Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Журнал «Вода живая» против политики Владимира Путина?

400 лет Династии Романовых / 05.03.2013


Официальное издание Санкт-Петербургской епархии сделало странный «подарок» к 400-летию Дома Романовых …

На сайте официального издания Санкт-Петербургской епархии журнала «Вода живая» 1 марта появилась статья доктора исторических наук, профессора Юлии Кантор «Имитация триумфа. Как в Петербурге отмечали 300-летие Дома Романовых». Статья, мягко говоря, сомнительная, если ни сказать, подлая, учитывая, что появилась она во время празднования 400-летия Дома Романовых.

Основной посыл публикации изложен во втором абзаце: «В политической биографии Николая II фатальных неудач было куда больше, нежели успехов. Мрачной тенью, так и не рассеявшейся к 1913 году, витала память о Ходынской трагедии - тогда шок общества вызвала не только гибель сотен людей, но и индифферентность только что коронованного монарха, не посчитавшего нужным отказаться от продолжения торжеств в свою честь. Следующим серьезнейшим ударом по престижу власти стали поражение Российской империи в Русско-японской войне и кризис в армии. Кровавое воскресенье и вспыхнувшая вослед ему революция 1905 года, тлеющее пламя которой не могли затушить почти два года, - все это, мягко говоря, не придавало самодержцу популярности. Именно потому «Комитету для устройства празднования 300-летия царствующего Дома Романовых» и надлежало не только «обустроить» праздничные мероприятия «торжественно и всенародно», но и закрепить с их помощью в сознании масс 1913 год как «вершину процветания империи и год великого юбилея». Имел Комитет и другую, «встречную», задачу: посредством организации «ликования народных масс» убедить Николая II в лояльности народа. Кроме того, торжества, проходившие в течение полугода от Петербурга до Костромы (где Великое посольство от Собора 1613 года просило на царство Михаила Романова) с участием императорской семьи, должны были «сплотить народные массы вокруг царя».

Статья вызвала справедливую критику клирика храма во имя иконы Божией Матери «Державная» священника Игоря Илюшина. «Не соглашусь с автором этой статьи насчет фатальных неудач, - пишет отец Игорь на форуме под статьей, - создается впечатление, что статья написана на основании советских учебников истории, потому что именно 1913 год был пиком расцвета России за всю историю нашей страны, рубль - был лидирующей мировой валютой, а торжества император Николай Второй праздновал не в свою честь, как написано в этой статье, а в честь 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых. Точно также неуместно говорить о пиаре в отношении чашек и других знаков этого великого юбилея, которые получали люди и хранили с благоговением и до тех пор, пока их не обманули большевики. Автору статьи неведово сакральное понятие царя, которое хранилось в сердцах людей, помазанника Божия. Царь воспринимался с любовью, почти как патриарх воспринимается верующими людьми, или как духовник для пасомого, а здесь мы видим сухой легкомысленные взгляд на Него, как на какого-то чиновника-неумеху, заботящегося о своей персоне... Я бы эту статью удалил из этого уважаемого сайта...»

По мнению отца Игоря, «само название статьи звучит издёвкой к величественному юбилею, богохульством веет от цитаты "слабая мирская власть нуждалась в «духовных скрепах»", и порочит светлую память святых Царственных Страстотерпцев...» «Администраторов сайта прошу дать мне объяснения, почему в такой неуважительной форме в Юбилейный 2013 год, пишется о святом царе Николае Втором? Это напоминает вакханалию в 2012 в храме воинов 1812 года...» - отмечает священник.

На недоумения отца Игоря ответил самый раскрученный автор «Воды живой» Тимур Щукин, о котором «Русская народная линия» в свое время писала в связи с конфликтом между двумя официальными органами Санкт-Петербургской митрополии. По мнению Щукина, «святость человека не означает безошибочности всех его поступков. Объективный разговор о положительных и отрицательных сторонах личности святого не только не вреден, но и чрезвычайно полезен для уяснения самой природы святости. Кроме того, напоминаю, что Государь Николай II был канонизирован не за свою государственную деятельность, а за то, как он провел последние месяцы, дни и часы своей жизни». «Во-вторых, данная статья не ставит под сомнение ни реальные достижения Николая II, ни сакральный (или квазисакральный) статус фигуры монарха. Об этом в статье просто ничего нет. В-третьих, на наш взгляд, статья является достаточно уважительной, и в своих оценках базируется на значительном фактографическом материале. При этом вы, конечно, имеете право на любую эмоциональную оценку, имеете право видеть в названии или в отдельных высказываниях издевку или неуважение», - утверждает публицист «Воды живой». «Никакого "поругания" в статье нет, - продолжает он. - Есть некоторая доля горькой иронии».

В ответ на эту неубедительную реплику Щукина священник Игорь Илюшин отметил, что «если бы эта статья (и ваши ответы) была написана в комсомольской правде, я бы не удивился, но когда это появляется в церковном епархиальном издании - это наводит на определенные выводы. Вы что, историю изучали только по советским учебникам? Конечно, проще напасть, чем признать вину.., но это некрасиво и печально. Повторю только одно, статья написана не объективно, но с многократным поруганием».

Автор «Воды живой», в первых своих репликах назвавший клеветническую, пристрастную статью Кантор «объективным разговором о положительных и отрицательных сторонах личности святого», заявляет, что «в гуманитарных науках не бывает полной объективности». «Историческое исследование предполагает авторскую позицию. Тем более, если речь идет о журнальной, популярной публикации», - полагает господин Щукин.

Со своей стороны директор по развитию «Воды живой» священник Алексий Волчков сделал признание: «Я православный человек. Уважаю Юлию Кантор как историка. Разделяю её позицию. Монархическая система правления немного того, не состоялась как исторический проект. Увы!» Парадоксально, что так считает клирик Феодоровского собора Санкт-Петербурга, возведенного в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых.

Стоит отметить, что госпожа Кантор уже выступила против предложения Президента России Владимира Путина разработать единые учебники истории для средней школы. «Память свежа, потому школьные учителя и преподаватели вузов в эти дни так неравнодушно обсуждают возможность появления единого учебника по истории России, не имеющего «внутренних противоречий и двойных толкований», предполагающего «уважение ко всем страницам нашего прошлого». Парадокс, но то самое «двойное толкование» и содержится как раз в этой сентенции: уважать - значит, как гласит толковый словарь Даля, «душевно признавать, ценить высоко», или уважать - сиречь ничего не вычеркивать из истории, даже самое трагическое и позорное?» - говорится в ее статье «Кратким курсом», опубликованной на сайте «Российской газеты».

Публикация такой сомнительной статьи на сайте официального органа Санкт-Петербургской епархии журнала «Вода живая» вызывает, мягко говоря, недоумение. Что это - привычная для либеральной интеллигенции «фига в кармане» или сознательная кампания по дискредитации как монархической идеи, так и идеи укрепления власти, которую проводит нынешний Президент России Владимир Путин? Ведь руководит журналом, как и всем епархиальным информационным отделом, о. Александр Сорокин, который является настоятелем монархического по своей истории собора в честь Феодоровской иконы Божией Матери. Публикация появляется не абы когда, а в тот самый момент, когда торжественно отмечается 400-летие избрания Земским Собором на Престол первого Государя Династии Романовых Михаила Феодоровича.

Вряд ли издателя журнала настолько глупы, что не понимают, какую реакцию может вызвать статья г-жи Кантор, которая в проблемах царствования Царя-Мученика Николая Александровича разбирается также хорошо, как в истории Иудейского царства. Значит, это сознательная акция, нацеленная не только на глумление над памятью нашего Святого Царя, но и на дискредитацию курса Президента страны. Неудивительно, когда такие публикации появляются на «Эхе Москвы» или в «Новой газете», но в официальном органе епархии - это перебор.

Ох, соберут угли на свои головы господа канторы, щукины и проч.

Редакция «Русской народной линии»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 10

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

10. : Re: «Вода живая» против политики Владимира Путина?»
2013-03-07 в 14:03

Искать правды и слыть правдолюбцем всегда почетно. Однако есть некая разница между поисками истины и поисками виновных не соблюдших этой истины. Почему Библия считается вечной книгой? Потому что писалась людьми, боявшихся оскорбить Бога ложью, беспристрастно о страстном, не взирая на лица и звания. В этом и кроется великая сила Библии. В ней о великих людях написано всё, что они совершили в своей земной жизни и хорошего и плохого. Достаточно почитать жизнеописание патриархов Авраама, Исаака и Иакова, царя Давида и других людей. Автор не скрывает ничего об этих людях. Примечательна в этом смысле предпоследняя глава книги Бытия, где приводятся слова патриарха Иакова благославляющего на смертном одре своих сыновей. Отец дает нелицеприятное благословение каждому сыну согласно его характеру и совершенных дел. Однако, в предпоследней главе книги Второзакония пророк Моисей также перед смертью благословляет 12 колен Израилевых по именам их родоначальников, и говорит о них с великим почтением и благоговением. Моисей «забывает» о несовершенных делах патриархов, он чтит итог их жизни.
Можно ли, читая 11-ю главу послание апостола Павла к Евреям, и благословение пророка Моисея во Второзаконии, заподозреть обоих авторов в превзятости и духовной корысти относительно своих предков? В апостольском послании Павла к Евреям мы читаем о тех же и многих других людях, исключительно как о героях веры, достойных высочайшей похвалы. Они сумели, сами в себе и в своих потомках, преодолеть множество искушений, ставших для них испытанием веры, и войти в сонм праведников. Апостол Павел ни разу не упомянает об их грехах, наверное, памятуя свои.
К какой группе правдолюбцев мы можем причислить себя? К тем, кто исторически соучаствуя в жизни других людей, назидаются их ошибками и наблюдают, прежде всего, за своими, и не судят о других людях по их неудачам? Или к той группе, которая поставила себе целью любой ценой доказать правоту своих суждений, выставляя поднаготную других на усмотрения всему миру, отвергая тем самым, возможность действия Божией благодати в жизни осуждаемых ими людей? Наверное, наша историческая позиция должна все же основываться не на выявлении неудач людей прошлого, а на том, как они свою жизнь прожили и завершили.
Читаешь статью уважаемого человека, заявляющем о себе как о специалисте-историке, о 300-летии празднования дома Романовых и удивляешься той личной пристрастности, в которой нет ни места исторической объективности, ни тени уважения к людям, которые 100 лет назад стояли на пороге страшных потрясений, не уклонившись при этом от Божиего промысла ни на шаг. Еще более удивляет оценка свяшеннослужителя о несостоятельности «монархической системы правления как исторического проекта». Если учесть, что Сам Господь был главным Учредителем этого «исторического проекта» и через священство благославлял царей на царствование, то подобное заявление священника звучит более, чем странно.
С заявлением одного из авторов сайта о том, что «историческое исследование предполагает авторскую позицию, тем более, если речь идет о журнальной, популярной публикации», полностью можно согласится. Такую статью как раз можно рассматривать как некую популяризацию на историческую тему. Единственно возникает вопрос, почему такой пристрастный исторический анализ был напечатан на православном сайте, автором которого является человек далекий от понимания духовного смысла всей жизни последнего царя дома Романовых? Вывод напрашивается сам собой - и автор и сайт, напечатавший эту статью, явным образом заявили о себе как оппозиционеры монархии и Церкви, во все времена призывающей покрывать недостатки героев прошлого прощением и любовью. Ну что же, нет ничего сокрытого, чтобы оно не сделалось явным – еще одна позиция озвучена, все расставлено на свои места. И слава Богу! А тем временем, герои веры остаются героями независимо ни от чьих пристрастий и желаний видеть совершаемую ими историю другой. И за это великая хвала Богу!
9. Алексей Смирнов : технические неполадки или испуг?
2013-03-07 в 00:32

Комментарии то появляются, то исчезают, но объяснений по сути поднятого вопроса всё нет и нет...
8. Аршин : На странице со статьей на сайте журнала http://aquaviva.ru/journal/?jid=27416 пропали все комментарии...
2013-03-06 в 23:51

Оставил на сайте "Живая вода" свой комментарий вчера, а утром он пропал... Автор,Юлия Кантор своеобразной формой изложения, ритмикой, особой тональностью изложения своего материала, акцентацией на "негативность" образа Николая II пытается воздействовать на читателя, чтобы умалить достоинство человека-царя и бросить ещё одну "тень" на Святого Царя-Страстотерпца.
Я считаю что такой статье не место ни на одном Епархиальном сайте Русской Православной Церкви.
7. Еленка : Ответ на 1., Александр Б.:
2013-03-06 в 12:05

А разве 8 марта - это не Пурим?

Если честно, то я сегодня впервые узнала, что такое "Ходынка", из школьных знаний ничего не запомнилось. Какой ужас... Вряд ли кто-то мог ожидать такое, и вряд ли это могли предотвратить, когда уже поняли, что что-то не то... В те времена такие толпы людей, наверное, вообще были редкостью.

А я один раз попала в такую толпу, это когда в СПБ сломалось метро и все поехали садиться на другую станцию. И огромная толпа перла в узкий проход. И вот в какой-то момент я четко поняла, что запросто сломают ребра. А кому-то весело было, они кричали сбоку "Нава-лись" и изо всех сил наваливались. Но какой-то мужик отругал их, и перестали.
6. Алексей Смирнов : творятся чудеса
2013-03-06 в 12:03

На странице со статьей на сайте журнала http://aquaviva.ru/journal/?jid=27416 пропали все комментарии...
5. Сергей Турченко : Это и удар по Путину
2013-03-06 в 07:33

Мне кажется, публикация статьи Кантор не только вредит имиджу РПЦ, но и направлена против Путина. Как только президент начинает активизировать свои действия в направлении нацональных интересов, так сразу усиливается либеральный нажим на него. Сейчас Путин решительно поворачивается в сторону патриотизма (вот и усиливается нажим). О многом говорит его поездка 6 марта в Новосибирск на празднование 100-летия Покрышкина, проведенный там «Урок мужества» под названием «Русский Герой Александр Покрышкин». Подробности здесь: http://rosgeroika.ru Думаю, это тоже будет подвергнуто остракизму в СМИ. А мы должны поддерживать такие порывы президента. Кто как может.
Сергей
4. Дмитриев : Не слабая...
2013-03-06 в 06:16

"слабая мирская власть нуждалась в «духовных скрепах»",
Понятно, что сильная власть это когда иудейское ЧК всех душит нечеловеческой жестокостью.
Денежным не понять, что сила в милости. Царь бы мог найти себе Малюту Скуратова и никакие Ульяновы просто бы не отдыхали за госсчет в доме отдыха шушенское, а сгнили бы в подвалах где им и место. Народ выпестованный
3. Субъект : Re: Журнал «Вода живая» против политики Владимира Путина?
2013-03-05 в 23:20

Ну и ну! Редакция РНЛ занялась политическими доносами! История с подачей на РНЛ в суд за "экстремизм" ничему не научила.
2. Александр Раков : "Живая вода" и Ватикан
2013-03-05 в 22:20

Безотносительно к самой статье, должен напомнить, что епархиальный журнал "Живая вода" гордится тем - это публиковалось, - что ватиканское радио похвалило его за многие статьи о католицизме. К слову, на последней православной выставке в феврале 2013 ко мне подошла знакомая сестра и рассказала, как на епархиальных курсах им выделили помещение, где не было ни одной иконы, зато висел католический крест, который привёз из Рима священник (фамилии называть не буду), и курсантам с придыханием говрили, указуя: "Этот крест батюшка привёз из самого Ватикана!" Филокатоликов в нашей епархии хватает, поэтому я уже ничему не удивляюсь. И гонениям на православную газету. Александр Раков.
1. Александр Бутов : "Ох, соберут угли на свои головы господа..."
2013-03-05 в 22:03

Наврядли.
Хотя это уже не просто "ветер" 2012 года, а какой-никакой но бриз. Пока легкий.
Впрочем, до шторма (суетворного) недолго осталось.
Скоро посып(л)ется.
Кстати, братья и сестры, когда У НАС в этом году Пурим-то? (Лень заходить на джюиш.ру.)

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме