Культурно-генетическая революция

В России организуются «дома новой культуры» (ДНК-центры)

0
1258
Время на чтение 7 минут

15 марта 2013 г. в Калуге состоялось пафосное мероприятие под названием «презентация проекта Домов новой культуры». Презентацию почтили своим присутствием заместитель Председателя Правительства РФ Владислав Сурков, министр культуры РФ Владимир Мединский, губернатор Калужской области Анатолий Артамонов. Вёл презентацию предприниматель Александр Мамут. В качестве площадки для мероприятия был выбран Музей космонавтики им. К.Э. Циолковского.

Формальная суть проекта состоит в следующем. В городах с населением от 50 до 500 тыс. человек планируется создание так называемых «домов новой культуры», которые должны быть площадкой для реализации проектов в области современной культуры. По словам Владислава Суркова, на этих площадках «будет происходить жизнь, куда могут приходить люди, у которых есть потребность, заинтересованность создавать что-то своими руками в сфере искусства, прежде всего, литературы, гуманитарного знания». На первом этапе принято решение создать три таких «дома новой культуры» - во Владивостоке (на острове Русский), в Первоуральске (Свердловская обл.) и в Калуге. Срок сдачи - 2015 год. Деньги на проектирование центров уже выделены (120 млн. руб.). В целом в 2013 году на создание центров планируется потратить до 1 млрд. руб. Вероятно, после обкатки «домов новой культуры» в пилотных регионах их планируется растиражировать по всей России. Господин Сурков подчеркнул (именно с этого акцента он начал своё выступление на презентации), что решение о создании таких центров принято Президентом и отражено в соответствующих указах. То есть, здесь мы имеем дело с государственной программой, и более того - с государственной культурной политикой.

Министр культуры господин Мединский обосновал необходимость создания «домов новой культуры» следующим образом: «Поддержка современного искусства традиционно не входила в приоритеты министерства культуры. Большей частью мы ориентировались на классику. И это была большая проблема. И современные художники, скульпторы, творцы в целом, не имея государственной поддержки, просто переезжали в Москву. И кто-то там находил возможность для самореализации, а большей частью это все заканчивалось достаточно печально: уходом из профессии в коммерцию и в общем-то потерей для искусства

Таким образом, налицо изменение системы приоритетов. Современное искусство призвано потеснить классику. Владислав Сурков назвал «дом новой культуры» «домом меньшинств»: «Наша любовь к традиционализму, к традиционному искусству, к нашим корням, к фольклору неизбывна и заслуживает всякого уважения, но мы решили дополнить традиционные культурные центры такими местами, где получат возможность творить те, кто в меньшинстве. Во всех городах России должны быть места, куда могут прийти те, кого многие не понимают, и там найти тех, кто его поймет».

На первый взгляд, идея выглядит как создание заказников для «творцов» современной культуры. Заботливое государство печётся о всех видах творчества своих граждан и радеет о создании подходящих для этого творчества условий. Однако это - только на первый взгляд.

«Дом новой культуры» - название говорящее. Это - не просто какой-нибудь «центр современного искусства». На языковом уровне новое однозначно противопоставляется старому. Никакой преемственности не предусматривается. Говоря о современном искусстве, мы предполагаем, что данное искусство - это «одно из», есть и другие формы (виды) искусства, сосуществующие единовременно. «Новая культура» - это область, где сосуществование с иным не допускается. При входе на территорию новой культуры всё старое должно быть отброшено или, хотя бы, трансформировано, преображено.

Далее, «дом новой культуры» складывается в знаковую аббревиатуру - ДНК. Эти дома так и называют ДНК-центры. Идёт прямая аналогия с генетическим кодом. Эта символика говорит нам, что базовый («генетический») код нашей культуры хотят поменять. То есть, «дома новой культуры» - это не резервация, а инкубаторы. Александр Мамут, курирующий калужский ДНК-центр, так определил цель проекта: «мы хотим создать обстановку для проявления талантливых, инаковых, штучных людей, создавая для них современную, хорошо продуманную технологичную среду, в которой мы им сначала расскажем и объясним, а потом сделаем соучастниками создания новых культурных смыслов и объектов». Подготовка «штучных» творцов - это только одна сторона задачи. Её выставляют на первый план, но есть и другая. Искусству нужны зрители. Это, вроде бы, само собой разумеется. Это - такой фон, на котором можно не концентрироваться, акцент делается на «творцах». Между тем, главным оказывается именно эта зрительская «масса», а не штучные творцы. Мамут обмолвился, что калужанам поменяют культурный код. Вот как об этом пишет «Российская газета»: «жителей города будут готовить к смене представлений об искусстве, как об остановившихся в своем развитии классических формах». В переводе на русский язык это означает, что будут взламываться эстетические привычки и переформатироваться эстетические критерии.

Идеологов ДНК-центров интересует, прежде всего, молодёжь. Новое поколение должно расти уже в новой культуре. Не отдельных «креаторов», а толпу предполагается обработать по формуле Мамута: «сначала расскажем и объясним, а потом сделаем соучастниками». Соучастники - здесь ключевое слово. Упор делается на интерактивных мероприятиях и проектах.

На презентации была предъявлена инсталляция арт-группы rAndom International (Великобритания) под названием «Future Self» («Будущее Я»). Инсталляция представляет собой конструкцию из светящихся нитей, в пространстве которой в зависимости от положения человека, находящегося рядом возникает некоторая объёмная фигура, заданная светом. Абстрактное световое пятно, вот, в принципе и всё... Но как это подаётся! Сайт Министерства культуры сообщает, что «художники rAndom International работают на пересечении науки, дизайна и искусства. Инсталляция «Future Self / Будущее я» исследует, как движение может раскрыть личность человека». И это - ещё урезанная фраза из рекламного проспекта, полностью она звучит так: «раскрыть личность человека и его отношение к собственному представлению о себе.» Как? Внятно объяснить не сможет никто.

Но с точки зрения теории новой культуры тут несколько ключевых моментов. Во-первых, человек концентрируется на собственной личности. Другое - не интересно. Человеку подсовывают себя самого. Во-вторых, это подсунутое «я» не поддаётся рациональному познанию, какому-либо осмыслению. Вообще, человеку предлагается не думать, а всматриваться, «вчувствовываться». Эмоции, переживания торжествуют над разумом. В-третьих, человека ни к чему не призывают, его не побуждают меняться, он может просто быть самим собой и получать некий эффект от этого. В-четвертых, это - игра. Зритель активен. Он тратит время. На что? Идеологи ответят: «на самореализацию», на деятельность, которая никому ничего не приносит (в том числе и тому, кто в ней участвует).

Вот такое лицо у новой культуры. Всё это подаётся как «распространение знаний и передовых технологий в сфере культуры и организации жизни». Екатерина Гиршина, куратор калужского ДНК от Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» радостно сказала, что на площадке ДНК художники и ученые будут обмениваться вдохновением. Любопытная стадия развития науки: она возвращается в архаическую эпоху - к обслуживанию зрелищ.

Про «организацию жизни» также не стоит забывать. Инициаторы ДНК-центров планируют, что новая культура шагнет из них в городскую среду. Человек неизбежно несёт в мир ту культуру, которая у него внутри. Более того - в пространстве иной культуры ему неуютно, отсюда - мотивация к культурному изменению среды, «окультуриванию» окружающего пространства. Поэтому и носители новой культуры хотят окультурить мир по-своему.

На презентации приводился пример подобного освоения мира. Владислав Сурков, объясняя, почему именно Калуга выбрана для реализации пилотного «дома новой культуры», в частности заметил, что здесь работает художник Николай Полисский. Николай Полисский известен тем, что создал арт-пространство «Парк Никола-Ленивец», в котором из природных материалов создаются объекты современного искусства. Некоторые из них имеют «говорящие» названия: «Штурм неба», «Вселенский разум», «Святилище Никола-Ленивец», «Позолоченный телец»... Эзотерический (он же - неоязыческий) дух летает над «Никола-Ленивцем». Этот дух легко может быть воспринят и воспроизведен учреждаемым ДНК. Не случайно, калужский «Дом новой культуры» хотят пристроить к фигуре К.Э. Циолковского, который был известным эзотериком.

В этом плане ДНК-центры становятся вариантом «штурма неба», вавилонским проектом, в котором демонстрация человеком своего «я» приобретает мистический оттенок вызова, бунта. Имя Бога ещё не прозвучало, но антитрадиционный заряд новой культуры очевиден. И по своей сути этот заряд - богоборческий. Все классические смыслы в новой культуре подлежат искажению деформации, пародированию. Желая быть не учениками, а учителями, не внимать, а говорить, люди новой культуры отвергают образцы прекрасного, предоставленные им Богом, и создают «произведения искусства», лишенные гармонии, а часто - прямо граничащие с безобразным. Центральным моментом тут является не столько результат творчества, сколько процесс, а внутри процесса - субъект творчества. ДНК-центры способны научить любого желающего, что важнее всего - это проявление его «Я», а всё остальное - большого значения не имеет.

Остаётся вопрос, почему государство насаждает такую культуру?

Андрей Карпов, главный редактор сайта «Культуролог»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29