоляли верных, особенно Предстоятелей Церкви, помолиться о них. Эта степень была подготовительной и как бы введением к собственно церковному покаянию (Григорий Чудотворец, 11 пр.; Василий Великий, 22 пр.).

Кающимся слушающим дозволялось входить во внутренний притвор храма, стоять вместе с оглашенными, слушать с верными пение и чтение Священного Писания и поучения в продолжение первой части литургии, после чего они выходили вместе с оглашенными (Первый Вселенский Собор, 11 и 12 пр.).

Кающиеся припадающие стояли в самом храме, в задней его части, и участвовали с верными в молитвах о кающихся, внимая им, падши ниц. По окончании этих молитв они, преклонив колена и получив благословение от епископа, удалялись из храма.

Кающиеся купностоящие были с верными до конца литургии, не приступая только к Евхаристии (Первый Вселенский Собор, 11 пр.; Анкирский Собор, 4 пр.).

То есть для ранних христиан совершенно нормальным явлением был тот факт, что если наложена епитимья (публичная), то в некоторых случаях человек не может даже входить в храм. В нашем случае возникает коллизия: человек, на которого наложена епитимья, хочет осуществлять управленческую деятельность православными христианами, пусть и состоящими на службе у государства. Каким образом человек, находящийся под прещением, будет осуществлять управление войском, в том числе повседневно заботиться о духовно-нравственном возрастании казаков?

3. Некоторые авторы, не согласные с позицией митрополита Кирилла, говорят, что отстранение атамана есть вмешательство в светскую жизнь общественной организации. Здесь стоит особо отметить, что роль атамана значительно отличается от роли, к примеру, лидера политической партии. Политический лидер присягает на Конституции, а казак - на Евангелии и Кресте.

История Церкви дает нам яркие примеры, когда архиереи накладывали духовное исправление даже на светских правителей именно за раскольническую деятельность, в том числе по сугубо политическим мотивам. Патриарх Константинопольский в грамоте к святому князю Димитрию Донскому писал, что «не снимет проклятия, наложенного митрополитом Алексием на некоторых князей русских, до тех пор, пока они не исполнят всех условий и пока митрополит не напишет, что они раскаялись».

Другой пример - святой Амвросий Медиоланский, наложивший епитимью на императора Феодосия.

В заключение хотелось бы отметить: несмотря на то что епитимья в точном переводе означает «взыскание», в церковном сознании это не просто наказание, а прежде всего лекарство, чтобы рана, оставленная грехом, быстрее затянулась.

Святитель Василий Великий говорит, что цель епитимьи состоит в том, чтобы согрешивших «извлечь из сети лукавого», а никак не наказать, в светском понимании этого слова. Ему вторит святитель Григорий Нисский: «Как в телесном врачевании цель врачебного искусства есть едина - возвращение здравия болящему, а образ врачевания различен, ибо по различию недугов в каждой болезни прилагается приличный способ врачевания; так и в душевных болезнях, по множеству и разнообразию страстей, необходимым делается многообразное целебное попечение, которое соответственно недугу производит врачевание».

Впервые комментарий опубликован на личной странице в ЖЖ священника Антония Скрынникова, социолога, главного редактора официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподавателя Ставропольской духовной семинарии, настоятеля воинского храма в честь святого князя Димитрия Донского города Ставрополя

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Re: «Часть казаков не просто вели себя вызывающе, но нарушали церковные установления»

"Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 октября 2013 года № 369-рп, внесены изменения в состав Совета при Президенте РФ по делам казачества...Налимов выведен из состава..." http://kazak-center.ru/news/serii_skandalov_bolee_goda_sotrjasajushhikh_ckv_skoro_pridet_konec/2013-10-08-2657 Если именно для того чтобы иметь основание для подобного решения были все эти "епитимьи", то мне становится грустно и обидно за священноначалие РПЦ. В принципе, комбинация становится понятной: митр.Кирилл провоцирует широкий конфликт, это дает основание для отмены президентского подтверждения полномочий Налимова, следовательно появляется возможность применения возрастных ограничений Устава "полномочия В.Налимова, согласно Устава ЦКВ, закончились 14.08.2012г. в связи с достижением им 65 летнего возраста"
Алекс / 08.10.2013, 18:02

10. Алексу на п.9

Спасибо Вам за ответ! Разделяю Вашу позицию, что сейчас не время делить на своих и чужих, и что "если русский человек считает себя воином и слышит зов Отчизны, то единственная легальная возможность у него сейчас объединиться с подобными себе - это казачество - "нет уз святее товарищества"". Спаси Вас Господи!
Обломов / 01.10.2013, 16:49

9. Ответ на 7., Обломов:

Добрый день, уважаемый Алекс!Поясните пожалуйста, что означает Ваше выражение: родовой казак?Например, моя прабабушка родилась в семье казака в начале ХХ века. Но вышла замуж не за казака, а за крестьянина. Ее потомство уже не будет считаться родовыми казаками?С другой стороны, неужели за годы Советской власти сохранились семьи (роды), в которых выходили замуж и женились только на родовых казаках? После расказачивания и раскулачивания, замещения населения казачьих областей крестьянами из Центральной России, двадцатипятитысячниками? Возможно ли это?Спаси Вас Господи!С уважением, Григорий.

К сожалению, ответить так, как дать официальное заключение не возможно. Одни уверены, что "казаки от казаков ведутся", и если отец "мужик", то и сын его "мужик" - и в этом есть разумное зерно. Казаки всегда не очень то стремились к ассимиляции. Но учитывая,то что я написал в п.6 и то, через что пришлось пройти за 20 век и русскому и казачьему народу - сейчас не время делить на своих и чужих. Считаю, что если русский человек считает себя воином и слышит зов Отчизны, то единственная легальная возможность у него сейчас объединиться с подобными себе - это казачество - "нет уз святее товарищества"! К сожалению, вряд ли меня поддержит основная масса казаков из мест традиционного проживания: "пусть лучше в татары записываются". Но, повторюсь, считаю это противоречием традиции и результатом пропаганды.
Алекс / 01.10.2013, 12:41

8. По существу статьи.

Хочу сразу оговориться, что лично я не могу судить о деятельности господ атаманов, на которых была наложена Епитимья. Просто не знаком с этой самой деятельностью. Однако, как мне кажется, данную проблему следует рассматривать со следующей позиции. Есть внешние (атеисты, светские, иноверцы и т.д.), а есть верные - церковный народ. И в зависимости от того, с кем мы себя соотносим, и следует воспринимать случившееся. Если человек считает себя чадом Русской Православной Церкви, то для него не может быть сомнений в том, что решение правящего Епископа о наложении на него Епитимьи является Промыслом Божиим. Господь призывает его таким образом к Себе. Удостоиться такой чести - быть призванным Господом через Его Епископа - может далеко не каждый! Но, единицы! А что многие из нас сегодня заслуживают Епитимьи - не приходится сомневаться (сужу по себе). Чего стоит одно только сквернословие, не говоря уже о гордыне, тщеславии, неправдоглаголании, осуждении, человекоугодии и т.д. Более того, вся эта ситуация открывает широкую перспективу для Проповеди Веры Христовой на Кавказе (Ставропольский край и прилегающие регионы)! Ведь если господа атаманы проявят послушание и искренне и, что не мало важно, публично (!) покаются во вменяемых им Владыкой грехах, то это послужит мощным свидетельством Исповедания ими Православной Веры. Замечательный пример для казачьей и вообще славянской молодежи (и не только на Кавказе), а также для иноверцев и инородцев! Учитывая сегодняшнюю ситуацию с межнациональными отношениями в России, а также нравственное состояние нашего народа, публично наложенная Владыкой Епитимья и ее исполнение господами атаманами (если они ее конечно искренне исполнят) могут привести к укреплению авторитета нашей Матери Церкви, а значит и Русского народа, в нашем Отечестве и способствовать, в конечном итоге, дальнейшей Проповеди Евангелия! Не говоря уже о росте духовного авторитета казачества, который сегодня далеко не однозначен. Некоторые рассуждают как рудовский (пост №5), некоторые сталкиваются на личном опыте с далеко не духовным поведением отдельных казаков и по ним судят обо всем войске. Поэтому, Владыка, наложив на господ атаманов Епитимью, на самом деле оказал огромную услугу Казачьему Движению, фактически предоставив ему Кафедру для Проповеди и Исповедания Веры Христовой! Вопрос лишь в том, смогут ли господа атаманы и другие лидеры сегодняшнего Казачества разглядеть открывшуюся перед ними перспективу и воспользоваться поддержкой Владыки......
Обломов / 01.10.2013, 08:37

7. На п.6 Алексу

Добрый день, уважаемый Алекс! Поясните пожалуйста, что означает Ваше выражение: родовой казак? Например, моя прабабушка родилась в семье казака в начале ХХ века. Но вышла замуж не за казака, а за крестьянина. Ее потомство уже не будет считаться родовыми казаками? С другой стороны, неужели за годы Советской власти сохранились семьи (роды), в которых выходили замуж и женились только на родовых казаках? После расказачивания и раскулачивания, замещения населения казачьих областей крестьянами из Центральной России, двадцатипятитысячниками? Возможно ли это? Спаси Вас Господи! С уважением, Григорий.
Обломов / 01.10.2013, 07:24

6. Ответ на 5., рудовский:

У меня вопрос: а те казаки, которые вели себя вызывающе, они настоящие потомки "тех" казаков (в смысле тех, кто составлял соль казачества до революции) или обыкновенные ряженые, коих расплодилось в последние годы какое-то невообразимое количество?

Я родовой казак, ответственно заявляю, что любой человек - не казачьих кровей, изъявивший желание жить по нашим адатам и которого казачья община посчитала достойным принять к себе, становился равночестным казаком со всеми правами и обязанностями, за и исключением возможности стать атаманом. Только внуки его приобретают это право. Так всякий изоляционизм (к которому исподволь подталкивает ваше выражение "ряженые"), это шаг к сепаратизму, который давно культивируется Западом - создание независимого государства "Казакии". Тем не менее со временем, казачий народ давно приобрел признаки субэтноса, отсюда и казачий национализм. Но любовь к своему народу, к своей культуре не стоит путать с шовинизмом. "Казачество, - это искра высеченная из груди русского народа ударами бед." Н.В. Гоголь. «казачество – единственная часть русского народа, способная к самоорганизации, поэтому подлежит поголовному уничтожению» Л.Троцкий(Бронштейн)
Алекс / 01.10.2013, 05:39

5. Re: «Часть казаков не просто вели себя вызывающе, но нарушали церковные установления»

У меня вопрос: а те казаки, которые вели себя вызывающе, они настоящие потомки "тех" казаков (в смысле тех, кто составлял соль казачества до революции) или обыкновенные ряженые, коих расплодилось в последние годы какое-то невообразимое количество?
рудовский / 30.09.2013, 23:04

4. Ответ на 2., Алекс :

Возможно, это было нормой для ранних христиан, и если высшие иерархи РПЦ хотят её возобновить, то прежде чем снова пользоваться теми нормами, было бы неплохо возобновить и остальные нормы раннего христианства, начиная с выбора епископов.

В самую точку. Спаси Бог!
Георгий / 30.09.2013, 19:57

3. Ответ на 1., samovarov :

Очевидно, что владыка руководствовался пользой для Церкви и казачества, но не учёл возможные последствия этого прецедента - принятие управленческих решений за казачество в случае допущения ошибки будет ставить под удар пастырский авторитет епископа.

Совершенно с Вами согласен. Скорое принятие решения о духовном наказании - без попытки рассмотреть суть претензий казаков к федеральной власти - лишь на пользу раскольникам.
Георгий / 30.09.2013, 19:55

2. автору

Начну с того, что знаю не из третьих и даже не вторых рук о деятельности В.И. Налимова. Уверен, епетимья заслужена и давно. Право и основание наложить эту епетимью Владыка имел безспорное. Но! Во-первых, попытка отстранения его от дел - прямое нарушение церковного законодательства: "Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. Α иначе да будет извержен от священнаго чина"(Ап.6, 20, 81, 83; IV Всел. 3, 7; VII Всел. 10; Карф. 16; Двукр. 11). Во-вторых, вы ссылаетесь на 56 Апостольское правило, "которое гласит: «Если кто из причта досадит пресвитеру или диакону: да будет отлучен от Церковного общения». То есть даже оскорбление пресвитера мирянином считается весомым поводом к отлучению от церковного общения, не говоря уже о правящем архиерее". - НО КАЗАКИ вообще и казачьи атаманы в частности, НЕ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИЧТОМ! В третьих: Вы пишете: «8 Правило IV Вселенского Собора говорит, что миряне «да не исторгаются, по дерзости, из-под управления своего епископа…»., но на самом деле 8 правило IV Вселенского Собора гласит: «Клирики при богадельнях, монастырях и храмах мученических, да пребывают, по преданию святых отец, под властью епископов каждого града, и да не исторгаются, по дерзости, из под управления своего епископа. А дерзающие нарушать сие постановление, каким бы то ни было образом, и не подчиняющиеся своему епископу, аще будут клирики, да подлежат наказаниям по правилам: аще же монашествующие, или миряне, да будут отлучены от общения церковного» - но казаки не клирики и не миряне при богадельнях. Епископ Никодим (МИЛОШ): «Не говорится здесь, следовательно, о какой-либо безусловной подчиненности мирян епископу». К сожалению, мне приходилось оспаривать именно такое безответственное жонглирование канонами (или откровенную ложь) и доказывать это в Синоде, причем рассматривал наше обращение именно Владыка Кирилл. В-четвертых, вы утверждаете, что публичное наложение епетимьи (напоминаю, на известных людей, с деловой репутацией, избранных каждый своим войском казаков, утвержденных в должности ЛИЧНО главой государства) это норма: «для ранних христиан совершенно нормальным явлением был тот факт, что если наложена епитимья (публичная)». Возможно, это было нормой для ранних христиан, и если высшие иерархи РПЦ хотят её возобновить, то прежде чем снова пользоваться теми нормами, было бы неплохо возобновить и остальные нормы раннего христианства, начиная с выбора епископов.
Алекс / 30.09.2013, 19:23
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Антоний Скрынников
«Традиционным религиям нечего делить»
О Православии на Северном Кавказе, взаимодействии с исламом и противостоянии сектантам
14.06.2015
О приходской жизни
Интервью «Русской народной линии» с епископом Тихорецким и Кореновским
01.05.2015
«Он опровергает миф о том, что развитие науки сделает мир безрелигиозным»
Социолог священник Антоний Скрынников анализирует опрос, согласно которому 2/3 населения мира считают себя религиозными людьми
20.04.2015
Церкви нужна поддержка государства в идеологическом, политическом и финансовом аспектах
Священник Антоний Скрынников о проблемах православной миссии на Кавказе
30.03.2015
Все статьи Священник Антоний Скрынников
Последние комментарии
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
24.04.2024 02:19
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
24.04.2024 00:00
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
23.04.2024 23:11
Пророчества Ивана Ильина: почему травят любимого философа Путина
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 22:09
Справедливость как воля Божия
Новый комментарий от prot
23.04.2024 22:03