В защиту здравого смысла и против политических идеологий

По словам Дмитрия Пугачева, человек, мыслящий в рамках идеологии, ограничен ее масштабом

Реальная политика (нем. Realpolitik) — вид государственного политического курса, который был введён и осуществлялся Бисмарком и был назван по аналогии с понятием предложенным Людвигом фон Рохом (1853). Сущность такого курса — отказ от использования всякой идеологии в качестве основы государственного курса. Такая политика исходит прежде всего из практических соображений, а не идеологических или моралистических.
Источник.


Были времена, когда я по наивности искал решения проблем государственного развития в поле различных идеологий. Был период, когда я позиционировал себя националистом, монархистом...

Почитывал соответствующие идеологические продукты, жарко дискутировал в интернете, на круглых столах и в частных беседах. Вступил даже в общественно-политическое движение, занимался агитацией этого движения... Я защищал воззрения людей, которые и близко не стояли никогда возле руля государственного управления.

Поворотной точкой стало прочтение и осмысление трудов «Полития» и «Политика» Аристотеля. «Политика» - это не идеология, не политическая теория и даже не философия. Это наблюдение и констатация реальных закономерностей общественного бытия людей, их склонностей, архетипов, мотивов. «Политика» будет актуальна всегда. Успех античного мыслителя был не только в том, что его разум был пытлив и любознателен, а ещё в том, что он был свободен от идеологических шаблонов. Выражаясь понятиями нашего времени, Аристотель - аполитичен.

Аристотель, легко бы мог быть царём или крупным собственником своего времени. Он был учителем Александра Македонского. Это уже говорит о многом, согласитесь.

Не буду рассуждать о мотивах античного мыслителя.

Для нас важно, что Аристотель продемонстрировал - те, кто способны встать у штурвала государственного корабля и рулить большими активами, не нуждаются в политических теориях и идеологиях. Эти личности обладают способностью мыслить масштабно, и самое главное пытаются ДЕЙСТВОВАТЬ согласно своему мышлению.

Кому тогда адресована идеология?

Идеология служит инструментом передачи какого-либо понимания (представления) в ДОСТУПНОЙ для масс форме.

Это инструмент и необходимость нашего времени, родившийся от того, что власть стала зависеть от доверия и одобрения со стороны подданных.

Мы наблюдаем сегодня как многие люди, у которых нет особых заслуг на руководящих должностях, питают иллюзии, будто они могут здраво мыслить и рассуждать в МАСШТАБЕ власть предержащих мужей.

Посмотрите вокруг. О политике сегодня даже алкоголики не прочь с умным видом порассуждать.

Если искать первопричину происходящего в духовной сфере, то становится очевидным, что безнравственное СОСТОЯНИЕ народа привело к тому, что простые люди утратили способность доверять власти, и как следствие власть стала зависеть от тех, кто продуцирует идеологию. И она, идеология, всегда ущербна, т.к. ориентирована на массу. Мыслительные способности большинства представителей народной массы лежат только в масштабах личного бытоустроительства. Идеология несёт упрощенное и примитивное понимание социальных реалий. Там где идеология - там универсализм, ярлыки и шаблоны. Идеология призвана быть простой и понятной.

Объяснять массе мотивы, целесообразность и смысл политических решений минуя идеологию - сегодня самоубийственно. Масса не поймёт и возропщет. Ибо не способна довериться в непонятном.

Проще говоря, почти все известные мне идеологии оказались манипулятивными инструментами, а не руководствами к действию и не инструкциями по управлению государством.

Кстати, ещё далеко не каждая идеология несёт более-менее ВЕРНОЕ упрощённое представление о социальных реалиях и причинно-следственных связях.

Сформулируй для народа два ответа на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?» и это уже будет основа твоей собственной идеологии.

Человек, мыслящий в рамках идеологии, ограничен её масштабом. Он мыслит в узком коридоре причинно-следственных связей и в маленьком мирке основных понятий.

Поэтому каждый серьёзный политик и государственный деятель всегда внутри немного «Аристотель» - самостоятельно мыслящий и наблюдающий человек.

И наоборот - каждый самостоятельно мыслящий и наблюдающий человек - потенциальный политик и государственный деятель. Величина и значимость таких людей напрямую зависит от масштаба их интересов, масштаба мысли.

Пугачёв Дмитрий Игоревич, православный блоггер, г. Ивантеевка

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

7. Энтелехия и реалполитик.

Идеология - энтелехия суммы общественного мышления. Но она может быть ошибкой,когда дух не Дух.Тогда мысли общества - как телега впереди общества.Такая идеология фальшива,софистична,призрачна.Как мираж,вроде реален,а в реальности реалполитик - симулякр,который надо создавать,чтобы вести общество обратными(к реалполитик) смыслами:когда надо идти вперед(в реалполитик),то обществу говорят:назад(когда дух общества не Дух).В результате реалполитик нарывается на такой же реалполитик другой страны.Как в анекдоте про джигита и светофор.

Бондарев Игорь / 20.11.2012

6. Странный материал на РНЛ

НЕ понимаю, какое отношение имеет данный автор и его молитва во славу безбрежной интеллектуальной СВОБОДЫ к сайту РНЛ? Какую цель преследовал тот редакционный человек, который дал «добро» на эту публикацию? Он что, решил нас порадовать псевдофилософскими мысля'ми элементарного либероида? Просвятить закосневших в Православии? Вы вообще знакомы с таким понятием как «редакционная политика»? Вас кто-нибудь контролирует или у вас в редакции «демократия» лебедя, рака и щуки?

Корхов Юрий / 20.11.2012

5. Re: В защиту здравого смысла и против политических идеологий

А "безуспешность" и "упрощающая манипулятивность" всех технологий разбивается об исторический пример народной идеологии "Православия. Самодержавия. Народности", которая притом таинственно выражала тайну об освященном триединстве человеческого существа - духа (стоящей в истине, которой является православие), души (в которой царит единоличное самодержавие ума) и тела (в котором соблюдается присущая народному быту простота, скромность и покорность духу). Никакой Аристотель с его "здравым смыслом" до такого и в жизни бы не дошел.

Дмитрий Белорус / 20.11.2012

4. Re: В защиту здравого смысла и против политических идеологий

Вот, кстати, наглядный и живописный пример того, почему простому, духовно неокрепшему православному человеку опасно прикосновение к слову чуждему. И почему Бог на протяжении истории так усердно повелевал закрываться верным народам от неверных. Возможность соблазниться для слабого на земле человека слишком велик! Так и здесь. Прикосновение к язычнику Аристотелю привело к тому же, к чему оно привело прежде католических теологов 1000 лет назад - он им показался умнее Святых Отцов. И в результате развернутый "реализм здравого смысла" лег в основании католической схоластики, а "неидеологическая политика" - в основу маккиавелианской теории "цель оправдывает средства" и иезуитского, а потом масонского и прочих орденов и западной "мировой закулисы" в целом. А больше всех здесь преуспели как раз британские схоласты, доведшие отрицание "общих принципов и начал" и торжество "здравого смысла" и "эмпирической рациональности" до апогея. И тут же все признаки аристотелевского языческого псевдоаристократизма, поразившего некогда гордыней аристократию в католическом мире, вылезли как черви на дождь: уже и "массы в своей массе всегда тупые и мыслят только о бытоблагоустройстве (то ли дело сытая и "свободная" аристократия, а теперь интеллигенция!)", и "объяснять им самоубийственно, все равно не поймут", и "авторитеты не нужно постигать и почитать, достаточно самостоятельно мыслить (и считать себя самостоятельно мыслящим в окружении темной массы)", и "мыслящий в рамках идеологии ограничивает свой кругозор (вспоминается, как католические теологи посчитали Священное Писание и Святых Отцов "ограничивающими познание" и перешли к античным рационалистам)". Забывает человек, увлекаясь Аристотелем, что те, кто думают, что "не нуждаются в политических теориях и идеологиях "и "обладают способностью мыслить масштабно, и самое главное пытаются ДЕЙСТВОВАТЬ согласно своему мышлению", находятся просто в плену своей гордыни и их "свое мышление" падшего человеческого разума не более чем мобильная связь с бесами. При чтении данной заметки вспоминается один русский царь - очень широкой души и благородства. Но захватился этим земным "МАСШТАБОМ", отмахнулся от идеологии предков (в том числе выраженной в символах, обрядах, одежде и т.д.), пообщался с западными "реальными прагматистами" и попал в плен (вместе с Россией) данного соблазна.

Дмитрий Белорус / 20.11.2012

3. Re: В защиту здравого смысла и против политических идеологий

Странное ощущение от прочитанного, автор прав в главном посыле "Человек, мыслящий в рамках идеологии, ограничен её масштабом. Он мыслит в узком коридоре причинно-следственных связей и в маленьком мирке основных понятий. " Часто видишь как люди приняв за истину одну из идеологий или концепций пытаются все остальное подбить под ее стандарты, тем самым суживая свое мировоззрение и выхолащивая смыслы иных вещей. Все это вместо желания найти равновесие между объективными данностями, например общественным и личным. С другой стороны у автора странные посылы "Если искать первопричину происходящего в духовной сфере, то становится очевидным, что безнравственное СОСТОЯНИЕ народа привело к тому, что простые люди утратили способность доверять власти, и как следствие власть стала зависеть от тех, кто продуцирует идеологию." Тут вопрос, что было первым курица или яйцо. Как правило все глобальные кризисы на Руси от не строения элит, когда в подавляющем большинстве представители элиты теряют "самостоятельное мышление и наблюдение", созидательные не материальные смыслы основанные на любви к Богу и ближнему. Вместо служения обществу с целью его созидательного развития, мы можем наблюдать борьбу за власть и богатство. Подобное встречается в обезьяньих сообществах, где элита сидит выше и имеет привилегированный доступ к благам, а парии внизу т.к. все и вся рассматривается как конкуренты в борьбе за блага, которые уже не возможно потребить одному, а не соработники и части целого. Животные смыслы! В стремлении к этим животным смыслам элиты не развивают народ, а манипулируют им, поэтому "Объяснять массе мотивы, целесообразность и смысл политических решений минуя идеологию - сегодня самоубийственно. Масса не поймёт и возропщет.", но не потому, что "...не способна довериться в непонятном." Даже темный народ видит, Богом заложенным стремлением к истине , эгоизм, мелочность и ложь элит. Масса не развита, но она имеет интуитивное понимание истины, но в силу неразвитости не может претворить их в жизнь. Элита в силу своего развития и должна развивать массы с целью построения максимально совершенного общества, основанного на любви, сострадании, альтруизме. Ведь человеку надо достаточно мало для жизни, все остальное это жертвы собственной гордыни, тщеславию, отсутствию высоких смыслов.

Александр Коценко / 20.11.2012

2. Re: В защиту здравого смысла и против политических идеологий

Наука управления заключается в постановке целей, действий по их достижению, коррекции по результатам (коррекции подлежат либо действия либо цели). Понятие политики в интерпретации автора данной статьи совершенно недостаточно. Что такое действие "согласно своему мышлению"? Такое действие м.б. различным, а именно - реактивным и проактивным. Рективное действие укладывается в шаблон Realpolitik, но полноценной политической деятельностью не является. Итак, полноценная политика - проактивна. Т.е. предполагает постановку САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ (а не диктуемых обстоятельствами) задач. Эти задачи могут быть разобщены, а могут быть объединены в систему. Система может быть описана. Описание такой системы и есть идеология. Декларация отсутствия идеологии, таким образом, есть либо оправдание отсуствие системности целеполагания, либо попытка скрыть подлинную идеологию (когда о ней неприлично говорить вслух). Поскольку системный подход более эффективен, чем фрагментарный, обычно эффективный политик прибегает к отрицанию идеологии только тогда, когда идеологию выгодно скрывать. Кстати, позиция Бисмарка - классический пример политического мавнипулирования собственной неидеологизированностью. Сегодня прятки от идеологии становятся всё более популярными, потому что задачи, которые ставят перед собой политики всё менее подлежат публичному изложению. А для народа создаются идеологические пустышки. Некие симулякры идеологий, в которые вкладывается народная энергия. В результате народ не мешает политикам заниматься Realpolitik по собственному усмотрению. Именно поэтому решение проблемы бесплодности нашей деятельности должно быть противоположным тому, что предлагает автор статьи. Автор предлагает отказаться от идеологии в пользу поддержки Realpolitik действующих политиков. А правильнее было отказаться от любой политической деятельности (потому как все правила игры там - это лишь июллюзия), и заниматься любой возможной деятельностью, не отходя от принципов выбранной идеологии (православного национально-государственного патриотизма). Я согласен с автором статьи лишь в одном - сегодня политическая деятельность на базе публичной идеологии невозможна.

Андрей Карпов / 20.11.2012

1. Re: В защиту здравого смысла и против политических идеологий

«Политика» - это не идеология, не политическая теория и даже не философия. Это наблюдение и констатация реальных закономерностей общественного бытия людей" Реальных закономерностей общественного бытия людей не существует,Дмитрий Игоревич. Нет объективных законов социального прогресса(или регресса). Политика - это инструмент осуществления тайны беззакония, о которой Аристотель не мог знать,но которая в действии была уже при его жизни,много более 2000лет назад, хотим мы этого, или нет. Все просто, но представляется нам сложным определенными людьми с известной целью. Ваш "самостоятельно мыслящий и наблюдающий человек" - это простой верующий православный христианин,каких сегодня немало, и Вы правы - потенциальный политик и государственный деятель. Сегодня только потенциальный.А завтра,возможно, на малое время и реальный, перед "торжеством" тайны беззакония и концом истории. Так думает простой верующий люд,и понимает, что идеологии не быть не может,понятно,почему.

дед пенсионер / 20.11.2012
Дмитрий Пугачев:
Преодолевать коррупцию будут «апокалиптичными» технологиями
Журналист Дмитрий Пугачев о проекте Минфина, согласно которому будут введены ограничения на платёжные операции наличными средствами
12.09.2013
Американцы выводят деньги из банков
...и переводят их в кредитные кооперативы
12.08.2013
Ликвидация Госбанка была фатальной ошибкой
13 июля 1990 был ликвидирован Государственный Банк СССР
14.07.2013
«Ноев ковчег» для народных денег
Журналист Дмитрий Пугачев считает, что развитие кооперативов может защитить экономику и сбережения граждан от кризиса
18.06.2013
Все статьи автора