Упокой Господи душу новопреставленного схиархимандрита Ионы и его святыми молитвами помилуй нас!

26 января исполнилось 40 дней со дня преставления старца

18 декабря преставился ко Господу схиархимандрит Иона (Игнатенко) духовник Свято-Успенского монастыря г. Одессы. 26 января исполнилось 40 дней со дня преставления старца.

Свято-Успенский монастырь города Одессы – одна из самых известных святынь Южно-Русского края. В монастыре почивают мощи преподобного Кукши Одесского. Преподобный Кукша подвизался на Святой Горе Афон, в Свято-Успенской Почаевской Лавре, но завершил свой земной путь в Успенском монастыре города Одессы.

Когда-то уроженец Херсонской губернии крестьянский сын Косьма Величко совершил паломничество в Святую Землю. В Иерусалиме юноша упал в Силоамскую купель. По преданию в Силоамскую купель первыми старались окунуться жены, желавшие избавится от бесплодия. Паломники посмеялись над Косьмой, шутливо предположив, что у него в будущем будет множество детей. В храме Воскресения Христова на Косьму пролилась лампада, и паломники снимали елей с юноши. У преподобного Кукши впоследствии было великое множество духовных чад. Как когда-то паломники собирали елей с одежды юного Косьмы, также обильно подавал прп. Кукша благодать всем, кто приходил к нему за духовным наставлением и утешением.

В Одессу со всей Российской империи собирались паломники и затем на судах отправлялись к берегам Палестины. В Одессу возвращались паломники со Святой Земли. Далеко в море был виден свет одесского маяка. Интересно, что Одесский маяк был построен одновременно с Успенским монастырем в первые десятилетия после основания города. Маяк помогает кораблям найти путь в море. Духовный свет веры зовет нас в православные храмы, указывая путь ко спасению. Православные обители одновременно являются спасительными кораблями-ковчегами, которые помогают нам не погибнуть в море житейском.

Много десятилетий назад в Свято-Успенский монастырь пришел будущий старец Иона искать спасения.

Схиархимандрит Иона родился в 1925 году в крестьянской семье. Был самым младшим – девятым ребенком. С ранних лет все в много трудились. Семья Игнатенко была небогатой, но попала под раскулачивание, как многие крестьянские семьи. Вспоминая то время, отец Иона говорил: «Все забрали… последнюю коровку. За что раскулачили?! За то, что отец всю жизнь очень тяжело работал?!». Отец Иона, как все дети в семье Игнатенко, много трудился с ранних лет.

Семья была верующей. Отец Иона говорил о том, что воспитывали детей в труде и молитве. Старец рассказывал о том, как в школе детям заявили, что Бога нет, молиться не надо; скоро построят Днепрогэс, за людей все будут делать машины и наступит рай на земле. Дома мать сказала мальчику: «Не слушай безбожников. Главное – молитва. Не будет на земле рая. А рай будет только на небе». Отец Иона говорил «Молитва и труд – два крыла. Молись и трудись».

Отец Иона много трудился, работал с 15 лет на нефтепромыслах Кавказа, был шахтером, трактористом. В 40 лет заболел туберкулезом в тяжелой форме. Вокруг в палате все умирали. Отец Иона дал обет – если исцелится, то будет служить Богу. Пришел в одесский Успенский монастырь. Некоторые говорили, что старцу было видение Матери Божией, в котором было открыто, что спасаться он должен в Успенском монастыре в Одессе. Но на послушание в монастырь в то советское время попасть было непросто. Успенский монастырь стоит на высоком берегу над морем. Осенью отец Иона вырыл в береговой круче земляную пещеру. «Каждое утро вставал на молитву, - рассказывал нам отец Иона: – Матерь Божия, прими в свою обитель!» Прожил в сырой землянке над морем на суровом ветру до весны, а к лету в монастыре понадобился моторист и отца Иону взяли послушником. В Успенском монастыре схиархимандрит Иона больше 40 лет подвизался в монашеском постриге.

Духовным наставником отца Ионы стал прп. Кукша Одесский. В монастыре в те годы подвизались опытные монахи, некоторые, как и прп. Кукша были до революции насельниками Святой Горы Афон. После войны Одесскую епархию возглавляли выдающиеся архиереи архиепископ Никон (Петин), митрополит Борис (Вик). Патриарху Алексию I удалось отстоять монастырь во время хрущевских гонений. Святейший патриах Алексий I каждый год посещал одесский Успенский монастырь. Одно время преподавал в Одесской семинарии, что находится при монастыре архимандрит Пимен (Извеков). Когда-то наместником Свято-Успенского монастыря Одессы был основатель Русской Палестины владыка Порфирий (Успенский). О святынях Одессы можно рассказывать долго – в городе находится великая святыня, чудотворная икона Матери Божией «Касперовская», в Преображенском кафедральном соборе находятся мощи «русского Златоуста» святителя Иноккентия Херсонского.

А в Свято-Успенском соборе на перекрестке улиц Успенская и Преображенская недалеко от киота с чудотворным Касперовским образом Богородицы почивают мощи святого праведного Ионы Атаманского. Настоятель Свято-Никольской церкви в Одесском порту в начале ХХ века протоиерей Иона своими духовными дарами напоминал святого прав. Иоанна Кронштадтского. Когда к Иоанну Кронштадтскому приезжали из южных губерний Российской империи, то святой старец спрашивал: «А зачем вы так далеко ко мне добирались? У вас же есть отец Иона?» По молитвам Ионы Атаманского совершалось множество исцелений, к старцу съезжались люди со всего юга России. Когда большевики арестовали отца Иону на улицы вышли тысячи простых рабочих, съехались крестьяне из окрестных сил, требовавших освободить любимого батюшку. Чекистам пришлось выпустить священника. В 1924 го старца в последний путь провожали десятки тысяч православных. В 1995 году отец Иона Атаманский был прославлен в лике святых.

В конце ХХ века вновь в Одессу к известному молитвеннику за советом и духовным наставлением съезжались люди не только со всей Новороссии, но со всех концов бывшей Российской империи. Приезжали они в одесский Успенский монастырь к схиархимандриту Ионе (Игнатенко). Имя духовника монастыря, ученика прп. Кукши Одесского было хорошо известно православным русским людям не только в России. Старец бывал на Афоне, и об отце Ионе с почтением говорили моим знакомым и греческие монахи на Святой Горе. Несколько лет назад, когда схиархимандрит Иона долго не возвращался в Одессу, предполагали, что, возможно, отец Иона останется на Святой Горе. Но старец вернулся к своей пастве, вернулся в родную обитель.

Старец Иона обычно принимал исповедь недалеко от раки со святыми мощами своего учителя прп. Кукши в Никольском храме монастыря. Последние годы у кельи старца, которая находилась у ворот монастыря, всегда толпилось множество людей. Некоторые занимали очередь с 4-5 часов утра. Схиархимандрит Иона не только наставлял и утешал многих людей, укреплял в вере, но мне неоднократно приходилось много слышать от православных одесситов об исцелениях по молитвам старца. Сам же отец Иона последние годы тяжело болел – онкологическое заболевание позвоночника. Врачи говорят, только чудом можно назвать то, что отец Иона жил последние годы. Так бывает – старцы, исцелявшие многих, сами со смирением несут Крест тяжелых болезней. Вспомним прп. Старца Амвросия Оптинского.

Мне всегда казалось, что схиархимандрит Иона чем-то напоминает Оптинских старцев. Необыкновенное смирение и дух любви отличали монаха Иону всегда. Говорят, в советские годы власти запрещали рукополагать отца Иону, но и просто монах Иона окормлял многих людей. В начале 80-х годов в Москве мне сказали: «Будешь в Одессе, постарайся встретиться с монахом Ионой». Я помню, как первый раз меня привели в Успенский монастырь к отцу Ионе. Он отправлялся на послушание, шел с косой на плече в поношенном подряснике с заплатами, а вокруг простого худощавого монаха собралась большая группа православных людей, которые желали получить ответы на свои духовные вопросы. В отце Ионе тогда меня поразило необыкновенное смирение и внимание при беседе с каждым человеком. Должен заметить, что за эти годы отец Иона совершенно не изменился, только волосы стали седыми. Такое же смирение, простота и глубокая внимательная серьезность в беседе с людьми. В то время я услышал удивительную историю, которая произошла в Успенском монастыре. Покойный митрополит Сергий стал выговаривать братии, что многие ходят в старых поношенных подрясниках. Все стояли, слушали упреки архиерея. Но когда подходили под благословение, неожиданно появился монах Иона, который исполнял послушание моториста. Подойдя под благословение, отец Иона наклонился и на глазах у всех вытер испачканные машинным маслом и соляркой руки о шелковый подризник митрополита Сергия. А затем, смиренно взяв архиерейское благословение, ушел. Надо сказать, что и митрополит Сергий проявил смирение и мудрость, достойную старца. Ни слова не сказав о поступке монаха, владыка прислал монахам обители, у которых были самые худые и залатанные одежды, новые подрясники. В том числе и отцу Ионе.

У схиархимандрита Ионы в келье среди икон стоял всегда портрет Александра Васильевича Суворова. Старец называл Суворова Русским Архистратигом и считал святым. В 90-е годы, увидев портрет Суворова, я обрадовался, так как в своих передачах говорил о необходимости церковного прославления Александра Васильевича в лике святых благоверных князей-воинов и часто выслушивал нарекания по этому поводу. Старец благословил заниматься прославлением Александра Суворова, говорил, что полководец был великим молитвенником и побеждал с помощью Божией, благодать Святаго Духа укрепляла Русского Архистратига.

Отец Иона все эти годы благоговейно почитал память святых Царственных мучеников.

Скорбел старец о том, что политики отрывают Украину от России. Схиархимандрит Иона говорил нам: «Я сам малоросс, но скажу: нет отдельно Украины и России, есть единая Святая Русь. А разделить нас решили враги, чтобы уничтожить Православие на Малой Руси. Но Господь того не допустит».

Одесситы рассказывают, что после преставления ко Господу схиархамандрита Ионы тысячи людей съехались в Успенский монастырь, чтобы попрощаться со старцем. Сотни людей, помолившись, уезжали, приезжали новые, десятки и сотни тех, кто желал проводить почившего схиархимандрита. В течение трех дней в храме в честь иконы «Живоносный Источник» панихиды совершались непрерывно каждые полчаса, чтобы могли помолиться все, кто приезжает попрощаться со старцем. Недавно в этом храме была освящена нижняя церковь в честь преподобного Кукши Одесского – духовного наставника старца Ионы. 22 декабря схиархимандрита Иону отпевал митрополит Агафангел в присутствии нескольких тысяч молящихся. К монастырю невозможно было подъехать из-за огромного стечения народа, желавшего проводить старца.

Последние десятилетия схиархимандрит Иона был духовником Свято-Успенского монастыря в городе Одессе. К старцу приезжали не только со всей Украины, но и из Сибири, с Урала, из Москвы, Петербурга. Среди духовных чад схиархимандрита Ионы много наместников монастырей, настоятелей храмов, монашествующих и простых мирян. Старец с одинаковым вниманием принимал всех – и высокопоставленных правительственных чиновников и простых селян и рабочих. Думаю, что каждый, кому по милости Божией довелось побеседовать со старцем, навсегда запомнят встречу со схиархимандритом Ионой.

Тяжело болея, старец Иона продолжал принимать народ. Рассказывают, что даже за неделю до кончины, будучи уже на смертном одре, лежа в постели, он продолжал прием. Сам митрополит Агафангел говорил ему: «Поберегите себя, батюшка. Вы ведь только подлечились, а люди сильно Вас утомляют». На что отец Иона отвечал: «А зачем же я лечился? Я ведь для того и послан сюда, чтобы молитвами своими помогать людям!» Разве может такая любовь к людям исчезнуть с переходом души старца ко Христу Спасителю – Источнику Любви? Мы знаем, что в Вечности батюшка Иона не перестанет молиться о нас, грешных. Уверен, что на могилку схиархимандрита Ионы православный народ будет приходить со своими скорбями, просьбами так же, как приходили на могилку его учителя прп. Кукши Одесского. Думаю, духовные чада схиархимандрита Ионы соберут многие свидетельства о жизни старца, и мы сможем ознакомиться с подробным жизнеописанием батюшки.

Старец верил, что если будет искреннее покаяние, то Милостивый Господь по молитвам Пресвятой Богородицы, Царицы Небесной восстановит Святую Русь во главе с Православным Царем – Помазанником Божиим. Но всегда старец Иона добавлял: «Господи, поможи, – да и сам не лежи». «Два крыла для спасения – молитва и труд» - вот завет, который оставил нам старец схиархимандрит Иона.

Упокой Господи душу новопреставленного схиархимандрита Ионы и его святыми молитвами помилуй нас!

Виктор Александрович Саулкин, публицист, обозреватель радио «Радонеж»

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Виктор Саулкин:
Подлинный хранитель русского духа
Известному художнику-монументалисту, реставратору Алексею Валерьевичу Артемьеву исполняется 85 лет
04.10.2019
Фальсификаторы истории и третья мировая война
Часть 3. Фальсификация истории Второй мировой войны - информационно-психологическая спецоперация Третьей мировой
20.06.2019
Фальсификаторы истории и третья мировая война
Часть 2. Операции «Оверлод» и «Багратион». Арденны и Висло-Одерская операция
17.06.2019
Фальсификаторы истории и третья мировая война
Часть 1. Сталинград и Эль-аламейн. Кто сломал военную машину третьего рейха
13.06.2019
Все статьи автора