itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Решение о выходном дне в Радоницу – хорошо, но не любой ценой»

Православные священнослужители о признании в ряде российских регионов 14 мая нерабочим днем

Новости Москвы 
0
728
Время на чтение 5 минут
В этом году 14 мая в некоторых регионах (Краснодарском крае, Кемеровской, Оренбургской, Саратовской и Брянской областях, Адыгее) будет нерабочим днем. Тем, кому придется работать в этот день, полагается как минимум двойная оплата, а рабочее время накануне – 13 мая – сокращается на час, сообщает Regions.ru. На этот день выпадает Радоница – в русском Православии день поминовения усопших, который приходится на вторник Фоминой недели (9-й день после Пасхи). В народной традиции этот день считается «Пасхой мертвых», с которыми живые делятся радостью Воскресения Христова.

В связи с этим корреспондент издания попросил известных православных священнослужителей ответить на вопросы: как они относятся к идее выходных дней в важные для той или иной религиозной традиции дни и не следует ли сделать Радоницу выходным и в других регионах с преобладанием православного населения – в частности, в Москве?

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, сказал, что к принятию такого закона он отнесся бы хорошо. «Но вопрос в том – надо ли специально бороться за такое решение? Это добрая воля властей предержащих: если власть будет готова к этому, инициатива будет поддержана и принесет благие плоды. Если же начать какие-нибудь манифестации в пользу этого благого дела, то они будут раздражать не только власть, но и некоторых людей, которые по-другому относятся к этой традиции. В итоге энтузиазм приведет к чему угодно, кроме как к миру и согласию. Поэтому решение о выходном дне в Радоницу – хорошо, но не любой ценой. Я поздравляю белорусов, что они созрели для решения и сделали выходной, я был бы рад, если бы наши федеральные власти пошли по такому пути», - сказал пастырь.

«Вообще надо внимательно смотреть, что происходит в обществе, - добавил он. – Для этого у власти есть все возможности: институты по изучению общественного мнения, есть люди, которые занимаются межконфессиональными отношениями, политологи, обществоведы, ученые. Если они сойдутся во мнении, что введение такого выходного дня принесет благие плоды, я буду рад. Но специально ратовать за это было бы безумием и легкомыслием. К сожалению, бывает так, что власти предержащие принимают неприятные волюнтаристские решения независимо от мнения общества, ориентируясь на себя и свои интересы, что влияет на наши отношения, - как в случае с переводом часовых стрелок в зимне-летний период. Хочу, чтобы власть научилась слышать и радовать народ. Ведь это недорогой способ наладить отношения доверия, и для этого не требуется капиталовложений, нужна просто добрая воля и желание взаимного согласия, понимания и уважения».

Протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник», отметил, что люди, которые хотят в этот день помянуть усопших, должны знать, что Радоница – это не праздник, а специальный день, предназначенный для пасхального поминовения. «В советское время в день Пасхи толпы людей в нарушение церковного устава спешили на кладбище. Поэтому было бы хорошо дать людям возможность помянуть усопших и напомнить им, что день поминовения – это не Пасха, а Радоница. Общество, которое не помнит и не заботится об усопших, деградирует нравственно и морально. Поэтому важно сделать Радоницу выходным днем. В конце концов, никто не заставляет именно в этот день ехать на кладбище тех, кто не является верующим или является приверженцем другой веры, в этот день они могли бы просто заняться своими делами», - заметил он.

Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, считает, что данный вопрос следует решать государству и обществу. «На самом деле, в Православии каждый день чем-нибудь да памятен в богослужебном календаре – это может быть праздник или день памяти какого-либо святого, иконы и т.п., - заметил он. – Праздников в Православии вообще очень много и все выходными днями в государстве не сделаешь. Хорошо, что основные – Рождество и Пасха – являются праздничными. Но если те или иные народные обычаи, как поминовение усопших в день Радоницы, оказываются значимыми для всего народа, то почему бы государству не пойти навстречу? К тому же в последние годы народ стал прислушиваться к голосу Церкви, и на Пасху стали реже ездить на кладбище. Так почему бы не откликнуться на народное религиозное самосознание? Но при этом не должно быть особых призывов со стороны Церкви».

Протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, считает хорошим делом, что Радоницу празднуют в некоторых регионах: «Она всегда приходится на вторник и поэтому оказывается внутри рабочей недели. Хорошо, что есть возможность у людей помолиться в храме в этот день. А упразднить обычай посещать могилы предков не удалось даже самым активным богоборцам».

«Не знаю, стоит ли делать этот день выходным специально, - продолжил священник. – У нас ведь и так очень много выходных дней, и важно чтобы этот день не стал поводом для разделения и озлобления в обществе. Есть и другие праздники, которые ничуть не менее важны, а по церковному календарю еще и более значимы, но они не отмечены как праздники – это День Святого Духа (всегда выпадает на понедельник), День Вознесения Господня (всегда в четверг) и другие. Но если есть инициатива властей, поддержка народа Божия и граждан, почему бы и не сделать Радоницу выходным днем? Надо посмотреть, как это приживется. Практика показывает, что праздники, искусственно насаждаемые сверху, не выживают. Праздники, придуманные чиновничьим гением, народ воспринимает как повод отдохнуть и съездить на дачу. Тут так не должно получиться, а значит, нужна поддержка народа, и если будет так, то такой светлый праздник найдет свой день в календаре».

Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, напомнил, что «кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». «Этими словами все, что нужно для русского человека, сказано. И я думаю, если бы все те, кто не почитает церковные праздники, а уж тем паче память своих предков, которая совершается на Радоницу, поехали бы из этой страны пожить куда-нибудь еще, было бы только лучше. Да хотя бы и в Среднюю Азию – их там быстро обучат, что к чему. А мы тут лучше останемся с таджиками, узбеками, китайцами, эфиопами – с кем угодно, но только бы они были христианами. И это будет правильно! И это будет гораздо лучше! Но когда те, кто разворовал страну, регламентируют, как нам жить, меня просто тошнит», - заключил он.

Священник Глеб Грозовский, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина деревни Малое Верево Гатчинского района Ленинградской области, назвал идею сделать выходной на Радоницу хорошей, напомнив, что в Греции, например, главные христианские праздники – выходные. «Однако в нашей стране много дат, связанных с "красными" и другими госпраздниками, поэтому повода для расслабленного отношения к жизни предостаточно. Хочется надеяться, что религиозные праздники займут важное место в календаре, равно как и забота о душе станет главенствующей для русского человека, - но не будем наивными. Пасха, например, для многих - праздник связанный только с куличами и яйцами, а не с Воскресшим Господом Иисусом Христом», - признал он.

Иеромонах Димитрий (Першин), руководитель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы, считает, что в таком предложении есть логика и целесообразность, поскольку Радоница - «это время молитвенной памяти о наших родных, обо всех усопших от начала времен». «Но хорошо бы еще сочетать эту инициативу с такой управленческой эффективностью нашего государства, с таким качеством нашего труда, с такой добавленной стоимостью, чтобы выпадение еще одного рабочего дня не добивало экономику в целом. И, увы, я не уверен, что именно в храм направится в этот день большинство россиян. Боюсь, для этого мы слишком пьющая страна. В конце концов, верующий найдет возможность прийти на раннюю литургию или отпроситься с работы на пару часов. Стоит ли ради этого урезать школьно-вузовские программы и отменять рабочий день? Вот почему я бы не спешил с решением на федеральном уровне и оставил этот вопрос на усмотрение регионов. На местах люди сами решат, как им распорядиться своим календарем, Радоницы в котором никто не отменял», - заключил священник.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44