Прокомментировать инициативу Минфина корреспондент издания Regions.ru попросил известных православных священнослужителей.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, считает внедрение курса по финансовому просвещению в школьные программы с 1 по 11 класс нецелесообразным, «во-первых, из-за перегруженности программы учащихся, а во-вторых, этот курс вполне можно было бы прочесть в старших классах в рамках классных часов и уроков обществознания, без того, чтобы нагружать учебный план еще одной сомнительной дисциплиной. Грамотность в ведении финансовых операций нужна, но внедрять его в основную программу неразумно».
Протоиерей Алексий Новичков, директор православной гимназии, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, предложил для начала задуматься: а чем вызвано это нововведение? «Уж если мы так заинтересованы, чтобы наши дети знали как правильно и куда надо платить налоги, не гораздо ли более важным будет дать ответ на вопрос, а зачем это надо делать? Но есть и более серьезные вопросы, которые школьная программа обходит: зачем надо любить людей, мириться с ними и даже отдавать им последнее? Здесь, боюсь, не обойтись простой арифметикой. А это все-таки более важные вещи. Дело в том, что, к сожалению, приоритеты в нашем обучении так и не выставлены. А тех, кто пытается привлечь к этому внимание, просто не слышат», - отметил священник.
Игумен Лука (Степанов), заведующий кафедрой теологии Рязанского государственного университета, отметил, что «это очень характерная для нашего министерства образования идея». «Она ясно показывает, насколько в российской системе образования все поставлено с ног на голову. Для систематического духовного образования наших детей до последнего времени не находилось и одного часа в неделю. А вот чтобы научить считать деньги, сразу находится и желание, и средства, и возможности. Нелишне, конечно, чтобы дети еще в школе готовились к взрослой жизни. Но образование ничего не будет стоить, если, как сейчас, только самыми малыми крохами будет ограничиваться приобщение к нашим православным ценностям», - подчеркнул пастырь.
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, видит за идеей введения в школах нового предмета «Финансовая грамотность» «новый шаг по пути устроения из нашей страны банальной колонии»: «Такой курс должен прослушать обслуживающий персонал, дети, которые в будущем станут клерками и менеджерами в иностранных "дочках" на территории своей страны. А еще их должны научить английскому языку и хорошим манерам, - и ни в коем случае не преподавать родной язык, историю и литературу - иначе у них пробудится национальное самосознание!» «Что ж, глядя на современную систему школьного образования, а еще хуже - на тенденции ее развития, невольно вспоминаешь, что даже у фашистов на оккупированных территориях Советского Союза было запланировано больше школьных часов истории России, чем у современных демократов!» - заключил отец Никон.
Священник Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, опасается, что целью этих нововведений является изменение национального сознания: «Ни к чему хорошему в нравственном, духовном плане это, конечно, не приведет. Раньше главным фактором формирования нашего культурного сознания в школе была классическая литература. Но та система ценностей, которая там предлагается, "финансово неграмотна". Другими словами – Федор Михайлович, до свидания. Идет сознательное формирование нового, рыночного человека, потребителя. Поэтому и дальше будут сокращаться базовые предметы. Их вроде даже как бы и не убили, а просто "подвинули" как бы более актуальными предметами, но этого вполне достаточно».