Гордость за страну у россиян вызывает, прежде всего, отечественная история: 85% признались, что гордятся этим, только 11% отметили, что нет, сообщает ВЦИОМ. На втором месте – российский спорт и спортсмены (77 против 18% соответственно), на третьем – культура и искусство (75 против 19% соответственно).
Далее следуют армия и военная мощь (63% опрошенных гордятся этим, 28% - нет), наука и ученые (60 против 26%). Позиция России на международной арене вызывает гордость у 50% опрошенных, 35% высказывают противоположное мнение. А вот уровень жизни в стране, вызывает чувство гордости лишь у 14% опрошенных, в то время как 80% имеют другую позицию.
Молодежь в большей степени, чем остальные респонденты, склонна гордиться спортивными достижениями (85%), армией и военной мощью (68%). Пожилые респонденты, в свою очередь, чаще остальных отмечают, что гордятся позицией страны на международной арене (56%).
«Как вы расцениваете результаты опроса? Чем, по вашему мнению, должны гордиться граждане России? Что у вас вызывало гордость за страну в советское время, и чем вы гордитесь сейчас?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», сказал, что гордость историей – это хорошее чувство, особенно если учитывать, что нынешняя ситуация в стране не имеет поводов для гордости. «Но у нас есть возможности для восстановления, - выразил надежду пастырь. - Когда мы понимаем, что принадлежим к большой истории, то при определенных обстоятельствах реальное возрождение возможно».
«Конечно, - продолжил он, - хорошо когда народ гордится реальными вещами, достижениями, положением. Но уровнем жизни нам невозможно гордиться, особенно если сравнивать его с современной Европой».
«В советское время мы гордились реальным положением государства, мы назывались сверхдержавой, - напомнил отец Максим. - И дело не в военной мощи, а в независимости и суверенитете. Мы гордились своими достижениями, а сейчас нам предлагают гордиться другими вещами».
«Я горжусь, что в нашей стране происходит реальное религиозное возрождение, - выразил радость священник. - Несмотря на все нападки, мы празднуем 1025-летие Крещения Руси. И религиозное возрождение - это не миф, а реальное состояние нашего общества. И если в западных странах, где гордятся свои уровнем жизни, религиозная жизнь идет на спад, если там закрываются тысячи храмов, то у нас тенденция другая. И это один из реальных поводов для гордости, который является признаком современной России».
«А ситуация в науке, образовании, армии не такова, чтобы ею гордиться, хотя и там есть поводы, чтобы сказать: «Несмотря ни на что, у нас не все так плохо». Надеюсь, в ближайшем будущем ситуация изменится, и у нас будет больше поводов для гордости», - заключил протоиерей Максим Первозванский.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, сказал, что подошло бы выражение «всяк яблоньку под себя рубит». «По крайней мере, опрошенные честно выразили свое отношение, - отметил он. - Священное Писание говорит: «Если свет, который в тебе – тьма, то какова же тьма?» Есть, конечно, люди, которые видят вокруг себя только плохое. Но если люди не оценивают трезво свое прошлое, то это все равно, что «не выносить сор из избы». А это плохо, когда сор из избы не выносят, потому что это надо делать, чтобы в доме было чисто. Также крайне важно, что здесь, осознанно или нет, сталкиваются интересы поколений, людей разного культурного и исторического опыта».
«Мое отношение очень простое: здесь никого нельзя винить и упрекать. Если человек честно сказал, что думал, это его позиция, - считает пастырь. - Важно, чтобы мы понимали, что живем не в «этой» стране, как некоторые говорят, а живем в Отечестве, в котором Бог благословил родиться. То, что плохо в социальном плане, это, конечно, есть, и это надо преодолевать. Но важно и то, что неуважительное отношение к прошлому рождает неуважительное отношение к будущему. Если человек не уважает память, он обречен».
Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, считает, что во многом эти результаты совпадают с его внутренним ощущением. «Хорошо, конечно, что люди ощущают себя причастными великой исторической и культурной традиции и понимают ее значимость – то, что мы должны быть ее наследниками», - отметил он.
Отец Максим считает, что эти результаты – предупреждение нынешним властям. «Потому что неудовлетворенность уровнем жизни и текущей ситуацией дел уже, наверное, пора перестать списывать на наследие советской власти, - уверен священник. - Прошло уже 25 лет, как ее фактически нет. Вероятно, мы что-то делаем неправильно».
«Что касается моего собственного отношения, то и в те годы, и теперь главным для меня является знак равенства, который можно поставить между всем самым значимым, что есть в России и святым православием. Потому что все лучшее, что есть в нашем народном бытии, – и словесность, и искусство, и архитектура, и в целом культура, и самая душа народа – выкованы святым православием за эти 1025 лет. И ощущать себя в какой-то мере причастным этой традиции – это великая милость Божия», - заключил отец Максим.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма святых Косьмы и Дамиана в Шубине, полагает, что данные очень интересные. «Особенно, что касается противопоставления гордости за уровень жизни гордости за историю, спорт и т.д, - отметил он. - Я бы мог, наверное, гордиться нашей природой прекрасной, нашей культурой XIX века и отчасти – XX. Но вообще-то слово «гордиться» с христианской точки зрения не очень хорошее. Ведь в Библии подчеркивается, что Бог гордым противится, а смиренным подает благодать. Поэтому, наверное, лучше будет сказать, что меня что-то радует или нет в нашей стране. А «гордиться» - это значит, что я хороший, а кто-то плохой. Думаю, что всегда лучше видеть собственные недостатки с тем, чтобы их исправить».
«Про нашу историю мы, во всяком случае знаем, сколько погибло людей в ХХ веке, причем зазря – и на войне людей не жалели, а сколько еще не за что репрессировали! Так что прав был поэт, что «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман». Это вместо того, чтобы раскаяться в этих горьких истинах и сделать так, чтобы это не повторялось, нас возвышает обман, что вот, мол, какая прекрасная у нас история. Если все так было прекрасно, почему же уровень жизни не дает оснований для гордости? Ведь цель государства все-таки, наверное, и в том, чтобы людям жилось хорошо», - заключил священник.
Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, считает, что гордость за страну – это понятие зыбкое. «Есть замечательное стихотворение Алексея Хомякова – «России», которое начинается со строк: «Гордись! - тебе льстецы сказали…». Оно очень красноречиво. Гордость сама по себе - палка о двух концах, и она скорее может быть источником порочного чувства, чем благотворного», - уверен отец Макарий.
«Очень хорошо, что люди в качестве источника гордости вспоминают историю России, свое духовное и культурное бытие, связь с прошлым. А остальное – это обычные колебания, неустойчивость общественного сознания», - сказал священник.
«В советский период наше общественное сознание было больно, поскольку бытие было больно. Наше массовое сознание было отравлено теми уродствами бытия коммунистической жизни, в которой мы жили. Поэтому сравнивать нынешнее сознание свободной страны, пусть несовершенной, с сознанием советских времен совершенно недопустимо», - заключил иеромонах Макарий.