Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Президент – за, а игрушки – против

18.12.2012


Поход за подарками в свете Послания Президента Федеральному собранию …

Президент Владимир Владимирович Путин в своём Послании Федеральному собранию 12.12.12 неоднократно подчеркивал необходимость опоры на нравственность. Он также предложил вернуть в школу воспитательную компоненту. Задача – сформировать «нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России». Воспринимается это, конечно же, положительно.

Однако Президент отметил следующее: «мы должны действовать не путем запретов и ограничений». Это означает, что государственная поддержка того, что предлагается считать правильным, будет происходить на фоне свободы  рынка, реализующей «культурные ценности» совершенно различного качества.

Представляем ли мы, каков масштаб этой задачи? Думается, что не вполне. Деформации, возникающие в условиях отсутствия жёсткой привязки к традиционным ценностям, сегодня распространились по всему полю культуры, и проникли в неё уже достаточно глубоко.  Воздействие на общество в каких-то отдельных точках ситуацию в целом выправить не может.

Наглядный пример этому  легко получить, посетив магазины детских товаров, подбирая подарок ребёнку на Рождество (или на Новый год – для тех, кто сохраняет верность этому празднику). Основные наблюдения, полученные в таком походе, следующие.

1.    Практически отсутствуют игрушки отечественного производства. Когда (редкий случай!) обнаруживается игрушка российского производителя, опять-таки, часто оказывается, что комплектующие для неё сделаны в Китае. Впрочем,  в том, о чем мы говорим, главное – не экономическая составляющая. Игрушки, сделанные за рубежом, принадлежат к другой культуре и являются агентами этой культуры в нашей культурной среде.


2.    Основная масса игрушек представляет собою серии. Эти игрушки существуют не сами по себе, а в соседстве с другими игрушками из данной серии. Ребёнку предлагается подкупать одну игрушку к другой. С точки зрения бизнеса формирование подобной установки естественно, поскольку она стимулирует продажи и увеличивает прибыль. С точки зрения культуры мы имеем здесь программирование детской игры: ребёнку подсказывают, как именно он должен использовать игрушки, во что играть, на каких ситуациях акцентировать своё внимание.


3.    Значительное количество игрушек имеет агрессивное оформление. И доля таких игрушек растёт. Милы и приятны лишь игрушки для самых маленьких (до 3-х лет). Их покупают родители без участия детей. Но с возраста, в  котором можно представить ребёнка, пришедшего вместе с родителями  в магазин, начинается борьба за детское внимание. Игрушки  становятся ярких, кричащих тонов. Если сами игрушки не таковы, то такова их упаковка.  Её задача – подчеркнуть, что «круто» иметь такую игрушку. Цветовая гамма  концентрируется в горячей части спектра, с обильным дополнением черного цвета. Оформление соответствует распространённому сегодня клиповому мышлению: картинки налагаются одна на другую, рисунок рассыпается на фрагменты, количество элементов рисунка (фрагментов) множественно. На упаковках изображаются моменты экзальтации (крики, фигуры в экспрессивном движении и т.п.) Прежде всего, это касается игрушек для мальчиков. Для девочек основной цвет – розовый; однако с каждым годом всё большая часть игрушек для девочек подгоняется под «мальчишечий» стандарт.


4.    Свежая тенденция – игры уходят из детских магазинов. Кое-где отделов игр просто нет, а там, где игры ещё остались, ассортимент их незначителен, а положение в торговом зале – маргинальное. Представляется, что основных причин тут две: во-первых, ребёнок играет теперь всё чаще на компьютере. Игрушки сегодня не столько предназначены для игры, сколько представляют собой элемент статуса. Они должны быть, чтобы ребёнок мог чувствовать себя не хуже других детей. Также важно чувство обладания – чем длиннее собранная серия, тем больше удовлетворение. А игра происходит в виртуальном пространстве. Вторая причина: играть не с кем. Братьев и сестёр нет, в гости стали ходить реже. Да и навыки совместной деятельности утрачиваются. Оставшиеся игры, в итоге, по большей части – совсем не детские. Их аудитория – веселящиеся взрослые компании.


5.    Наблюдается деградация ассортимента. Новых игрушек в больших магазинах практически нет. Развитие идёт в рамках существующих серий. Игрушка вне серии производителю не интересна, он не вкладывается в её создание. Даже те игрушки, которые существовали ранее, на магазинные полки не попадают. Ассортимент ограничен. Игрушки, в основном, концентрируют в себе следующие смыслы:  забота о внешнем виде, беззаботный досуг (игрушки для  девочек), приобретение (деньги, сокровища и т.п.), реализация силы – роботы, люди с оружием (игрушки для мальчиков). Смыслы за пределами этих категорий в пространстве детских магазинов встречаются крайне редко. Налицо явный застой. Недостаток качества возмещается  количеством и размером (появилось очень много крупногабаритных игрушек – для богатых).

Конечно, настойчивый родитель всё равно найдёт приемлемый вариант подарка. Существуют маленькие альтернативные магазинчики, с более адекватным ассортиментом. Есть ещё группы товаров, которые выходят за рамки описанных выше тенденций – наборы для творчества, конструкторы, пазлы  и т.п. Наконец, по-прежнему хорошим подарком остаётся книга. С книгами ситуация несколько иная: несмотря на обилие сомнительной продукции, сегодня не составляет проблемы найти любое классическое произведение детской литературы. Надо только знать, какая книга тебе нужна.

Однако вернёмся к означенной проблеме.

Игрушка адресована ребёнку. Ребёнок открыт навстречу игрушке. Через игрушку идёт социализация ребёнка. Он впитывает в себя ту культуру, которую несут с собой игры и игрушки, в которые он играет. При этом культурное воздействие осуществляется  в том возрасте, когда душа ребёнка податлива, а критическая способность ещё не развита.

Получаем ситуацию: с одной стороны, ребёнок будет слышать правильные установки (если  задача опоры на нравственные ценности, поставленная Президентом, будет реально решаться).  С другой стороны, в его комнате его будут окружать продукты совсем другой культуры. Что победит? Победит игрушка. Она приходит к ребёнку раньше, чем школа. И её воздействие гораздо интимней. Нам надо менять общий культурный фон, частным случаем которого является ассортимент детских магазинов. Задача в целом гораздо масштабней, поскольку ребёнок воспитывается не только игрушками (и не только школой), но всеми проявлениями культуры, с которыми ребенок сталкивается  повсеместно. Но даже сама по  себе проблема детского магазина требует неординарных и затратных шагов. Готовы ли мы её решать? Или оставим всё на усмотрение рынка?

Андрей Карпов, редактор портала «Культуролог»

Публиковалось на портале «Татьянин день»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 5

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

5. Илья : Re: Президент – за, а игрушки – против
2012-12-18 в 15:45

Это правда.
В моём далёком советском детстве игрушки "оттуда" встречались у детей редко. Они сразу же привлекали к себе внимание своей необычностью. Они могли многим нравиться, но чужеродность создавшей их культуры всегда чувствовалась.
Советские игрушки всегда несли воспитательную нагрузку. Куклы служили для воспитания девочек матерями. Солдатики, машинки, конструкторы вырабатывали у мальчиков навыки защитника Родины и труженика. Именно поэтому, в этих игрушках было много условностей и схематизма. Важна была задача, цель игры, и, в последствии, жизни человека, а не точное воспроизведение форм оригинала. Это интересная тема для глубокого изучения, но просто по анализу своих детских ощущений, скажу, что советские игрушки были ЦЕЛОМУДРЕННЫ в широком смысле этого слова. Это в полной мере относилось и к машинкам, и к солдатикам. Как раз, для игрушек с Запада, всё было наоборот.
К сожалению, сегодняшний ассортимент детских магазинов - это почти полностью игрушки "оттуда". Мы с женой какое-то время назад пытались найти в подарок для маленькой дочки знакомых обычного большого пупса, каких в наше время девочки катали в колясках. Нам это не удалось. Только уродцы с отталкивающими выражениями лиц, и, простите, половыми органами. Зачем это маленьким детям? Впрочем, об этом писали хорошо Медведева с Шишовой. А попробуйте купить игрушечный танк. Вам предложат либо американский Абрамс, либо немецкий Тигр. В наше время подарить ребёнку модель фашистской техники никому бы в голову не пришло.
Ну, а с другой стороны, какой выход? Это, как говорилось когда-то, всю систему надо менять. Китайцы, конечно, наделают таких игрушек, какие им закажут, в любых количествах. Но, кто им закажет правильные игрушки? Или заставит торговцев это сделать?
4. Незабудка : Уточнение
2012-12-18 в 15:24

Сейчас многие покупают игрушки в интернет-магазинах. Там ассортимент в десятки раз больше, чем в обычных магазинах. Ну а то, что производят игрушки в других странах под свой культурный код - это понятно. Просто Россия практически не производит игрушки по экономическим причинам. Не дают нам это делать.
3. Литвинов Евгений : Всё верно
2012-12-18 в 14:42

По игрушкам для детей можно судить и о самих взрослых, об их отношении к детям. Во времена моего детства заморских игрушек не было, все игрушки были только отечественного производства. Зато какие это были игрушки. Жаль, что они не сохранились и родители их раздали. Уж ежели был грузовичок, так в точности почти как ЗиЛ-164 или ЗиС-5, дверки водительские открывались и закрывались, а колёса были резиновые, а не из пластмассы (у настоящего грузовика ведь не пластмассовые колёса). И это были отнюдь не дорогие коллекционные игрушки, а именно повседневные. А уж шедевром можно было считать легковой ЗиМ - лаковые дверки и тросик для привода, крутишь ручку и игрушка движется. И дореволюционные машинки такими же были. Но вот года с 60-ого чуждый дизайн стал портить и игрушку, а потом и вовсе появились страшилки.
То, что ныне в продаже, вовсе даже и не игрушка, это игровое пособие для дурдома. Это угроза безопасности страны. Да, я не шучу, именно так. С такими игрушками ребёнок нормальным не вырастет.
2. Антоний : Re: Президент – за, а игрушки – против
2012-12-18 в 14:32

Мой сын в детский сад не ходил. Круг общения со сверстниками был ограничен. В Интернет доступа не было. Дома смотрел, в основном, советские мультфильмы слушал, читал, рассматривал книжки, сказки, песни принадлежащие нашей культуре, играл в "правильные" игрушки. И ему всё это нравилось.
Тем не менее, параллельно, он бредил бэтманами, человекопауками, трансформерами.
Если окружающему ребёнка (как и всех нас) суггестивному Океану Солярису перекрыть вербальные, визуальные, информационные каналы доступа к сознанию - проникновения это не предотвратит. Аннигилированных "посланцев" заменят новые такие же.

А вот спустя год после воцерковления, мой сын сорвал и разорвал висевший у него над столом плакат с человеком-прауком.
Так что и культурный фон мало что изменит. Всё упирается, опять же, в "основной вопрос". :)
1. Токарев : Готовы ли мы её решать? Или оставим всё на усмотрение рынка?
2012-12-18 в 14:29

Мысли и наблюдения правильные, но решать эту проблему никто не будет.Нет ни механизмов решения этой проблемы, ни заинтересованности властей.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме