При этом о «нетитульном» населении – а это каждый второй в республике – в документе говорится вскользь, - вроде того, что оно оказало «большое влияние на становление и развитие многонационального народа Татарстана».
«Казанский Кремль видит будущее республики как национального государства, пусть и в составе России. Следовательно, русские Татарстана, как, впрочем, и другие "нетитульные" народы, могут рассчитывать только на себя», – заявил в связи с этим председатель Совета регионов Национально-демократической партии (НДП) Ростислав Антонов, добавив, что «отсутствие понимание со стороны госорганов и практически половины населения Татарстана будет провоцировать дальнейший рост социальной и межэтнической напряженности». Председатель Общества русской культуры Татарстана, профессор Александр Салагаев также отметил: «Когда 1,5 миллиона русских Татарстана втискивают в понятие «и другие народы» – это явная дискриминация русского населения. Русские остро чувствуют и переживают свое неравноправие в экономической, политической, культурной сфере. В частности, средства на развития русской культуры выделяют по остаточному принципу. А татарский народ поднят над всеми остальными».
Ситуация в Татарстане отнюдь не единична, отмечает издание: «это, в сущности, лишь концентрация противоречий, изначально заложенной в унаследованном от большевиков государственном устройстве, где все народы, кроме русских, имеют "свои" государственные образования. Во многих таких образованиях формируются этнократии: представителю "нетитульной" нации практически заказан путь к сколько-нибудь значимым постам; а нередко – особенно при ослаблении центральной власти – "некоренное" население и вовсе мягко или жестко выдавливается из региона».
Прокомментировать такое положение дел корреспондент издания попросил известных православных священнослужителей.
Протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, считает, что появление такого документа создает очень важный прецедент. «Это заставляет нас, русских, осознать, что мы в России не являемся титульной нацией», - заметил он. «В Библии говорится, что Господь для каждого народа положил пределы обитания. Если говорить о Татарстане, то это земля татар, если – о Чечне, то это земля чеченцев. Тогда исконно русские территории должны быть русскими в полном смысле этого слова. На позицию, выраженную в этом документе, можно ответить только нашим национальным возрождением – возрождением нации в пределах обитания русского этноса. Это с одной стороны. А с другой – в чем, собственно, заключается проблема? В имперской России была очень гибкая в отношении национальностей система губернского деления страны. И в рамках губерний различные этнические группы чувствовали себя достаточно свободно. Но коммунисты, пришедшие к власти, решили сыграть на национальном сепаратизме и раскроили карту таким образом, что приписали определенным этносам и те территории, на которых они никогда и не обитали, оттяпав их у русских. И современная Россия реально разрывается по тем швам, которые очертил Ульянов-Ленин, разрушив старые границы губерний», - напомнил священник.
«В сложившейся ситуации мы, конечно, должны возвысить голос на наших исконных территориях. Мы должны осознать себя нацией со своей религиозной и культурной традицией. Нация – это и есть та граница ответственности, которую установил Господь Бог. Почему тогда татарину можно сказать: это моя земля, мы будем на ней доминировать, - чеченцу можно, а русскому нельзя? Отказ от имперской политики и привел к тому хаосу, который мы сейчас наблюдаем, который может взорвать единство огромных земель, которые русский народ собирал вокруг себя», - заключил отец Олег.
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, также считает, что назвать «нормальным» процесс разрушения национального государства, в данном случае российского, никак нельзя. Однако он неудивителен, заметил пастырь, по мнению которого эти процессы будут инициироваться все чаще. «Мы видим, что происходит в мире. Пожар, бушующий на Ближнем Востоке, все ближе подбирается и к России, потому что в новом мировом порядке, в едином мировом государстве не предусмотрено существование национальных государств, они должны сами себя уничтожить. В этом направлении ведется серьезная работа. Фактически это уже третья мировая война. Оставшиеся еще национальные государства Госдеп США разваливает именно руками националистов и сепаратистов в среде малых народов», - обратил внимание отец Алексий.
Противостоять этому, считает священник, «могут только осознанные действия, направленные на укрепление государств, которые еще в состоянии себя таковыми считать». «Россия обязана показать свою жизнеспособность. Для этого нет других шагов, кроме как вернуть русскому народу подобающее ему место в государственной жизни, вернуть его отношение к власти и к армии. Власть должна набраться смелости сказать честно, кто сейчас является нашими реальными врагами, что собираются делать с нашей страной. Тогда станет понятно, чем вызваны и на что направлены действия татарских властей. Пора объяснить народу, перед лицом какой опасности мы сейчас находимся. Что перед грядущими испытаниями именно русский народ и русское государство мы должны укреплять, всем сплотиться вокруг них. И Татарстан должен быть в этом заинтересован, чтобы остаться целым. Для этого нужно укреплять и поддерживать единое национальное государство», - резюмировал священник.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, уверен, что предотвращать появление этнократий должна центральная власть, поскольку это одна из функций государства. «Безусловно, разделение населения национальных республик на "титульное" и "нетитульное" неправильно, - сказал он. – Не должно быть никакой дискриминации по национальному признаку. И такое законодательно утвержденное разделение просто недопустимо в рамках единого государства. Одно дело отдельное независимое государство, другое дело – национальное образование в составе общего единого государства. Конечно, национальные культуры должны развиваться, их представители ни в чем не должны ущемляться или дискриминироваться. Но выделение законодательно коренной национальности в национальном образовании де факто превращает всех остальных в людей второго сорта».
Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, подчеркнул, что концепция руководства Татарстана есть программа сепаратизма, а потому она однозначно неприемлемая для России. «Это нужно очень жестко пресекать, - я бы сказал, гасить. Сталин только при появлении подобных мыслей у татарского предводителя тут же отправил бы его на Колыму, и был бы прав – что бы там ни говорили про Сталина. Путину сейчас нужно стать новым Сталиным, чтобы гасить такие сепаратистские проявления. Потому что за Татарстаном потянутся и другие, и Россия взорвется. Понятно, что это Запад науськивает. Заявление татарского руководителя – это мина под Путина, который пытается проводить имперскую политику. Он по сути собирает российское евразийское пространство, и Запад этого страшно боится», - полагает отец Александр.
По словам священника, диалог с сепаратистами вести невозможно, так как они воспринимают любой диалог как слабость. «Только жесткая имперская политика здесь уместна. Вообще как возможен какой-то еще президент кроме Президента России? Может быть, например, губернатор. Но эта мина была заложена еще Ельциным, чтобы были государства в государстве. Это страшно опасный прецедент. Очевидно, что сейчас работает и американская закулиса, и Саудовская Аравия вылезает. Поэтому и уместно здесь вспомнить Сталина, потому что он очень хорошо понимал подобные вещи», - заключил священник.
Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, заметил, что «ситуация, к сожалению, такова, что подобного рода документы могут принимать именно малые народы и национальные образования. А если подобный документ будет принят в отношении русских и России в целом, сразу поднимется страшное возмущение и у нас в стране, и за рубежом, что наша страна превращается в националистическое, шовинистическое государство». «Проблема, по-моему, очевидна. Если не выплескивать с водой младенца, то, конечно, любой малый народ, существующий в рамках российского государства, имеет право сохранять свои национальные и исторические традиции. Таких народов у нас около ста. Но сохранение этих традиций не должно ущемлять права других народов, тем более принижать заслуги русского народа и русского наследия в том же Татарстане. А там, к сожалению, действительно существует определенная дискриминация русского населения – по крайней мере, на уровне занятия крупных должностей. Самое главное, конечно, избежать национальной вражды. Нужно искать компромиссы. Есть государства, например, мусульманские, или Израиль, где подчеркивается приоритет главной нации с ее историческими и религиозными традициями, которая является государствообразующей. Если наше государство является именно Российской федерацией, то не учитывать историческое наследие русского народа было бы совершенно неправильно. Так что концепция, предложенная в данном документе, безусловно, должна быть откорректирована, все приоритеты должны занимать свое место. Самое главное, чтобы проблема решалась мирно. Нужна серьезная кропотливая работа», - считает пастырь.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, в свою очередь полагает, что если президент Татарстана принял противозаконное решение, то значит оно «будет опротестовано в судебном порядке и Верховный суд РФ его отменит». «А если оно законно, то останется в силе до тех пор, пока народ Татарстана не примет политические меры, не переизберет иное политическое руководство», - добавил он. «Если кого-то что-то не устраивает, значит надо русскому народу в Татарстане объединяться и выражать свою волю законом», - убежден пастырь.
«Выступления в СМИ "за" или "против" приводят к подрыванию основы сознания людей независимо от национальности, подрывают уважение к тому государству, в котором мы живем. Национальные организации, как правило, имеют большую политическую волю и добиваются результатов. Поэтому или надо противостоять этому порядку или мириться с ним. Я согласен, что этнократия – не очень здоровое явление, но приходится мириться с мнением большинства, или идти наперекор, если имеется политическая воля для исправления сложившейся ситуации», - заключил отец Макарий.