Как сообщалось, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заменил текст «Тотального диктанта» в своем регионе, сославшись на «неоднозначность» автора – израильской писательницы Дины Рубиной. «Творчество писателя, активно использующего в своих произведениях ненормативную лексику, не соотносится с концепцией «Тотального диктанта» - акция, прежде всего, выступает за чистоту русского языка, за повышение культуры письма. Поэтому я предложил заменить текст», - написал он в «Твиттере».
Напомним, что 8 апреля Президент РФ Владимир Путин подписал закон, устанавливающий штрафы за использование нецензурных слов и выражений в СМИ. Многие высказали недовольство этим законом, указав, что понятие «нецензурный» расплывчато, а кроме того, СМИ, особенно печатные, и без того этой лексики практически не используют. Главный рассадник непарламентских выражений - соцсети, твиттер и блогосфера, которых новый закон не коснется.
История употребления матерной брани в художественной литературе и СМИ неодинакова. В литературе – в текстах, не предназначенных для печати – она используется издавна: сперва в жанрах низких и комических, но уже Пушкин вводит ее не только в шуточные тексты, но и в серьезную лирику («Телега жизни»). В советское время некоторые «неподцензурные» авторы (Венедикт Ерофеев и Юз Алешковский и пр.) свободно включали ее в свои тексты – это был своего рода вызов мертвой казенщине.
В прессе, отмечает Regions.ru, напротив, до самой перестройки употребление подобных слов было немыслимо. Именно поэтому в 90-х, когда все табу радостно отменялись, некоторые восприняли их появление в СМИ как признак свободы и раскованности. Однако за последнее десятилетие из основных СМИ эта лексика практически исчезла, распространившись главным образом в интернете. Если она все же встречается, это чаще всего бывает в прямой речи респондентов, в том числе депутатов, министров, чиновников. Политики и парламентарии, не стесняясь, применяют ненормативную лексику в собственных блогах, твиттере, «при выключенной кнопке», а иногда их не останавливают и официальные мероприятия. Да и то в абсолютном большинстве казусных случаев СМИ смягчают или «запикивают» вылетевшее «крепкое словцо».
«Сталкивались ли вы за последнее время с матерной бранью в СМИ? Нужен ли закон, запрещающий ее употребление? Насколько допустимо, на ваш взгляд, ее использование в художественных произведениях (в частности, в фильмах)?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского, отметил, что, конечно, запрет на употребление нецензурной лексики - вещь хорошая. Без ее употребления прекрасно обходились все великие русские писатели. Качество их произведений от этого не страдало.
«Определенная часть нашего общества всегда недовольна всем, что исходит от государственной власти, все подвергает критике и насмешке. Этим "мнением" можно просто пренебречь. А борьба за нормальный русский язык действительно необходима. К сожалению, нецензурная лексика как явление существует. Но она должна уйти, по крайней мере, на самый дальний периферийный план. К сожалению или к радости, у меня просто нет возможности следить за работой СМИ. Что там происходит, я не знаю. Но раз Президент над этим задумался, значит, проблема действительно есть», - подчеркнул о. Димитрий.
Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, вспомнил стихи Олега Чухонцева:
«Позабудешь – жить не будешь,
через что прошли, чтоб жить
по-людски и по-соседски,
говорить не по-немецки,
а по-русски говорить».
«На каком языке мы сейчас говорим, какой язык слышим? Осознаем ли мы ценность родного языка? Как бы хорошо было, если бы представители всех поколений пришли к общему согласию и научились говорить по-русски. А мы видим уже матерную брань и в художественных произведениях! Мы должны осознать, что русский язык - это язык нашего Отечества, нашей культуры, это наше достояние. Мы ответственны за каждое свое слово, потому что мы рождаемся в вечность, а не на миг», - заключил священник.
Протоиерей Владимир Вигилянский, клирик храма мученицы Татианы при МГУ, отметил, что любая брань есть проявление зла, нелюбви. А Бог есть любовь. Поэтому любая брань христианином осуждается.
«Не только как священник, но и как человек культуры считаю, что это категорически недопустимо в художественных произведениях, где бы то ни было – в кино, театре, литературе. Это свидетельствует об отсутствии таланта, неспособности пользоваться художественными средствами. Это огромный соблазн для молодых людей. Они понимают, что литература, кино, театр являются носителями нормы, и если они сталкиваются там с матерными выражениями, они считают, что это норма. Но это вне нормы. И это недопустимо», - заключил отец Владимир.
Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г.Минусинска Красноярского края, отметил, что, конечно, как бы ни расценивали нецензурную брань как художественный факт, она остается сама собою.
«Откуда она взялась, мы тоже знаем. Это попытка отрицания, оскорбления и осквернения всего сакрального, важного и интимного в человеке. Другое дело, что она имеет уже какую-то "прописку" в культуре и литературе. Но отношение к этому все равно должно быть однозначно отрицательным. Другой вопрос, как с этим бороться? Законодательно на федеральном уровне? Увы, опыт нашей жизни свидетельствует, что директивы, спущенные сверху, очень часто действуют совсем не так, как это предполагалось. Не думаю, что такая запретительная борьба поможет. Тем более, что целое поколение советских и постсоветских людей воспитаны на "фиге в кармане". Очевидно, что начинать нужно с воспитания детей, создавать такое отношение к ней в обществе, чтобы она не "котировалась", чтобы ею гнушались. Но это гораздо труднее. Начинать ведь придется с основополагающих вещей – с семьи и школы», - заключил священник.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, отметил, что «похабщина и пошлятина в СМИ с соответствующим использованием ненормативной лексики – это уже давно привычно, но как будет работать этот закон в наших условиях, большой вопрос».
«Если уж запрещать, то тогда в первую очередь – использование общеупотребительного русского языка с целью зомбирования массового сознания. Взять хотя бы зомбирующий, ужасающий текст "тотального диктанта". Любой пиарщик скажет, что он направлен на внушение языковых моделей самого низкого уровня и отрицательного отношения к традиционной духовной культуре. А что делает с русским языком Министерство образования? Не представляю даже, каким законами можно его обуздать. По крайней мере, опасность от него исходит не меньшая. Что касается использования этой лексики в художественных произведениях, правомерность ее использования, обусловленность этого художественным замыслом – все на совести художника. И в выдающихся произведениях это бывает. Из песни слова не выкинешь», - заключил отец Алексий.