«Намечается движение в сторону патернализма, который так не любят наши либералы»

Православные священнослужители о нарастающем в обществе раздражении поведением представителей отдельных национальных меньшинств

14.12.2012
Судя по данным социологического опроса, в России нарастает раздражение нежеланием представителей некоторых народов считаться с нормами, общепринятыми там, где они живут. Хотя по-прежнему преобладает мнение, что для России будет лучше, если каждый будет следовать обычаям своего народа, популярность этой точки зрения падает: если в 1996 г. так считали 65% опрошенных, то сейчас только 47%. Соответственно, усиливается противоположный взгляд: что будет лучше, если отдельные национальности будут соблюдать те обычаи и традиции, которые соблюдает большинство населения, и вольются в единую нацию – с 15% в 1996-м до 41% в октябре 2012-го, сообщает Regions.ru.

Так же распределились и ответы на другой вопрос: в 1996 году 65% опрошенных в той или иной мере полагали, что национальным меньшинствам в России должна оказываться государственная поддержка для сохранения их обычаев и традиций, в 2012-м – только 49%.

Прокомментировать эти цифры корреспондент издания попросил известных православных священнослужителей.

Протоиерей Владислав Свешников, настоятель храма Трех Святителей на Кулишках, считает, что качество подобных опросов «вызывает некоторое сомнение». Тем не менее, продолжил он, соцопросы «все-таки дают какое-то представление об изменении общественного сознания». «И здесь, как мне кажется, намечается некоторое движение в сторону патернализма, который так не любят наши либералы. В этом движении мне видится желание преодолеть разобщенность, центробежные процессы. И это вызывает, скорее, теплые чувства», - отметил священник.

«Другое дело, что мотивация этого вряд ли имеет религиозно-национальный, духовно-нравственный или вообще какой-то общественно значимый характер, - добавил он. – Не уверен, что приведенные данные выражают именно рост раздражения. Это, скорее, психологическая реакция типа "потому что так легче жить". Но, может быть, эта тенденция вызвана и страхом за будущее своего народа. Кроме этого мы все-таки должны точно знать, о каких именно национальных меньшинствах идет речь. Народы Севера, например, нужно однозначно поддерживать. Они исчезают буквально на глазах».

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, заметил, что приведенные цифры дают пищу для размышлений. «Безусловно, у человека должна быть внутренняя свобода. Заставить любить чужую культуру и обычаи его нельзя – но можно привить понимание того, что он является представителем народа, входящего в семью народов. Так было в Российской империи. Империя, собственно, тем и отличается от иных государственных образований, что принимает в себя народы с их особенностями, обычаями и нравами и, не подавляя их, позволяет жить уже большой народной общностью. Мне кажется, что это имперское сознание утрачивается, а националистическое начинает играть большую роль, что выражается в том, что каждый хочет обособиться, замкнуться и считать свой народ особенным», - сказал он.

«Но мы все-таки должны понимать, что живем в одной стране, и у нас общие интересы, - продолжил пастырь. – Разрушение имперского сознания приведет к тому, что узко национальные образования во внешне агрессивном мире не смогут выжить и утратят свою национальную идентичность. Мне кажется, что нужно говорить о сохранении имперского взгляда на совместную народную жизнь и надеяться, что мы не утратим то, что имели и еще имеем».

Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, заметил, что по динамике приведенных цифр похоже, что «это реакция на то, с чем общество уже столкнулось»: «В те годы еще не было известно, что нас ожидает, если к нам сюда приедет весь Кавказ и представители других народов. А теперь мы воочию убеждаемся, что это совсем даже не здорово. Цифры отражают, увы, уже запоздалую реакцию. И отражают именно раздражение людей на то, что происходит в столице и Центральном федеральном округе. Казалось бы, естественно, что раз люди приехали сюда, то должны как-то ассимилироваться, учиться уважать местные обычаи. Увы, об этом приходится только мечтать. Похоже, мы упустили процесс».

Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич), кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета, считает, что изменение отношения общества к проблеме реальное. «В России, к сожалению, меньше всего прав и возможностей имеет именно титульная нация. Естественно, русских это возмущает. Опыт тысячелетней истории России показывает, что сохранение идентичности народа и народов в ее составе возможно при условии, что на территории, где проживает тот или иной народ, соблюдаются коренные обычаи, уважаются его культура и религия. Это в равной степени относится к поведению русского, например, в Чечне или Дагестане и к поведению чеченца или дагестанца в Центральной России. С одной стороны, государство поддерживает этнические особенности. С другой стороны, и представителям меньшинств следует помнить, что они все-таки меньшинство, которому необходимо подчиняться условиям, в которых живет большинство – чтобы не было никаких конфронтаций и конфликтов. Они происходят именно потому, что кто-то противопоставляет себя большинству. Сохраняя свою идентичность, нужно уважать культурные и религиозные представления других людей. Отношения должны строиться на взаимном уважении», - сказал отец Лаврентий.

«Но все чаще в СМИ и Интернете появляются материалы, свидетельствующие о том, что приезжие из кавказских республик на территории Центральной России заявляют о том, что их культура является главенствующей и им безразлично, во что здесь верят другие, что, более того, все, живущие в России, должны принять ислам и исламскую культуру. Если так будет продолжаться, нам не избежать конфликтов. Необходимо поэтому воспитывать и подрастающее поколение, и взрослых в уважении к религиозным взглядам других людей. Иначе общественное сознание будет склоняться в сторону ужесточения мер по отношению к тем людям, которые не хотят жить по принципам, по которым живет весь мир. И эта тенденция вполне естественная. Общество начинает реагировать на нездоровые процессы, происходящие в стране», - заключил священнослужитель.

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий