Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Если человек будет упорствовать в своем заблуждении

24.06.2013


Проповедь протоиерея Александра Шаргунова в день Святого Духа …

Второй день праздника Пресвятой Троицы святая Церковь сугубо посвящает Третьей Ипостаси - Духу Святому. Схождение Духа Святого на апостолов в виде огненных языков, напоминает нам о том, что и мы должны жить жизнью истинного вдохновения. Не тусклой, не мертвой жизнью, как живут люди, не знающие Бога, а жизнью, исполненной небесного огня. Мы отмечены им от Бога, потому что крещены во имя Пресвятой Троицы и запечатлены печатью Духа Святого. Дух Святой - Дух истины и любви. И каждый человек настолько человек, насколько он причастен истине и любви. Одно от другого никогда неотделимо. Смысл нашей жизни заключается в том, чтобы верностью истине научиться любви от Бога. Евангелие, которое читается в Церкви за литургией в день Святого Духа, очень ясно показывает это.

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих», - говорит Господь. Кто эти «малые сии»? Прежде всего дети. Господу не нравится, когда великие в Церкви или мнящие себя быть великими, относятся невнимательно к тому, что происходит с детьми. Как будто их не касается, что детей растлевают, приучают к такой жизни, где грех является нормальным явлением. Их как бы лишают уже самой способности покаяться и возвратитьсякоГосподу, и обрести все, что хочет дать им Бог. Но малые сии - это, конечно, все люди, прежде всего, в Церкви. Те, кто искренне приходитко Господу, но вера их слабая, и о Боге они знают очень мало. Мы не должны смотреть на них свысока, как на людей, которые не просвещены истинным знанием. Откуда же им знать, если они только переступили порог храма Божия? А некоторые еще вообще в Церковь не вошли, они - «не двора сего», по слову Господа.

«Смотрите, - говорит Господь, - ибо Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного». То есть вокруг этих людей совершается Ангельская служба. Ангелы видят лицо Отца Небесного непрестанно, изумляясь Его славе, Его любви, готовые исполнить все, что ни скажет им Господь для блага малых сих. И если мы хотим увидеть лицо Отца Небесного, лик Христов в будущей жизни, мы должны, прежде всего, быть исполнены готовности сделать все для малых сих, для их блага.

Господь дает нам образ Своей непостижимой любви ко всем людям без исключения. Он говорит: «Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся». Мы знаем, что Господь наш, Пастырь Небесный, прошел по всем горам и долам, изнемогая от усталости, падая под ношею Креста, чтобы найти эту заблудшую овцу. И теперь Он радуется о ней. Святые отцы говорят, что овца заблудшая - это все мы, весь род человеческий. Потому что мы - падшее создание, мы заблудились, сбились с дороги, и нам грозит опасность и смерть. Господь находит весь род человеческий, оставляя девяносто девять незаблудших овец - Ангелов, которые радуются об этой обретенной овце. И Сам Господь радуется о ней больше, чем о незаблудших.

Одновременно Господь говорит здесь и о каждой человеческой душе. Для Него одна овца имеет такое же значение, как все стадо. Один человек, находящийся в Церкви, для Него столь же дорог, как вся Церковь. Вот любовь Божия, о которой Дух Святой говорит нам сегодня. И тот человек, который не пришел еще в Церковь и которого хотят сегодня погубить, так же дорог Спасителю, как вся Церковь, которая не заблудилась. Она не заблудилась, если понимает, о чем говорит Христос. Потому что наше знание истины, правды и любви должно измеряться единственно Духом Святым, любовью Бога, Его истиною.

И далее Господь напоминает, что истина действительно неотделима от любви. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним». Любовь эта дорого стоит. Она дорого стоит для Господа, дорогою ценою приобретена для нас. И каждый из нас должен приобрести ее дорогою ценою - верностью истине. Иди и обличи его, не носи это в себе. Самое опасное, когда внутри нас кровоточащая рана, и это созревает во все большую вражду к согрешившему против нас человеку. Может быть, он не знает, не понимает, что сделал. Может быть, ему не достает именно того, чтобы ему кто-то сказал об этом с любовью. Между тобою и им одним - не кричи на весь свет, что этот человек согрешил. Прежде чем ты будешь иметь право это сделать, наедине с этим человеком выясни все. Может быть, он тут же с радостью увидит свою ошибку, и будет радость для тебя и радость на небесах. И не нужно добавлять к этому что-нибудь еще.

Но если этот человек будет упорствовать в своем заблуждении, пойди, возьми одного или двух, - говорит Христос, -единомысленных твоих, и обличите его вместе. Мы нуждаемся в том, чтобы в делании добра нам помогали другие люди. И мы не должны унывать, опускать руки, говорить, что безнадежное дело - с этим человеком уже все кончено, потому что он не обращает внимания на наши вразумления. Может быть, эти двое или трое, кого ты позовешь, найдут такие слова, которые тебе никогда на ум не приходили. Может быть, у них любви больше, чем у тебя, и он послушает их. Может быть, он поймет, что он противостоит сразу всем, и покается.

Но есть очень упрямые люди. Они могут отвергнуть любое вразумление. «Если же не послушает их, - говорит Господь, - скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь». Скажи Церкви, потому что Церковь хранит то, что дал ей Господь, она - хранительница истины, столп и утверждение истины, всех догматов, тайн веры, заповедей Божиих. Горе тому человеку, который бывает отлучен от Церкви, и подвергается анафеме церковной. Невозможно пребывать в Церкви, пользоваться ее преимуществами, дарами небесными Духа Святого и отвергать основание церковного учения, которое положено жизнью и смертью Христовой, благодатью Духа Святого.

Но слово Христово исполнено не только пламенеющей истины, но и пламенеющей любви. Господь не говорит: «Да будет он тебе как сатана, как бес». Он говорит: «Да будет он тебе как язычник и мытарь», - то есть как тот, кто не утратил способности возвратиться к Богу с покаянием. Тот, кто остается еще человеком, и о котором Церковь молится, чтобы привести его к себе. В истории Церкви были еретики, которых она называет волками лютыми, не щадящими стада. В своей разрушительной деятельности по отношению к Церкви они уподобляются самому диаволу. Но и здесь святая Церковь, извергая их из себя, не оставляет их своей любовью, молясь об их вразумлении. И мы знаем такие примеры, когда самые страшные отступники возвращались покаянием к истине, и были приняты в Церковь.

«Где двое или трое, - говорит Христос, - собраны во имя Мое, там Я посреди них». Церковь - это не один человек, а, по крайней мере, - два или три. Господь говорит нам о тайне того единства, к которому призваны мы все, весь род человеческий. О тайне самых малых молитвенных собраний, о тайне Вселенских Соборов. В конце концов, все измеряется не количеством собравшихся людей, но соборным разумом Церкви. И, может быть, здесь Господь пророчески предупреждает, что ни один человек не может претендовать на непогрешимость, когда он говорит excathedra по вопросам веры и нравственности, определяя, где истина и где ложь, как дерзает это делать римский понтифик. А двое или трое, и больше, возглавляющих Поместные Церкви, получили от Него эту власть. Потому что Божие разумение даруется Церкви присутствием среди них Самого Христа. Где неложная любовь ко Христу, там Христос предваряет собрание всех.

Будем дорожить этим даром Божиим, помня, что времена наступают трудные. Во времена гонений не всегда может собраться многолюдный храм, а только двое или трое могут быть собраны где-то во имя Христово. Преподобный Нектарий Оптинский пророчествовал, что будет время, когда в Церкви останется всего один епископ, один священник и один мирянин. Наверное, он не в буквальном смысле говорит эти слова. Но в том смысле, что там, где есть хоть один епископ, один священник и один мирянин, любящие Христа, где двое или трое собраны во имя Христово - там Христос посреди них и там Церковь Божия. Дай Бог нам принадлежать к этому собранию, сколько бы нас ни было, пусть даже двое или трое. То же присутствие Божие среди нас, та же слава, как во всей Церкви, то же утешение, как если бы было две или три тысячи собраны во имя Христово, как это было в день Пятидесятницы, когда святой апостол Петр говорил в Духе Святом и открывал им Христа.

Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма Святителя Николы в Пыжах, член Союза писателей России


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 6

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

6. Алекс : Ответ на 1., Лебядкин:
2013-06-25 в 16:44

помня, что времена наступают трудныеСложно понять, почему это не объясняется и не "разворачивается".


Мне думается, что не "разворачивается" потому, что это должна быть отдельная статья и вряд ли автор её напишет.
Обратите внимание на одну из ключевых мыслей статьи; "
«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих», - говорит Господь. Кто эти «малые сии»? Прежде всего дети. Господу не нравится, когда великие в Церкви или мнящие себя быть великими, относятся невнимательно к тому, что происходит с детьми. Как будто их не касается, что детей растлевают, приучают к такой жизни, где грех является нормальным явлением. Их как бы лишают уже самой способности покаяться и возвратиться ко Господу, и обрести все, что хочет дать им Бог. Но малые сии - это, конечно, все люди, прежде всего, в Церкви".
Еще раз последнюю фразу: «Но малые сии - это, конечно, все люди, прежде всего, в Церкви».

Теперь предлагаю обдумать следующее:
• Когда Синедрион отверг Миссию Христа, Иерусалим был стерт с лица Земли.
• Когда Византийский "Синедрион" заключил унию с римокатоликами - Византия перестала существовать.
• Когда была заключена Брестская уния - по Южной Руси пролились реки крови.
• Когда наш "Синедрион" заключил унию с масонской Думой/Временным Правительством - рухнула Российская Империя.
Убежден, если бы тогда, в 1917г. со всех амвонов не призывали присягать "благоверному временному правительству" - ничего бы у них не вышло!
Теперь предлагаю взглянуть на то, что происходит у нас в Русской Православной Церкви. Православные братства уничтожили еще в 90-ых, приходы уже в 2000-ых и "закрепили успех" узурпировав власть Поместного Собора. Поместный Собор - это клирики, миряне, монашествующие, епископат и Господь среди них. В этом смысле Архиерейский Собор не является полнотой Церкви. Помните, совсем недавно – 4 м-ца назад, со всех амвонов были зачитаны решения Архиерейского собора, и среди них, с лукавой формулировкой, то самое: "об уточнении полномочий Поместного Собора".
Для чего всё это? Для чего выстраивается эта «вертикаль власти»? Для чего теперь всё чаще звучат «церкви сестры», «мы с католиками в одной лодке»? - мы семимильными шагами движемся к унии с римокатоликами - они даже посмеиваются над нами: "ну и где теперь ваша хваленая соборность?".
Может проблема только на архиерейском уровне?
Вы много знаете приходов, где священник действительно является пастырем православной общины, в том настоящем смысле: когда люди занятые общим деланием учатся практической Христовой Любви под духовным водительством священника?
Сколько видел, большинство стараются всеми правдами и неправдами не допустить вообще образования общины – вдруг носы свои будут совать, куда не надо - Приходской Совет начнет контролировать финансы…. А как же новая машина, а строительство коттеджа? Нет уж, лучше ни какой реальной общины, ни какого Приходского Совета, пусть существуют только на бумаге! Или у вас не так?
Если говорить о нас мирянах, то всё это происходит потому, что мы с вами это позволяем.
Потому и есть ощущение «что времена наступают трудные». Огонь очистительный не за горами.
5. Лебядкин : Ответ на 4., Иван Леонов:
2013-06-24 в 19:59

Согласен с Вами, трудно понять мысль вырванную из контекст статьи или, хотя бы, изпоследнего абзаца статьи. Если моя реплика на ваши недоумения Вас не устраивает, не ломайте над эти голову.



Принято.

Но...ничего не вырванно мною из контекста - только о трудных временах надо бы говорить однозначнее и внятно. И называть вещи своими временами. Вот эту мысль я и хотел сказать.
4. Иван Леонов : Ответ Лебядкину на п.3
2013-06-24 в 18:13

В п.2 я написал: «Все последние 2000 тысячи лет, начиная с Евангелия, это подробно объясняется и "разворачивается" в посланиях Апостолов и Отцами Церкви. Когда "сложно понять", благоразумней на принимать и не отвергать. А крепко подумать. Важней помнить, что высшая христианская добродетель - трезвение и рассудительность.
++++++++++++++++++++++++++
Ваш ответ:
1. 2000 тысячи лет -это Вы хватили. Сами трезвейте, когда числа (или всё же цифры?) пишите.
2. Вот именно - понять. Например, понять - где Вы увидели, что я что-то отвергаю?

++++++++++++++++++++++++
Отвечаю: Надеюсь, Вы знаете, что, как теперь принято говорить «Новая Эра» исчисляется от Р.Х. ,т.е. началась, две тысячи лет назад, а не два миллиона, как я опрометчиво написал. Это, опечатка, а не моя убеждённость, уверяю Вас. (Не придавайте этому значение).
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Далее Вы пишете: «Вот именно – понять. Например, понять - где Вы увидели, что я что-то отвергаю?»
+++++++++++++++++++++++++
То, что Вы что-то отвергаете, я не увидел, как ни старался. А увидел, что для Вас
« помня, что времена наступают трудные», сложно понять, «почему это не объясняется и не "разворачивается". (п.1)

Согласен с Вами, трудно понять мысль вырванную из контекст статьи или, хотя бы, изпоследнего абзаца статьи. Если моя реплика на ваши недоумения Вас не устраивает, не ломайте над эти голову.
3. Лебядкин : Ответ на 2., Иван Леонов:
2013-06-24 в 15:45

Все последние 2000 тысячи лет, начиная с Евангелия, это подробно объясняется и "разворачивается" в посланиях Апостолов и Отцами Церкви.Когда "сложно понять", благоразумней на принимать и не отвергать. А крепко подумать. Важней помнить, что высшая христианская добродетель - трезвение и рассудительность.



1. 2000 тысячи лет -это Вы хватили. Сами трезвейте, когда числа пишите.
2. Вот именно - понять. Например понять - где Вы увидели, что я что-то отвергаю?
2. Иван Леонов : Лебядкину на п.1
2013-06-24 в 15:01

помня, что времена наступают трудные.
++++++++++++++++++
Сложно понять, почему это не объясняется и не "разворачивается".
+++++++++++++++++++++++
Все последние 2000 тысячи лет, начиная с Евангелия, это подробно объясняется и "разворачивается" в посланиях Апостолов и Отцами Церкви.
Когда "сложно понять", благоразумней на принимать и не отвергать. А крепко подумать. Важней помнить, что высшая христианская добродетель - трезвение и рассудительность.
1. Лебядкин : Страха иудейского ради?
2013-06-24 в 10:46

помня, что времена наступают трудные



Сложно понять, почему это не объясняется и не "разворачивается".

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме