Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

Диакон Владимир Василик прокомментировал высказывание протоиерея Алексия Уминского о необходимости организации «исповедальных бесед»

На сайте «Православие и мир» опубликована статья известного московского священника протоиерея Алексия Уминского «Исповедь – проходной билет ко Причастию?». В частности, священника возмущает ситуация, когда люди приходят на исповедь со списком грехов. «Эти списки перечисления грехов напоминают мне заполненную квитанцию в прачечную: простыни грязные — 3, наволочки — 4, полотенце — 1. Принес этот список, прочитал. И — все спокойно, надежно. Ты уже можешь уверенно сказать, что по правилам причащаешься, за дело. И исповедь наша — уже не исповедь, а нудное перечисление бесполезных вещей, которые не делают человека ни лучше, ни хуже. Такие исповеди — настоящее препятствие для духовного роста, и уж точно они не имеют никакого отношения к покаянию», - считает о. Алексий.

Он также возмущается тем, что некоторые исповедуются регулярно.  «Не может быть духовной жизнью, исповедью, подготовкой к Причастию то, что поставлено на конвейер, построено по шаблону. Нельзя ощущать покаяние по расписанию, с регулярной периодичностью…», - высказал мнение о. Алексий.  «Когда пытаюсь уговорить своих прихожан не исповедоваться перед каждым причастием, то вижу в их глазах страх: а вдруг чего не так? Ведь это так удобно — получить некое свидетельство, что у тебя все в порядке», - пишет священник. По его словам, «большинство людей все-таки привыкает и именно так, конвейерно, начинает воспринимать духовную жизнь». «Потому, что «так правильно, так нужно, так заведено». Удобнее вместо смыслов иметь подмены. И если кто-то пытается это поменять, то получает от своих собратьев обвинения: «А не обновленец ли ты?» «А не хочешь ли ты реформ?» «А не католик ли ты
?» И прочие безумные глаголы», - пишет о. Алексий Уминский.

По мнению о. Алексия, когда формируется приходская жизнь, священник «должен иметь возможность каким-то образом воспитывать дисциплинарно новоприходящих в храм людей. И с ними проводить как раз исповедальные беседы, на которых объяснять, что есть что, как нужно молиться, и так далее».

Мы попросили прокомментировать высказывания протоиерея Алексия Уминского к.филол.н., доцента исторического факультета СПбГУ диакона Владимира Василика.


О.Алексий, конечно, пастырь известный, красноречивый, но и он критике подвержен и временами ставит в тупик. В том числе подобное заявление направлено скорее на то, чтобы удивить публику, чем принести реальную духовную пользу. Во-первых, смущает его сатирический тон. Невольно вспоминаются «Мертвые души», бессмертное изречение Ноздрева: «Да, брат Чичиков, нам известен твой сатирический настрой». Сравнение списка грехов с квитанцией из прачечной заставляет нас проникнуться некоторыми подозрениями в адрес достопочтенного отца Алексия. А где сокровище его - в храме или в прачечной? Чем он подрабатывает в свободные от службы и «Правмира» часы? Прачечная как доминанта в сознании, честно говоря, настораживает. О духовных вещах надлежит писать духовно, сдержанно, серьезно, строго и достойно, а не в невзоровско-задорновских тонах.

Диакон Владимир ВасиликЛично я ничего плохого в списке грехов не вижу. Наличие такой записи как раз показывает, что человек относится к таинству исповеди серьезно, обдуманно и весьма уважительно к священнослужителю. Известно, что наши священники - народ перегруженный, поэтому не только лучше один раз увидеть, но это и быстрее, чем выслушивать сбивчивый рассказ 10 минут. Опять же не вижу ничего страшного в том, чтобы человек отпечатал этот список на компьютере, опять же из уважения к священнослужителю. Лично у меня почерк неважный, поэтому я предпочитаю пользоваться компьютером и печатающим устройством. Особенно, когда речь идет о делах ответственных, я стараюсь проявить максимальное уважение к адресату того или иного текста. Когда человек составляет этот список, он думает, анализирует, переживает, может быть, гораздо больше, чем тот, который подходит и говорит, что у него в данный момент лежит на сердце. Учитывать надо и тот момент, что некоторые люди в момент исповеди теряются и забывают все, что хотели сказать. В этом аспекте обычай приносить списки своих грехов даже похвален. Конечно, это зависит от характера человека, от его духовника, от ситуации.

Я удивляюсь высказываниям отца Алексия. Он же поборник свободы, но в этом случае он почему-то жестко тоталитарен. Упразднить исповедь, уничтожить письменную речь в исповеди, истребить до основания. Это тоталитарный либерализм. Предлагаемые отцом Алексием какие-то «исповедальные беседы» - это очень опасно, это психотренинг. Если человек подает отстраненный список своих прегрешений, то тем самым он уходит на исповеди от разговора о проблемах, а лишь выражает свое покаяние. Являет и обличает свои болезни и свою волю к их исправлению. А то, что предлагает отец Алексий вместо регулярной исповеди устраивать нерегулярные беседы исповедального характера, в определенных случаях может быть полезным, а в иных случаях и очень опасным. Особенно если речь идет о грехах плотских, о грехах блудных. Есть такие грехи, которые надо только исповедать, а затем вырвать из своего сердца и немедленно о них забыть, чтобы воспоминание о них не влекло ко греху. В этом плане показателен рассказ владыки Антония Сурожского, где он рассказывает про прихожанку, которая несколько раз каялась ему в одном и том же грехе молодости. Он ей однажды сказал, что она в этом кается уже пятый раз, на что услышал потрясающий ответ: «Батюшка, но как же приятно вспомнить!» Необходимо от таких ситуаций уходить и не превращать святую исповедь в тренинг, к чему, увы, склонны многие прогрессивно настроенные пастыри.

Безусловно, исповедь нужна перед каждым причастием, хотя бы потому, что все древнейшие и традиционные литургии имеют покаянное начало. Наша молитва Трисвятаго в Литургии оглашенных Иоанна Златоуста и Василия Великого содержит такие слова: «И не презирая согрешающего, но полагая на спасение покаяние, прости нам согрешения вольные и невольные и освяти наши души и сердца». Или исповедание грехов в начале римской литургии, когда священник кается, исповедуя Господу грехи, совершенные «по моей ужасной вине». В древности перед литургией каялись и во всеуслышание. Понятно, что мы не можем потянуть такого покаяния в силу нашей греховности, нашей испорченности. Поэтому необходима индивидуальная исповедь.

Конечно, определенных издержек не избежать. Многие не без основания жалуются, что на больших приходах в воскресные и праздничные дни, когда очень много народу, исповедь часто носит формальный характер. Надо тут учитывать загруженность священства. Но лучше такая исповедь, чем никакая. К тому же по-настоящему верующий человек при современном ритме жизни и тех возможностях, которые есть сегодня, все равно сможет сказать через священника Богу всё, что нужно для его спасения. Потому что к причастию надо идти с чистым сердцем. Как говорится в «Херувимской песне», никто не достоин, связавшись плотскими похотьми и страстьми, «приходить, приближаться и служити Тебе». Исповедь, безусловно, необходима.

Конечно, бывают исключительные ситуации, например, на Пасху некоторые священники благословляют причащаться тех, кто исповедовался в Великий четверг или в Великую субботу. Но это ситуация как исключение, лишь подтверждающая правило. Печальна участь тех Церквей, где отменена обязательная связь между исповедью и причастием. Там исповедь просто отмирает, и люди просто перестают за собой следить, затем простодушно приходят к убеждению, что они почти безгрешны. Для того, чтобы нам окончательно не рухнуть в такое «безгрешное» состояние, типичное для современного потребителя, связь между исповедью и причастием надо держать при всех трудностях. Отец Алексий - глубокий и серьезный человек, талантлив, красноречив, а между тем он достиг бы гораздо большего, если бы шел путями традиционными вглубь, а не вширь. Не по пути шокирования и удивления публики, а путем настоящего духовного делания.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

44. Дидахе:

"В день Господень, собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваши, дабы чиста была жертва ваша."(Дидахе, 14). В древности была исповедь перед литургией.

М.Яблоков / 31.01.2013

43. Исповедь: как правильно?

Согласно канону, священник принимает исповедь у верующего, покрыв его епитрахилью, или после целования Евангелия и креста исповедующийся признается в своих грехах, глядя в глаза священнику, и лишь при разрешении от грехов батюшка покрывает его епитрахилью и читает разрешительную молитву? У нас в церкви - второй вариант. Хотя прижде, много раньше, было по другому.

Veritas7 / 31.01.2013

42. Re: Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

Согласен с отцом диаконом и рад, что, будучи в диаконском сане и не имея опыта в принятии исповедей, так духовно-трезвенно относится к данному Таинству. Чего греха таить, - пару десятилетий назад, до принятия священного сана и я мыслил схожим с о. Алексием Уминским образом. Но, "будучи младенцем, думал как младенец". Служение в священном сане, Святая Евхаристия и принятие исповеди всё очень быстро расставили по своим местам. Я увидел прямую связь между покаянием-причащением христианина и его видимым, реальным духовным возрастанием, и наборот - причащение Святых Христовых Таин без исповеди, - даже, казалось-бы, с уважительной причиной, - чаще всего оказывалось неполезным для причастников. Тоже относится и к "хартиям" - спискам грехов кающихся. Согласен - бывает, что прочитываются они без чувств, без должного сожаления и покаяния со стороны кающегося. Бывает, что и сам священник прочитывает их и тут же, не убедившись в покаянном чувстве пришедшего, читает разрешительную молитву. Но как еще помочь, например, новоначальному христианину увидеть глубину его и нашего общего падения, как не детальным разбором его "полетов" с советом всё записывать на листок? Как помочь пожилому человеку, который, вроде-бы, и каяться навык, но жалуется, что всю приготовленную исповедь забывает, как ни тем же советом? Излишне упоминать о необходимости системы в нашем покаянии и в видении своих грехов. Это, как известно, и декалог и заповеди блаженства и мытарства блаженной Феодоры и восемь главных греховных страстей и прочие. Подобный анализ состояни своей души необходимо нуждается в записях, "зарубках". Лишь бы не превращалось это делание в формальный "отчет о грехах", и в этом - ведущая роль принадлежит священнику, принимающему исповедь. Что происходит с о. Алексием, что за метаморфоза - не понятно. Помоги ему, Господи!

иеромонах Арсений / 25.01.2013

41. Re: Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

"Бог есть любовь!!! Долой всякие каноны, уставы, правила и традиции церковные! Они только мешают общению с Богом! И еще эти попы-фарисеи препятствия создают со своими постами и всенощным бдением на каждой литургии причащаться!" - так Панкратов? )

М.Яблоков / 25.01.2013

40. Ответ на 25., Владимир Панкратов :

Елена, ну объясните мне пожалуйста, ну откуда Вы взяли, что, если я с детьми буду исповедоваться раз в месяц, то Причастие мне будет в осуждение и я вдруг стану не достоин соединиться с Богом на Евхаристии. Ну где Господь говорит об этом? Ведь сказано: " Приводите ко мне детей и не препятствуйте". Господь говорит : "Прииде ко мне все нуждающиеся". Возьмем Элладскую Церковь. Там принято исповедоваться несколько раз в год, но Причащаются люди часто, так Вы считаете, что они этого не достойны? Или , что они не чтут Святое Писание и Святое Предание? А ведь Элладской Церкви уже 2 тысячи лет и наша Церковь была основана именно на опыте этой Церкви. Вот Вы призываете меня читать " Отечник" Святого Игнатия Брянчанинова,это прекрасно, но видимо Вы живете так же , как Святой, коли дерзаете учить? Возможно ли нам, современным грешным людям, жить на уровне Святых? У Вас видимо получается, но у меня, уж простите - нет, хоть я и пытаюсь бороться со своими грехами.

Владимир, никто Вас не собирается уговаривать, Вы взрослый человек и поступайте так, как считаете нужным. Наше дело было Вас предупредить. Но если для Вас не авторитет Святые Отцы Церкви, нас Вы тем более не послушаете.

Елена Л. / 25.01.2013

39. Благодарю автора за статью

Скорее бы закончилось время "утомлённых" обновленцев. Принимать исповедь - тяжелый труд для священника. И морально тяжело порой выслушивать разное, и физически -- часами стоять на ногах. Но как, не называя конкретное имя греха, ожидать помощи Божией в отгнании от человека беса, "ответственного" за этот грех? И с таким грузом принять Причастие?

Елена Сергеева / 24.01.2013

38. 35. Владимир Панкратов : dyak-ilyi

Вам не кажется странным, Владимир, что тысячелетняя церковная традиция учит нас что исповедь это помощь в причастии, а небольшая группа людей современности, в том числе и вы преподносите это как препятствие?...По поводу слов апостола - это не запрет Евхаристии (зачем вы язвите, вы ведь прекрасно знаете что я этого не говорил). Апостол специально акцентирует на этой проблеме. И высказывается совершенно отчётливо - христианин не должен причащаться недостойно, но приступать только после испытания самого себя. А теперь скажите можно ли быть достойным по расписанию? Нет!(По расписаню нужно посещать храм - каждое воскресение). Но приступать к причастию - совершенно отчетливо нет. Таким образом, апостол совершенно ясно говорит, что можно быть на службе и не причащаться. Какой же механизм испытания самого себя есть у человека - это исповедь и лучше ничего нет. Всё в общем-то чётко и ясно. Никаких двусмысленностей и разночтений. Так что давайте соберём нашу волю в кулак, смиримся и будем следовать протореной дорогой не соблазняясь возможностью срезать путь по хлипкой тропке. Сохрани нас Господь дойти до конца! св. ап. Павел: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1 Кор. 11, 27–29).

dyak-ilyi / 24.01.2013

37. Ответ на 35., Владимир Панкратов:

нельзя завязывать эти два таинства в один узел

Это вы что похулили всю тысячелетнюю историю Русской Церкви?

М.Яблоков / 24.01.2013

36. dyak-ilyi

Уважаемый dyak-ilyi, мне кажется, что Вы не верно трактуете данную статью, или трактуете ее несколько иначе от автора. По- моему мнению, основная мысль статьи, это мысль , высказанная апостолом Павлом в Послании к Коринфеням : "Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто." Все же главная Заповедь Христа - любовь к Богу и любовь к человеку. И высшей точкой любви является Евхаристия, как соединение с Творцом. Несомненно исповедь необходима для спасения и исправления человека, несомненна необходима, но она не должна стать камнем преткновения на пути соединения человека с Богом, нельзя завязывать эти два таинства в один узел. Что касается высказывания апостола , что не нужно причащаться , то видимо я что-то упустил. Я знаю, что апостол советовал не пить вина и не есть мяса, если это может навредить моему ближнему и совершенно с этим согласен. Сам живу пятый год с обетом трезвости, ибо, как я писал воспитываю 3 детей и не желаю подавать детям плохой пример. Что касается запрета Евхаристии, то просветите, любой опыт полезен.

Владимир Панкратов / 24.01.2013

35. Ответ на 31., М.Яблоков:

ибо нет любви в Ваших словах, а одни поучения.

А у вас-то откуда любовь? У вас одна ложь, а ложь и Истинная Любовь несовместимы. Поэтому оставайтесь со всей ложной сектантской любовью, тов.Панкратов.

М.Яблоков / 24.01.2013

34. Владимиру Панкратову

Дорогой Владимир Панкратов, не сердитесь на нас консервативных сторонников традиции. Просто в данной ситуации вы явились невольным представителем группы либеральных обновленцев-модернистов, к которому скорее всего и не относитесь. И весь напор направлен, скорее не на вас лично. По проблеме которую вы высказываете, всё просто: У вас трудная ситуация, но это не значит, что церкви нужно что-то менять (у каждого есть персональные особенности и сложности, не только у вас). Не нужно подстраивать церковь под наши слабости, но нужно подстраиваться самому под церковь. Если передать смысл той статьи, что вы привели в пример - то это просто эмоциональные уговаривания читателя что людей разлучают со Христом темные и вредные попы, которым безразличны души людей. Грустно если вы через подобные статейки и сайты ищете истину... Ведь сказано апостолом - что иногда не нужно причащаться, так как это приводит к осуждению. Вот и всё - не прибавить не убавить.

dyak-ilyi / 24.01.2013

33. Ответ на 25., Владимир Панкратов:

Возьмем Элладскую Церковь. Там принято исповедоваться несколько раз в год, но Причащаются люди часто, так Вы считаете, что они этого не достойны? Или , что они не чтут Святое Писание и Святое Предание? А ведь Элладской Церкви уже 2 тысячи лет и наша Церковь была основана именно на опыте этой Церкви.

Причащение без исповеди там происходит не 2 тысячи лет. Это сравнительно недавняя практика. Когда крестили Русь в Константинопольской Церкви, а именно от нее мы приняли Святое Крещение, а не от Элладской, таких порядков не было. Самой же Элладской Церкви не 2 тыс. лет, а намного меньше - автокефалию она получила 29 июня 1850 года.

Чемоданов / 24.01.2013

32. Ответ на 28., Владимир Панкратов:

Я преклоняюсь перед Вами Яблоков, ведь Вы прочитали Катехизис Святого Филарета Митрополита Московского и теперь у Вас есть ответы на все вопросы Православной Веры. Только что-то не хочется Вас слушать, ибо нет любви в Ваших словах, а одни поучения.

Я не нуждаюсь в вашем преклонении.

М.Яблоков / 24.01.2013

31. Ответ на 25., Владимир Панкратов:

именно на опыте этой Церкви

А тысячилетний опыт Русской Православной Церкви Вас не интересует? Почему нужно искать этот опыт у других Церквей,игнорируя свою Церковь? Вот чего я не могу понять?!

Ева / 24.01.2013

30. Ответ на 24., Чемоданов:

Мне в Почаевской Лавре отец Серапион сказал: "Записка простеца лучше памяти мудреца".

Спаси Господи!

Ева / 24.01.2013

29. М.Яблоков

Я преклоняюсь перед Вами Яблоков, ведь Вы прочитали Катехизис Святого Филарета Митрополита Московского и теперь у Вас есть ответы на все вопросы Православной Веры. Только что-то не хочется Вас слушать, ибо нет любви в Ваших словах, а одни поучения.

Владимир Панкратов / 24.01.2013

28. Ответ на 23., Владимир Панкратов:

http://ua.pravmir.ru...i-veroyu-otstupite/

Причем здесь Греция?!...

Ева / 24.01.2013

27. Ответ на 22., Владимир Панкратов:

http://ua.pravmir.ru...i-veroyu-otstupite/

Панкратов! Вам лечиться надо, а не на православный форум выходить.

М.Яблоков / 24.01.2013

26. Елена Л. :

Елена, ну объясните мне пожалуйста, ну откуда Вы взяли, что, если я с детьми буду исповедоваться раз в месяц, то Причастие мне будет в осуждение и я вдруг стану не достоин соединиться с Богом на Евхаристии. Ну где Господь говорит об этом? Ведь сказано: " Приводите ко мне детей и не препятствуйте". Господь говорит : "Прииде ко мне все нуждающиеся". Возьмем Элладскую Церковь. Там принято исповедоваться несколько раз в год, но Причащаются люди часто, так Вы считаете, что они этого не достойны? Или , что они не чтут Святое Писание и Святое Предание? А ведь Элладской Церкви уже 2 тысячи лет и наша Церковь была основана именно на опыте этой Церкви. Вот Вы призываете меня читать " Отечник" Святого Игнатия Брянчанинова,это прекрасно, но видимо Вы живете так же , как Святой, коли дерзаете учить? Возможно ли нам, современным грешным людям, жить на уровне Святых? У Вас видимо получается, но у меня, уж простите - нет, хоть я и пытаюсь бороться со своими грехами.

Владимир Панкратов / 24.01.2013

25. Re: Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

Мне в Почаевской Лавре отец Серапион сказал: "Записка простеца лучше памяти мудреца". Запись грехов помогает не только более основательно подготовиться к исповеди, но и просто не забыть их в силу немощности наших умов.

Чемоданов / 24.01.2013

24. Re: Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

http://ua.pravmir.ru/so-straxom-bozhiim-i-veroyu-otstupite/

Владимир Панкратов / 24.01.2013

23. Ответ на 15., Владимир Панкратов:

в угоду букве Закона, что много раз осуждал Христос

Вы вообще какое отношение к христианству имеете? Какой Закон Христос осуждал? Закон Божий, который исповедует Христова Церковь?! или же сектантов-фарисеев, которые Ветхозаветный Закон извратили на слой лад? Может Господь каноны Св.Церкви осудил? Вы в своем уме?

М.Яблоков / 24.01.2013

22. Ответ на 15., Владимир Панкратов:

Почему же я с детьми лишен возможности соединиться с Богом, а должен оставаться сторонним наблюдателем

Как вы можете себя называть православным, если даже Катехизис свт. Филарета не читали? Там на все ваши вопросы даны четкие и однозначные ответы.

М.Яблоков / 24.01.2013

21. Ответ на 15., Владимир Панкратов:

О. Алексий пишет совершенно правильно, что мы очерствели, мы перестали видеть в ближнем своего брата, в угоду букве Закона,

А при чем здесь видение в ближнем брата своего? Исповедь перед Причастием это не из-за очерствелости и не в угоду букве Закона,если об этом речь.

Ева / 24.01.2013

20. Ответ на 15., Владимир Панкратов:

Но у нас принята традиция Причащать лишь тех, кто на кануне исповедовался.

Можно ведь исповедаться и утром перед Литургией,необязательно накануне.Тем более если Вы с детьми,то Вас должны по сути пропустить и без очереди...

Ева / 24.01.2013

19. Ответ на 14., Екатерина Домбровская:

Тот же Уминский написал вполне серьезное предисловие к книге Сёрена Кьеркегора "Евангелие страданий". Там он выступает против "благополучного христианства" и с ним , казалось бы, нельзя не согласиться, но вот мы видим, когда доходит дело до аскетического богословия, до аскетической практики, - на поверку выходит совсем, казалось бы, неожиданный "церковный либерализм", суть которого, позволю себе сформулировать: постепенное ослабление церковности

Предисловие к книге Сёрена Кьеркегора "Евангелие страданий" о.Уминского действительно серёзное,но уже в этом предисловии нельзя не увидеть некоторый вызвов церковности, отсюда скорее всего и "церковный либерализм",и ослабление церковности и желание, как верно подметил диакон Владимир, "не идти путями традиционными вглубь, а вширь. По пути шокирования и удивления публики, а не путем настоящего духовного делания". Вот некоторые цитаты из предисловия,которые весьма настораживают: """В чём он христианин? В том ли, что он посещает воскресную службу, в том ли, что старается соблюдать посты, что следует традициям Церкви и ставит их главным смыслом своего христианства, ю потому что не дай Бог, если какая-то традиция нарушится, если мы лишимся церковно-славянского языка и т. п. Какие вопросы сегодня Церковь обсуждает как главные? Календарный вопрос; языковой вопрос; служить ли с открытыми Царскими вратами или с закрытыми; читать ли молитвы Евхаристического канона вслух; как поститься, что есть, чего не есть, и далее - каких святых Отцов читать, кто из них сейчас нам нужен; то есть - по каким параметрам выстраивать свою христианскую - в общем-то, благополучную - жизнь.""" """Для нас христианство стало прохождением некоего круга церковной жизни именно потому, что мы не идём за Христом """

Ева / 24.01.2013

18. Ответ на 15., Владимир Панкратов :

Но у нас принята традиция Причащать лишь тех, кто на кануне исповедовался. Почему же я с детьми лишен возможности соединиться с Богом, а должен оставаться сторонним наблюдателем Крестного Пути Господа, не разделяя его?

Не Вас лично, я, Владимир, осуждаю, а ту идеологию модернизма в Церкви, которой Вы поддались. Если бы не такие, как о.Алексий, то сами бы Вы, скорее всего, не додумались бы до такого непослушания Церкви - причащаться без исповеди. Ведь надо совершенно не иметь Страха Божия, чтобы подойти к Святой Чаше не очищенным от своих грехов в таинстве исповеди. Как же Вы не боитесь причаститься В ОСУЖДЕНИЕ? Вы не забыли, что на Страшном Суде будут Вас и всех нас спрашивать не о том, сколько мы раз причастились, а мы будем ответ держать за наши нераскаянные грехи, которые не названы были на исповеди. Так надо нам, наоборот, чаще исповедоваться, и только тогда, когда совесть нас ни в чем не упрекает, то причащаться ДОСТОЙНО. Дело не в количестве, а в качестве. Не обижайтесь, но найдите время и почитайте "Отечник", составленный св.Игнатием Брянчаниновым. Не слушайте модернистов, а Святых Отцов Церкви. Пусть другие православные Церкви уже дошли до такого, чтобы причащаться без исповеди, но слава Богу, Русская Православная Церковь ещё держится в Истине.

Елена Л. / 24.01.2013

17. Ответ на 15., Владимир Панкратов:

О. Алексий пишет совершенно правильно, что мы очерствели, мы перестали видеть в ближнем своего брата, в угоду букве Закона, что много раз осуждал Христос, обращаясь к фарисеем. " Не человек для субботы, а суббота для человека"

Уважаемый Владимир, простите, что отвечаю на не мне адресованный Ваш вопрос. Очень хорошо Вас понимаю. Все мы в той или иной степени сталкиваемся с некоторыми церковными по отношению к нам "несправедливостями". Да, к примеру, ты сильно болен, еле пришел, стоишь несколько часов в очереди на исповедь, а батюшка по 40 минут беседует с молодежью (молодым везде у нас дорога). Но если мы с ВАми зайдем с другой стороны? Со стороны нашей веры: а Господь разве не видит этих "несправедливостей"? Витдит. Попускает нам с Вами и так еще пострадать? Попускает. А не должны ли мы смиряться и с этими попущениями? Должны. Не понимаем их смысла? Считаем (мы с Вами! - не Бог) , что польза частого причастия много выше, чем ждать и не получить, уйти огорченным, смириться и с этим фактом? Ведь так у Вас получается? Оказывается, Господь очень часто смотрит на наше понимание пользы - иначе. Пользу смирения и неосуждения, неосуждения церковной жизни ставит много выше. Во всяком случае, именно в таком ключе рассуждали святые отцы. Мы и здесь ищем одного - своеволия. А Господь выше всего ставит смиренное и сокрушенное сердце. Так что нет оснований для того, чтобы встать на сторону экспериментов отца Алексея Уминского. Не буду напоминать Вам, дорогой брат, несущий великий крест отцовства и вместе материнства (Бог в помощь Вам!), что все наши кресты Господь нам дает по силам, хотя иногда мы тоже падаем под тяжестью креста. Если смиряемся - Господь непременно посылает Своего Симона Киринейского, который помогает нам донести крест. Но не сами мы управляем наш духовный путь. Вот что хотелось мне с глубоким сочувствием к Вашим жизненным реалиям и уважением к Вам сказать.

Екатерина Домбровская / 24.01.2013

16. Елене и Яблокову

Конечно Елена судить легче, чем понять. Как быстро Вы вынесли мне приговор. Попытаюсь объяснить вновь. Я воспитываю один троих детей и работать приходиться много, чтобы и обуть и одеть и оплатить внешкольную учебу. По сему посещать Всенощную в субботу получается не всегда, не чаще раза в месяц, а воскресную службу Литургию посещаем чаще , каждый раз когда есть возможность. Но у нас принята традиция Причащать лишь тех, кто на кануне исповедовался. Почему же я с детьми лишен возможности соединиться с Богом, а должен оставаться сторонним наблюдателем Крестного Пути Господа, не разделяя его? О. Алексий пишет совершенно правильно, что мы очерствели, мы перестали видеть в ближнем своего брата, в угоду букве Закона, что много раз осуждал Христос, обращаясь к фарисеем. " Не человек для субботы, а суббота для человека"

Владимир Панкратов / 24.01.2013

15. Ответ на 12., Ева:

Не знала,что св. Варсонофий Оптинский так говорил о записывании грехов,но всегда что-то подобное чувствовала...

Об этом рассказывает прп. Никон (Беляв) - последний Оптинский старец в своем дневнике. Православные люди это давно проверили на опыте. ПРичем, если согрешение было мучительным для согрешившего и раскаяние его чрезмерно (уже под давлением бесов) терзало, то как только ручку в руки брал такой несчастный грешник, - ему сразу становилось легче на душе.Орава мучителей разлеталась по сторонам. А потом ведь можно записанные грехи и сказать по бумажке на исповеди. Вообще отцы всегда повторяли, что надо самому вслух читатель свои написанные на бумажке грехи для пущего просрамления. Разве только кто охрип или от старости ему трудно сказать... У отца Алексея Уминского совсем другого духа представления об исповеди и покаянии. Но явление перед нами непростое.Это надо учитывать. Тот же Уминский написал вполне серьезное предисловие к книге Сёрена Кьеркегора "Евангелие страданий". Там он выступает против "благополучного христианства" и с ним , казалось бы, нельзя не согласиться, но вот мы видим, когда доходит дело до аскетического богословия, до аскетической практики, - на поверку выходит совсем, казалось бы, неожиданный "церковный либерализм", суть которого, позволю себе сформулировать: постепенное ослабление церковности. Не за горами тот день, когда они вообще заявят, что нужда в церковности минимальна. Сколько уже душ соблазнили...

Екатерина Домбровская / 24.01.2013

14. Ответ на 9., Елена Романова:

"Особенно если речь идет о грехах плотских, о грехах блудных."Всенепременнейше зайдет речь,ведь недаром отец Алексей в свое время благословлял выход во свет книгу о православном сексе Белановского и Боженова "Двое во едину плоть",а потом и активно вступил в полемику с недоумевающими .

Кошмар! Мало нам соблазнов в миру,так ещё в Церкви нас будут "просвещать" по теме блуда во всех подробностях!(((

Ева / 24.01.2013

13. Ответ на 7., Екатерина Домбровская:

Это норма православной традиции. св. Варсонофий Оптинский говорил ученику своему - будущему прп. старцу Никону (Беляеву), когда он был еще учеником и послушником, что как только мы на бумажку записываем свой грех, бесы, нас топившие убегают в рассыпную.Потому что действует Сила Божия, Бог слышит и УЖЕ ПРИНИМАЕТ ПОКАЯНИЕ

Спаси Господи! Не знала,что св. Варсонофий Оптинский так говорил о записывании грехов,но всегда что-то подобное чувствовала...

Ева / 24.01.2013

12. Ответ на 6., Владимир Панкратов:

Приходится Причащаться раз в месяц, а хотелось бы каждую неделю.

Так вы живите как первые христиане, тогда и будете причащаться каждую неделю. Но вы ведь так не живете? Или считаете, что можно просто искусственно участить причащение и уподобиться первым христианам независимо от нравственности?

М.Яблоков / 24.01.2013

11. Ответ на 6., Владимир Панкратов :

Согласен с о. Алексием. Зачастую исповедь превращается в формальность, в ступеньку допуска к Причастию. У нас ведет службу и исповедует один священник. Бывает исповедь задерживается до 9- 10 вечера. Сидишь с детьми и ждешь своей очереди. А ведь многие исповедуются каждую неделю и исповедь превращается в беседу с батюшкой на "злободневные" темы. Приходится Причащаться раз в месяц, а хотелось бы каждую неделю.

Вы фразу немного не так построили, наверное хотели сказать: "Для МЕНЯ исповедь превращается в формальнось, в ступеньку допуска к причастию". А за всех говорить не надо. Вы не можете допустить, что люди искренно идут каяться в своих грехах? Может быть как раз большими очередями к исповеди Господь не допускает Вас к частому еженедельному причащению, чтобы исповедь действительно не превратилась для Вас в формальность. Не умаляйте значение исповеди, ведь как раз бесы больше боятся исповеди, чем даже самого причастия, по учению святых отцов. Советую больше читать духовной литературы.

Елена Л. / 24.01.2013

10. Речь зайдет

"Особенно если речь идет о грехах плотских, о грехах блудных." Всенепременнейше зайдет речь,ведь недаром отец Алексей в свое время благословлял выход во свет книгу о православном сексе Белановского и Боженова "Двое во едину плоть",а потом и активно вступил в полемику с недоумевающими .

Елена Романова / 23.01.2013

9. Re: Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

Благодарю Михаила Яблокова за ценную справку!

Александр Бутов / 23.01.2013

8. Re: Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

«Когда пытаюсь уговорить своих прихожан не исповедоваться перед каждым причастием, то вижу в их глазах страх: а вдруг чего не так? Ведь это так удобно — получить некое свидетельство, что у тебя все в порядке», - пишет священник.

. Что стоит за этими рассуждениями священника? Мне кажется, полное непонимание людей, которые к нему приходят. Неспособность допустить в них благочестивого благоговения перед церковным уставом. Вместо этого - священник предлагает свою искаженную версию - какой-то гнусный страх не получить индульгенцию. В каком-то смысле - это двойное духовное преступление. Если старец паисий учит заменять плохие помыслы на хорошие в искусительные моменты жизни, то здесь показывается обратное: вместо хороших предположений пастырь предпочитает плохие мысли о пасомых, унижающие и оглупляющие. Листочек с грехами он тоже мотивирует по этому принципу, не допуская в себе благой мысли, что в идеале человек уже оплакал перед Господом свои прегрешения, и он теперь несет этот листочек , как итог его глубокого покаяния и плача. Это норма православной традиции. св. Варсонофий Оптинский говорил ученику своему - будущему прп. старцу Никону (Беляеву), когда он был еще учеником и послушником, что как только мы на бумажку записываем свой грех, бесы, нас топившие убегают в рассыпную.Потому что действует Сила Божия, Бог слышит и УЖЕ ПРИНИМАЕТ ПОКАЯНИЕ. Так действовали многие великие старцы: им ученики писали свои исповеди, отсылали почтой, а потом ученики непременно повторяли все на исповеди под епитрахилью. Хорошо, что разрушительная и духовно, уж простите, невежественная практика этого пастыря предана огласке. Да не соблазнятся малые сии.

Екатерина Домбровская / 23.01.2013

7. Re: Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

Согласен с о. Алексием. Зачастую исповедь превращается в формальность, в ступеньку допуска к Причастию. У нас ведет службу и исповедует один священник. Бывает исповедь задерживается до 9- 10 вечера. Сидишь с детьми и ждешь своей очереди. А ведь многие исповедуются каждую неделю и исповедь превращается в беседу с батюшкой на "злободневные" темы. Приходится Причащаться раз в месяц, а хотелось бы каждую неделю.

Владимир Панкратов / 23.01.2013

6. Re: Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

Полностью согласен с отцом дъяконом!!!

dyak-ilyi / 23.01.2013

5. Re: Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

Вот кто такой Уминский: http://goo.gl/hNPZF

М.Яблоков / 23.01.2013

4. Re: Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

«Когда пытаюсь уговорить своих прихожан не исповедоваться перед каждым причастием, то вижу в их глазах страх: а вдруг чего не так? " Но ведь не так! Не так это,и православные это знают точно. "Такие исповеди — настоящее препятствие для духовного роста, и уж точно они не имеют никакого отношения к покаянию»" Как тонко и хитро. Лукавство? Заблуждение? Повреждение? Священнический крест - подвиг, искушений много. Сегодня,как никогда, мирянин должен уповать на Бога и читать Жития - вернейшее средство, и доступное.

дед пенсионер / 23.01.2013

3. "устраивать нерегулярные беседы исповедального характера, в определенных случаях может быть полезным, а в иных случаях и очень опасным. Особенно если речь идет о грехах плотских, о грехах блудных."

Именно! Причем результат зависит не от того, как это называется - беседа или не беседа - а от личности священнослужителя и от воли Божией на совершаемое им. И, по-видимому, от внимающих его беседе. И именно это, а не что иное, определяет ВСЕ случаи: как "определенные", так и "иные".

Александр Бутов / 23.01.2013

2. Re: Нельзя превращать святую исповедь в тренинг

Кочетков может даже отдыхает... Уминский - вот где неообновленец.

М.Яблоков / 23.01.2013

1. Логика обновленцев

Логика отца Алексея: Посыл: "Нельзя ощущать покаяние по расписанию, с регулярной периодичностью ..." Вывод: Исповедь необязательна по такой логике можно сказать: Посыл: Нельзя молится искренне по расписанию, регулярно. Вывод: Утреннее, вечернее правило не обязательно. Довести до абсурда, а затем отменить - тактика обновленцев. Сначала на словах, а затем и на деле.

bryzgalov-kv / 23.01.2013
Владимир Василик:
Экуменическое блудословие Франциска
О призыве папы Римского перейти от культуры прилагательных к культуре существительных
30.09.2019
Они хотят установить глобалистский Содом во всем мире
Современный экуменизм, проводниками которого являются папа Франциск и Патриарх Варфоломей, не имеет ничего общего ни с духовностью, ни с религией, ни с богословием
19.09.2019
Русское общество стремятся заразить болгарофобией
О причинах русофобских проявлений политиков Болгарии
11.09.2019
Чисто политический ход
О назначении кардиналом литовского антисоветчика Сигитаса Тамкявичюса
06.09.2019
«Польшу предали её же лжедрузья»
О весьма условной дате начала Второй мировой войны и о роли в ее развязывании «западных демократий», потворствовавших фашизму
05.09.2019
Все статьи автора
"Проблемы церковной жизни"
Последуя святым отцам...
К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)
16.10.2019
«Реакция на это событие последует»
О признании Элладской Церковью т.н. «ПЦУ»
16.10.2019
Но зачем так пиарить валенок?
О постмодернистской забаве в Выборгской епархии
11.10.2019
Все статьи темы