«Надеемся, что это связано с головотяпством, а не со злонамеренностью»

Диакон Владимир Василик возмущен рекламой оратории из песен Б.Гребенщикова, появившейся в храмах Москвы

Как сообщалось, представители православной общественности, в частности, главный редактор журнала «Благодатный огонь» Сергей Носенко, возмутились рекламой премьеры оратории из песен Бориса Гребенщикова «Семь песен о Боге», назначенной на 20 ноября в Московской консерватории. «Пусть светская культура не вторгается в сакральное пространство», - заявил Носенко.

Своими суждениями по этому вопросу поделился в интервью «Русской народной линии» к.филол.н., доцент СПбГУ диакон Владимир Василик.


Когда слышишь о проведении миссионерского концерта с участием Гребенщикова и об обстоятельствах его организации, на ум приходит только одно: «Суета сует и всяческая суета». Затея эта выглядит пустой и бесполезной. Дай Бог, чтобы она не оказалась вредной. Почему? При организации концерта, особенно миссионерского, следует задуматься над следующими вещами: кто выступает, какова его аудитория и каково время проведения.

Пункт первый, кто такой Борис Гребенщиков? Свои религиозные убеждения он с полной откровенностью изложил на портале «Православие и мир»: «Я с почтением отношусь ко всем известным мне религиям, но знания мои далеки от совершенства, поэтому ни к одной из них себя не отношу. Мне кажется, что Бог значительно больше любых слов и понятий». Иными словами, человек подтвердил, что его реально с Православием ничто не связывает.

Относительно безымянности Бога могу сказать, что Бог безымянен лишь по сущности, но не по Своим энергиям и ипостасным особенностям. То, что предлагает Гребенщиков, - это пантеизм индийского образца либо буддизм.

Соответственно, возникает законный вопрос, чему такой «миссионер» может научить? Учитывая то, что буддистская парадигма в своей глубинной основе является безбожной, а индуистская - пантеистической, то «миссионер» этот может научить либо индуизму, либо буддизму. Соответственно, роль православного миссионера для него является профанацией. Мы уже достаточно настрадались от неверующих священников, безбожных учителей либо учителей, не верящих в свой предмет. Это мы видели и до, и после революции, и перед «перестройкой», и во время ее.

Приглашать Гребенщикова после выступлений общеизвестного срамного ансамбля, который и называть-то не хочется, на мой взгляд, - это погрешение против чести и достоинства Русской Православной Церкви. Почему? Во-первых, потому что Гребенщиков резко протестовал против обвинительного приговора известным плясуньям-кощунницам из панковского ансамбля, и до сих пор считает, что совершенно справедливый обвинительный приговор «компрометирует российское правосудие».

Во-вторых, бесстыдное выражение «ср...ь Господня» принадлежит, на самом деле, Борису Гребенщикову. Можно было бы сказать, что люди меняются и раскаиваются. Раскаялся же Александр Сергеевич Пушкин, в стихах которого 30-х годов XIX века мы видим искреннее покаяние в его ранних безобразиях. Например, в стихотворении «В часы забав»:

«В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей».


Но чем он оканчивает?

«Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт».


А Гребенщиков, раскаялся ли он в своих срамных словах? Нет. Борис Гребенщиков - практикующий индуист с многолетним стажем. Соответственно, именно такую энергетику он и передает своим слушателям. Когда-то у него были действительно хорошие песни. Он проходил мимо Церкви и Христианства, чуть-чуть задел их, а потом резко ушел в сторону. В качестве проповедника Христианства он является недееспособным и некомпетентным, а по своему духовному развитию - несоответствующим для этой роли. И поэтому его приглашение, да еще с участием хора Московского Патриархата, я бы назвал поступком, мягко говоря, непродуманным.

Пункт второй, какова аудитория? Известно, что настоятелям храмов некие патриархийные чиновники с административным восторгом навязывали афиши с требованием развесить их у храмов. Я их понимал бы, если бы они призвали настоятелей и повелели под страхом грозных прещений организовать прихожан с тем, чтобы они расклеили бы их в школах, молодежных клубах, дискотеках - там, где людям надо говорить о Боге. А здесь, как говорится в бессмертном романе Шолохова, «не надо меня агитировать за советскую власть», тем паче, что за Христианство, как мы убедились, Гребенщиков не агитирует. Те семь песен, которые будут исполнены, не говорят об Иисусе Христе вообще, ничего не говорится о Святой Троице. В них нет ничего специфически-христианского.

Поэтому возникает законный вопрос: куда приведет человека подобный текст, в христианский храм или индуистское капище? По известному принципу: «Может ли слепой водить слепого»? Не упадут ли оба слепца в яму? Прошло время, когда люди говорили о Боге вообще. Прошла пора, когда говорили о неведомом Боге. «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе», - говорит апостол Павел в Послании к Тимофею (1 Тимофею 3:16).

Как говорит Писание, нет имени другого, кроме Иисусова, которым можно было бы спастись, и его надлежит возглашать, а не имя Бога вообще. Об обыкновенном монотеизме апостол Иаков говорил так: «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?» (Иаков 2:19). А что это за дела? В Евангелии от Иоанна сказано: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Иоанн 6:29), то есть в Иисуса Христа. Но если композитор, автор не верует, то чему он может научить? Верующих, для кого расклеены эти афишки, учить излишне, а неверующие, Бог знает, куда придут.

Третий пункт, касающийся времени. Время избрано, хочется надеяться, случайно. Накануне дня Архангела Михаила, в аккурат в середине всенощной, в некоторых храмах уже ближе к концу службы, в 19.00. Спрашивается, зачем настоятелям храмов развешивать у себя афиши? Чтобы их прихожане пренебрегали всенощным бдением и шли вместо этого на концерт? Я знал достаточное количество семей, которые разрушались и погибали именно из-за таких, с разрешения сказать, «культурных установок»: вместо всенощной на концерт. Последствия были печальными и душепагубными.

Соответственно, раздаятели афиш под расписку понуждали настоятелей храмов к известному каноническому проступку. Хочется надеяться, что это - всего лишь головотяпство, возникающее от нечувствия к духовной жизни, а не злонамеренная провокация. Потому что в головах у православных людей в результате конфликта всенощной и концерта барда-оккультиста-буддиста происходит сшибка, которая наводит аналогии с Апокалипсисом: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против змея, и змей и ангелы его воевали против них» (Откровение 12:7).

И опять-таки, возникает вопрос: зачем это сталкивание двух вещей с целью взаимной аннигиляции? «Суета сует и всяческая суета». Надеемся, что это связано с головотяпством, а не со злонамеренностью. А если, не дай Бог, это злонамеренность, то опять следует сказать, что это «суета, всяческая суета», потому что слишком верующий и консервативный наш народ, чтобы его можно было «переформатировать», подладив Православие песенками Гребенщикова, и слишком сильна в нем вера, чтобы он позволил смешать ее с оккультизмом и неоязычеством, Господь сказал: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16:18).

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Василик:
Экуменическое блудословие Франциска
О призыве папы Римского перейти от культуры прилагательных к культуре существительных
30.09.2019
Они хотят установить глобалистский Содом во всем мире
Современный экуменизм, проводниками которого являются папа Франциск и Патриарх Варфоломей, не имеет ничего общего ни с духовностью, ни с религией, ни с богословием
19.09.2019
Русское общество стремятся заразить болгарофобией
О причинах русофобских проявлений политиков Болгарии
11.09.2019
Чисто политический ход
О назначении кардиналом литовского антисоветчика Сигитаса Тамкявичюса
06.09.2019
«Польшу предали её же лжедрузья»
О весьма условной дате начала Второй мировой войны и о роли в ее развязывании «западных демократий», потворствовавших фашизму
05.09.2019
Все статьи автора
"Какой должна быть миссия"
«Церковь нужна, чтобы был силен дух нашего народа»
По словам Святейшего Патриарха Кирилла, Церковь призвана возвышать человеческую личность, превращая человека в настоящего героя духа
21.10.2019
«Социальное служение — это и есть наше свидетельство о Христе»
Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что социальное служение должно ориентироваться не на красивую отчетность, не на показуху, а на подлинные результаты
04.09.2019
Давайте не терять рассудок - он еще здорово пригодится
Беседа с настоятелем Успенского храма в крепости Ивангорода о некоторых причинах трудностей христианской миссии в наше время
14.08.2019
Все статьи темы