1. Я верю в единого Бога (согласились 57%)
2. У меня нет кумиров (33%)
3. Я не упоминаю имени Бога без необходимости (26%)
4. Один день в неделю я по возможности не работаю и посвящаю духовной жизни (4%)
5. Я с большим почтением отношусь к своим родителям (54%)
6. Мне не приходилось убивать (в том числе делать аборт или склонять кого-либо к аборту) (32%)
7. У меня нет иного интимного опыта кроме полученного в браке (супружеской жизни) (18%)
8. Я никогда не брал чужого, принадлежащего другим людям (41%)
9. Я никогда не лгал другим людям (14%)
10. Я не завидую другим (44%)
Только с двумя из этих утверждений согласились больше половины опрошенных: «верю в единого Бога» (57%) и «с почтением отношусь к родителям» (54%). Реже всего соблюдается позиция «один день в неделю я посвящаю духовной жизни» (4%). Только 6% наших соотечественников соблюдают 7 и более заповедей.
Относящие себя к Русской Православной Церкви оказываются среди лидеров по доле соблюдающих более 7 заповедей среди конфессиональных групп (8%). Православные чаще, чем в среднем по России, отмечают позицию «верю в единого Бога» (72%), в то время как в соблюдении всех остальных заповедей они мало отличаются от россиян в целом.
Христиане, не относящие себя ни к одной из конфессий, и мусульмане чаще, чем в среднем по России, отмечают утверждение «я с почтением отношусь к своим родителям» (65% и 64% соответственно, в среднем по РФ — 54%). Интересно, что мусульмане ощутимо реже, чем в среднем, соглашаются с позициями «у меня нет кумиров» (18% среди мусульман и 33% в среднем по РФ), «я не упоминаю имя Бога без необходимости» (16% среди мусульман и 26% в среднем по РФ), «мне не приходилось убивать (в том числе делать аборт или склонять кого-либо к аборту)» (24% среди мусульман и 32% в среднем по РФ).
Неверующие чаще, чем в среднем, говорят об отсутствии у них кумиров (51% среди неверующих и 33% в среднем по РФ).
Респонденты, посещающие религиозные службы раз в месяц и чаще, демонстрируют более тщательное следование тем библейским заповедям, которые определяют взаимоотношения человека с Богом. Так, 84% верят в единого Бога (в среднем по РФ — 57%), 40% не имеют кумиров (в среднем по РФ — 33%), 37% не упоминают имени Бога без необходимости (в среднем по РФ — 26%) и, что закономерно, 24% посвящают день в неделю духовной жизни (в среднем по РФ — всего 4%). Что касается заповедей, определяющих взаимоотношения с ближними, то посещение богослужений не оказывает влияния на отношение к другим людям: регулярные прихожане разных конфессий относятся к ближним так же, как и россияне в целом.
Корреспондент сайта Regions.ru попросил православных священнослужителей прокомментировать итоги этого опроса.
Протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, считает, что эти цифры, «безумные», на его взгляд, «очень напоминают известное повествование С.Довлатова о подготовке письма труженицы села Брежневу: "Дорогой и многоуважаемый Леонид Ильич! Я надоила с одной коровы рекордное число молока"». «Если у нас 14% серьезно заявляют, что никогда не врут, это значит, что у нас в стране 14% святых угодников Божиих. Очевидно, это не так. Это очень странные цифры, отражающие духовное нездоровье общества, неспособность ориентироваться в духовных реалиях. Неспособность – как со стороны формулирующих подобные вопросы, так и со стороны отвечающих на них. Если бы спросили: "Перечислите Десять заповедей, и назовите, какие из них соблюдаете?", у нас возникла бы более репрезентативная выборка. Тогда было бы 0% знающих эти заповеди и 0% соблюдающих их в полноте», - убежден пастырь. «Поэтому мы не должны находиться под обаянием этих цифр, - заметил он. – Мы пребываем в состоянии глубокой духовной дремучести. Но оснований отчаиваться, на мой взгляд, нет. Находясь вне храма, я часто сталкиваюсь с людьми, которых волнуют вопросы духовной жизни, которые просят помолиться».
«У нас странным образом оказались пока разведены два феномена: духовный голод, который несомненен, и духовный выбор, который должен быть сделан против греха. Я надеюсь, что это время позволяет нам сделать этот выбор. Духовный голод очевиден, и насыщается он, в том числе из низкопробных источников. Когда, как я надеюсь, этот этап будет преодолен, то цифры у нас окажутся более серьезными и настоящими», - заключил священник.
Игумен Агафангел (Белых), настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора г. Валуйки (Белгородская область), считает иначе. «8% соблюдающих почти все заповеди вполне коррелируют с предполагаемым числом людей, которые стараются жить по-христиански, церковной жизнью. В принципе любой священник может приблизительно указать процент жителей того населенного пункта, в котором он служит, живущих церковной жизнью. И неважно, большой это или маленький город. Мы выясняли это в разных местах, и у нас получалось примерно 5-6%. Это те люди, которые действительно хотят быть христианами на деле. Так что данные этого опроса не удивляют. Это вполне обычные, достоверные цифры», - полагает отец Агафангел.
Священник Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), считает, что, несмотря на то, что люди думают или фантазируют о Боге, эти ответы ничего не говорят еще о вере людей. «Если только 4% выделяют время на духовную жизнь, - значит, большинство ответов - это просто фантазии», - отметил он. «Многие вопросы касаются того, что человек думает о себе. Эту часть вообще никак нельзя прокомментировать. Православный человек, постоянно исповедующийся и прекрасно знающий свои грехи, на вопрос о воровстве, скорее всего, скажет, что воровал, хотя это будет лист бумаги, взятый из принтера на работе, а прожженный ворюга скажет, что никогда не брал чужого, но только бесхозное. То же самое и про ложь и про зависть. Объективными, наверное, являются только ответы на вопрос об одном дне в неделе, посвященном духовной жизни, про блудные грехи и убийство. Хотя и в последнем случае большинство мужчин, жены которых сделали аборты, могут сказать, что не толкали их на это. Почему-то молчаливое согласие или слова "Сама решай" - они за склонение к аборту не считают. Думаю, что этому исследованию надо дать название не "Как россияне соблюдают заповеди", а "Что россияне думают о своей духовной жизни". Судить о реальной духовной жизни по этому опросу не представляется возможным», - считает священник.
Протоиерей Александр Агейкин, клирик храма Христа Спасителя, заметил, что судить о состоянии религиозной жизни в нашей стране по этим цифрам сложно. «Надо учитывать, что не на все вопросы люди могут дать адекватный ответ. Воспринимать эти цифры как истину в последней инстанции я бы не стал. По моим личным наблюдениям, число людей, прибегающих к таинствам Церкви, постоянно растет. Среди приходящих на исповедь довольно большой процент тех, кто делает это впервые. Как правило, они просят помочь, потому что пришли на исповедь в первый раз и толком не знают, как это делается. С этим сталкиваешься почти каждый день. Все чаще люди задают вопросы, касающиеся духовной жизни. Очевидно, что религиозная жизнь становится более активной», - сказал пастырь.