itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Годовщина Николая Данилевского и старый спор - принадлежит ли Россия Европе?

0
1292
Время на чтение 8 минут

Сто девяностая годовщина со дня рождения выдающегося русского мыслителя Николая Яковлевича Данилевского в очередной раз всколыхнула старый спор: принадлежит ли Россия Европе или нам суждено идти собственным путём?

Все российские «западники» говорят о том, что мы европейцы, как о вопросе бесспорном и не вызывающем никаких сомнений, - по меньшей мере, со времён Петра Великого. Однако сами европейцы вовсе не спешат признавать нас частью своей многонациональной семьи. Для меня эта проблема со всей очевидностью обнажилась во время августовских событий 2008 года, которые разразились как раз в тот момент, когда я с группой туристов находился в Польше.

Слова о том, что польская пресса односторонне рассматривала российско-грузинский конфликт, будут звучать слишком мягко. Польские СМИ стенали так, словно русские вторглись в саму Польшу. На первых полосах, целиком посвящённых кавказской драме, аршинными буквами взывали к праведному гневу заголовки типа «Россия забивает Грузию!», дополненные перекошенными от горя лицами плачущих мужчин и женщин. Наибольшую популярность получила фотография жертвы бомбардировок в Гори, напоминающая знакомую с детства картину Пластова «Фашист пролетел». Сомнений в том, кто «первый начал» и вообще «кто виноват», не высказывалось ни малейших. Общую тональность прессы можно было свести к следующей формуле: «Завзятый рецидивист снова взялся за своё... Доколе цивилизованное человечество будет терпеть его выходки?!»

Можно было бы списать эту истерию на старые польские обиды, если бы похожие настроения не царили по всей Европе - разве только выраженные в чуть менее острых тонах и с чуть большим налётом объективизма. Подтвердился нетленный тезис Данилевского: то, что европейцы с лёгкостью прощают «своим», они никогда не прощают «чужим».

Больше того: своим прощают даже заведомо неправое дело и чужим не прощают даже заведомо правое. Так было в девятнадцатом веке, когда простили Пруссии и Австрии немотивированную агрессию против беззащитной Дании и не простили России защиту угнетённых балканских славян от Турции. Так происходит и сегодня, когда западные люди прощают США агрессию против Сербии и агрессию против Ирака, но не прощают России защиту осетин в Цхинвале.

Может быть, кто-то скажет, что Россия слишком сильно «согрешила» против «европейских ценностей», приняв коммунистическую доктрину, и теперь нам потребуется время, чтобы «смыть грех» и доказать лояльность Европе своим «примерным поведением». Доказать, что русские стали хорошими, снова стали «своими»... Но почему-то немцам не пришлось ничего доказывать после Второй мировой войны. Для них были распахнуты двери и в ЕОУС, и в Северо-Атлантический блок, для них разрабатывался «план Маршалла», и не чинилось никаких препятствий к перевооружению бундесвера. Немцы были приняты в «Европейский дом» мгновенно, будто не было ни Освенцима, ни Ковентри, ни операции «Гельб».

Здесь бессмысленно что-то доказывать. Свои остаются своими, даже если они серьёзно «проштрафились». Чужие будут чужими, в какие бы поддавки а-ля Ельцин и Козырев они ни играли.

Идеологи отечественного «западничества», которые обласканы в Европе и вроде проходят там за «своих», явно путают персональное восприятие отдельных личностей и коллективное восприятие русских как национальной общности. Поодиночке многих из нас примут в Европу с радостью, но целиком, как сохранивший свою самобытность народ, - никогда. И если мы не всегда замечаем свою «инаковость» и питаем порой совершенно искренние братские чувства к европейцам, то это отнюдь не значит, что европейцы платят нам той же монетой и не чувствуют незримой черты, отделяющей восточную часть континента от западной... Той самой черты, по одну сторону которой лежит собственно «Европа», а по другую - «Россия», два разных мира, две разные цивилизации.

Порой под напором неотразимых аргументов «западник» вынужден бывает признать, что политические интересы России и западноевропейских стран не совпадают. Но это, мол, дело правителей и дипломатов, а какое отношение имеют подобные различия к рядовым гражданам? «Ведь культурно-то, культурно - мы абсолютные европейцы!» А раз культурная основа общая, то нивелировка политической надстройки - дело времени. Примерно так рассуждают и Алексей Арбатов в своём геополитическом манифесте «Уравнение безопасности», и Борис Межуев на круглом столе телеканала «Культура», посвящённом 190-й годовщине Н.Я. Данилевского.

Культурная близость русских с европейцами действительно налицо. Особенно если мы говорим о художественной культуре, которая в нашем сознании нередко заменяет понятие «культура» вообще, хотя фактически является всего лишь наиболее яркой её гранью. В самом деле, наши литература, драма, балет, живопись построены примерно по тем же принципам, что и европейские. Мы с удовольствием читаем европейские книги, а в Европе ценят русских авторов. В какой-то степени можно даже говорить о вторичности русской художественной культуры, о её европейском ученичестве, о байроновских мотивах в творчестве Пушкина и Лермонтова, об итальянской школе в русской живописи и архитектуре и т.д. И хотя ученики нередко превосходили своих учителей, родственная культурная связь, художественное преемство здесь прослеживается бесспорно.

Однако близость вкусов и интенсивный творческий обмен между русскими и европейцами отнюдь не доказывают нашей культурной идентичности. В конце концов, мэтр японского кинематографа Акиро Куросава тоже вдохновлялся сюжетами Шекспира, а классик индийского трагического рассказа Мульк Радж Ананд даже образование получал в Лондоне. Между Японией и Европой, между Индией и Европой существует интенсивный творческий обмен и взаимное признание художественных произведений, - но это не повод говорить о тождестве японской или индийской культуры с европейской.

Думаю, апологеты «западничества» будут обескуражены и даже отчасти возмущены таким вполне логичным выводом, что «русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы, или даже в чуть большей». Да, в конце концов, все мы люди, обитатели планеты Земля, потомки Адама и Евы, создания Божьи, и у нас не может не быть общих культурных ценностей и общих художественных вкусов. Но, выделяя европейцев из всего человечества, мы автоматически вводим критерии, которые не позволяют русским быть безоговорочно выделенными в той же группе, ибо различия чересчур очевидны.

Даже прямое переложение европейских фабул в русский художественный контекст буквально вопиёт о коренном культурном несовпадении. Не надо далеко ходить за примерами, довольно взглянуть на римейки детских сказок: «Приключения Пиноккио» Карло Коллоди и «Приключения Буратино» Алексея Толстого, «Удивительный волшебник страны Оз» Фрэнка Баума и «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова. Очевидно, что они различаются более радикально, чем известный образец художественного подражания в японско-западных культурных связях: «Семь самураев» и «Великолепная семёрка»! Если «плагиат» русских писателей воспринимается нашими детьми и родителями на ура, то оригиналы зачастую отторгаются, а некоторые их фрагменты кажутся не вполне уместными для детского возраста. Нет ничего удивительного в том, что на российском книжном рынке «Изумрудный город», при всём нашем пиетете перед западной продукцией, безраздельно доминирует над «Страной Оз», а на книжных рынках Западной Европы, где сказка Волкова издаётся в английском и немецком переводе, наблюдается обратная ситуация.

Различия двух миров легко обнаружить не только в детской литературе, но и во вполне взрослой классике. Русская муза не породила ни одного знаменитого героя, подобного сверхпопулярному графу Монте-Кристо. По существу, роман Дюма - это ода всемогуществу денег, с помощью которых оклеветанный герой мстит за отнятую молодость. Метафизическая пропасть между графом Монте-Кристо и князем Мышкиным - яркая иллюстрация культурных различий между Западом и Россией. И даже если признать, что фабула «Идиота» коренным образом отличается от сюжета «Монте-Кристо» (какое уж тут сходство!), то ведь и оказавшийся в весьма схожих с Эдмоном Дантесом обстоятельствах русский мститель Владимир Дубровский ведёт себя совершенно иначе, и роман Пушкина утверждает совсем иные, отличные от Дюма, ценности. «Дубровский» - скорее ода всемогуществу нравственного долга, который, как и в «Евгении Онегине», проявляется вопреки материальным и чувственным мотивам.

Если люди, утверждающие, что русская культура является по сути европейской культурой, обнаружат в отечественной литературе роман, где воспевается месть обидчикам с помощью сказочного богатства - роман, который стал бы бестселлером, а его главный герой - национальным образцом для подражания, - я, пожалуй, признаю их правоту. Но у нас-то национальными героями стали Рахметов, спавший на гвоздях; Дубровский, опустивший пистолет перед лицом обвенчанного с любимой девушкой соперника; Тёркин, скромно признающий свою окопную вшивость... Не возникает в русском культурном пространстве обаятельных героев-миллиардеров, даже таких далёких от морального образца, как драйзеровский Каупервуд. Если ключевой фигурой для западного литературы становится Сверхчеловек, возвеличивший сам себя, то для русской - простой человек, возвеличивающийся благодаря своей верности Сверхидее.

В ХХ веке культурные различия двух миров нашли отчётливое политические выражение. Эпоха тоталитаризма породила антагонистические, полярные общественные конструкции в России и в Западной Европе. Противостояние фашизма и коммунизма - это новая, тоталитарная схизма европейского континента, почти точно повторяющая контуры Великого раскола 1054 года. Нетрудно убедиться, что в борьбе этих идей почти все народы православной традиции склонялись к коммунизму, а народы западнохристианского мира - к фашизму.

Так, русские, восточные украинцы, белорусы, грузины в массе поддерживали разного рода социалистические учения (от большевизма Ленина до анархизма Махно и меньшевизма Церетели), а галичане и народы Балтии вдохновлялись преимущественно идеями нацизма. В Югославии социализм установился без серьёзной помощи извне, а Польше был навязан исключительно силой советских штыков. Греческий социализм не состоялся благодаря аналогичному вмешательству британских штыков. Народы этнокультурного пограничья, связанные одновременно и с Востоком, и с Западом - венгры, румыны, - проявляли наибольшие колебания, их судьба буквально качалась на весах.

Возможно, православного патриота покоробит такая аналогия. Многие из нас категорически отрицают органическую связь социализма с Православным миром, как европейские либералы категорически отрицают органическую связь фашизма с Западной цивилизацией. И тем, и другим события первой половины ХХ века кажутся неким непредвиденным отклонением от нормы, мутацией национального духа. Тем не менее, подобные отклонения были вполне закономерными. Русский социализм с материалистической грубостью пытался воплощать вековые православно-христианские идеалы: общинности, нестяжательства, соборного единства, послушания, братства народов вокруг некой высшей ценности. И немецкий нацизм, как бы ни отмежёвывались от него западные демократии, весьма педантично следовал старой европейской традиции. Политика Гитлера в отношении славян и евреев отличалась от политики англичан, французов, португальцев и других западных колонизаторов только технологически и организационно. Никаких качественных идейных изменений в принципы европейской колонизации германские фашисты не внесли.

То, что большинство современных европейцев и слышать не хочет о Гитлере (как большинство современных русских - о Ленине), не отменяет пройденного нами исторического этапа, подчеркнувшего мировоззренческую несхожесть двух миров. Вступление наших цивилизаций - России и Европы - в новый исторической возраст выявляет новые закономерные различия.

Эти различия не стоит абсолютизировать, полагая две части континента извечными непримиримыми антагонистами. Но их также невозможно не учитывать: при планировании внутренних реформ, при строительстве внешних союзов, при формировании собственных представлений о мире. И потому учение Н.Я. Данилевского о культурно-исторической обособленности России и Европы (взятое не в качестве догмы, а в качестве исходной посылки для размышлений) по сей день остаётся актуальным.

Владимир Тимаков, депутат Тульской городской думы

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

51. Ответ на 27., Владимир Петрович :

Да и в русских сказках бывало отвозили деток в лес, но только один существенный факт- НИКОГДА НЕ ДЕЛАЯ ЭТО ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ.

Сказки есть сказки. В них мировоззрение языческое. Мы знаем, в основном, то, что прошло фильтр цензуры (царской и советской), а также то, что востребовано современными представлениями о воспитании детей. А в темноте народного бытия может быть разное. Вот Вам например зачин украинской сказки "Дед и рак": "Жили-были дед да баба; жили они у моря, детей у них не было. Наловит, бывало, дед рыбы, баба нажарит, поедят, да еще и останется. Вот она и жалуется: - Были бы у нас детки, остаточки бы и поели. И пошли они к какой-то бабке, и помогла она им так, что оказалось у них двое деток. А как детки появились, почти перестала рыба ловиться; что дед ни поймает, баба нажарит, детей накормит, сами поедят остаточки, да и сидят голодные. Они опять жаловаться: - Как не было детей, было что и поесть, а теперь сидим голодные. Бог и прибрал детей. А когда прибрал, то и вовсе перестала рыба ловиться." Вроде бы Бог вразумляет. Ан, нет, сказка по-своему поворачивается. Вылавливает дед рака, потом сватает его за царевну, и все в итоге живут счастливо...
Андрей Карпов / 18.12.2012, 09:06

50. автору

Уважаемый автор! Какими Вы видите взаимоотношения России и Европе на этапе вступления в новый исторический возраст? Судя по всему, возраст этот - старость. Это будут два дружный, заразившихся друг от друга беснованием старичка в моразме или один из них все же уйдет в отшельники и остаток жизни посвятит Богу, а не тому, чтобы выслуживаться и веселить Европу, Японию и Израиль? Считаете ли Вы возможным или необходимым железный занавес с Европой?
РодЕлена / 18.12.2012, 06:41

49. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Субъект, про сказочных - от короля Артура до Карлсона)
рудовский / 17.12.2012, 22:43

48. Ответ на 43., Владимир Петрович:

ОФинн стучит ментам о превышении скорости, а я мигаю фарами предупреждая гонщика об опасности. И я и он в чем плохи и в чем-то хороши, но что самое главное- разные.

На самом деле, вы здесь явно нехороши, а финн - прав. Гонщик на дороге общественно опасен. Финн это понимает, а вы - нет. Отчасти (но только отчасти) вас извиняет тот факт, что среди наших ментов слишком много таких, кто занимается вымогательством вместо поддержания безопасности и порядка на дорогах.
Субъект / 17.12.2012, 21:36

47. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Владимир Петрович, а вообще я не понимаю, о чем тут говорить... В вашем национальном коде нормально, когда родители по прихоти посылают на смерть детей, и нормально, когда люди не сражаются за свободу... Если честно, у меня только один вопрос: что же за национальность это такая?
рудовский / 17.12.2012, 21:03

46. Re: Владимир Тимаков: «Русские - это европейцы, в той же степени, как индусы или японцы...»

Финн стучит ментам о превышении скорости, а я мигаю фарами предупреждая гонщика об опасности. (c) стучит? или, тратя свое личное время и проявляя гражданскую позицию, останавливается у поста и сообщает компетентным органам о том, что на трассе, возможно, находится невменяемый (пьяный? находящийся под действием наркотических веществ?) и уж точно опасный человек (не сбегающий ли преступник?)? И причем тут финны вообще? Что в Финляндии, что в Эстонии ездят очень аккуратно, всегда пропускают пешеходов и (вроде бы) всегда соблюдают скоростной режим. А в Москве? Из-за кортежей так называемых важных лиц огромные проспекты стоят в пробках - весьма показательно. Из-за безалаберности люди ночуют на трассах - снегом завалило. Из-за бешеных представителей "золотой молодежи" в пятницу и субботу по ночам в центре надо ездить очень аккуратно. А уж про количество инцидентов мелкого хамства (подрезал, резко затормозил, нарочно не пропустил, нарочно долго сигналил и пр.) в любое время суток и говорить не приходится. Вот где реально хорошо водят, так это в Сингапуре... Кстати, далеко не православном мегаполисе. А то, что ирландские или немецкие сказочки отличаются от русских, я и так знал, спасибо :)
рудовский / 17.12.2012, 21:01

45. Ответ на 41., рудовский:

Я не понял: вы про сказочных персонажей или про реальных?
Субъект / 17.12.2012, 20:59

44. Ответ на 42., Владимир Петрович:

Тогда вопрос, как бы вы поступили если бы золотые яблоки воровали бы у В

Вы продолжение-то помните? Коня и царевну Иван-царевич ворует у совершенно не причастных к делу о Жар-птице царей.
Субъект / 17.12.2012, 20:58

43. Ответ на 41., рудовский:

Опять комментарий не пропустили...Субъект, я имел в виду, что на каждого плохого героя находился положительный персонаж, причем злые/добрые люди могли быть любого сословия и иногда даже разных национальностей (хотя, естественно, чужеземцы часто изображались как злодеи - что у нас, что в Европе).Поэтому говорить о том, что успешная подлость в Европе одобряется, просто глупо.

Глупо?! Согласитесь-это не аргумент. Наблюдение о особенностях Европейского менталитета на основание созданного им эпоса и сказок, это не мое открытие, но я полностью такое мнение разделяю. Угодно с ним не соглашаться, пожалуйста, но следует иметь ввиду что имеется такое мнение и не одинокое. Я бы даже добавил профессиональное. Отбросив "подлость" если это Вам так неприятно, надо согласиться с тем, что особенность все же имеется (в сюжетах и повествованиях) и это особенность различна у нас и у них. Разница в подходе прослеживается до нашего времени. Финн стучит ментам о превышении скорости, а я мигаю фарами предупреждая гонщика об опасности. И я и он в чем плохи и в чем-то хороши, но что самое главное- разные.

42. Ответ на 40., Субъект:

таким образом, любезный субъект, Иван Царевич пытается восстановить справедливость Владимир Петрович, что же это за справедливость такая интересная, что она может быть "восстановлена" путем краж коней и дочерей у совершенно непричастных к делу людей и беззастенчивого обмана?

Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном. И был у царя сад великолепный; росла в том саду яблоня с золотыми яблоками. "Стал кто-то царский сад посещать, золотые яблоки воровать. Царю жалко стало свой сад." Помните как сказка начинается. Тогда вопрос, как бы вы поступили если бы золотые яблоки воровали бы у Вас?
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Тимаков
«Единственная великая держава мира, возникшая на "Трудной земле"»
Нам нужны духовная и организационная мобилизация, чтобы не превратиться в периферию иных центров силы
23.01.2024
Общество стало всерьёз обсуждать тему абортов
Об итогах 2023 года, тяжёлой демографической ситуации и прогнозах на будущее
22.12.2023
Человеческие жизни важнее экономического благополучия
По данным Росстата, к 2030 году население России без учёта новых регионов может сократиться на 3 млн. человек
12.10.2023
Перед нами византийский призрак схлопывания Империи
О главных причинах демографического кризиса и способах его преодоления
31.05.2023
Европа расколота на две части по отношению к семье
Линия Хайнала - брак, рождаемость и гендерное мироззрение
24.02.2023
Все статьи Владимир Тимаков
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 06:42
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04