Патриарх Кирилл: «Зависть ― это противление воле Божией»

Предстоятель Русской Церкви совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского

Великий пост 
0
545
Время на чтение 5 минут
Вечером 19 марта, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в трапезном храме во имя преподобного Сергия Радонежского Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к пастве с проповедью, сообщает Патриархия.ru.

«Святой Иоанн Златоуст, говоря о природе греха, сказал, что грех начинается с гордыни и в гордыне имеет свое основание, - отметил Его Святейшество. – Эти слова очень точно определяют место гордыни среди других пороков. Гордость в полной мере обнаруживает саму природу греха ― не какую-то из граней, не какую-то из сторон греха, а саму его природу, и является источником для многих других пороков, среди которых особое место занимает зависть. В зависти особым образом является само безумие греха. Всякий грех ― это безумие, потому что Бог есть абсолютный Разум и Богом определенный порядок жизни есть проявление Божественного разума, а грех и порок, как противление Божиему замыслу, и есть безумие. Но не в каждом пороке это безумие очевидно. Святитель Тихон Задонский говорит, что многие пороки доставляют человеку хотя бы мнимое удовольствие, а зависть ― только скорбь и страдание. У зависти нет никакой ширмы, нет никакой декорации, в зависти обнаруживается и проявляется страшное лицо греха, который несет человеку страдания».

«Завистливый человек действительно страдает, - продолжил Патриарх Кирилл. – Казалось бы, зачем страдать из-за того, что кому-то хорошо, что кто-то преуспевает? Ну, какое дело до чужой жизни? Так ведь нет! Зависть воспламеняется от различных поводов. Кто-то выглядит хорошо, у кого-то хорошее здоровье, красивая одежда, кто-то ездит на красивом автомобиле, у него удобный красивый дом, он занимает положение, которое хотелось бы занимать завистнику, — чего только ни бывает в жизни и какие только обстоятельства ни являются причиной для зависти! Нередко зависть поражает и удручает человека, живущего глубоко религиозной жизнью. Она наносит удар неожиданно, когда внезапно дух перехватывает от взгляда на человека или на обстоятельство, которое вызывает зависть. А Василий Великий сказал о зависти еще что-то, что нужно непременно иметь в виду, когда размышляешь об этом пороке: зависть ― это противление воле Божией. Действительно, жизнь всех людей — в руках Божиих. Существует замысел Божий о каждом человеке и о всей человеческой семье. Мы не знаем, почему один отличается лучшим здоровьем от другого; мы не знаем, почему один становится более успешным, чем другой. Может быть, это к его славе? А, может, к страшным испытанием? Мы не можем знать, что ожидает того, кому мы завидуем. Его жизнь, как и наша, ― в руках Божиих. Вот почему великий святитель называет зависть противлением воле Божией: мы противимся тому, что Бог попускает или что Бог благословляет, хотя Божии пути нам неведомы».

Поэтому, отметил Предстоятель, «зависть не только имеет тяжелые последствия для человека завистливого, не только причиняет ему боль и реальные страдания»: «Зависть ― это социально опасный порок, потому что очень часто именно зависть является причиной интриг, конфликтов, скрытых и открытых войн, революций. Известно, что историческая наука, объясняя те или иные страшные события в человеческой истории, обычно отталкивается от так называемых объективных обстоятельств: мол, стечение политических, экономических, еще каких-то иных факторов и привело к тому или иному трагическому развитию событий. Наука не учитывает такой фактор, как действия завистников. А ведь на самом деле сколько несчастий и сколько горя было в истории, сколько несчастий и сколько горя происходит и в наше время от того, что один завидует другому, одна группа людей — другим, одни народы — другим! Неслучайно, что именно зависть явилась причиной первого пролития крови: завистник Каин был первым, кто поднял руку на другого человека, на брата своего, движимый чувством зависти».

«С завистью нельзя жить, особенно верующему человеку, тем более служителю Церкви или монашествующему, потому что зависть разрушает наш внутренний мир, лишает нас целостности, ставит нас в положение, противное воле Божией. Поэтому мы должны знать, как справляться с этим духовным недугом, с этим пороком, с этим проявлением, в конце концов, той самой гордыни, которая является матерью всех пороков. Наверное, самое важное — это признавать силу Божиего промысла, силу Божией воли, и не противодействовать этой воле своими чувствами или своими действиями. Господу было угодно, чтобы каждый человек представлял собой уникальное явление. Нет повторяющихся людей, у каждого есть нечто свое, и каждый имеет свою ценность пред лицом Божиим вне зависимости от социального положения, вн е зависимости от того, известный он человек или безвестный, образованный или необразованный, занимающий видное положение или простец, богатый или бедный. Каждый человек имеет свои уникальные особенности — так Бог восхотел. И мы должны признавать этот Божий замысел о человеке и помнить, что не нужно никому завидовать, потому что у каждого своя жизнь, у каждого свои способности, у каждого свой путь. А если Господь дает кому-то нечто, что вызывает у нас зависть, то мы должны понимать, что Бог либо дарует тем самым человеку благословение, либо попускает это для дальнейшего его вразумления», - пояснил Патриарх Кирилл.

«Осознание того, что каждый человек является чадом Божиим, со своими особенностями, со своими отличиями от других, помогает нам испытывать чувство уважения к другим людям, - отметил он. – А от уважения уже близок путь к тому, чтобы почувствовать и любовь в сердце. Зависть никогда не дает человеку полюбить другого, а значит, зависть — самое страшное препятствие для осуществления главной Божественной заповеди о любви к Богу и ближним (см. Мф. 22:35-40)».

Впрочем, есть еще один способ преодолеть зависть — об этом мы также находим указания у святых отцов, сказал Его Святейшество: «Если кому-то завидуешь, делай ему добро. Чем больше добра мы делаем людям, тем большее количество людей мы исключаем из числа объектов своей зависти. Мы не завидуем тем, кому помогаем, мы не завидуем тем, кого облагодетельствовали; и чем больше людей получают от нас помощь и поддержку, тем меньше тех, кто может вызывать у нас зависть».

«Наконец, самое, может быть, главное. Когда мы молимся, когда мы просим у Господа помощи, необходимо, чтобы эти молитвы сопровождались внутренним исповеданием греха. Иногда даже духовнику стыдно сказать что-то, что нужно сказать, и мы таим этот грех в себе. Но это не значит, что мы должны молчать пред Богом. Исповедуя даже самые отвратительные поступки и мысли, в том числе связанные с завистью, мы должны просить Господа о помощи, и Господь найдет путь нашего исцеления. Иногда этот путь проходит через страдания, потому что в глубине страданий человек начинает правильно расставлять акценты в своей жизни, лучше видеть окружающий его мир, лучше видеть подлинные ценности и отделять их от ценностей мнимых. Поприще Святой Четыредесятницы дает нам, братие, возможность обо всем этом размышлять, соединяя размышления наши с искренней молитвой ко Господу и с сердечным покаянием. Верим, что поприще Святой Четыредесятницы способно освободить нас от многих пороков и страстей, в том числе и от такого страшного и опасного, как порок зависти, и да поможет нам в этом Господь. Храни вас Бог», - заключил Предстоятель Русской Православной Церкви.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Великий пост
Бог усмотрит
Слово в пятницу 5 седмицы Великого поста
19.04.2024
Где взять силы в борьбе с нашими страстями?
Проповедь на Стояние преподобной Марии Египетской
17.04.2024
«Весна»
17.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40