Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В защиту здравого смысла и против политических идеологий

20.11.2012


По словам Дмитрия Пугачева, человек, мыслящий в рамках идеологии, ограничен ее масштабом …

Реальная политика (нем. Realpolitik) — вид государственного политического курса, который был введён и осуществлялся Бисмарком и был назван по аналогии с понятием предложенным Людвигом фон Рохом (1853). Сущность такого курса — отказ от использования всякой идеологии в качестве основы государственного курса. Такая политика исходит прежде всего из практических соображений, а не идеологических или моралистических.
Источник.


Были времена, когда я по наивности искал решения проблем государственного развития в поле различных идеологий. Был период, когда я позиционировал себя националистом, монархистом...

Почитывал соответствующие идеологические продукты, жарко дискутировал в интернете, на круглых столах и в частных беседах. Вступил даже в общественно-политическое движение, занимался агитацией этого движения... Я защищал воззрения людей, которые и близко не стояли никогда возле руля государственного управления.

Поворотной точкой стало прочтение и осмысление трудов «Полития» и «Политика» Аристотеля. «Политика» - это не идеология, не политическая теория и даже не философия. Это наблюдение и констатация реальных закономерностей общественного бытия людей, их склонностей, архетипов, мотивов. «Политика» будет актуальна всегда. Успех античного мыслителя был не только в том, что его разум был пытлив и любознателен, а ещё в том, что он был свободен от идеологических шаблонов. Выражаясь понятиями нашего времени, Аристотель - аполитичен.

Аристотель, легко бы мог быть царём или крупным собственником своего времени. Он был учителем Александра Македонского. Это уже говорит о многом, согласитесь.

Не буду рассуждать о мотивах античного мыслителя.

Для нас важно, что Аристотель продемонстрировал - те, кто способны встать у штурвала государственного корабля и рулить большими активами, не нуждаются в политических теориях и идеологиях. Эти личности обладают способностью мыслить масштабно, и самое главное пытаются ДЕЙСТВОВАТЬ согласно своему мышлению.

Кому тогда адресована идеология?

Идеология служит инструментом передачи какого-либо понимания (представления) в ДОСТУПНОЙ для масс форме.

Это инструмент и необходимость нашего времени, родившийся от того, что власть стала зависеть от доверия и одобрения со стороны подданных.

Мы наблюдаем сегодня как многие люди, у которых нет особых заслуг на руководящих должностях, питают иллюзии, будто они могут здраво мыслить и рассуждать в МАСШТАБЕ власть предержащих мужей.

Посмотрите вокруг. О политике сегодня даже алкоголики не прочь с умным видом порассуждать.

Если искать первопричину происходящего в духовной сфере, то становится очевидным, что безнравственное СОСТОЯНИЕ народа привело к тому, что простые люди утратили способность доверять власти, и как следствие власть стала зависеть от тех, кто продуцирует идеологию. И она, идеология, всегда ущербна, т.к. ориентирована на массу. Мыслительные способности большинства представителей народной массы лежат только в масштабах личного бытоустроительства. Идеология несёт упрощенное и примитивное понимание социальных реалий. Там где идеология - там универсализм, ярлыки и шаблоны. Идеология призвана быть простой и понятной.

Объяснять массе мотивы, целесообразность и смысл политических решений минуя идеологию - сегодня самоубийственно. Масса не поймёт и возропщет. Ибо не способна довериться в непонятном.

Проще говоря, почти все известные мне идеологии оказались манипулятивными инструментами, а не руководствами к действию и не инструкциями по управлению государством.

Кстати, ещё далеко не каждая идеология несёт более-менее ВЕРНОЕ упрощённое представление о социальных реалиях и причинно-следственных связях.

Сформулируй для народа два ответа на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» и это уже будет основа твоей собственной идеологии.

Человек, мыслящий в рамках идеологии, ограничен её масштабом. Он мыслит в узком коридоре причинно-следственных связей и в маленьком мирке основных понятий.

Поэтому каждый серьёзный политик и государственный деятель всегда внутри немного «Аристотель» - самостоятельно мыслящий и наблюдающий человек.

И наоборот - каждый самостоятельно мыслящий и наблюдающий человек - потенциальный политик и государственный деятель. Величина и значимость таких людей напрямую зависит от масштаба их интересов, масштаба мысли.

Пугачёв Дмитрий Игоревич, православный блоггер, г. Ивантеевка


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 7

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

7. Бондарев Игорь : Энтелехия и реалполитик.
2012-11-21 в 00:14

Идеология - энтелехия суммы общественного мышления.
Но она может быть ошибкой,когда дух не Дух.Тогда мысли общества - как телега впереди общества.Такая идеология фальшива,софистична,призрачна.Как мираж,вроде реален,а в реальности реалполитик - симулякр,который надо создавать,чтобы вести общество обратными(к реалполитик) смыслами:когда надо идти вперед(в реалполитик),то обществу говорят:назад(когда дух общества не Дух).В результате реалполитик нарывается на такой же реалполитик другой страны.Как в анекдоте про джигита и светофор.
6. Корхов Юрий : Странный материал на РНЛ
2012-11-20 в 21:55

НЕ понимаю, какое отношение имеет данный автор и его молитва во славу безбрежной интеллектуальной СВОБОДЫ к сайту РНЛ?
Какую цель преследовал тот редакционный человек, который дал «добро» на эту публикацию?
Он что, решил нас порадовать псевдофилософскими мысля'ми элементарного либероида? Просвятить закосневших в Православии?
Вы вообще знакомы с таким понятием как «редакционная политика»? Вас кто-нибудь контролирует или у вас в редакции «демократия» лебедя, рака и щуки?
5. Дмитрий Белорус : Re: В защиту здравого смысла и против политических идеологий
2012-11-20 в 15:36

А "безуспешность" и "упрощающая манипулятивность" всех технологий разбивается об исторический пример народной идеологии "Православия. Самодержавия. Народности", которая притом таинственно выражала тайну об освященном триединстве человеческого существа - духа (стоящей в истине, которой является православие), души (в которой царит единоличное самодержавие ума) и тела (в котором соблюдается присущая народному быту простота, скромность и покорность духу).

Никакой Аристотель с его "здравым смыслом" до такого и в жизни бы не дошел.
4. Дмитрий Белорус : Re: В защиту здравого смысла и против политических идеологий
2012-11-20 в 15:31

Вот, кстати, наглядный и живописный пример того, почему простому, духовно неокрепшему православному человеку опасно прикосновение к слову чуждему. И почему Бог на протяжении истории так усердно повелевал закрываться верным народам от неверных. Возможность соблазниться для слабого на земле человека слишком велик!

Так и здесь. Прикосновение к язычнику Аристотелю привело к тому же, к чему оно привело прежде католических теологов 1000 лет назад - он им показался умнее Святых Отцов. И в результате развернутый "реализм здравого смысла" лег в основании католической схоластики, а "неидеологическая политика" - в основу маккиавелианской теории "цель оправдывает средства" и иезуитского, а потом масонского и прочих орденов и западной "мировой закулисы" в целом.

А больше всех здесь преуспели как раз британские схоласты, доведшие отрицание "общих принципов и начал" и торжество "здравого смысла" и "эмпирической рациональности" до апогея.

И тут же все признаки аристотелевского языческого псевдоаристократизма, поразившего некогда гордыней аристократию в католическом мире, вылезли как черви на дождь: уже и "массы в своей массе всегда тупые и мыслят только о бытоблагоустройстве (то ли дело сытая и "свободная" аристократия, а теперь интеллигенция!)", и "объяснять им самоубийственно, все равно не поймут", и "авторитеты не нужно постигать и почитать, достаточно самостоятельно мыслить (и считать себя самостоятельно мыслящим в окружении темной массы)", и "мыслящий в рамках идеологии ограничивает свой кругозор (вспоминается, как католические теологи посчитали Священное Писание и Святых Отцов "ограничивающими познание" и перешли к античным рационалистам)".

Забывает человек, увлекаясь Аристотелем, что те, кто думают, что "не нуждаются в политических теориях и идеологиях "и "обладают способностью мыслить масштабно, и самое главное пытаются ДЕЙСТВОВАТЬ согласно своему мышлению", находятся просто в плену своей гордыни и их "свое мышление" падшего человеческого разума не более чем мобильная связь с бесами.

При чтении данной заметки вспоминается один русский царь - очень широкой души и благородства. Но захватился этим земным "МАСШТАБОМ", отмахнулся от идеологии предков (в том числе выраженной в символах, обрядах, одежде и т.д.), пообщался с западными "реальными прагматистами" и попал в плен (вместе с Россией) данного соблазна.
3. Александр Коценко : Re: В защиту здравого смысла и против политических идеологий
2012-11-20 в 14:33

Странное ощущение от прочитанного, автор прав в главном посыле "Человек, мыслящий в рамках идеологии, ограничен её масштабом. Он мыслит в узком коридоре причинно-следственных связей и в маленьком мирке основных понятий. " Часто видишь как люди приняв за истину одну из идеологий или концепций пытаются все остальное подбить под ее стандарты, тем самым суживая свое мировоззрение и выхолащивая смыслы иных вещей. Все это вместо желания найти равновесие между объективными данностями, например общественным и личным.

С другой стороны у автора странные посылы "Если искать первопричину происходящего в духовной сфере, то становится очевидным, что безнравственное СОСТОЯНИЕ народа привело к тому, что простые люди утратили способность доверять власти, и как следствие власть стала зависеть от тех, кто продуцирует идеологию." Тут вопрос, что было первым курица или яйцо. Как правило все глобальные кризисы на Руси от не строения элит, когда в подавляющем большинстве представители элиты теряют "самостоятельное мышление и наблюдение", созидательные не материальные смыслы основанные на любви к Богу и ближнему. Вместо служения обществу с целью его созидательного развития, мы можем наблюдать борьбу за власть и богатство. Подобное встречается в обезьяньих сообществах, где элита сидит выше и имеет привилегированный доступ к благам, а парии внизу т.к. все и вся рассматривается как конкуренты в борьбе за блага, которые уже не возможно потребить одному, а не соработники и части целого. Животные смыслы! В стремлении к этим животным смыслам элиты не развивают народ, а манипулируют им, поэтому "Объяснять массе мотивы, целесообразность и смысл политических решений минуя идеологию - сегодня самоубийственно. Масса не поймёт и возропщет.", но не потому, что "...не способна довериться в непонятном." Даже темный народ видит, Богом заложенным стремлением к истине , эгоизм, мелочность и ложь элит. Масса не развита, но она имеет интуитивное понимание истины, но в силу неразвитости не может претворить их в жизнь. Элита в силу своего развития и должна развивать массы с целью построения максимально совершенного общества, основанного на любви, сострадании, альтруизме. Ведь человеку надо достаточно мало для жизни, все остальное это жертвы собственной гордыни, тщеславию, отсутствию высоких смыслов.
2. Андрей Карпов : Re: В защиту здравого смысла и против политических идеологий
2012-11-20 в 13:23

Наука управления заключается в постановке целей, действий по их достижению, коррекции по результатам (коррекции подлежат либо действия либо цели).

Понятие политики в интерпретации автора данной статьи совершенно недостаточно.

Что такое действие "согласно своему мышлению"? Такое действие м.б. различным, а именно - реактивным и проактивным. Рективное действие укладывается в шаблон Realpolitik, но полноценной политической деятельностью не является.

Итак, полноценная политика - проактивна. Т.е. предполагает постановку САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ (а не диктуемых обстоятельствами) задач.

Эти задачи могут быть разобщены, а могут быть объединены в систему. Система может быть описана. Описание такой системы и есть идеология.

Декларация отсутствия идеологии, таким образом, есть либо оправдание отсуствие системности целеполагания, либо попытка скрыть подлинную идеологию (когда о ней неприлично говорить вслух).

Поскольку системный подход более эффективен, чем фрагментарный, обычно эффективный политик прибегает к отрицанию идеологии только тогда, когда идеологию выгодно скрывать. Кстати, позиция Бисмарка - классический пример политического мавнипулирования собственной неидеологизированностью.

Сегодня прятки от идеологии становятся всё более популярными, потому что задачи, которые ставят перед собой политики всё менее подлежат публичному изложению.

А для народа создаются идеологические пустышки. Некие симулякры идеологий, в которые вкладывается народная энергия. В результате народ не мешает политикам заниматься Realpolitik по собственному усмотрению.

Именно поэтому решение проблемы бесплодности нашей деятельности должно быть противоположным тому, что предлагает автор статьи. Автор предлагает отказаться от идеологии в пользу поддержки Realpolitik действующих политиков. А правильнее было отказаться от любой политической деятельности (потому как все правила игры там - это лишь июллюзия), и заниматься любой возможной деятельностью, не отходя от принципов выбранной идеологии (православного национально-государственного патриотизма).

Я согласен с автором статьи лишь в одном - сегодня политическая деятельность на базе публичной идеологии невозможна.
1. дед пенсионер : Re: В защиту здравого смысла и против политических идеологий
2012-11-20 в 13:07

«Политика» - это не идеология, не политическая теория и даже не философия. Это наблюдение и констатация реальных закономерностей общественного бытия людей"

Реальных закономерностей общественного бытия людей не существует,Дмитрий Игоревич.
Нет объективных законов социального прогресса(или регресса).
Политика - это инструмент осуществления тайны беззакония, о которой Аристотель не мог знать,но которая в действии была уже при его жизни,много более 2000лет назад, хотим мы этого, или нет.
Все просто, но представляется нам сложным определенными людьми с известной целью.
Ваш "самостоятельно мыслящий и наблюдающий человек" - это простой верующий православный христианин,каких сегодня немало, и Вы правы - потенциальный политик и государственный деятель. Сегодня только потенциальный.А завтра,возможно, на малое время и реальный, перед "торжеством" тайны беззакония и концом истории. Так думает простой верующий люд,и понимает, что идеологии не быть не может,понятно,почему.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме