Митрополит Иларион: «Высшая школа — одна из важнейших площадок для встречи богословия и других наук»

Председатель ОВЦС выступил на совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества»

0
258
Время на чтение 6 минут
28 ноября 2012 года председатель ОВЦС, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион выступил с докладом перед участниками Патриаршего совещания «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества», сообщает Патриархия.Ru.

В своем выступлении он остановился на взаимодействии богословия с другими научными дисциплинами, о котором Святейший Патриарх говорил как об одном из важнейших условий православного свидетельства в сфере культуры, науки и образования.

«Богословие — в лице конкретных богословов — всегда взаимодействовало с различными науками: прежде всего с философией, которая издревле считалась строгой наукой, а также и с другими областями человеческого знания, в том числе естественнонаучного. В древности, в ту эпоху, когда формировалось само церковное богословие, такое взаимодействие было очень интенсивным», - отметил архиерей.

По его словам, «в Новое время, когда происходила секуляризация науки — о чем говорил Святейший Патриарх — и когда все больше усиливалась научная специализация, богословие (как, впрочем, и философия) постепенно становилось лишь одной из областей мысли и знания». «И хотя многие великие ученые были одновременно богословами (а сегодня есть богословы, которые одновременно являются выдающимися учеными), в наше время доминирует дифференциация научных специальностей, иногда доходящая до почти радикального их разобщения», - продолжил он.

«В результате взаимодействие богословия с другими науками стало в определенном смысле односторонним. Сегодня во многих богословских дисциплинах — например, в библеистики, патрологии, истории Церкви, истории христианского искусства — происходит естественное взаимодействие с различными светскими науками: с историей философии и искусства, с языкознанием и со многими другими», - отметил митрополит.

«Когда мы сегодня говорим о необходимости взаимодействия богословия и науки, - продолжил владыка, - то речь идет прежде всего об открытой и взаимно ответственной встрече, в которой активное участие принимают обе стороны. Такое взаимодействие может происходить в разных формах: в форме диалога с целью взаимного узнавания и соотнесения позиций; в форме общей дискуссии по какой-то конкретной теме; в форме совместных исследований».

Не менее важным, по словам митрополита Илариона, на нынешнем этапе является и просто знакомство друг с другом, с содержанием и достижениями богословия, с одной стороны, и различных наук, с другой. Но знакомство именно – «из первых рук», в непосредственном общении, а не через тексты и прочий безличный «материал», который всегда можно понимать и толковать по-разному, подчеркнул он, приведя ряд примеров такого диалога и сотрудничества богословов и ученых.

Обращаясь конкретно к теме «Теология в вузе», владыка высказал следующие соображения. «Вуз — это прежде всего учебное заведение. Однако обучение, отчужденное от научно-исследовательской деятельности, всегда превращается в рутину. Как подчеркнул Святейший Патриарх, учебный и исследовательский компоненты должны находиться во взаимосвязи и усиливать друг друга. Всем известно, что самые влиятельные профессора – это действующие и результативные ученые. Без причастности к пафосу, к энтузиазму, которые питают любое научное исследование, "грызть гранит науки" скучно. Поэтому присутствие богословия в светском вузе никоим образом нельзя сводить просто к внедрению каких-то богословских курсов в общую учебную программу гуманитарного цикла или к созданию отдельного, замкнутого на свою специфику религиозного образовательного компонента», - продолжил он.

«Высшая школа — это одна из важнейших площадок для встречи богословия и других наук, для их плодотворного взаимодействия и взаимного обогащения. Такая встреча дисциплинирует наше богословие, поскольку ориентирует его на высокие академические стандарты научного исследования и научной дискуссии. Одновременно такая встреча разрушает стену между светской наукой и богословием, поскольку призывает представителей светских наук к осмыслению своих собственных смысловых оснований — перед лицом своего богословского партнера. Однако для того, чтобы такая встреча действительно состоялась, необходимо изменить общую атмосферу. Сегодня одной из главных проблем диалога богословия и науки — не в локальном, а в общенациональном масштабе — является предубеждение по отношению к Церкви и богословию со стороны части университетского и научного сообщества», - добавил архипастырь.

По его словам, «сегодня христианское богословие обладает качеством новизны в научной сфере, поскольку может открывать новые горизонты, способствовать научному творчеству, повышать креативность исследователя». «Высокое богословие обладает такими потенциями именно потому, что по определению не является идеологией. Потому что богословие ставит предельные вопросы и предлагает ответы, которые могут быть приняты только свободно и сознательно, без всякого внешнего насилия. Причем эти вопросы и ответы являются важнейшей частью двухтысячелетней европейской духовной и культурной традиции, игнорировать которую было бы неразумно не только образованным людям, но и любому члену нашего общества», - подчеркнул архиерей.

Конечно, продолжил владыка, если воспринимать введение теологии в вузе как внедрение в современную высшую школу какой-то «бурсацкой науки», известной по некоторым произведениям русской литературы позапрошлого века, тогда опасения можно было бы считать оправданными. «Но мы предлагаем совсем иное. Под "теологией в вузе" мы имеем в виду комплекс учебных и научных дисциплин, которые по всем параметрам соответствуют академическим стандартам, но при этом — что очень важно иметь в виду — не являются обязательными для студентов. Здесь нет покушения на принцип свободы совести и вероисповедания. Наоборот, соблюдается принцип свободного доступа к любому знанию, в том числе религиозному и богословскому», - отметил митрополит.

«Принцип свободы выбора лежит и в основе работы тех кафедр, где сотрудничают теологи различных конфессий. Хорошим примером такого сотрудничества является кафедра теологии Уральского горного университета, на которой сосуществуют православное и исламское теологические направления. Заведующим этой кафедры является православный архиерей, а его заместителем муфтий. При этом мы считаем, что теологический комплекс в вузе должен быть согласован с программами других гуманитарно-обществоведческих кафедр, отвечающих за философские, исторические, социологические, культурологические и иные подобные дисциплины. Потому что теология сможет занять в вузе свое законное место — как дополнительного учебно-дисциплинарного компонента — только в рамках системного подхода к функционированию гуманитарно-обществоведческого образовательного комплекса. В то же время этот системный подход не предполагает какого-либо вмешательства в преподавание светских гуманитарных и общественных дисциплин. Аргумент здесь простой: теология имеет свою собственную специфику, отличающуюся от специфики, скажем, философии, культурологии или социологии», - добавил архиерей.

Соответственно, отметил он, «на стандартное возражение — что в светском вузе религиозно-теологическая тематика может быть обеспечена светскими гуманитарными дисциплинами, и прежде всего религиоведением, — ответ тоже простой и предельно ясный: у светской науки есть свой голос, и мы никоим образом не стремимся, чтобы этот голос умолк». «Более того, этот голос важен и для самого богословия, которое прислушивается к нему, чтобы воспринимать реальность в ее многообразии и полноте. Но мы настаиваем на том, чтобы в научно-образовательной сфере был слышен и голос самого богословия — не как эхо, не как отзвук какого-то устаревшего и пассивного культурного «материала», который сегодня якобы уже никому не нужен. Ведь именно так некоторые представители современных наук — и естественных, и социально-гуманитарных — воспринимают религию и богословие: они воспринимают их как мертвый "материал", лишенный живого голоса, который подлежит лишь архивному изучению. Такой подход к религии игнорирует те современные общественные и культурные процессы, о которых говорил сегодня Святейший Патриарх. Эти процессы убедительно свидетельствуют о востребованности религии, ее непреходящей актуальности. Религия — это не феномен прошлого, это феномен настоящего и будущего. Я глубоко убежден в том, что влияние религии на умы не будет уменьшаться: наоборот, оно будет возрастать. А значит, все более и более востребованными», - подчеркнул митрополит.

«Создание кафедр теологии в высших учебных заведениях — это веление времени. И я хотел бы выразить надежду на то, что в этом процессе с обеих сторон — и со стороны Церкви, и со стороны образовательного сообщества — будут сделаны шаги навстречу. Диалог между богословием и наукой — одна из важнейших задач Церкви и всех традиционных конфессий нашей страны на современном этапе. Но это и одна из важнейших задач образовательного сообщества. Такой диалог — неотъемлемая часть общего диалога между Церковью и обществом, а потому одной из областей взаимодействия между Церковью и государством. Системная организация такого диалога — это общая ответственность Церкви, государства и общества», - заключил митрополит Иларион.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35