«Кирилл и Мефодий совершили эпохальное деяние в жизни славянских народов»

Православные священнослужители о славянском единстве

Новости Москвы 
0
185
Время на чтение 10 минут
24 мая – День славянской письменности и культуры. По своей идее этот праздник должен быть торжеством национальной гордости и единства славянских народов. Однако и с гордостью, и с единством дела обстоят крайне неблагополучно, отмечает Regions.ru. Русские и русский язык во многих соседних странах подвергаются дискриминации, а Россия изображается вековым агрессором и угнетателем, аналогичные тенденции отмечаются даже в некоторых регионах РФ. Отношения едва ли не со всеми славянскими странами трудно назвать братскими. Даже между великороссами, украинцами и белорусами, которые веками воспринимались как три ветви единого народа, стремятся посеять рознь. В самой России слова «русский» стараются избегать как «неполиткорректного», заменяя его словом «российский».

«В чем, на ваш взгляд, смысл этого праздника? Осталось ли, на ваш взгляд, единство славян в чем-либо помимо родства языков? Нужно ли славянским народам это единство?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, отметил, что все эти слова можно услышать только в Москве, «а если отъехать 500 км от Москвы, то там таких речей не услышите, а если такие речи завести, то слушать никто не будет».

«Такие слова свойственны какому-нибудь Леониду Гозману и вообще либерального пошиба – но это совсем не вся Россия, они вообще к России никакого отношения не имеют, а если имеют, то только враждебное. Следует если кого и слушать, то тех, кто хотя бы уважает Россию, не говоря уже о любви. Россия - это последний оплот православия, и все это знают, знают и в Белоруссии, и на Украине – где угодно. Если и есть какие-то неприязненные отношения у белорусов или сербов, то не к русским, а к власти, которая ведет себя недостойно нашего истинного положения в мире и мировой культуре. И я надеюсь, что наши властители все-таки опомнятся и будут вести себя так, чтобы из-за них не хулилось имя России среди наших собратьев и во всем мире. Конечно, бывает очень стыдно за некоторых наших людей, но либералы еще сильны и над кем-то пока властвуют, хотя их идеология и мертва. Я надеюсь, что мы доживем до того времени, когда надежды всех здоровых людей в мире будут связаны с Россией. Так было, и пока Православие в России существует, так и будет. Помоги нам Господь преодолеть эти трудности, и поздравляю всех с великим праздником славянской письменности и культуры. И пусть по настоящему пока он празднуется только в Русской православной церкви и еще не стал полноценным праздником для светских властей, но на Славянской площади в этот день на празднике будут тысячи людей. Дай Бог увидеть это и порадоваться за нашу Церковь, культуру и наш славянский народ», - заключил о. Александр.

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что, конечно, объединяться можно вокруг единой культуры, единого языка и единой веры, что и было свойственно в древности славянам.

«В настоящее время с верой и культурой у славян кризис, и это следствие поражения в «холодной войне», и с тех пор торжество западной культуры на всем мировом пространстве и в пространстве Русского мира не позволяет объединяться вокруг русской культуры. Вторая проблема – людям культурно небогатым свойственно объединяться вокруг силы, а когда сильный проигрывает, те, кто находился рядом, испытывают кризис идентичности. Великорусская культура была мощной и сильной, но вследствие политического и идеологического поражения в ХХ веке этот центр силы потерял привлекательность, которую он имел на протяжении нескольких веков. В результате поражения территория славянского мира в значительной степени стала идеологически и духовно оккупированной. В современном мире, и это доказано даже геополитически, реальную силу представляют объединения с численностью населения не менее 300 миллионов человек: именно с этим, например, связано создание Евросоюза. Менее населенная страна не может представлять собой геополитического игрока. Поэтому проводится целенаправленная политика по разобщению России, нам не дают возможность собраться в единый мир с едиными целями, - не обязательно в единое государство, но в образование с едиными силами», - продолжил священник.

«Что касается смысла праздника, то мы должны понимать: великие браться Кирилл и Мефодий совершили эпохальное деяние в жизни славянских народов. Создавая основу для перевода на письменный язык сокровищницу всей мировой культуры, соединив русскую культуру с колоссальным наследием Византии и эллинизма, они были повивальными бабками при рождении этого особого феномена - русской культуры. Без этого не было бы Русского мира таким, каким мы его знаем, не было бы этих подвигов духа, достижений культуры, потому что без письменности и корней, которыми они снабдили славянский мир, ничего не было бы возможно, и мы бы стали объектом колонизации других народов. А так их деяние позволило славянам перехватить падающее знамя православной цивилизации, Москва смогла стать третьим Римом после упадка Византии», - заключил о. Максим.

Протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, подчеркнул, что единство, как и всякая категория из мира идей, может быть и реальностью, и тем, к чему мы стремимся.

«День славянской письменности и культуры – это не день национального превосходства того или иного народа, а напоминание об утратах и указание, к чему нам надо двигаться. Национальный дух русского народа и в имперский период, и в послеимперский – об этом и история, и культура свидетельствуют – всегда был национальным духом народа, принимающего других и испытывающего к ним особое теплое чувство. Ситуация заставляет задуматься, кто наши братья, что нас заставляет жить вместе: только ли кровь, единство происхождения - или любовь? Если любовь, тогда что мы должны сделать для этой любви? Ситуация близости с народами юга славянского – с сербским, болгарским народом – это ситуация отчасти находящаяся в прошлом, эти народы надо уподобить двоюродным нашим братьям и сестрам. А у нас есть ближайшие родные браться и сестры – это народы Украины и Белоруссии: ближе все равно никого нет в этом мире. История наших отношений разная, но если мы будем смотреть только на историю, и не будем ориентироваться на то, чего мы хотим добиться, то станем заложниками истории. Нам очень важно с этими народами не поссориться, не поддаться политическим сантиментам, сиюминутным расчетами т.д.», - добавил священник.

«Кто через сто лет вспомнит про какую-нибудь компанию «Белтрансгаз», которую какие-то предприниматели из России хотели бы купить?– никто не вспомнит, а обида, нанесенная одним народом другому, может помниться веками. Иные раны никогда уже не заживают. Потому и важно, и это огромная миссия Церкви, не просто декларировать свое братство, но и постоянно его подтверждать – отношениями заботы, а не отношениями покровительства и власти. Когда мы чествуем Солунских братьев Кирилла и Мефодия, то чествуем не какие-то эфемерные идеи общности: мы празднованием говорим, что хотим быть вместе, и будем стараться уметь быть вместе, уважать других и уважать свое единство», - заключил о. Александр.

Протоиерей Александр Лаврин, клирик храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыне, отметил, что язык лежит в основе человеческой культуры как самое главное средство общения. Общение строит отношения между людьми, лежащие в основе нашей жизни.

«Язык ещё и способ мышления. В известном смысле, определённое видение жизни. Письменное выражение языка – хранитель человеческого опыта. Есть опыт чисто человеческий – что мы и называем культурой, но есть ещё опыт духовный. В основе праздника славянской письменности и культуры лежит обретение именно этого опыта через письменное выражение своего языка. В этом и есть смысл праздника – люди через писанные на родном языке книги узнали о Боге и встретились с Ним. В результате коренным образом изменилось отношение и друг ко другу, и ко всему окружающему. Ведь встреча с Богочеловеком – это всегда новая встреча с ближним и новое переживание духовной составляющей, делающей весь мир объёмным. Это главное», - продолжил о. Александр.

«Безусловно, помимо языкового родства (а значит, повторюсь, и общего образа мышления) у славян много общего. И прежде всего, у нас общая история, а, значит, и общая жизнь. Все сегодняшние разделения, на мой взгляд, конъюнктурны, т.к. обусловлены политическими интересами «сегодняшнего дня», причём, определённых политических групп. Они не говорят о реальном отношении народов друг к другу. Убеждён, что эти отношения, как минимум, не враждебны, а чаще всего, не просто комплиментарны, но вполне дружелюбны. Вопрос о том, нужно ли славянам единство, на мой взгляд, просто нелеп: оно есть историческая и культурная данность. О единстве этноса не спрашивают, нужно оно или нет. Такое единство - совершенно естественное состояние славянского этноса, хотя и разделенного на разные государства. Жизнь же органичной системы не зависит, как от постановки подобных вопросов, так и от ответов на них», - заключил священник.

Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, отметил, что в семье славянских народов должно быть единство, потому что они христианские.

«Но бывает, что сын, которому родители желают добра, которого очень любят, уходит от них на поиски легкой безбедной жизни. К сожалению, и у нас разные сиюминутные выгоды, часто мнимые, как у того неразумного мальчика, заслоняют смысл жизни. Святые Кирилл и Мефодий остаются для нас своего рода маяком, взирая на который, мы всегда можем вернуться в гавань единства и любви. Да, пока, к сожалению, такого стремления не наблюдается. Кроме того, если единства добиваться силой или политическими средствами, оно будет кажущимся – от такого единства никакого толку. Только если люди сами осознают, какое это благо быть вместе. То, что Кирилл и Мефодий канонизованы и Западной Церковью и очень там почитаемы, и нашей Восточной, говорит о том, что они сыграли потрясающую роль в истории славянских народов. Они действительно равны апостолам. Это настоящие гении Церкви, величайшие фигуры – апостолы славян. И пока им служат службу, пока с их помощью молятся Богу и совершают крестный ход, это не забыто, шансы есть, эта тема не закрыта. Хотя пока что собственные интересы превалируют над общими, и этого славянского единства не видно», - заключил о. Димитрий.

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма преп. Серафима Саровского на Краснопресненской набережной, отметил, что вопрос этот очень серьезный и очень болезненный.

«С одной стороны, никто никогда не сможет отнять у нас нашего общего прошлого, которое восходит к подвигу Кирилла и Мефодия, к их переводческой и просветительской деятельности, к тому единому началу славянского христианства, которое связано с подвигом Солунских братьев. Верно и другое. На протяжении более чем тысячелетней истории славянских народов они никогда не образовывали единого государства, и никогда не было эпох безоблачных, когда славяне разных народов относились бы друг к другу с безусловной симпатией на основании родового признака, объединяющего их. Значит ли это, что мы должны забыть мечту славянофилов о славянском мире, как прекрасную, но далекую и не исполняемую иллюзию? Думается, что все же нет. Вот только для того, чтобы стать нам друг другу ближе, вероятно, навсегда нужно отказаться от идеи политического единства и, тем более, ролей старших и младших братьев – тех, кто осуществляет патерналистское притеснение и тех, кто оказывается под защитой мощной длани. Наверное, чтобы это единство стало ближе, помимо фундамента христианской веры, без которого оно вовсе невозможно, нужно и нам постараться, русским, прежде всего, отказаться от всякой идеи старшинства и покровительства, осознать евангельский принцип, что если кто хочет быть старшим, пусть будет всем слуга. Если это единство будет в братском попечении, а не в первенстве, тогда у него есть надежда на будущее», - заключил о. Максим.

Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, сказал, что очевидно - такое светлое торжество, как День памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия, становится своего рода лакмусовой бумажкой, выявляющей глубокий кризис, в котором пребывает сейчас наше общество.

«Оторванность народа от своей духовной истории, от высоты мировоззрения, которое вместе с письменностью и христианством привнесли в нашу жизнь святые браться Кирилл и Мефодий, стала причиной упадка во всех областях нашей жизни, прежде всего, в образовании, культуре, экономике, качестве структур управления. Кругом видим некомпетентность, низкий нравственный уровень, охаивание родного и традиционного, видим предательскую приверженность Западу, давно уже растлившемуся и отрекшемуся от Христа. И в связи с этим праздник славянской письменности, день свв. Кирилла и Мефодия, становится торжеством для немногих, но не малочисленных членов общества, преимущественно являющихся членами Православной Церкви. Это вселяет надежду, что брошенные семена дадут обильные плоды», - продолжил он.

«Поэтому сейчас собирание общества, собирание славян становится в основном делом Церкви, ибо хоть у нас, у восточнославянских народов, президенты разные, но патриарх один. Это вселяет надежду, что дело святых Кирилла и Мефодия не истощилось вовсе, что наше национальное достоинство и наш национальный язык сохранятся даже в обществе, глубоко зараженном болезнями западных деградирующих цивилизаций. Хорошо бы смысл сегодняшнего праздника подсказал, что людей на ответственные должности во всех отраслях нашей народной жизни надо отбирать исходя из меры их патриотизма, верности родному языку, родной вере и духовности. Таким образом, совершая отбор, можно было бы добиться, чтобы люди на местах своего служения делали для народа неоценимую службу, которую народ, не сознавая однако, очень ждет – я говорю о его просвещении, возвращении к основам духовной христианской жизни. И в нынешней ситуации, - конечно, крайне неблагополучной, хоть и говорят что народ достоин той власти, которую имеет, - разумным было бы подбирать таких людей, которые бы целью и задачей своей жизни сделали, прежде всего, просвещение своего народа, а уж потом искали бы материального благополучия или одобрения от Запада, - но во главу угла поставили б духовные приоритеты, которые когда-то собрали Россию и сделали ее великой», - заключил о. Лука.

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, сказал, что, хотя ряд соседних стран делает вид, что русского языка и его носителей не существует вовсе, он есть, и будет всегда, так как включен в культурные и иные процессы.

«Наряду с языком, нас объединяет еще общая вера, мировоззрение, тип языковой группы и многое другое. С другой стороны, День славянской письменности – это важное напоминание современным неоязычникам, распространяющим псевдонаучный бред о развитой письменности у славянских племен задолго до Кирилла и Мефодия. Что касается единства, то оно нужно, если мы хотим выжить в стремительно глобализирующем мире», - отметил о. Антоний.

Священник Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, подчеркнул, что мы едины в нашей вере христианской православной. «А понятие Святой Руси не зависит от сиюминутных территориальных отмежеваний и границ – это все внешнее. Речь идет о духовном состоянии, о том Евангельском благовестии, которое Господь даровал нам в нашей жизни как необходимое условие, чтобы совершенствоваться духовно», - продолжил он.

«Вместе с тем мы должны понимать, что разделения, которые сложились в советское и постсоветское время, искусственны. Их первопричина - остывание этого духовного делания перед революцией, - оно-то к ней и привело. Поэтому мы должны вернуться к нашим общим истокам, к тому, что нас действительно объединяет. И этот праздник дает возможность обратиться к тому, что когда-то являлось незыблемым и питало наших благочестивых предков. И сегодня, к сожалению, многое не способствует объединению, но есть и здоровое начало. Поэтому и важно помнить, что именно Церковь является источником возрождения единства. А этот праздник - в том числе и праздник надежды на это возрождение. Мы верим и надеемся, что это произойдет», - заключил о. Андрей.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21