Сегодня завершился опрос на сайте «Русской народной линии» на тему «Поддерживаете ли Вы инициативу по возвращению памятника Императору Александру III на площадь Восстания?» Отметим, что, как сообщалось ранее, в Санкт-Петербурге на площадь Восстания могут вернуть конный памятник Императору Александру III, который стоял там до 1937, а сейчас расположен во дворе Мраморного дворца. С таким предложением выступил вице-губернатор Петербурга Василий Кичеджи, а поддержал его министр культуры Владимир Мединский. Данная инициатива вызвала как одобрение, так и протесты.
В связи с возникшими разногласиями «Русская народная линия» провела опрос по этой спорной теме. В голосовании приняли участие 925 человек. 817 респондентов (88%) утвердительно ответили на предложенный вопрос, 72 участника опроса (около 8%) - отрицательно и 36 человек (около 4%) затруднились ответить.
Результаты предыдущего опроса «Русской народной линии» на тему «Считаете ли Вы, что Митрополит Чешских земель и Словакии Христофор подал прошение об увольнении под давлением враждебных Церкви сил?»
Данные опроса на сайте «Русской народной линии» на тему «Поддерживаете ли Вы инициативу по возвращению памятника Императору Александру III на площадь Восстания?» анализирует в интервью РНЛ доктор психологических наук, директор НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ, Заслуженный деятель науки РФ, профессор Валентин Евгеньевич Семёнов:
Радует активность нашего православного народа, - так много людей участвовало в опросе. Для русского народа закономерно, что подавляющее большинство голосует за восстановление исторической памяти и установку памятника Александру у Московского вокзала. Это справедливо.
Но, с другой стороны, здесь есть такой момент: автор памятника князь Павел (Паоло) Петрович Трубецкой - человек, который всю жизнь прожил в Италии. В России, как я знаю, он прожил не более 10 лет из своих 70-ти, то есть он был не очень-то и русским человеком. Многие его современники в среде искусства считали, что, создавая памятник, он работал в несвойственной ему форме монументализма, так как вообще-то князь Трубецкой лепил небольшие изящные импрессионистские скульптуры.
Всякий памятник, монумент закономерно несколько идеализирует человека, делает его более величавым и значительным. Скульптура же Трубецкого выполнена чрезмерно натуралистично и даже карикатурно. Государь в интерпретации Трубецкого подан как очень тучный человек, с этаким животом, восседающий на тяжеловесном коне. Фигура стоит как вкопанная. Всё это вместе с гигантским постаментом породило среди противников монархии в свое время ядовитую присказку: «На площади комод, на комоде - бегемот, на бегемоте - обормот». Тонкий эстет Трубецкой, выполняя этот памятник, несомненно, слукавил в своих верноподданнических чувствах.
По сравнению с другими памятниками монархам, которые есть в Санкт-Петербурге, памятник Александру Третьему выглядит слишком приземленным. Вспомните летящего «медного всадника» Петра Первого, как на волне, поднимающегося ввысь на гребне постамента; державный торжественный памятник Екатерине Второй; стройного воина-властелина Николая Первого на Исаакиевской площади, чей конь удерживается всего на двух точках опоры (что является замечательным феноменом скульптурного мастерства). Все это великолепные, величественные монументы, отражающие имперский дух великой державы. Здесь же - совершенно утрированная заземленность и статуарность, какая-то застойность, тупиковость. Честно говоря, памятник далеко не самый лучший. Государь Александр Третий этого не заслужил. Он был великим государем, царем-миротворцем, замечательным человеком, русским богатырем. Можно было сделать памятник гораздо более совершенный. Странно, что именно Трубецкому достался этот проект.
Однако, историческая справедливость должна быть восстановлена, в этом я с читателями нашими согласен. Памятник должен быть поставлен. Но где? У Мраморного дворца ему, конечно, тесно. Но найти ему достойное место, думаю, сложно. Либералы будут снова покатываться от ядовитого смеха и вытянут на свет Божий старую присказку. Боюсь, что и молодежь ее подхватит, так как с эстетической точки зрения образ несовершенен.
Но, если уж ставить памятник на площади у вокзала, то одновременно надо восстанавливать и храм на Знаменской площади (как она тогда называлась), переименовывать саму площадь. Сами понимаете, памятник царю на площади Восстания рядом с метро будет выглядеть слишком диссонирующе. А как быть со стелой, посвященной городу-герою и его защитникам? В общем, проблема на проблеме...
Я считаю, что опрос на «Русской народной линии» репрезентативен для православного большинства людей. По сведениям разных социологических центров, в Санкт-Петербурге, хотя и не очень православном городе, все же преобладают люди, идентифицирующие себя с нашей исторической религией и культурой ею порожденной - с Православием. Последний опрос, проведенный НИИ комплексных социальных исследований под моим руководством в апреле этого года, показал, что 55 % людей в Санкт-Петербурге считают себя православными. 10 лет назад таких людей было 52 %, а самый большой процент православных в северной столице был в то время, когда митрополитом Санкт-Петербуржским был владыка Иоанн (Снычев). Тогда православными себя считали 57 % горожан.
Но, посмотрим правде в глаза: Санкт-Петербург, может быть, самый неправославный город в стране. Вспомните, что по выбору «Основ православной культуры» в школе Петербург дал самую низкую цифру - 13 %. Сравните с другими городами, с Курском, с Белгородом и т.д., где ОПК выбрали 70 - 80 % родителей учащихся, а в Москве - 26 %. В Санкт-Петербурге достаточно много приверженцев либерализма. Поэтому не сомневаюсь, что борьба за установку памятника будет очень напряженной.
По поводу самих опросов замечу, что они играют положительную роль, активизируя читателей, привлекая их внимание к какой-либо важной проблеме. Можно сказать, что опрос является своеобразным средством познания для самих читателей, более глубоким вовлечением в текущие события. Рубрика поэтому, считаю, очень хороша. На будущее я хотел бы, если мне будет позволено, и комментировать, и помогать формулировать вопросы соответственно социологическим правилам. Ведь это очень важно: как задашь вопрос, такой и ответ получишь.
Я поздравляю «Русскую народную линию» с такой замечательной инициативой, благодаря которой мнение православного народа будет отражаться в СМИ. Прямо скажу, что этого не хватает в информационном пространстве, так как наши ведущие социологические фирмы чаще всего сильно уклоняются, кто влево, кто вправо. Ни один их опрос за чистую монету воспринимать нельзя, идеологическая ангажированность прослеживается. Можно сказать, что «Русская народная линия» ввела собственную православную социологическую службу.
8. 7. Павел Тихомиров : Ответ на 6., электрик:
7. Ответ на 6., электрик:
6. 2. Павел Тихомиров :
5. Местечковость не даст плода
4. Re: Валентин Семенов: «"Русская народная линия" ввела собственную православную социологическую службу»
3. Re: Валентин Семенов: «"Русская народная линия" ввела собственную православную социологическую службу»
2. мне тоже памятник нравится
1. Re: Валентин Семенов: «"Русская народная линия" ввела собственную православную социологическую службу»