В связи с этим корреспондент издания попросил известных православных священнослужителей ответить на вопросы: как они относятся к идее выходных дней в важные для той или иной религиозной традиции дни и не следует ли сделать Радоницу выходным и в других регионах с преобладанием православного населения – в частности, в Москве?
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, сказал, что к принятию такого закона он отнесся бы хорошо. «Но вопрос в том – надо ли специально бороться за такое решение? Это добрая воля властей предержащих: если власть будет готова к этому, инициатива будет поддержана и принесет благие плоды. Если же начать какие-нибудь манифестации в пользу этого благого дела, то они будут раздражать не только власть, но и некоторых людей, которые по-другому относятся к этой традиции. В итоге энтузиазм приведет к чему угодно, кроме как к миру и согласию. Поэтому решение о выходном дне в Радоницу – хорошо, но не любой ценой. Я поздравляю белорусов, что они созрели для решения и сделали выходной, я был бы рад, если бы наши федеральные власти пошли по такому пути», - сказал пастырь.
«Вообще надо внимательно смотреть, что происходит в обществе, - добавил он. – Для этого у власти есть все возможности: институты по изучению общественного мнения, есть люди, которые занимаются межконфессиональными отношениями, политологи, обществоведы, ученые. Если они сойдутся во мнении, что введение такого выходного дня принесет благие плоды, я буду рад. Но специально ратовать за это было бы безумием и легкомыслием. К сожалению, бывает так, что власти предержащие принимают неприятные волюнтаристские решения независимо от мнения общества, ориентируясь на себя и свои интересы, что влияет на наши отношения, - как в случае с переводом часовых стрелок в зимне-летний период. Хочу, чтобы власть научилась слышать и радовать народ. Ведь это недорогой способ наладить отношения доверия, и для этого не требуется капиталовложений, нужна просто добрая воля и желание взаимного согласия, понимания и уважения».
Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что люди, которые хотят в этот день помянуть усопших, должны знать, что Радоница – это не праздник, а специальный день, предназначенный для пасхального поминовения. «В советское время в день Пасхи толпы людей в нарушение церковного устава спешили на кладбище. Поэтому было бы хорошо дать людям возможность помянуть усопших и напомнить им, что день поминовения – это не Пасха, а Радоница. Общество, которое не помнит и не заботится об усопших, деградирует нравственно и морально. Поэтому важно сделать Радоницу выходным днем. В конце концов, никто не заставляет именно в этот день ехать на кладбище тех, кто не является верующим или является приверженцем другой веры, в этот день они могли бы просто заняться своими делами», - заметил он.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что данный вопрос следует решать государству и обществу. «На самом деле, в Православии каждый день чем-нибудь да памятен в богослужебном календаре – это может быть праздник или день памяти какого-либо святого, иконы и т.п., - заметил он. – Праздников в Православии вообще очень много и все выходными днями в государстве не сделаешь. Хорошо, что основные – Рождество и Пасха – являются праздничными. Но если те или иные народные обычаи, как поминовение усопших в день Радоницы, оказываются значимыми для всего народа, то почему бы государству не пойти навстречу? К тому же в последние годы народ стал прислушиваться к голосу Церкви, и на Пасху стали реже ездить на кладбище. Так почему бы не откликнуться на народное религиозное самосознание? Но при этом не должно быть особых призывов со стороны Церкви».
Протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, считает хорошим делом, что Радоницу празднуют в некоторых регионах: «Она всегда приходится на вторник и поэтому оказывается внутри рабочей недели. Хорошо, что есть возможность у людей помолиться в храме в этот день. А упразднить обычай посещать могилы предков не удалось даже самым активным богоборцам».
«Не знаю, стоит ли делать этот день выходным специально, - продолжил священник. – У нас ведь и так очень много выходных дней, и важно чтобы этот день не стал поводом для разделения и озлобления в обществе. Есть и другие праздники, которые ничуть не менее важны, а по церковному календарю еще и более значимы, но они не отмечены как праздники – это День Святого Духа (всегда выпадает на понедельник), День Вознесения Господня (всегда в четверг) и другие. Но если есть инициатива властей, поддержка народа Божия и граждан, почему бы и не сделать Радоницу выходным днем? Надо посмотреть, как это приживется. Практика показывает, что праздники, искусственно насаждаемые сверху, не выживают. Праздники, придуманные чиновничьим гением, народ воспринимает как повод отдохнуть и съездить на дачу. Тут так не должно получиться, а значит, нужна поддержка народа, и если будет так, то такой светлый праздник найдет свой день в календаре».
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, напомнил, что «кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». «Этими словами все, что нужно для русского человека, сказано. И я думаю, если бы все те, кто не почитает церковные праздники, а уж тем паче память своих предков, которая совершается на Радоницу, поехали бы из этой страны пожить куда-нибудь еще, было бы только лучше. Да хотя бы и в Среднюю Азию – их там быстро обучат, что к чему. А мы тут лучше останемся с таджиками, узбеками, китайцами, эфиопами – с кем угодно, но только бы они были христианами. И это будет правильно! И это будет гораздо лучше! Но когда те, кто разворовал страну, регламентируют, как нам жить, меня просто тошнит», - заключил он.
Священник Глеб Грозовский, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина деревни Малое Верево Гатчинского района Ленинградской области, назвал идею сделать выходной на Радоницу хорошей, напомнив, что в Греции, например, главные христианские праздники – выходные. «Однако в нашей стране много дат, связанных с "красными" и другими госпраздниками, поэтому повода для расслабленного отношения к жизни предостаточно. Хочется надеяться, что религиозные праздники займут важное место в календаре, равно как и забота о душе станет главенствующей для русского человека, - но не будем наивными. Пасха, например, для многих - праздник связанный только с куличами и яйцами, а не с Воскресшим Господом Иисусом Христом», - признал он.
Иеромонах Димитрий (Першин), руководитель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы, считает, что в таком предложении есть логика и целесообразность, поскольку Радоница - «это время молитвенной памяти о наших родных, обо всех усопших от начала времен». «Но хорошо бы еще сочетать эту инициативу с такой управленческой эффективностью нашего государства, с таким качеством нашего труда, с такой добавленной стоимостью, чтобы выпадение еще одного рабочего дня не добивало экономику в целом. И, увы, я не уверен, что именно в храм направится в этот день большинство россиян. Боюсь, для этого мы слишком пьющая страна. В конце концов, верующий найдет возможность прийти на раннюю литургию или отпроситься с работы на пару часов. Стоит ли ради этого урезать школьно-вузовские программы и отменять рабочий день? Вот почему я бы не спешил с решением на федеральном уровне и оставил этот вопрос на усмотрение регионов. На местах люди сами решат, как им распорядиться своим календарем, Радоницы в котором никто не отменял», - заключил священник.