«Наши деньги наследуют сакральную сторону старых денежных знаков»

Протоиерей Геннадий Беловолов о современной российской валюте и ее символах

Новости Москвы 
0
1225
Время на чтение 6 минут

Вчера в нашей стране отмечался День России. 12 июня 1990 года на I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете республики. С 1994 года 12 июня отмечается День России (до 2002 года - День независимости России). Этот день по идее должен был стать главным государственным праздником - каким стало, например, 4 июля в США. Одним из признаков государственного суверенитета является национальная валюта. О современной российской валюте и ее символах рассуждает в интервью «Русской народной линии» петербургский священник, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов:

Суверенитет государства и народа выражают флаг, герб и гимн. К этим понятиям, очевидно, нужно отнести и денежные знаки и не только их функционирование, но и облик. Недавно, совершая паломническую поездку за рубеж, мне пришлось менять евро, и я обратил внимание на какую-то странную безликость денежных знаков современной Европы. Там изображены какие-то мосты, архитектурные конструкции, какие-то наличники окон - ощущение, что это не денежные знаки государств и народов, а знаки какой-то строительной фирмы.

В тот момент, когда я получал в обмен на российские рубли западные евро, как-то особенно бросилось в глаза, что наши денежные знаки все-таки выгодно отличаются от этих обезличенных денег современной Европы. В дизайне евро сделано все, чтобы их носители забыли о своей истории. Ощущение, что история Европы началась лишь сегодня, а до этого ничего не было, ни героев, ни событий. Деньги не должны шевелить историческую память - такая установка.

Наши денежные знаки на этом фоне выгодно отличаются. Беря в руки минимальную бумажную купюру, которая сейчас вышла, к сожалению, из употребления, мы видим на ней Кремль Великого Новгорода, памятник «Тысячелетие России». Это иллюстрация нашей истории. На 10-рублевой купюре мы обращаем взор к Сибири, с которой, по выражению Ломоносова, «прирастают богатства Отечества нашего». Красноярск, Енисей, православная шатровая часовня, памятник 19 века. Мы узнаем о бескрайних просторах Отечества: здесь Братская ГЭС и часовня символизируют единство времен, единство молитвы и труда - все это одно целое, которое не разорвать. Если разорвешь, то купюра обесценится.

На 50-рублевой купюре мы видим на заднем плане Петропавловский собор, в котором погребены Русские Государи в столице Российской Империи. На обороте - стрелка Васильевского острова, Биржа. На лицевой стороне купюры представлена духовная жизнь северной столицы, а на обороте - финансовая. Приходится сожалеть о нашей первопрестольной столице.

100-рублевая купюра явно неадекватно представляет Москву, как впрочем, и наше государство. На «московской» купюре следовало бы ожидать изображение Кремля, но он не попал ни на одну купюру. Хотя до 1998 года на лицевой стороне 100-рублевой купюры была Сенатская площадь московского Кремля и российский флаг, а на обороте - Спасская, Царская, Набатская и Константино-Еленинская башни. Нынешняя 100-рублевая купюра вызывает недоумение. Почему Москва представлена ни Кремлем, ни какими-то историческими памятниками, а именно Большим театром, да еще квадригой Аполлона - языческого бога, не только покровителя искусств, но и бога разрушения? Конечно, если имели в виду разрушение нашего Отечества, то символ выбран удачно. Если думали прославить Москву как столицу культуры, то все-таки, для нас она - столица государства, а культурная столица - Санкт-Петербург. Имело бы смысл подумать о более адекватной «московской» купюре и ввести туда Кремль - государственный символ.

500-рублевая купюра, надо отдать должное, является настоящим символом России, в том смысле, что на ее лицевой стороне изображен Император Петр Великий и Архангельск как столица русского Севера, северный порт России. Здесь удачно изображен парусник времен Петра Первого. Видеть Петра Великого как основателя Российской Империи на деньгах представляется большой радостью, потому что это напоминает об имперских корнях нашего Отечества, истоках государственности в ее современном виде. Думаю, сейчас немного денежных знаков на Земле, где были бы изображены Императоры. На обороте купюры - Соловецкий монастырь - твердыня русского Севера, русского духа. Самый северный православный монастырь на Земле, который является одним из символов России. В 20 веке этот монастырь стал воплощением русской Голгофы, а сейчас становится воплощением русской Пасхи, преображаясь на глазах. И не только на глазах, но и на деньгах. Если посмотреть 500-рублевые купюры 90-х годов, там монастырь изображен без крестов, а когда монастырь был реконструирован, это пришлось отразить и на денежных знаках. 500-рублевые купюры есть двух видов: с разрушенным Соловецким монастырем и с восстановленным. Наши деньги фиксируют процесс восстановления наших святынь, что тоже составляет радость. Эта купюра, можно сказать, отражает знаменитую триаду «Православие, Самодержавие, Народность». На одной стороне ее изображен православный монастырь, на другой - самодержавный Царь, ну, а тот, в руках которого купюра находится, - сам народ.

500-рулевая купюра достойна Российской Империи и вызывает высокие патриотические чувства, как впрочем, и 1000-рублевая купюра. Этот денежный знак напоминает нам об истоках российской государственности. Мы видим здесь образ великого князя Ярослава, воплощенный в памятнике в городе Ярославле, 1000-летие которого мы отмечали совсем недавно. Ярослав Мудрый воспринимается не просто как основатель Ярославля, а как один из основателей русского государства наряду с его отцом князем Владимиром, крестившим Русь. Князь Ярослав продолжил христианизацию Руси. Ярославль стал форпостом веры и государства на севере России в то время. То, что князь Ярослав был недавно прославлен, включен в церковный календарь, делает его изображение на денежном знаке напоминанием о глубине нашей истории. Этот денежный знак выполняет и познавательную, и воспитательную функции. На обороте купюры - один из красивейших храмов Ярославля со множеством куполов. Насколько я знаю, храм этот, к сожалению, сейчас не действует, но этот шедевр является одним из наших национальных символов.

Долгое время 1000-рублевая купюра была у нас самой крупной, но в 2006 году появилась 5000-я купюра, оформление которой было неожиданным. Следующим городом, запечатленном на новом денежном знаке, оказался Хабаровск. Очевидно, что у создателей купюр была идея обозначить крайние рубежи России. Запад - это Санкт-Петербург, север - Архангельск, Москва в центре, а восток представлен Хабаровском. Этот город украшает памятник Муравьеву-Амурскому - имя, которое большинство наших граждан узнает исключительно благодаря 5000-й купюре. Глядя на эту купюру, мы видим Амур - великую реку российского востока, видим державный взгляд Муравьева-Амурского, и через него чувствуем уверенность в настоящем. Нельзя отказать этой купюре в глубоком патриотическом и державном содержании. Она заставляет открыть энциклопедию и справиться, кто такой Муравьев-Амурский, узнать о его дипломатических подвигах, о том, что наша граница с Китаем до сих пор определяется тем договором, который подписал Муравьев-Амурский. Мы открываем для себя еще одного державного строителя России. На обороте купюры мост, соединяющий берега Амура. Это царский мост, освященный 5 октября 1916 года имени наследника Цесаревича Алексея Николаевича. Это самый крупный мост России.

Достаточно просто поинтересоваться нашими деньгами, чтобы узнать существенные вехи истории нашего государства. Как широко представлена география нашего государства на купюрах: Великий Новгород и Красноярск, Москва и Санкт-Петербург, Ярославль и Хабаровск - карта России. Глубоко представлена история: от Ярослава Мудрого до Муравьева-Амурского. Я думаю, эта тенденция должна быть продолжена. Наши денежные знаки оставляют не худшее впечатление на фоне дензнаков современной Европы.

Не исключено, что появятся и более крупные купюры. Кто может быть на них? Наверное, можно высказать какие-то идеи на этот счет. Поскольку деньги - это вещь общенародная, думаю, тут имеет смысл обращаться к мнению народа. Безусловно, если учесть, что Александр Невский - это имя России, то Александра Невского явно не хватает на дензнаках. Может быть, и герои последнего времени, тот же Юрий Гагарин, стал бы связью времен. Пока что наши дензнаки фиксируют исключительно героев и исторических личностей царской России, как бы напоминая нам, откуда мы, и подсказывая, куда нам идти.

Мы еще не сказали о металлических деньгах. Отмечу, что на монетах представлен двуглавый орел, изображенный в допетровской стилистике. То есть, не имперский орел, а орел времен Рюриковичей и ранних Романовых. На мелких монетах изображен святой Георгий Победоносец. Это напоминает нам происхождение названия мелких монет «копейка» от «копья» Георгия Победоносца. Это также обязывает нас к бережному отношению к деньгам, не только в смысле их хранения - копейку с Георгием Победоносцем уже не бросишь на землю, а если заметишь ее лежащей, то подберешь, чтобы не топтать святого Георгия. Ведь он - покровитель Москвы и он же изображен на гербе Российского государства.

Наши современные деньги в какой-то мере наследуют сакральную сторону старых денежных знаков, начиная еще от Древней Руси. Эта символика является связующей нитью, а кроме того, сами деньги наполнены историческим содержанием.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

8. Герб и эмблема

На наших деньгах нет нашего герба, как и суверенитета! А изображение двуглавого орла - это не герб, а эмблема временного правительства! Одно радует, что наша история хоть как-то отражается на средстве обмена нашего государства! Значит мы еще живой народ и имеем память.
ВВ87 / 14.06.2013, 07:38

7. Re: «Наши деньги наследуют сакральную сторону старых денежных знаков»

Деньги изнашиваются... Бумажная купюра существует в среднем 8 месяцев (5000-я, вероятно, дольше). У монеты плановый срок годности - 10 лет. Хотя старые монеты не изымаются, но из оборота выходят - теряются. Купюры ветшают и изымаются. Мы перекладываем из кошелька в кошелек потертую Москву, Питер, Архангельск... Наши символы лежат в кошельке. Девальвация символики. С одной стороны, деньги, конечно, являются орудием пропаганды... Но с другой, они снижают пафос того, что на них изображено. Снижают наш пиетет перед запечатлённым. Баланс тут найти очень сложно...
Андрей Карпов / 14.06.2013, 06:39

6. суть в деталях

Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О Государственном гербе Российской Федерации» устанавливает случаи обязательного и допустимого использования Государственного герба. 2. Внимательное отношение к изображению в щите на груди двуглавого орла. В щите на груди двуглавого орла изображен всадник, поражающий копьем дракона. Это изображение нередко ошибочно называют изображением Святого Великомученика и Победоносца Георгия и идентифицируют с гербом г. Москвы. Данное положение неверно. Всадник Государственного герба не является изображением Св. Георгия и отличается от герба г. Москвы: - изображение святого должно бы сопровождаться атрибутом святости - нимбом или навершием копья в виде креста; данных элементов в Государственном гербе нет (http://sovet.geraldika.ru/article/4756) Ну, а поскольку этих атрибутов нет и на монетах, то, следовательно, и там изображён просто "всадник, поражающий копьем дракона". Суть, как это часто бывает, в деталях. Увы.
Илья / 14.06.2013, 05:10

5. Re: «Наши деньги наследуют сакральную сторону старых денежных знаков»

Мне нравятся 500- и 5000-рублевые купюры. Дизайн, созданный настоящими мастерами. Егорий, посмотрел на канадские. на старых монетах изображен родственник Царя-страстотепрца, на современных бумагах - британская королева. Еще видны всякие животные и разные значимые для Канады деятели. Бесов не узрел.
рудовский / 13.06.2013, 19:27

4. Re: «Наши деньги наследуют сакральную сторону старых денежных знаков»

Да, копеечкам нашим, разбросанным под ногами,- цены нет. Изображен на ней русский святой – символ русского народа - Георгий Победоносец, копьем поражающий змея. Со временем тонкое копье сотрется об асфальт и останется святой воин России с высоко поднятыми вверх руками, в неловкой и беззащитной позе перед вцепившимся в правую ногу коня змеем. Поднимите копеечку и отыщите на ней копье. Его нет. Попирается и оскверняется грязными сапогами русская святыня на монетах, которые нужны государству разве только для кур - на смех – вместо зернышек на земле. Это действо – продуманное действо. Святой изображен только на самых мелких монетах, из оборота они не изымаются намеренно, копье настолько тонко, что стирается мгновенно. Георгий Победоносец – символизирует миссию русского народа на планете – это борец со злом, победитель дьявола. Он изображен на гербе страны, на груди двуглавого орла. Разве мы не понимаем, что топчем сами себя, свой путь, обозначение своей судьбы, своего будущего? По темноте душевной, вот этим неведением, недогадливостью, доверчивостью жизнь наша осквернена. Это очень нехорошо, что Георгий Победоносец изображен на ненужной денежке, которую даже нищие выбрасывают вон.
РодЕлена / 13.06.2013, 18:36

3. Нельзя служить двум господам.

На мелких монетах изображен святой Георгий Победоносец. Это напоминает нам происхождение названия мелких монет «копейка» от «копья» Георгия Победоносца. Это также обязывает нас к бережному отношению к деньгам, не только в смысле их хранения - копейку с Георгием Победоносцем уже не бросишь на землю, а если заметишь ее лежащей, то подберешь, чтобы не топтать святого Георгия. Ведь он - покровитель Москвы и он же изображен на гербе Российского государства. +++++++++++++++++++++++++++++++++ Именно в этом скрыт хитрый и ЗЛОЙ УМЫСЕЛ мамоны. Часто приходится быть свидетелем, когда идя по улице, натыкаешься на втоптанный в асфальт тысячами каблуков сапог и ботинок, Святой Образ Георгия Победоносца. Как человек верующий, я естественно поднимаю, очищаю еще заметный, но уже истертый образ Святого и кладу Его в карман. Мне становится больно за наш народ, который попирает сапогами свои Святыни. А мамоне это только в радость! Статья протоирея может пониматься двояко. Я эту статью понял, как АЛЛИЛУЯ мамоне! С НАМИ БОГ!
Валерий / 13.06.2013, 17:54

2. Re: «Наши деньги наследуют сакральную сторону старых денежных знаков»

Спаси Бог тех кто разрабатывает и утверждает рисунки Русских денег!Посмотрите на канадские или американские ден знаки-чистая бесовщина.
Егорий / 13.06.2013, 16:51

1. Re: «Наши деньги наследуют сакральную сторону старых денежных знаков»

На современных российских денежных купюрах, в отличие от национальных купюр большинства других стран, <b>отсутствует Герб Российской Федерации</b>, а только герб Центробанка, что означает отсутствие финансового суверенитета страны.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
«Неужели всё это будет?!»
О встрече Путина со старцем о.Иоанном Крестьянкиным в 2000 году
11.04.2024
«Страдание и смерть за Христа стали её свободным выбором»
К 85-летию мученичества св.Параскевы Известковской (Кочневой)
08.04.2024
Косоворотке — быть!
Путин и Алиханов разыграли блестящий пиар-ход по презентации русского традиционного мужского одеяния
05.04.2024
«Это был символический расстрел самой России»
На месте «Крокуса» нужно воздвигнуть Храм памяти жертв теракта во имя Сорока Мучеников Севастийских
01.04.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии