В адрес редакции «Русской народной линии» поступило письмо от известного церковного деятеля благочинного церквей Терского берега Мурманской епархии игумена Митрофана (Баданина). Отец Митрофан – личность известная, он не только является руководителем епархиальной комиссии по канонизации, но и автором нескольких книг о святых Кольской земли. А кроме того отец игумен – наш земляк, отставной офицер ВМФ, уроженец Санкт-Петербурга, а его прадед был управляющим дворцом последнего де-факто русского монарха Великого князя Михаила Александровича. Словом, игумен Митрофан знает столицу Российской Империи не понаслышке.
Вот что он пишет: «В Санкт-Петербурге, при входе на Смоленское кладбище восстанавливается церковь Воскресения Христова. Со стороны алтарной стены имеется место потрясающее своей духовной силой. Это место расстрелов в первые годы после революции (по преданию священно- и церковнослужителей). Глубокие выбоины в граните стены свидетельствуют о большом количестве мучеников за веру. Впервые я открыл для себя это место в 1997 году. В то время еще можно было набрать в отверстиях свинец и смятые оболочки пуль. Массивные сколы расположены на двух уровнях: на уровне головы стоящего человека и на уровне головы поставленного на колени.
Сейчас фронт работ по реставрации здания постепенно опускается от купола вниз. И есть опасение о том, не будет ли принято решение провести "евроремонт" этого святого места. Сделать вид, что ничего не было. Может быть, так и не случится, и в попечительском совете, возможно, хорошо понимают всю значимость сбережения этого места нашей духовной памяти.
Я пишу так взволнованно, поскольку уже не раз сталкивался с подобными примерами, когда желание "навести красоту" превалирует над нашим долгом сохранять память и почитать места страданий за веру Христову. Не стану конкретизировать эти печальные примеры духовного бесчувствия, но увы, их становится все больше по мере нарастания процесса реставрации, как оскверненных церковных зданий, так и поруганных икон.
Главное обозначить, что есть внимание людей к этому святому месту, чтобы там спешно не замазали и не отреставрировали все. Я думаю это все та же история, связанная с сорока священномучениками Смоленского кладбища зарытыми там живыми. Сейчас там есть место почитания их могилы. Ее могут показать женщины-служки церкви на кладбище.
Рассказывают, что в двадцатые годы XX века священников из всех церквей Ленинградской епархии арестовали, привезли на Смоленское кладбище, построили на самом краю огромной братской могилы и предложили выбор: либо отречься от веры, либо заживо лечь в могилу. Решение было единодушным, и еще трое суток из могилы доносились стоны, а земля на месте братской могилы даже шевелилась.
Я читал в эмигрантском журнале "Православный паломник" стихи, написанные нашими эмигрантами-очевидцами, посвященные этому событию».