Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«Конец веселья» петербургской культуры

13.12.2012


Денис Миронов-Тверской о реакции общества на скандальную выставку братьев Чепменов в Эрмитаже …

В культурной столице России разгорелся весьма некультурный скандал. В залы Эрмитажа нагрянули сотрудники прокуратуры. Но не с целью приобщиться к прекрасному, а с намерением приобщить результаты своей проверки к многочисленным жалобам петербуржцев, оскорблённых работающей в Эрмитаже с 20 октября выставкой британских художников братьев Чепменов «Конец веселья».

На самом деле весёлого на этой выставке мало. «Конец веселья» - это девять аквариумов, расставленных свастикой. В каждом из них на фоне адских декораций сотни миниатюрных пластмассовых фигурок, которые, как недвусмысленно сказано в официальном пресс-релизе, «неустанно убивают друг друга». При первом же взгляде на это нагромождение изощрённого «игрушечного» садизма неподготовленный зритель рискует сразу впасть в шок.

Дальше - больше. Правда, веселья при этом ещё меньше. Обгорелые совокупляющиеся нацисты. Гитлер-клоун. Разрушенный, заваленный трупами «Макдональдс». Залитое кровью арктическое побережье, на котором белые медведи борются с пингвинами и друг с другом. Обнаженные дети-мутанты с гениталиями вместо лиц. Скелеты, оседлавшие танк со свастикой. Отлитая из бронзы и раскрашенная под пластик скульптура «Смерть», изображающая любовников в позе 69. Парная к ней скульптура «Секс», изображающая привязанные к дереву разлагающиеся трупы. 30 тысяч 5-сантиметровых человеческих фигур в нацистской форме, вовлеченных в оргию насилия - инсталляция «Ад», сообразно своему названию сгоревшая в огне при пожаре на складе (братьев это не смутило, они быстро соорудили еще более жестокий римейк, назвав его «Е***ный ад», Fucking Hell).

Кощунственная выставка в ЭрмитажеСами братья-художники Джейк и Динос Чепмены, выпускники школы Чарльза Саатчи, и не скрывают, что своими работами срывают запреты с того, что всегда считалось в человеческой культуре табу: секс, насилие, уродство, разложение. Их не страшат заигрывания с такими социальными явлениями как фашизм, террор, экстремизм. Инсталляции художников вскрывают тёмные подвалы человеческого сознания и выпускают на волю низменные инстинкты, дают простор первобытному чувству, укрощённому культурой. В качестве своеобразного манифеста их миссии на выставке «Конец веселья» представлены распятые на христианском кресте игрушечный мишка Тедди и Рональд Макдональд.

Однако жители С-Петербурга не поняли «прогрессивных» идей заезжих постмодернистов и в массовом порядке заявили в прокуратуру об оскорблении своих нравственных устоев. «В прокуратуру Петербурга поступило много жалоб, - сказал директор Эрмитажа М.Пиотровский. - Люди считают, что крест осквернён тем, что на выставке к нему приколочены макдональдсовский клоун и плюшевый мишка». При этом директор музея обижено заметил, что «только идиоты могут считать, что это оскорбляет крест, и не понимают, что речь идет о страшном суде, который приходит в наше время».

В настоящее время Эрмитаж пытается оградить братьев-художников от нападок разгневанных горожан и критики консервативных СМИ, обвиняющих Чепменов в разжигании религиозной розни и пропаганде нацизма. Музей и организаторы выставки настаивают на том, что их проект не антирелигиозный, а в первую очередь… антифашистский. Более того - М.Пиотровский даже перешёл в контрнаступление. В одном интервью директор Эрмитажа сводит «Конец веселья» до однозначного политического высказывания: «Тех, кто отрицает антифашистский характер работы Чепменов, можно обвинить в защите нацизма от нападок. Иными словами, такие люди являются проповедниками нацизма».

Это своеобразная логика ещё больше распалила противников выставки двух британцев, которых руководство Эрмитажа объявило едва ли не гуманистами. «Получается, что Эрмитаж привёз глубоко нравственное произведение, почти библейскую аллегорию, - недоумевает интернет-издание Lenta.ru. - Соответственно, те, кого оно возмущает, либо сами глубоко порочны, вот и реагируют как вампиры на солнечный свет, либо, напротив, настолько простосердечны, что стремятся прочесть буквально любое, даже самое благонамеренное, художественное иносказание».

Кощунственная выставка в ЭрмитажеНесмотря на то, что по окончании проверки прокуратура не обнаружила в «Конце веселья» пропаганды экстремизма, именно это обвинение более всего раздосадовало организаторов и участников выставки. Куратор проекта Дмитрий Озерков даже отметил, что жалобщики безграмотно смешивают понятия животворящего креста, распятия и просто крестообразного изображения. То же самое касается и объяснения свастики, в форме которой выставлены витрины. По мнению Д.Озеркова, выставка ориентирована на зрителя, знакомого с фактами истории и принятой трактовкой этих фактов. При этом в Эрмитаже подчеркнули, что музей максимально ограничил возможность доступа на выставку несовершеннолетних, то есть тех, кто не может в силу возраста правильно понять замысел авторов. И экспозиция, и все материалы помечены знаком «18+». Кроме того, выставка «Конец веселья» одобрена… Министерством культуры.

Не дожидаясь, пока их замыслы поймут те петербуржцы, кому за 18, подальше от обвинений в экстремизме уже засобирались сами звёзды брит-арта. Сразу после новогодних праздников их выставка покинет культурную столицу России. На прощание Чепмены отреагировали на визит прокуратуры, не скрывая сарказма: «Мы экстремально сожалеем, что некоторые посетители выставки «Конец веселья» в Эрмитаже были экстремально расстроены. Экстремально грустно получать обвинения в экстремизме. Мы надеемся, что государственный прокурор, назначенный расследовать обвинения в экстремизме, примет наши экстремальные извинения, - заявили они и добавили, очевидно, уже без шуток: И главное - не забыть: в Россию больше ни ногой».

Впрочем, нежелание больше заявляться в пределы России двух деятелей, чьё творчество, по объявлению Эрмитажа, «принадлежит к числу наиболее актуальных проявлений западного современного искусства», вряд ли расстроит петербуржцев. Похоже, сожалеть никто не будет. Разве только М.Пиотровский, который заявил, что претензии горожан к братьям Чепменам свидетельствует о «культурной деградации нашего общества».

Кощунственная выставка в ЭрмитажеОднако, скорее всего, дело совсем в другом. Сомнительные выставки в музеях классического искусства мирового значения, которые участились у нас в последнее время, свидетельствуют о деградации музейной культуры в современной России. Не стала исключением и выставка «Конец веселья». Собранные на ней экспонаты лишь с большой условностью можно назвать произведениями искусства. Явлениями культуры их признать и вовсе невозможно. К тому же далеко не всякое произведение искусства становится явлением культуры.

«Конец веселья» - это очередной вызов антикультуры. Это гримаса, ехидно высунутый язык, плевок в то, что тысячелетиями считалось духовыми сокровищами человечества. Это провокация, попытка сбить с толку неискушённого зрителя, дезориентированного, заблудившегося в многомерном пространстве современной культуры. Нередко подобные провокации удаются. Тогда происходит подмена, искажение или размыв глубинных эстетических ценностей. Отвратительное начинает казаться прекрасным. Дурное - хорошим. Эстетизация безобразного и деморализация нравственного - в этом и есть лукавая прелесть «Конца веселья». Печально, что жертвой для очередных арт-опытов снова стал С-Петербург, а «лабораторией» величайший музей мира.

Вместе с тем «Конец веселья» явственно обнаруживает ещё одну проблему современного Санкт-Петербурга - практически полное отсутствие культурной политики в городе, именуемом культурной столицей России. После скандального ухода Дмитрия Месхиева в отставку с поста главы комитета по культуре С-Петербурга, это ведомство остаётся формально бесхозным. Вместе с тем петербургский губернатор Георгий Полтавченко не торопится назначать нового главу Комитета по культуре. Об этом градоначальник сказал журналистам на Первом международном культурном форуме 10 ноября 2012 г. Тогда Полтавченко спросили, когда будет назначен председатель комитета, на что он ответил вопросом: «А что, по-вашему, комитет по культуре плохо работает?» И сразу сам дал ответ: «Суть не в том, кто возглавляет комитет, а как он работает. Он работает неплохо». Однако выставка «Конец веселья» ставит под сомнение этот оптимизм.

Денис Миронов-Тверской, писатель, заместитель директора фонда «Миротворец», Санкт-Петербург


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 7

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. Антоний : Ответ на 5., Дмитрий 988:
2012-12-14 в 01:21

Для этого надо перечитать книгу князя Евгения Николаевича Трубецкого «Умозрение в красках»:


Читал эту работу.

А здесь http://goo.gl/kKPKM об одной из картин Рубенса - «Похищение дочерей Левкиппа» размышляет выдающийся современный русский искусствовед и популяризатор искусства Владимир Лаврович Смирнов. Очень рекомендую прочесть всю его книгу "Язык и секреты живописи". Она выложена там же на сайте. Оглавление в верхнем левом углу.
6. Антоний : Ответ на 4., Славянофил:
2012-12-13 в 23:50

Мы слишком медленно дичаем, мы еще хотим оставаться мужчинами и женщинами, рожать детей, возделывать землю, хотя нам все труднее настаивать на этом. Если Вас не убеждают слова, то Вас не убедят и цифры.


Да, вот если бы побольше у нас было Нестеровых, Суриковых, Ивановых, Левитанов, Пушкиных, Достоевских... - давно бы уже догнали и перегнали Европу по одичанию!
5. Дмитрий 988 : Re: «Конец веселья» петербургской культуры
2012-12-13 в 23:38

Весь ужас деградации «современной культуры» можно наглядно осознать на примере древнерусской религиозной живописи, которая отражала смысл жизни наших православных предков. Для этого надо перечитать книгу князя Евгения Николаевича Трубецкого «Умозрение в красках»:
«…Шопенгауэру принадлежит замечательно верное изречение, что к великим произведениям живописи нужно относиться как к Высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы сами первые с ними заговорили; вместо того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с нами заговорить. По отношению к иконе это изречение сугубо верно именно потому, что икона - больше чем искусство. Ждать, чтобы она с нами заговорила, приходится долго в особенности ввиду того огромного расстояния, которое нас от нее отделяет.
Чувство расстояния, это - первое впечатление, которое мы испытываем, когда мы осматриваем древние храмы. В этих строгих ликах есть что-то, что влечет к себе и в то же время отталкивает. Их сложенные в благословение персты зовут нас и в то же время преграждают нам путь; чтобы последовать их призыву, нужно отказаться от целой большой линии жизни, от той самой, которая фактически господствует в мире.
В чем же - эта отталкивающая сила иконы и что собственно она отталкивает? Я в особенности осязательно это понял, когда, после осмотра икон в музее Александра III в Петрограде, я случайно слишком скоро попал в Императорский Эрмитаж. Чувство острой тошноты, которое я испытал при виде Рубенсовских вакханалий, тотчас объяснило мне то самое свойство икон, о котором я думал: вакханалия и есть крайнее олицетворение той жизни, которая отталкивается иконой. Разжиревшая трясущаяся плоть, которая услаждается собою, жрет и непременно убивает, чтобы пожирать,- это то самое, чему прежде всего преграждают путь благословляющие персты. Но этого мало: они требуют от нас, чтобы мы оставили за порогом и всякую пошлость житейскую, потому что «житейския попечения», которые требуется отложить, также утверждают господство сытой плоти. Пока мы не освободимся от ее чар, икона не заговорит с нами. А когда она заговорит, она возвестит нам высшую радость-сверхбиологический смысл жизни и конец звериному царству.
Радость эта выражается нашим религиозным искусством не в словах, а в неподражаемых красочных видениях. Из них наиболее яркое и радостное - то самое, в котором раскрывается во всей своей полноте новое жизнепонимание, идущее на смену зверопоклонству - видение мирообъемлющего храма. Здесь самая скорбь претворяется в радость…
… Эта архитектура есть вместе с тем и проповедь: она возвещает собою тот новый жизненный стиль, который должен прийти на смену стилю звериному: она представляет собою положительную идейную противоположность тому биологизму, который утверждает свое безграничное господство над низшей природой и над человеком. Она выражает собою тот новый мировой порядок и лад, где прекращается кровавая борьба за существование и вся тварь с человечеством во главе собирается во храм…»
http://az.lib.ru/t/t..._e_n/text_0030.shtml
Раскрывая духовный смысл русской древней иконы и архитектуры православных храмов, Е.Н. Трубецкой помогает нам вновь вернуться к вопросу о смысле жизни, осознать глубину падения нашего общества и разобраться в вопросах, кому служит «современное искусство» и их апологеты в лице Пиотровского и ему подобных.
4. Славянофил : Для Антония
2012-12-13 в 19:06

Вы правы, Антоний , хотя Вам такое положение и представляется парадоксальным. Процесс, в который мы оказались вовлечены, судя по его результатам есть чистая духовная деградация. Но Россия все время отстает от передового Запада, за что ее и укоряют. Мы слишком медленно дичаем, мы еще хотим оставаться мужчинами и женщинами, рожать детей, возделывать землю, хотя нам все труднее настаивать на этом. Если Вас не убеждают слова, то Вас не убедят и цифры. В абсолютным цифровом выражении деградация человечества еще яснее. За 20 век, люди уничтожили больше своих братьев и сестер, чем за всю предыдущую историю.
3. Антоний : Re: «Конец веселья» петербургской культуры
2012-12-13 в 16:57

И сразу сам дал ответ: «Суть не в том, кто возглавляет комитет, а как он работает. Он работает неплохо». Однако выставка «Конец веселья» ставит под сомнение этот оптимизм.


А разве директор Эрмитажа подотчётен комитету по культуре Санкт-Петербурга?
2. Антоний : Ответ на 1., Славянофил:
2012-12-13 в 15:41

По мне так вся экспозиция Эрмитажа может быть смело истолкована, как путь духовной деградации Западно-Европейской Цивилизации. И в таком контексте "шедевры Чепменов" - логический финал.


Вся экспозиция Русского музея и Третьяковской галереи может быть смело истолкована как позорный путь духовной деградации России. И в таком контексте "шедевры" Гельманов, Шиловых, Никасов Софроновых, Глазуновых - логический финал.
1. Славянофил : О чем спич?
2012-12-13 в 15:02

" «Конец веселья» - это очередной вызов антикультуры. Это гримаса, ехидно высунутый язык, плевок в то, что тысячелетиями считалось духовыми сокровищами человечества. "
Дорогой Денис, по мнению директора музея, Ваше статья также доказывает "глубокую культурную деградацию", то есть спор перешел в фазу: "Дурак - сам дурак". Стоит ли спорить на таком уровне?
Гораздо интереснее было бы разобраться в том, что Вы называете "духовными сокровищами человечества" , и есть ли оные в Эрмитаже? По мне так вся экспозиция Эрмитажа может быть смело истолкована, как путь духовной деградации Западно-Европейской Цивилизации выраженный в живописи, скульптуре, предметах быта, археологических артефактах. И в таком контексте "шедевры Чепменов" - логический финал. Полное и завершенное выражение конца ожиревшей и осатаневшей души Западного мира. И не надо запрещать видеть это молодым людям, просто надо четко и ясно объяснить им, что именно они видят, свидетелями чего оказались, родившись в 21 веке.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме