Как сообщалось, 15 февраля Президент России Владимир Путин принял в Кремле министров финансов и управляющих центральными банками стран «Группы двадцати». Встреча состоялась в рамках российского председательства в «двадцатке». В ходе встречи обсуждались ситуация в мировой финансовой сфере, действия государств – членов «двадцатки» по стимулированию роста мировой экономики и восстановлению доверия на финансовых рынках. Прокомментировать итоги это мероприятия мы попросили экономиста, инвестиционного консультанта Владислава Жуковского.
Определенные вопросы вызывают тезисы о создании предпосылок для так называемого «зеленого роста». В условиях, когда мировая экономика постепенно скатывается в депрессию, вопросы «зеленого роста», конечно, актуальны в долгосрочной перспективе, но в краткосрочном периоде все страны будут закрывать глаза на экологические вопросы и прочие замечательные вещи. Все борются за выживание, за сохранение своих экономик на плаву, за сохранение контроля над рынками сбыта для своей продукции и источниками сырья.
На самом деле было сделано несколько реверансов в сторону G20. В частности В.Путин сказал, что они договорились о скоординированных мерах по поддержанию экономики, что удалось заблокировать протекционистские и валютные войны в разгар финансово-экономического кризиса, удалось повысить качество регулирования международной валютно-финансовой системы. Скорее всего, этот тезис формулировался не самим Путиным, а Минфином и Банком России. Это такой реверанс и благодарность G20, понятно, что ни о какой борьбе с протекционизмом и ограничении валютных войн не могло быть и речи. Только против Китая было введено около 40 антидемпинговых таможенных пошлин и ограничений, в 2009-2010 годах мы видели и валютные войны, и сейчас они продолжаются. Хоть лидеры двадцатки и не говорят, что этот вопрос стоит на повестке дня, но это всё похоже на мантры и заклинания. Вслед за США и Европой Банк Японии включили печатный станок. Швейцария в 2011г. привязала курс франка к евро, боясь избыточного укрепления своей валюты. А Южная Корея, Таиланд и даже Бразилия на полном серьёзе заявляют об угрозе валютных войн и вводят ограничения на движение спекулятивного капитала. В том числе налоги на переток «горячего» спекулятивного капитала, появившемуся благодаря эмиссионной накачки мировой экономики.
Правильно были выдвинуты Путиным два тезиса. Это обеспечение стабильного роста, так называемого сбалансированного роста и создание рабочих мест. Это ключевые тезисы важны как для мировой экономики, так и для России. Но тут надо обратить внимание на деятельность российского правительства, в частности на финансово-экономический блок, который пока проваливает оба направления. Заявлены очень хорошие цели по созданию 25 миллионов инновационных рабочих мест с ориентацией на российские трудовые резервы, на повышение квалификации рабочей силы, но на деле, по данным Росстата, российская экономика в 2012 году потеряла в чистом виде 130 000 рабочих мест. Всего за последние 5 лет потеряно около 3 млн. рабочих мест, из которых 2 млн. в обрабатывающей промышленности.
Тезис о сбалансированном росте правильный и важный для России, тут надо думать не о мировой экономике, не о США, Европе или Японии, а о самих себе, потому что о нас никто думать не будет. Встает вопрос, по каким критериям определять сбалансированный рост – об этом ничего не было сказано. Во-вторых, мы видим, что российская экономика угасает, с 4,5% роста в 2010 году до 3,4% по итогам 2012 года. В январе текущего года есть данные по промышленному производству впервые за последние три года реальный спад промышленного производства почти на 0,8%, а в месячном выражении с учётом календарного и сезонного факторов спад производства и вовсе превысил рекордные за последние годы 1,5%. В обрабатывающей промышленности спад производства на 0,3% и даже добывающие производства, захлёбывающиеся от притока нефтедолларов, чья рентабельности в 3,5-4 раза превышает рентабельности всей экономики, сократили выпуск на 1,2%. Так что тезисы, конечно, правильные, но надо ужесточить контроль за деятельностью правительства, за эффективностью его работы, и за тем, насколько они исполняют предвыборные поручения Президента и подписанные им законы от 7 мая 2012 года.
Правильно Путиным было сказано и про "наши приоритеты": стимулирование инвестиций, повышение прозрачности и эффективности госрегулирования, борьбу с коррупцией. Это важные цели и без их исполнения развитие предпринимательства невозможно. Из России с 2008 по 2012 год «сбежало» 360 миллиардов долларов, за первый месяц 2013 года ещё около 10 миллиардов. Половина этого капитала – это покупка иностранных активов, такая экспансия наших госкомпаний и банков за рубежом, а вторая часть это криминальный капитал и просто бегство наших предпринимателей от коррупционных поборов, произвола монополий, давления чиновников. Бегство от всего того, что сам Путин ни один раз озвучивал вслух. Без решения этого вопроса говорить об обеспечении сбалансированного роста и создании рабочих мест, конечно, не приходится.
Правильно было сказано Владимиром Путиным и об обеспокоенности относительно роста госдолга в экономически развитых странах. Надо понимать, что рост госдолга в тех же США, Европе, Великобритании, Японии и в других развитых странах, инновационно-активных технологических центрах, безусловно, создает определенные риски для международной финансовой системы. По большому счету бюджетные дефициты кредитуются и финансируются, в том числе и за счет российской экономики, что сказывается не только на устойчивости отдельно взятых так называемых "резервных валют", но и на конкурентоспособности российской экономики. Понятно, что Министерство финансов России, которое пытается проявить себя с лучшей стороны, нашептывает Президенту тезисы о том, что мы выглядим лучше других стран, тех же США или Европы. У нас действительно госдолг в иностранной валюте не превышает 45 млрд. долларов, совокупный долг составляет меньше 10% ВВП. У США этот показатель уже больше 100% ВВП, в Еврозоне около 95%, в Японии 225%. В этом плане у нас, конечно, лучше, только вот зря Путин поверил в либеральные сказки нашего Минфина, что «нам очень важно придерживаться консервативной и взвешенной политики в вопросах госфинансов» и в том числе бюджетного правила, на которое Путин сослался как на фактор стабилизации. В краткосрочном периоде времени он может и позитивен с точки зрении кризисных линий мировой экономики, если мы говорим о необходимости балансировки государственного бюджета. Но если мы говорим о том, что перед Россией действительно стоит задача модернизации экономики, о структурно-технологической модернизации, капитального ремонта инфраструктуры, которая изношена на 80%, то здесь не стоит упоминать о бюджетном правиле, есть смысл его пересмотреть.
Расходы Госбюджета на финансирование экономики у нас примерно в 2,5 раза ниже, чем в Японии, США и Европе. Примерно такие же масштабы недофинансирования и на науку, образование и здравоохранение. Поэтому эти тезисы хороши для улучшения имиджа России перед иностранными спекулянтами, чтобы привлечь их на приобретение российских долговых бумаг, но с другой стороны непонятно зачем наращивать госдолг, если мы не финансируем наши приоритетные направления социально-экономической политики. В плане цифр по долгу России действительно есть чем гордиться, даже если сюда добавить все внешние долги принадлежащих государству компаний и банков, то эта величина не превысит 25% ВВП. Здесь мы выглядим лучше многих экономически развитых стран. Но надо сказать, что в глобальной конкуренции побеждает не тот, кто лучше урезает бюджетные расходы и кто копит деньги, а тот, кто ими грамотнее распоряжается, кто умеет направить их на повышение своей конкурентоспособности. Ещё никому и никогда в истории не удалось слезть с «нефтяной иглы» и преодолеть структурно-технологический упадок за счёт накопления денег «на чёрный день». Без реальной модернизации эта заначка превращается в «гробовые деньги». Именно это со всей очевидностью продемонстрировал кризис 2008-2009гг. – экономика и промышленность России рухнули сильнее всех в G-20, БРИКС и странах нефтеэкспортёрах. В России эта задача стоит крайне остро, Путин об этом неоднократно говорил. Давно говорится, что надо слезть с сырьевой иглы, перестать быть сырьевым придатком мировой экономики. Здесь, конечно, ему нужно пройти между Сциллой и Харибдой. С одной стороны, не ослабить финансовый контроль, а, с другой стороны, наращивать поддержку экономики, науки, образования, ЖКХ - тех направлений социально-экономической политики, которые ответственны за развитие экономики знаний, за модернизацию.
В заключение В.В.Путин сказал о самом саммите G20. Правильно подметил, что тезисы главы МВФ относительно того, что худшая часть кризиса уже позади преувеличены, как он сказал: «Вашими бы устами да мёд пить». Это совершенно правильно. Очевидно, что глава МВФ попытался выдать желаемое за действительное. Ясно, что глобальная депрессия ещё впереди, что кризис неминуем, т.к. его фундаментальные предпосылки, как например, в виде долговой нагрузки как на государство, так и на частный сектор в экономически развитых странах, разрастающаяся имущественная дифференциация никуда не делись, как и загнивание глобальных монополий, которые блокируют технический прогресс. Путин показал, что он понимает в вопросах экономики намного больше, чем многие из собравшихся на этом форуме, понимает, что впереди глобальный кризис и к нему надо готовиться. Хотелось бы, чтобы он смог уйти от политики консервирования бюджетных расходов к более активной государственной инвестиционной, бюджетной и кредитной политике.
Здесь мы вспоминаем готовящуюся Сергеем Глазьевым стратегию по устойчивому развитию российской экономики в условиях глобального кризиса, которую ему поручил подготовить Владимир Путин. Я думаю, что когда она будет опубликована встанет вопрос о пересмотре принятых буквально в прошлом году законодательных инициатив, в том числе и бюджетного правила, пересмотра бюджета и создание бюджета развития России на ближайшие годы. А также о построении системы рефинансирования банков и всей экономики в целом со стороны Банка России, которые сегодня исполняет функции валютного обменника и превратился в филиал ФРС США.
И надо ещё раз отметить, что Путин попытался сделать определенный реверанс в сторону министров финансов и глав Центробанков крупнейших экономик мира. «Вряд ли кто-то из моих коллег – глав государств и правительств – позволит себе спорить с вами по чисто профессиональным вопросам, а именно они, как правило, эти вопросы, и ложатся в основу политических решений», - сказал Путин. Можно сказать, что он выдал некий кредит доверия собравшимся экспертам из G20. Понятно, что никаких глобальных и прорывных решений выработано не будет, мы это наблюдали уже в 2008 и 2009 годах. По сути, ни G20, ни G8 четко не могут даже поставить диагноз мировой экономике, они не рискуют пока даже реально назвать причины глобального кризиса. Консилиум у кровати больной мировой экономики собрался, все кормят её какими-то таблетками, занимаются эмиссионной накачкой экономики. Мы видим, что это позволяет снять определенные симптомы кризиса, но не позволяет решить глубинные причины. Путин прекрасно понимает, что и данная встреча ни к каким реальным результатам не приведет.
Ещё был интересный вопрос о создании мегарегулятора на платформе Центробанка России. Но это чисто техническая вещь, насколько я могу судить это опять же реверанс в адрес правительства. В России Медведев, Шувалов и Волошин отвечают за создание в Москве Международного финансового центра. В принципе этот мегарегулятор вообще никому не нужен, кроме международных финансовых спекулянтов. Объединение Центробанка службы ФСФР, ФССН и системы банковского надзора это, конечно, шаг вперед, но в принципе это никак не связано с модернизацией экономики. Это в чистом виде попытки привлечь в Россию международных спекулянтов, что никак не связано с теми целями, которые ставит Владимир Путин.
И ещё был поднят важный вопрос о квоте распределения голосов в МВФ. Президент опять сказал о том, что необходимо радикально пересмотреть систему квотирования, увеличить долю России и других развивающихся экономик. Но мы помним, что в 2009-2010 годах Россию слушать никто не стал. Мы не обладаем необходимой финансово-экономической и геополитической мощью. Действительно были повышены квоты Китая и Индии, Россию никто в МВФ слушать не хочет. Думаю, что, несмотря на нынешнее председательство России, никаких существенных изменений в этом вопросе не произойдет. Но даже если бы это произошло, то все равно США, Япония и крупнейшие экономики Еврозоны по-прежнему остаются крупнейшими акционерами МВФ и заказывают музыку в этой организации, определяют вектор её движения, будут, лоббировать, прежде всего, интересы своего капитала.
Но этот вопрос Россию сильно волновать не должен. Нам стоило бы от риторики о стабильности и устойчивости мировой экономики перейти к задачам и целям, которые озвучил Путин, а именно к модернизации экономики, повышению конкурентоспособности и слезанию с сырьевой иглы. Надо меньше внимания уделять всем этим тусовкам, типа Давосского, Гайдаровского форумов, G20, это просто слет глобального управляющего класса, представителей транснационального капитала, которые Россию традиционно рассматривают как сырьевую колонию, как придаток к мировой экономике, рынок сбыта своих товаров, возможно, как некое большое отверточное производство – подобие всероссийского Автоваза, где уровень локализации производства не должен превышать 25-30%. От нас глобальным ТНА требуются сырьё и дешёвая рабочая сила, а не наши ноу-хау, патента и результаты НИОКР. Мы не должны опираться на иностранный капитал, вопреки тому, что говорят либералы, мы не должны думать, что «Запад нам поможет», а должны реализовывать те меры, которые озвучил сам Владимир Путин, и форсировано возрождать российское наукоёмкое производство, модернизировать инфраструктуру, наращивать мощности в несырьевой высокотехнологичной обрабатывающей промышленности высоких переделов.