Он подчеркнул, что «сбор ознаменовал собой очередной этап взаимодействия традиционных религиозных объединений России и Вооруженных Сил». «На нем выступили практически все штатные священники. Мы соборно обсудили ряд руководящих документов, разработанных Управлением по работе с верующими военнослужащими Министерства обороны и нашим Отделом, которые станут основой работы священнослужителей в войсках. Хочу отметить, что с приходом в армию священнослужителей, работающих на штатной основе, постоянно находящихся в воинской части, живущих бок о бок с военнослужащими, изменилось отношение к ним со стороны командования. Сегодня к ним относятся уже не как к людям в странной одежде, которые эпизодически, в свободное от основного служения время приходят в часть, совершают богослужение и проводят редкие беседы с личным составом, а как к полноправным членам воинских коллективов. Тем более что большая часть православных военных священников в прошлом — кадровые офицеры», - сказал священник.
Он сообщил, что на сегодняшний день должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими занимают 40 священнослужителей Русской Православной Церкви и два представителя мусульманской суммы. Священники окормляют личный состав практически всех видов и родов войск. В Министерстве обороны находятся представления еще на 150 кандидатов.
Отец Сергий подчеркнул, что «наш диалог носит конструктивный и творческий характер». «Нынешний сбор помог нам лучше понять роль и функции православного священника в работе с военнослужащими иных традиционных религий. На сборе штатного военного духовенства присутствовали духовные лидеры буддистской сангхи и представители мусульман. Они участвовали во всех мероприятиях и получили соответствующие свидетельства. Искренне надеемся, что в ближайшее время последует их назначение в войска. Повышенное внимание уделялось вопросам взаимодействия с представителями радикального ислама. В частности, священник Роман Чебоненко, окормляющий 201 российскую военную базу в Таджикистане, рекомендовал всем православным священнослужителям ознакомиться с разработанной имам-хатыбом И.К.Синдикаевым методическим пособием, в котором даны четкие рекомендации по взаимодействию с верующими мусульманами. Через управление по работе с верующими военнослужащими оно будет разослано военным священникам, которые в затруднительных ситуациях могут использовать имеющиеся там советы», - добавил он.
Священник перечислил вопросы, связанные с повседневной работой священника в армии, которые обсуждались на сборах. «В центре нашего внимания стояли проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются военные священники: регламентация рабочего времени, обустройство храмов и молитвенных комнат, возможности военнослужащих посещать богослужения. Ряд поднимавшихся вопросов касался взаимодействия штатных священников с представителями епархиальных управлений, внештатными сотрудниками военных отделов, с командованием воинских частей и соединений. Также обсуждались вопросы, имеющие отношение к воинской дисциплине, дедовщине, проблемам с обеспечением военнослужащих всеми видами довольствия. Отрадно, что на сегодняшний день сформировалась правильная оценка места, роли и вовлеченности священников в дела воинских коллективов. Практически все выступавшие отмечали положительное влияние священнослужителей на морально-психологический климат и духовно-нравственную атмосферу в подразделениях. Наши пастыри, работающие на зарубежных военных базах Минобороны, свидетельствовали, что священник в боевом соединении является центром духовно-нравственной и воспитательной работы, которая крайне необходима военнослужащим для выполнения поставленных перед ними боевых задач. В сложных полевых условиях священник становится подлинным духовным отцом и добрым помощником военнослужащих», - сказал отец Сергий.
По его словам, «примечательно, что хотя главная цель нахождения священника в войсках — обеспечение конституционного права верующих военнослужащих на свободу вероисповедания (предоставление возможности в первую очередь военнослужащим срочной службы участвовать в богослужениях) — нахождение священника в армии в целом изменяет и обстановку в воинском коллективе». «Например, как сообщил один из выступавших, в полку радиационной, химической и биологической защиты Центрального военного округа через год после прихода священника количество правонарушений уменьшилось на 60%. Повторюсь, наша цель — помочь военнослужащим в реализации их конституционного права на свободу вероисповедания. Также целью является совершение богослужений, оказание людям, прежде всего, духовной помощи и поддержки. Но естественно, что при этом священник не может пройти мимо грубого нарушения дисциплины, не обратив на него внимания, и не предприняв попытки урегулировать ситуацию. И именно это неравнодушное отношение к жизни воинского коллектива в конечном итоге способствует решению вопросов дисциплины, межличностных отношений, порядка в части. Надеемся, что все имеющиеся на сегодняшний день позитивные тенденции будут развиваться и в будущем», - заключил отец Сергий.