Тайна «Орденского союза» во имя Святой Руси

О международной конференции, посвященной 130-летию Ивана Александровича Ильина

0
552
Время на чтение 11 минут

29 мая 2013 года в конференц-зале гостиницы «Даниловская» начала работу первая международная научная конференция «И.А.Ильин об исторической судьбе русского народа. Духовный смысл права, учение о правосознании, сущность и своеобразие русской культуры», которая продлится до 31 мая и посвящена 130-летию со дня рождения выдающегося русского религиозного и политического мыслителя.

Организаторами мероприятия стали Всемирный русский народный собор и журнал «Русский колокол», а также Российский православный и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университеты.

Торжественное открытие форума возглавили ряд почетных лиц, представители правительства РФ и Русской Православной Церкви: министр регионального развития России И.Н.Слюняев, заместитель главы ВРНС, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, статс-секретарь, заместитель министра культуры Российской Федерации Г.П.Ивлиев, советник министра юстиции А.В.Коновалов, члены Бюро Президиума ВРНС, ректор РПУ игумен Петр (Еремеев), декан факультета культуры РПУ Д.А.Ильин и др.

Научным куратором конференции выступил заведующий кафедрой религиоведения миссионерского факультета ПСТГУ, издатель полного собрания сочинений И.А. Ильина Ю.Т. Лисица, по приглашению которого в работе конференции приняли участие более двух десятков экспертов, общественных деятелей, наиболее крупных исследователей творчества И.А. Ильина из России, а также из Германии, США, Канады и Польши. В их числе о. Владислав Свешников, С.Б.Джимбинов, А.Н.Оскар, Д.Б.Цыганков, В.А.Томсинов, М.А.Кочубей, М.А.Краснов, С.А.Чурсанов, С.Г.Волобуев, В.Е.Журавлев, С.З.Гончаров, В.Офферманс, Ф.Гриер, У.Батлер, Р.Уильямс, П.Робинсон, П.Роек и др.

Цель форума - принятие резолюции о создании Центра систематического изучения творческого наследия И.А.Ильина для обучения в нем специалистов в области права, философии и культуры.

Первым с приветственным словом выступил министр регионального развития И.Н.Слюняев, который определил ни с чем не сравнимое значение творческого наследия Ильина для отечественной и мировой культуры и отметил, что кроме яркого философского таланта, Господь наделил Ильина еще и даром провидца. Поразительно точными оказались его пророчества по поводу распада Советского Союза и попыток подорвать суверенитет России в нынешнее время. «При всей широте и масштабности идей Ильина, - отметил министр, - их объединяет стремление постичь историческую миссию нашего народа. Историю России он мыслит как непрерывный процесс, в котором более 1000 лет назад Россия вместе с христианством обрела свои традиции и с тех пор должна сохранять независимость и многоукладность, национальное разнообразие на единой духовной основе».

«Востребованность идей Ильина в сегодняшней России настолько сильна, что порой возникает ощущение, что он - наш современник», - резюмировал докладчик.

Обратившись к собравшимся, протоиерей Всеволод Чаплин подчеркнул, что ВРНС, только что отметивший свое 20-летие, с самого начала прилагал значительные усилия по примирению различных политических сил, приглашая на свою площадку как представителей власти, так и приверженцев оппозиционных течений, обсуждая вопросы национальной безопасности, ядерной экономики, межнациональных отношений, образования, культуры, защиты русского языка, положения русского народа. ВРНС всегда искал ответы на многие конфликтообразующие вопросы, руководствуясь, в первую очередь, чаяниями народа. Всеволод Чаплин сказал: «В данном контексте творчество И.А. Ильина - это не часть нашего прошлого, но та основа нашего будущего, концепции которого современное общество сегодня напряженно ищет. Мы знаем, что сейчас в дискуссиях о будущем России все меньше и меньше самопровозглашенных аксиом. Сегодня Россия готова сказать и себе, и миру, что она может идти своим путем построения общества: со своими, ни у кого не заимствованными, правовыми, политическими, культурными и духовными конструкциями. Приходит время, в которое власть перестает ориентироваться на внешние «рецепты», но все больше обращает внимание на интуицию собственного народа. Как показывает история, народ всегда оказывается умнее, мудрее квазивластных сил. Очень умными были олигархи 90-х, но они провалились, не будучи в состоянии обеспечить понимание народа».

Отец Всеволод призвал собравшихся к популяризации наследия И.А. Ильина, к формулированию квинтэссенции его идей в таких формах, которые были бы адаптированы для применения в органах власти, а также к восприятию современным массовым читателем, прежде всего молодежью.

С приветственным словом собравшимся от министра юстиции РФ А.В.Коновалова обратился советник министра, доцент ПСТГУ Ю.В.Зудов, который отметил, что идеи И.А. Ильина имеют важное значение для современного развития правовой отрасли в России, укрепления правосознания наших соотечественников.

Действительно, важность наследия Ильина для правовой системы переоценить трудно, его определения в этой области знания не имеют аналогов. Исходя уже из того, что право является атрибутом духа, Ильин определял ценности права через ценность духовных содержаний и состояний, - все это сегодня, в условиях роста криминального коррупционного факта жизни общества, чрезвычайно актуально и важно. В своем труде «О сущности правосознания» Ильин писал: "Право есть или обиходная условность, создаваемая силой и спокойно уживающаяся с лицемерием и симуляцией, или же оно есть нечто подлинно ценное, неотъемлемое и священное, и тогда в основе его должно лежать и лежит нечто объективно священное, некая безусловная и высшая ценность".

Способствовать продвижению нравственных идей Ивана Ильина в сфере правосознания и правовой культуры России является одной из наиболее глобальных задач форума.

«Популяризация наследия Ильина важна сегодня как для общества в целом, так и для органов государственной власти», - считает замминистра культуры Григорий Ивлиев. По его словам, «Ильин ясно показывает и анализирует для нас духовные раны современной культуры» в том числе, «го наследие очень полезно было бы учитывать при реформировании отечественной системы искусствоведческого образования, где, наконец, должна быть законодательно закреплена воспитательная функция»

Осмысление исторического пути России, предложенное философом, его размышления о судьбе русского народа по единодушному мнению политиков и экспертов является одной из самых актуальных тем для современного общества, между тем как изучение творчества Ильина, по сути, только начинается.

По разным причинам и, прежде всего, политического характера только в конце 80-х-начале 90-х годов работы выдающихся русских философов-правоведов стали возвращаться на Родину. Появился ин­терес, к сожалению, зачастую спекулятивный, и к творчеству Ивана Ильина. Отрывки из его работ в собственных корыстных целях публиковали многие печатные издания с различной политической ориентацией. Вырванные из контекста фрагменты очень убедительно развенчивали большевизм, но не менее убедительно показывали и несостоятельность демократических режимов. Целостной же картины политических, философских, правовых взглядов Ильина на том этапе представлено пока не было. Отчасти это оказалось связано с объективными трудностями: практически все материалы, черновики находились в архиве Ильина, хранившемся в библиотеке Мичиганского университета. Радостным событием для России стал факт возвращения архива на Родину в 2013 году. На конференции выступил директор Мичиганского библиотечного фонда Клифорд Хака. Именно он способствовал переговорам о передаче архива, хранившегося в Мичиганском университете в полной безвестности более 40 лет. Теперь наследие Ивана Ильина находится в фондах библиотеки МГУ и доступно для ученых.

Исследователь творчества Ивана Ильина профессор Юрий Трофимович Лисица рассказал в интервью ИТАР-ТАСС, что к юбилею философа вышел в свет 29-й том его собрания сочинений. «Это первая часть двухтомника лекций молодого Ильина по философии права, этике и другим философским проблемам, прочитанных им в Императорском Московском университете с 1912 по 1917 год. Он вышел в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Публикуемые лекции Ильин написал по возвращении из Германии, где учился у основателя сложнейшего философского учения феноменологии Эдмунда Гуссерля, учителя таких более молодых, чем Иван Ильин, западных мыслителей, как Мартин Хайдеггер и Александр Койре. 30-й том выйдет чуть позже, мы подведем некую промежуточную черту в издании собрания сочинений, продолжающемся вот уже двадцать лет», - сказал ученый.

Другим значительным событием нашего времени стало возрождение журнала, издаваемого Иваном Ильиным, - «Русский колокол».

«Еще недавно мне самому не могло прийти в голову, - говорит профессор Лисица, - что журнал, выходивший с 1927 по 1930 год, можно начать выпускать вновь. В те годы Ильин выпустил всего девять номеров "Русского колокола"».

Организаторы форума призвали собравшихся к активной деятельности в области исследования достояния Ивана Ильина - мыслителя, по определению времени, наиболее православного, самого трезвого и близкого к учению Церкви. Продвижение его идей в различных сферах жизни нашего общества, по мнению экспертов, будет способствовать созданию своего рода духовно-нравственного фундамента для роста человеческого потенциала в современной России.

Одним словом, уже сам факт появления подобных форумов, научных конференций на социальной, политический и научной арене жизни нашей страны заслуживает пристального внимания и, бесспорно, не может не радовать хотя бы уже тем, что они есть! И чем бы ни закончилось сие доброе начинание, но факт остается фактом: «Лед тронулся, господа присяжные!» Здесь есть над чем поразмыслить...

***

«От Бога и от природы русский народ одарен глубоким религиозным чувством и могучим политическим инстинктом, - писал Ильин в работе «О русской интеллигенции». - Богатства его духовных недр могут сравниться только с богатствами его внешней природы. Но эти духовные богатства его остаются подспудными, нераскрытыми, как бы неподнятою и незасеянною целиною. На протяжении веков Русь творилась и строилась инстинктом, во всей его бессознательности, неоформленности и, главное, удобосовратимости. Страсть, незакрепленная силою характера, всегда способна всколыхнуться, замутиться, соблазниться и рвануться на ложные пути. И спасти ее только и может, по глубокому слову Патриарха Гермогена, "неподвижное стояние " в правде народных вождей. Русский народ, по заряду данных ему страстей и талантов и по неукрепленности своего характера, всегда нуждался в сильных и верных вождях, религиозно почвенных, зорких и авторитетных».

Вопрос необходимости подобных «народных вождей», о которых пишет Ильин, на сегодняшний день один из самых актуальных. Сегодня важно высветить тех людей, которые оказались бы способны найти некие «горячие точки» соприкосновения, смогли бы... дерзнули бы начать созидательный диалог между тремя важнейшими составляющими нашего общества: проблема взаимопонимания между интеллигенцией, властью и народом всегда была наиважнейшей, остается таковой и поныне.

«Вожди», или «послы» от народа Божия - это и священство, и воинство, и светская верная Христу интеллигенция, - словом, те наделенные особыми дарами мужества по Бозе избранные, чьи души совестливы, а сердца уязвлены болью распятого за грехи мира Господа нашего Иисуса Христа. Священное триединство: Бог - Отечество - Народ. Здесь, как в таинственных сообщающихся сосудах, все движения определяет только Бог. Без Бога нет ни Отечества, ни народа. Вот и водительствуют и просвещают «вожди», отстаивая правду Бижию на земле. А посему, как писал во укрепление духовных сил о низложении Большой Орды Великому Князю Московскому Иоанну III приснопоминаемый старец Архиепископ Вассиан, «наше дело говорить царям Истину». В его пламенном послании Государю лучшим образом выразилась воля Божия как воля самого народа. Летописи сообщают, что в итоге Хан Ахмат был уничтожен, Россия на какое-то время вздохнула. Это было прямое следствие подлинного акта Веры!

«Наше дело говорить царям Истину, ревностно желая утвердить твою душу и державу. Ахмат приближается, губит Христианство, грозит тебе и отечеству: ты же пред ним уклоняешься, молишь о мире и шлешь к нему Послов; а нечестивый дышит гневом и презирает твое моление!.. Государь! каким советам внимаешь? людей, недостойных имени Христианского. И что советуют? повергнуть ли щиты, обратиться ли в бегство? Но помысли, от какой славы и в какое уничижение низводят они твое величество! Предать землю Русскую огню и мечу, церкви разорению, тьмы людей погибели! Чье сердце каменное не излияется в слезах от единыя мысли? О государь! кровь паствы вопиет на небо, обвиняя пастыря. И куда бежать? где воцаришься, погубив данное тебе Богом стадо? Взыгравши ли яко орел и посреди ли звезд гнездо себе устроишь? свергнет тебя Господь и ommуду... Нет, нет! уповаем на Вседержителя. Нет, ты не оставишь нас, не явишься беглецом и не будешь именоваться предателем отечества!.. Отложи страх и возмогай о Господе в державе крепости Его! Един пожнет тысящу и два двигнут тьму... Поревнуй предкам своим: они не только землю Русскую хранили, но и многие иные страны покоряли; вспомни Игоря, Святослава, Владимира, коих данники были Цари Греческие, и Владимира Мономаха, ужасного для Половцев. По какому святому закону ты, Государь православный, обязан уважать сего злочестивого самозванца, который силою поработил наших отцов за их малодушие и воцарился, не будучи ни Царем, ни племени Царского? Покаяние Государя есть искренний обет блюсти правду в судах, любить народ, не употреблять насилия, оказывать милость и виновным... Тогда Бог восставит нам тебя, Государя, яко древле Моисея, Иисуса и других, освободивших Израиля, да и новый Израиль, земля Русская, освободится тобою от нечестивого Ахмата, нового Фараона: Ангелы снидут с небес в помощь твою; Господь пошлет тебе от Сиона жезл силы и одолееши врагов, и смятутся, и погибнут... и дарует тебе Всевышний Царство...».

Ни подобного ли воззвания ждет сегодня Россия от Церкви и интеллигенции? Ни волевого ли, соборно принятого решения бороться до конца желает от каждого из нас Бог? Да, таковы наши предки! А мы-то от кого? Церковь всегда стояла на страже государственных интересов России, охраняла власть от коварства иноверцев: молитвенно обороняла, трезвила, вразумляла. Позже к этой охранительной роли подключилась и русская православная почвенническая интеллигенция, ее лучшие представители. И это тоже национальная традиция, освященная веками.

Именно поэтому теперь все чаще и чаще вспоминаются мудрейшие и отважнейшие от истории нашего Отечества, именно поэтому, в сыновнем преемстве, вновь и вновь присягают о верности Богу и из последних сил отчаянно ищут «горячие точки» взаимопониманий ради восстановления традиции живого общения народа и власти. Совместные усилия Церкви и верной Христу интеллигенции, способных молитвенно, в сакральной полноте воспринять, а потом донести до власти чаяния народа, - это и есть последний наш шанс. Для России, странствующей на путях к граду небесному, это последняя возможность еще немного задержаться здесь... на грешной земле. Ведь принятие национальных традиций, как говорил Ильин, «самого евангельского духа Святой Руси», указывает пути не только к России грядущей, но, в первую очередь, - к России вечной! И это то, что сегодня забывать запрещено, поскольку Россия еще никогда не была так близка небу, как теперь. Еще немного... и ее распнут. И здесь оптимизм да не покинет нас! Ибо России - быть! Возродившимся ли из пепла обновленным мощным государством или отошедшим в блаженные пределы горнего жительства таинственным Градом Божиим («яко Русь Святая - есть Третий Рим и во славу горний Иерусалим»)... В эсхатологическом смысле - не все ли равно? Да, России быть! И это единственное, что важно! Как первая, так и вторая перспективы возвещают нам Россию, а значит, нам терять нечего. Лишь только быть достойными ее, лишь только не сломиться и до самого конца остаться верными ей, лишь только пронести огонь божественной любви - такой, который, подобно гигантскому вулкану, извергало раненое, а оттого и «поющее сердце» воистину Сына России Ивана Ильина. А посему, «пусть не говорят нам, что Россия не есть предмет для веры, что верить подобает в Бога, а не в земные обстояния. Россия перед лицом Божьим, в Божьих дарах утвержденная и в Божьем луче узренная - есть именно предмет веры, но не веры слепой и противоразумной, а веры любящей, видящей и разумом обоснованной».

Адекватно понять и выявить смысл и внутреннюю «напряженность» этой темы, услышать сегодняшний тембр ее звучания мы не сможем без учета традиций, которые зиждутся как на евангельской истории Господа нашего Иисуса Христа, так и на национальной истории России, в частности, на истории русской общественной мысли, той самой духовно-интеллектуальной составляющей, которая теснейшим образом связана с Душой земли русской - Православием, пламенным исповедником и апостолом которого был непревзойденный Иван Ильин.

«Один человек с духовным характером есть уже целый остров в бушующем море, - писал во укрепление потомкам Иван Ильин, - два таких человека, сговорившихся в крепком и верном жизненно-смертном единомыслии, образуют начало материка; а орденский союз, сплотившийся из таких людей, может всё и для него нет невозможного!».

О каком «орденском союзе» говорил отечественный гений? Уж не о том ли, который как грозовая туча, как сущая неизбежность навис нынче над вымученной и ослабевшей Россией? И грянет тот самый гром, без которого, как водится, русский мужик не сползает со своей печи, и огнеродный ливень опалит всю нечистоту и всю мерзость, накопившуюся от века на Святой Руси.

Мария Мономенова
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мария Мономенова
«Когда на Песах и Пасху проливается кровь, самое время строить Храм»
Что сейчас происходит на и под Храмовой горой?
28.03.2024
Третий храм против Третьего Рима
Об иудеях, машиахе и апокалипсисе: немного методологии
21.03.2024
Ледяные джунгли Тобольска
По следам путешествия в Сибирь
29.02.2024
Куда делась головная колонна РПЦ с хоругвью?
Русская Православная Церковь имеет все шансы стать флагманом для консервативных христиан во всем мире
31.01.2024
Все статьи Мария Мономенова
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 09:05
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07