«Нельзя доходить до абсурда, при котором невозможно уже будет жить»

Православные священнослужители о предложении П.Астахова перенять западные нормы, запрещающие родителям оставлять ребенка без присмотра до достижения им 14 лет

Ювенальная юстиция 
0
1162
Время на чтение 8 минут
Недавняя нашумевшая история с девочкой, которую высадили из маршрутки, подняла ряд проблем, существующих в нашем обществе, пишет Regions.ru. (Как сообщали СМИ, водитель маршрутного такси высадил на трассе 9-летнюю девочку за то, что у той не оказалось с собой денег на проезд, после чего родители искали своего ребенка при помощи полиции). Уполномоченный по правам ребенка в России Павел Астахов, комментируя для «Коммерсант-FM» эту историю, сказал: «Во всех вообще правовых системах, государствах, которые нас окружают, ответственность такая введена: ребенка до 14 лет нельзя оставлять одного нигде — ни в Европе, ни в Америке. За это следует очень серьезная ответственность. У нас таких норм нет. Потому что если мы сегодня начнем обсуждать эту ответственность, то натолкнемся на колоссальное сопротивление родительской общественности. Потому что, естественно, никто не хочет отвечать за свою неосмотрительность, равнодушие и безалаберность, а особенно по отношению к детям. Хотя, в принципе, конечно, об этом надо говорить».

Как отмечает издание, «действительно, в развитых странах Запада детей нельзя ни оставить одних дома, ни выпустить одних гулять: и в том, и в другом случае соседи сообщат в полицию и у родителей будут серьезные неприятности – вплоть до лишения родительских прав. В России же и ребенок, оставленный на несколько часов один дома, и дети школьного возраста, играющие без присмотра во дворе – дело вполне обычное. Любой признает, что некоторый риск в этом есть, но в то же время умение быть одному в общем рассматривается как необходимый этап взросления и приучения к самостоятельной жизни». «С другой стороны, - справедливо констатирует издание, - если такая норма будет введена, это резко повысит расходы на ребенка: при двух работающих родителях, если нет бабушек или других родственников, семья будет обязана нанимать няньку».

В связи с этим корреспондент Regions.ru попросил известных православных священнослужителей ответить на вопросы: Приемлема ли такая норма для России? Нужно ли нам ориентироваться на опыт Запада и запрещать оставлять ребенка одного до достижения определенного возраста?

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, заметил, что на самом деле в этой истории с девочкой не все так просто. «Не разобравшись, можно осудить и родителей, и водителя, и пассажиров маршрутки, - потому что, не вникнув, так изначально обозначили проблему. А проблема в данном случае не в этом. Когда еще написано "земля наша богата и обильна, а порядка в ней нет"? Как это уже в XXI веке родители у нас зарабатывают такие гроши, что не могут ребенку дать денег на маршрутку? Это нормально? Значит, это вопрос к тем, кто берется нами управлять. Боятся родительской общественности? А что у родителей денег нет на маршрутку? Это как? Давайте подумаем, как порядок нормальный навести. В здравоохранении с этим укрупнением у нас навели порядок? Условия труда ухудшаются, пациентам тоже хуже. На собственном опыте испытал. Ради кого это делается?» - задается вопросами пастырь.

«Мы живем в каких-то странных условиях, при странном отношении. Давайте все-таки настоящий порядок наводить, а не делать из мухи слона и не кланяться на Запад. Там на здравоохранение тратится в десятки раз больше денег на душу населения, чем у нас. А нам говорят: "Ах – мы бедные"! Но мы не бедные. Страна наша богата и обильна, и талантливыми людьми тоже. Только им развернуться не дают. Вот о чем нужно говорить. А тут какие-то искусственные нормы навязывают. Я против этих норм. У меня много детей, но все приучены к самостоятельности. Слава Богу, все выросли, образование получили. А законодательными нормами жизнь можно в такие рамки загнать, что жить будет невозможно. Почему-то именно по такому пути у нас пытаются идти вместо того, чтобы искать конструктивные решения, которые облегчали бы и улучшали жизнь, делали бы ее более радостной, эффективной и продуктивной», - считает священник.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что сейчас у детей свободы гораздо меньше, чем лет 40-50-60 назад. «50 лет назад, когда мне было 11, я, например, самостоятельно ездил на занятия из Долгопрудного в центр Москвы. Это было в порядке вещей», - отметил отец Александр. «Сам мир, безусловно, меняется, - продолжил священник. – Соответственно, и нормы поведения, и правовые нормы должны, конечно, корректироваться. Беспокойства прибавилось. Детям сейчас трудней. Ответственность родителей сейчас стала больше. Наверное, и законы какие-то будут вводиться. Но с ними нельзя доходить до абсурда, при котором невозможно уже будет жить. Отношения детей и родителей, детей и общества – серьезная проблема. Мир уже не такой, как когда родители сами были детьми. В мире стало больше агрессии, равнодушия. Поэтому и ответственность родителей возрастает. Законодатели должны подумать, как помочь и детям, и родителям».

К сожалению, продолжил отец Александр, «наши законодательные инициативы часто оказываются либо запоздалыми, либо неэффективными, либо вообще абсурдными. Поэтому мы должны быть готовы ко всему. И к тому, что законодатели выдадут такое, что без закона будет лучше». «Верующие, как правило, более ответственны, более реалистично относятся к жизни. Это относится и к детям, и к их родителям. Педагоги в школе честно в этом признаются. Человек, ответственный перед Богом, является более ответственным и перед людьми. Это ответственность, которая воспитывается на основе религиозной нравственности. И детей надо в этом духе воспитывать, и самих родителей», - подытожил священник.

Протоиерей Сергий Шастин, настоятель Крутицкого Патриаршего подворья, считает, что нужно обязать все общество, не только родителей, относиться внимательно к детям – ко всем, к своим и чужим. Но «до 14 лет водить ребенка в школу – это абсурд какой-то», - отметил он. «На Западе это уже отлаженная система, позволяющая лишить прав и нормальных родителей, - сказал пастырь. – И у нас уже такие примеры появляются. Ничего хорошего в этом нет». «Проблема невнимания к детям должна обязательно обсуждаться. В принципе ответственность за детей должна быть очень высокой. Это проблема всего общества. И это в первую очередь нравственная проблема: "как бы ты поступил со своим ребенком?", "а если бы ты оказался на месте этого ребенка?" Общество нужно воспитывать. Здесь и СМИ помогут, и социальная реклама. А то требования выдвигаются, а условия не создаются. И жизнь из-за этого только усложняется. Надо в первую очередь укреплять нравственные и семейные ценности в обществе. Государство должно укреплять семью, защищать ее целостность», - заключил отец Сергий.

Священник Антоний Скрынников, главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии, преподаватель Ставропольской духовной семинарии, настоятель храма в честь святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Ставрополе, заметил, что эта история подняла массу вопросов: «Во-первых, непонятно, как так получилось, что у девочки не было денег. Во-вторых, более важный вопрос, - куда смотрели пассажиры? Не хочется говорить об этом, но я лично несколько раз оплачивал в троллейбусе проезд людям, которых кондуктор пытался выгнать, если видел, что человек действительно нуждается. Неужели все смотрели, как выгоняют ребенка? Что касается предложения запретить выпускать детей без присмотра, то оно мне не нравится. Я сам все детство пробегал на улице, и ничего со мной не случилось, как и с другими мальчишками».

Священник Димитрий Лин, клирик Храма святителя Николая на Трех Горах, назвал инициативу Астахова «довольно странной», потому что «родители в первую очередь и заинтересованы в безопасности своих детей». «Но не все же родители имеют время, средства, возможности, чтобы, например, обеспечить сопровождение своих детей в школу!» - отметил он. «Мне кажется, что здесь нужно исходить из своего рода презумпции невиновности родителей в отношении детей, - продолжил священник. – Есть, конечно, крайние случаи, когда родители совершенно не занимаются воспитанием своих детей. Эти случаи и должны рассматриваться соответствующими органами. Среднестатистический родитель любит своего ребенка и заботится о нем. Вводить у нас нормы западного права формально, вводить законы, запрещающие оставлять ребенка одного дома или на улице, совершенно не соответствует нашим реалиям. Это было бы неправомерно и странно. У нас же совсем другой менталитет. По собственному детству вспоминаю, что самостоятельно ходить в школу и находиться на улице без пригляда само собой разумелось. Мне кажется, что такой формальный подход – это просто орудие, которое позволит воздействовать на родителей в каких-то нехороших целях».

«Родители, безусловно, должны быть проинформированы о возможных опасностях. Наверное, к родителям, не уделяющих должного внимания воспитанию детей, должны применяться какие-то меры, обязывающие заниматься собственными детьми. Но принимать закон, обязывающий, например, сопровождать ребенка в школу, - это уже слишком», - заключил пастырь.

Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, заметил, что «воспитание детей на Западе, под постоянным присмотром, есть следствие духовной болезни, боязни ответственности и боязни воспитывать их взрослыми». «"Просвещение" в каких-то греховных вещах – это пожалуйста, а быть самостоятельным – этого нет. Кто вырастет, если ребенка все время стеречь и опекать?!» - задается вопросом священник. «Это не значит, что детей нужно бросать на произвол судьбы, - пояснил он. – Нужен не формальный, а человеческий подход. Иначе дело доходит до преступной халатности, когда детей, чтобы они не сбежали, запирают в машинах, потому что с ними тяжело в супермаркете. Сколько уже из-за этого было несчастных случаев! Это духовная болезнь. И ориентироваться на западные нормы, по-моему, не стоит. Должно быть нормальное воспитание. Должно быть доверие к Господу, Его промыслу и желание растить, воспитывать ребенка. Должно быть православное отношение к жизни. У нас всегда было принято с самых первых шагов воспитывать самостоятельность. Поэтому в нашей истории так много юных героев».

«Абсолютно безопасной жизнь никогда не будет, - отметил отец Валерий. – Конечно, есть вопиющие случаи. Но это проблема уже нравственная, духовная – проблема состояния нашего общества. Если с детства человек не научится преодолевать опасность и препятствия, то эти навыки никогда уже не появятся. А самое главное, чтобы человек во всех ситуациях знал, что Господь его не оставит. Но для этого нужна вера в Бога».

Священник Глеб Грозовский, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина деревни Малое Верево Гатчинского района Ленинградской области, заметил, что вопрос в том, что «все идет именно к принятию подобных законов по причине умножения в мире зла, - в том числе и преступности на территории России». «Рано или поздно будет происходить деградация нравов, а значит, необходимо будет менять и закон. Да, как всегда будет много несогласных, но спрашивать особо никого не будут, ведь это делается согласно принятому во всем остальном мире лозунгу: "Мир и безопасность"! А под этим "соусом" будут приниматься любые законы удобные государству как аппарату, а не жителям страны как ее гражданам», - считает пастырь.

«Но что касается именно данной практики на Западе, то осторожность не помешает, ведь никого не смущает, что подросткам нельзя находиться на улице без сопровождения взрослых после 22:00 или продажа алкоголя после 23:00. Согласно некоторым статистическим данным, благодаря закону "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", количество преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних сократилось практически на 60 процентов. А благодаря запрету на продажу алкоголя после 23:00 уменьшилось количество бытовых преступлений, а значит, меньше стали страдать дети. Так что ничего в запретах как таковых нет – они могут и ограждать детей от преступников. Но тут другая сторона медали. Бывают ситуации, когда не предугадать развитие дневных событий, в связи с которыми могут быть дети оставлены одни дома или на улице. И тут наши доблестные борцы за права детей, по звонку "заботливых" соседей или прохожих, помогут лишить родителей прав, упечь ребенка за решетку детского дома, а дальше по этапу передать в растущие толерантные руки извращенцев, мечтающих усыновить детей для своих низменных, извращенных, похотливых желаний. Очень надеюсь, что формализм в нашей стране будет стоять ниже местом, чем нюансы отдельно взятых ситуаций», - заключил отец Глеб.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ювенальная юстиция
Очередная попытка ухудшить положение родителей
Предлагаемое увеличение штрафов за неисполнение родительских обязанностей повлечёт негативные последствия для семей
23.04.2024
Юлаг в сапогах
Заявление Миронова о создании Министерства демографии может стать ювенальной гильотиной для семьи
22.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии