Как сообщалось, вчера Президент России Владимир Путин провел переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином. По итогам встречи был подписан ряд важных документов, касающихся экономического сотрудничества двух государств.
Итоги переговоров комментирует в интервью «Русской народной линии» декан факультета международных отношений Северо-Западной академии государственной службы при Президенте России, д.ф.н., профессор Юрий Косов.
В мировой дипломатии есть такая традиция при смене руководства в какой-то стране или заступлении руководителя страны на второй срок - первому его визиту придается большое значение. Очень важно, в какое государство он совершает свой первый визит. Это показывает, что данное государство ближе всего для его страны, отношения с ним носят стратегический характер. Американские президенты в свое время приезжали в Европейский Союз и встречались не с лидером какой-то страны, а с главами всех государств ЕС, а потом летели на встречу с руководителем России. Важно даже, на территории какого государства проводится эта встреча: либо руководитель выезжает на территорию другого государства, либо бывало так, что президенты США, желая показать, что отношения с Россией очень важны, но не настолько близки, выбирали для первой встречи нейтральные территории, такие как Словения, Словакия.
То, что первый визит нового руководителя Китая осуществляется в нашу страну, да еще и в Москву, показывает, что Китай определяет Россию как главное государство в своей внешней политике. Сейчас происходит структурирование системы международных отношений. До 90-х годов существовала биполярная система, в ней были два центра: США и СССР. В 90-е и начале 2000-х годов международники говорили о создании геополитического униполя Соединенных Штатов, доминировавших на то время в мире. Сейчас резко поднимается Китай. Некоторые специалисты еще год-два назад говорили, что, возможно, мир будет многополярный. Но за это время сбросили в темпах развития страны, которые планировали стать полюсами мирового развития: Россия, Бразилия, Индия, Южная Африка, а Евросоюз вообще погряз в кризисе. Мы видим, что творится на Кипре - это страна Евросоюза, над ним развивается синий флаг с двенадцатью золотыми звездами, обозначающими гармонию, но мы видим, что Кипру далеко до гармонии, так же, как ЕС в целом.
Китай держит курс на ускоренное развитие, его экономика растет на 10% в год, в этом году планируется на 7%, поэтому специалисты стали говорить о возрождении биполярной системы с двумя центрами силы: США и Китаем. А некоторые, в том числе я, говорят о том, что, может быть, такая система как два с половиной. Это встречалось в партийных системах разных государств в прежние годы. В Германии, например, долгое время были две сильные партии: христианские демократы и социал-демократы, но никто из них не мог набрать больше 50% голосов, и потому кого выбирала к себе в союзники свободно-демократическая либеральная партия, та партия и становилась правящей.
Сейчас складывается похожая ситуация, когда ни один из двух мировых центров силы не сможет доминировать. В то же время существует Россия - страна с очень мощным ядерным потенциалом, который больше китайского по масштабам, сопоставим с американским; страна с огромными природными ресурсами. В США пишут, что «Китай плюс природные ресурсы России - это самая большая головная боль, которую только могут представить себе американские аналитики». Поэтому Россия становится половинкой центра силы, несопоставимой ни с китайским, ни с американским, но все же третьим центром силы, и куда она примкнет, та держава будет получать преимущества.
Как вы знаете, Барак Обама недавно сделал целый ряд прорывных предложений России. В свою очередь Россия параллельно получала предложения от Китая, оказавшись в положении невесты, которая выбирала между американским и китайским женихом. Видимо, предложения Китая оказались более интересными. В американских предложениях смущает то, что США свое слово не держат. Кроме того, нельзя не учитывать Европейский Союз. Основные поставки энергоресурсов из нашей страны, дающие более 50% нашего бюджета, идут в ЕС. ЕС же вводит разнообразные ограничения для России, ограничивая, в том числе и поставки, и владения трубопроводами. Уже несколько лет назад наша страна приняла решение по переориентации энергетических потоков с европейского направления на восток. Если к 2000 году Россия поставляла 97% энергоносителей в Европу и только 3% - в Азию, то сейчас 90% - в Европу, а 10% - в Азию, а к 2020 году в Европу будет идти 70%, в Азию - 30%. Выполнение программы сдерживалось китайской стороной, которая жестко торговалась, предлагая заведомо очень низкую цену. При новом китайском руководстве в этом направлении произошли подвижки, да и Китай стал побогаче, очевидно, и Россия пошла на какие-то уступки.
Визит нового китайского руководства - это явление геополитического характера, оказывающее серьезное влияние на распределение геополитической картины мира. Конечно, очень много зависит здесь от искусства нашей российской дипломатии, потому что наша страна является мостом между Китаем и США. Россия должна полностью использовать свои преимущества, помня, что у Китая свои национальные интересы, у Америки - свои, и у нас - свои, и находить общие точки соприкосновения. Сближение с Китаем не означает прекращения Россией диалога с Америкой. Мы будем ждать нового хода от администрации Барака Обамы, который последует не спонтанно, но в результате серьезных технических переговоров, о которых официально не объявляют. Россия, занимающая сложную, промежуточную позицию в мире, должна упорядочивать баланс сил двух великих держав и от этого получать свои преимущества. C Китаем нам это удается, а с США - пока не совсем.