Последние рубежи России

Писатель Сергей Сокуров о значении войны и победы для русской истории

Как-то я задумался над вопросом, какие события в истории России произвели самое сильное впечатление на народное сознание, оказали на него наибольшее воспитательное действие, возвысили до предельной высоты общую душу множества людей, называвших Отечеством одну и ту же часть земли. Чем (при взгляде окрест и в глубину прошедшего времени) могли больше всего и по праву гордиться мои соотечественники старших поколений и можем гордится мы, ныне живущие? Какие из памятных дней минувших были насыщены в наибольшей степени силой нравственного очищения нации?

Ответивший мне внутренний голос вначале испугал. Ибо каждый, с кем я поделюсь услышанным, наверняка обвинит меня в кощунстве. Ведь в ответе прозвучало страшное слово… война (!). Конечно, под рукой сразу оказалась оговорка: не о всякой войне речь. Тому внутреннему «запросу о самом-самом» отвечала война особая; точнее сказать, две особые войны в промежутке тринадцати, примерно, десятилетий. Те «особости» определялись священным понятием отечественная, которое подразумевает благородную жертвенность и загодя прощает все кровавые грехи её участников со стороны, подвергшейся нападению. Но война есть война. И победные ощущения выживших в ней омрачаются понесёнными потерями. Это радость со слезами на глазах. Однако слёзы уцелевших придают не просто трагизм пережитому событию; этим трагизмом укрепляется память о нём; будто окроплённое святой водой, оно обретает высшую национальную ценность.

Какой-нибудь швейцарец или швед, приятно утомлённый мирной пресыщенностью, по меньшей мере, двух веков, с наибольшей вероятностью, полагаю, наивысшим достижением своей страны назовёт достигнутую комфортность жизни. Это, по отношению с традиционно дискомфортной, не избалованной покоем России, - противоположный полюс, так сказать. А между ними находятся на своих территориях иные языки. Если провести опрос народов мира, что назвать их основным, наиболее громким, вызывающим самоуважение делом на историческом пути, одни назовут мореплавание, другие - изобретение бумаги, третьи - постройку пирамид, четвёртые - торговлю, которая, по словам Чемберлена, следует за флагом. Найдутся такие, кто предметами национальной гордости считают футбол, карнавалы, самостiйне сало, шляхетский гонор, хоккей, бумеранг, математику, корриду, гласные буквы в алфавите… Словом, в той или иной близости от истины, каждый назовёт своё «самое-самое», отвечающее взглядам опрашиваемого на предназначение своего народа.

Русский человек, недолго думая, скорее всего назовёт защиту Отечества. Кто-то из наших известнейших историков, кажется, С.М.Соловьёв подсчитал, что русский народ за свою историю находился в состоянии войны гораздо чаще, чем наслаждался преимуществами мира. Прилагаю к сказанному стихотворную иллюстрацию из «Историады»: 

Был русский бит за тысячу сто лет

не раз. И бил нередко супостата.

На их плечах объехал белый свет,

в Берлине также побывал когда-то.

И вот опять знакомый вид - Берлин,

столица мировая всех руин.

 

Рукой подать до мрачного Рейхстага,

да долог путь сквозь пламя, сталь и кровь

по трупам белокурых бестий с флагом

победы века. А верней - веков.

Страданья все, все неудачи, беды

списал народ одной такой Победой.

Провидением выпало нам людное, суматошное место на перепутье евразийского материка, излюбленные гульбища переселявшихся народов и неистовых завоевателей. Кто только не шлялся здесь, проникая в самое сердце страны и по окраинам, с огнём и мечом: Аттила, Чингиз, Батый, Мамай, Тамерлан, Гиреи, Баторий, Ходкевич, Карл XII, Наполеон. Сунулся было с союзниками ещё один Бонапарт, «маленький племянник большого дяди», да застрял в Севастополе. Хуже Батыя оказался «просвещённый» немец, Гитлер. У нас тоже были блестящие полководцы, но ни одного из них нельзя поставить в перечисленный ряд, ибо ни князья Александр и Дмитрий, ни умудрённые «наукой побеждать» Суворов и Кутузов, ни императоры Пётр и Александр Благословенный не были завоевателями. Они возвращали своё, предками потерянное, и отгоняли зарвавшегося неприятеля в его пределы. Возвращаясь из Парижа, русские не унесли с собой ни частицы Франции, наоборот, заплатили разрушителям Москвы, грабителям на Смоленской дороге, за постой – небывалая в мировой истории «контрибуция». Первый наш «визит» в Берлин, в 1759 году, не стоил Фридриху Великому (ещё одному несостоявшемуся по отношению к России завоевателю) ни бруска берлинской мостовой. Правда, фашистская Германия поплатилась Кёнигсбергом, но это была малая плата за большую кровь. Если вычесть Старший жуз и Среднюю Азию (включение их в империю – особый процесс, на завоевания англичан в Азии не похожий), все территориальные приобретения великих князей, царей, императоров, большевистских вождей происходили не путём завоевания коренных народов, а отъятием смежных земель у завоевавших их чужаков - турок, крымчаков, наследников золотоордынских владык, ханов Синей орды, манчжуров, шведов, ливонских рыцарей, поляков, румын, венгров, даже немцев (ибо Пруссия – не этническая немецкая земля).

Можно сказать, русские лишь переводили дух между сражениями и военными походами, хороня павших, восстанавливая порушенное и, как в вечном дозоре, оглядываясь по сторонам в ожидании новой беды. Поэтому и торжество своё над врагом назвали состоянием по беде – победой. Важно для самоощущения русского человека и то, что, повторяю, шёл он, как правило, на войны оборонительные, защитные от агрессора или направленные на предупреждение, иногда дальновидное, агрессии. Оттого наши предки и мы, живые, по преимуществу защитники. Причём, всем «мiромъ» - мужчины, женщины, подростки, юноши и девушки всех сословий, ибо у воюющей страны фронт повсюду: в каждом граде, селении, на хлебном поле, в мастерских, в научных учреждениях.

Работая над настоящим сочинением и, как обычно, сомневаясь в истине излагаемого, я неожиданно обнаружил в «Литературном вечере» И.Гончарова созвучие с моими мыслями. Вот послушайте: 

«Когда все тихо, покойно, все, как муравьи, живут, работают, как будто вразброд; думают, чувствуют про себя и для себя; говорят, пожалуй, и на разных языках; но лишь только явится туча на горизонте, загремит война, постигнет Россию зараза, голод — смотрите, как соединяются все нравственные и вещественные силы, как все сливается в одно чувство, в одну мысль, в одну волю — и как вдруг все, будто под наитием святого духа, мгновенно поймут друг друга и заговорят одним языком и одною силою! Барин, мужик, купец — все идут на одну общую работу, на одно дело, на один труд, несут миллионы и копейки... и умирают, если нужно — и как умирают! Перед вами уже не графы, князья, не мещане или мужики – а одна великая, будто из несокрушимой меди вылитая статуя – Россия!».

Пусть эти слова написаны более века тому назад, они, будем надеяться, до последней запятой применимы к сегодняшнему дню. Правда, патриотически настроенных графа, князя, купца ныне не сыскать (их заменили иные бары – олигархи, почти сплошь – космополиты), но, надеюсь, не оскудела Земля Русская мужиками и равными им во всём бабами, способными отстоять Отечество, последние рубежи которого давно определены – редут Раевского, Мамаев курган…

Сергей Анатольевич Сокуров, писатель, публицист, Москва

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

8. Re: Последние рубежи России

Но готов ли наш соотечественник к войнам нынешнего века? Враг не придёт с мечом. Он уже пришёл - с культурной деформацией. Не надо завоёвывать политически, надо сделать, чтобы здесь - в России - было также как там - на Западе. Вот, например, такой штрих. Реклама курсов английского языка говорит: выучи английский, и добьёшься успеха. И ведь не врут. Найти работу (высокооплачиваемую) англоговорящему проще. Собственная наша культура не обеспечивает успеха. Это как?

Андрей Карпов / 14.12.2012

7. Токареву и изумлением перед Монбланом исторических знаний

Можно и так, любезный комментатор: завоевать, обороняясь. Например, Кенигсберг в ответ на временную потерю огромной территории в 1941-42 гг. Расширяясь по 1/6 части Евразии, Россия "классически" завоевала только незначительную её часть (Кокандское и Хивинское ханства, Бухарский эмират, ряд др. мелких гос. самостоятельных образований). Другие территории ОТВОЁВЫВАЛА у тех или иных захватчиков (Молдавию у Турции, Финляндию у Швеции, Правобережье Малороссии у Польши...) или приобретала по соглашению с вассалами др. владетелей, по соглашению с племенными вождями, которым безопасней и экономически выгодней было находится под рукой государя большой сильной державы, чем терпеть притязания слабосильного, жадного соседа. Но основную часть владений Россия приобрела путём крестьянской и казацкой колонизации земель, находившихся в догосударственной стадии. Об этом я подробно писал в статье, кажется, "Зависимая Россия", опубликованной здесь. Г-н Токарев, Вы повсюду демонстрируете нелюбовь к своему Отечеству, как можете. Но, чтобы делать это на исторической основ,е недостаточно знаний начальной школы. А у ас они на этом уровне, во всяком случае, пр предмету "История". Успеха Вам в ликвидации малограмотности!Сокуров.

енисей / 14.12.2012

6. Важно для самоощущения русского человека и то, что, повторяю, шёл он, как правило, на войны оборонительные

Важно для самоощущения русского человека и то, что, повторяю, шёл он, как правило, на войны оборонительные +++ так, обороняясь, русский человек завоевал 1/6 часть Земли

Токарев / 13.12.2012

5. Ответ на 1., Славянофил:

А сограждане мои именно такие, какими они и должны были стать, чтобы порвать любого, кто попробует их покорить? +++ да уже покорили, отдыхай

Токарев / 13.12.2012

4. Ответ на 3., Тарас Бульба:

Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою. +++ сам сочинил ?

Токарев / 13.12.2012

3. Родина - мать, умей за нее постоять.

Отчизне послужим в бою за честь и свободу свою.

Тарас Бульба / 13.12.2012

2. Славянофилу

То, что Вы, уважаемый Славянофил, поместили в комментариях, - это уже статья; ну, хорошая заготовка к ней. Обязательно разработайте малость, и -сюда, в печать. На страничку-полторы, не больше. Успеха! Ваш, Сокуров.

енисей / 13.12.2012

1. Не было бы счастья ...

Спасибо, Сергей Анатольевич, за ясность и простоту мысли. Ну и цитата, конечно великолепна. Хочу добавить лишь пару слов, о странном чувстве, которое посетило меня несколько дней назад. Я оказался среди большого количества русского народа в огромном торговом комплексе. Люди неторопливо и угрюмо двигались со своими тележками, набирали товары, стояли в очередях в кассы. Обычно, это зрелище меня очень угнетало, я как-то не мог допустить, что происходящий вокруг праздник потребления и есть то, что составляет счастье нашего народа. Но в это раз я вдруг понял, что с народом русским, за последние 20 лет, произошло совсем не то, что планировали его враги. Да лица мужчин и женщин отрешенные, гордые, самодовольные, порой напряженные, сытые. Да речь грубая, матерная, не интеллигентная. Все это не так, не то, о чем я мечтал, представляя себе русского человека. Но может быть это моя беда? А сограждане мои именно такие, какими они и должны были стать, чтобы порвать любого, кто попробует их покорить? Да сегодня у них передышка, а завтра только тронь их родину, и пожалеют об этом все?

Славянофил / 13.12.2012
Сергей Сокуров:
Голубая дымка
Рассказ
03.07.2019
Россия, семья, родная речь
Утренний экспромт ко Дню России
11.06.2018
Украинские особенности русского и славянского братства
Продолжение «братской темы»*, акт трагикомедии
02.05.2018
Дева России
Стихи
09.03.2018
Все статьи автора