Схиархимандрит Амвросий (Иванов) - один из последних оптинских старцев

Игумен Кирилл (Сахаров) об одном из выдающихся подвижниках благочестия

Схиархимандрит Амвросий (Иванов) Через 32 года я вновь посетил село Спас-Прогнань. Пригласили благодетели нашего храма, построившие дома в элитном дачном поселке, выросшем рядом с селом, от которого осталось несколько домов. Подъезжаем к храму. Колокольня радует двумя недавно появившимися колоколами. Выхожу из машины, одеваю куртку, беру шарф, разворачиваю и ... что это?! Из шарфа торчит крупная булавка. Немая сцена - никто из спутников ничего не может понять. Булавки, иголки, проткнутые куклы - вспомнились разговоры на эти темы. Я всегда скептически к этому относился. Не к самому такому явлению оккультного плана, а к тому, что это возможно в среде верующих. Я с ужасом представил себе: а что если бы уже стемнело и я, не видя булавку (она, кстати, не застегивалась), одел бы шарф на себя. Булавка бы впилась в шею или в лицо. Сразу пришла мысль: старец помог. А как иначе могло быть у могилы того, кто всю жизнь помогал ближнему, того, от которого никто не уходил «тощь и неутешен».

Вспомнились рассказы о старце: как он непременно угощал всех приходивших к нему, каким он был смиренным, с какой любовью относился ко всем. Особенно меня умилила фотография, на которой почти 100-летнего старца, закутанного в платок, несколько бабушек на санках везли к храму. Рассказывали, что на каком-то ухабе старец выпал из санок и его не сразу обнаружили. Когда спохватились, «то на вопрос к старцу, почему же он не дал знать о ЧП, тот смиренно ответствовал: «Ничего, ничего» (я представил себя в такой ситуации - окрестности бы оглашались воплями-упреками). Совершил заупокойную литию на могиле старца. Вот крест, прикладываясь к которому 30 с лишним лет назад, я так об него ударился головой, что крест аж зазвенел. После литии 5 минут помолились про себя. Настоятель - игумен Никифор, не дождавшись нас, уехал. Ключей от храма у сторожа не оказалось. Мы смогли осмотреть только колокольню. В то время, когда я бывал здесь (конец 70-х - начало 80-х гг.), в ней располагался музей математики. В подклети колокольни захоронен известный математик Пафнутий Чебышев (долгое время село Спас-Прогнань было родовым поместьем Чебышевых). Одно время гроб П.Чебышева и двух его близких родственников подтоплялись водой. Сейчас поставили насос. Сидим в доме друзей - уже поздно, скоро отходить ко сну, завтра утром мы уезжаем. Вдруг раздается звонок - приехал настоятель, приглашает нас к себе. Я не удивился: разве мог старец отпустить нас просто так! Мы ведь даже храм не посмотрели. Отец Никифор оказался сыном раба Божия Владимира - старосты храма в 70-80-е гг. - я его хорошо помню. Впоследствии он принял священнический сан, восстановил три храма. Умер два года назад. Отец Никифор - лаврский постриженик (был здесь смотрителем патриарших покоев). Входим в храм и первое, что видим в притворе - изображение схиархимандрита Амвросия во весь рост - старец встречает всех входящих. Построен был храм в 80-е годы 18-го века (колокольня - в середине 19-го в.). Храм не закрывался, в нем сохранилось немало старинных икон. В 1993-м году было крупное ограбление - срезали сварочным аппаратом решетку одного окна и унесли 17 ценных икон - так-то мы храним национальное достояние! О. Никифор прост, открыт, безхитростен. У нас с ним полное единодушие по ключевым вопросам. Рассказал он много интересного. Запомнилось, как о. Амвросий (Юрасов) в 70-х годах возил старца в тогда еще закрытую Оптину Пустынь. Уже при жизни схиархимандрит Амвросий совершал исцеления. Однажды во время службы у одной девочки началось беснование. Старец остановил службу и попросил принести платок. Подойдя к страждущей, он поднес платок к лицу девочки, и, перекрестив ее, сказал: «Выходи, бес». Изо рта девочки вылез большой черный паук, и она стала здоровой. Интересен был рассказ о. Никифора о том, как был обнаружен дореволюционный архив храма. Во время ремонта колокольни его брат спрыгнул на пол и провалился. В ящиках, которые обнаружились, под полом оказался архив: метрические книги, заполненные красивым каллиграфическим почерком, ведомости о прохождении прихожанами исповеди и причастия и т.п. Что поразительно: о тайном монастыре (старец постриг в монашество по разным данным от 700 до 1000 человек) никто не знал - даже староста храма, и это несмотря на то, что каждому постриженику старец предоставлял справку со своей подписью (о.Никифор показал пару таких справок). Запомнился такой забавный случай: пришла в дом старца под видом богомолки сотрудница райисполкома и спросила его о монашеском постриге. Старец играл на фисгармонии. Ему доложили, кто пришел и по каком поводу. О. Амвросий (он недослышивал): «Хорошо, хорошо, и тебя пострижем», и обратившись к помощнице, попросил принести узелок с монашеским облачением. Мнимая богомолка со страхом выскочила из дома.

Старец имел обыкновение встречать духовных лиц игрой на фисгармонии «Достойно есть» (то, что поется при встрече архиерея). Один из духовников Союза Православных Братств протоиерей Вадим Красноцветов (ныне покойный) растроганно об этом рассказывал.

Неподалеку от храма находится святой источник. С молитвой к подвижнику благочестия промыл водой больной глаз и почувствовал значительное облегчение. На обратном пути в машине раздался звонок - духовное чадо спокойным голос сообщает, что в его запутанной семейной ситуации произошли большие подвижки. А ведь мы молились на могиле старца и об этом. Слезы выступили на глазах: «О, старец великий! Велика твоя любовь ко всем прибегающим к твоей помощи! Немощное человеческое естество с трудом выдерживает столько благодеяний за такое короткое время. Ты завещал прежде всего не забывать благодарить Бога. Благодарю от всего сердца Подателя всех благ Господа, Его Пречистую Матерь и тебя за твое милостивное предстательство».

о. Кирилл (Сахаров)А вот слова самого старца: «Никогда не забывай, даже в самые тяжелые дни твоей жизни, благодарить Бога за все. Он ждет этого и пошлет тебе новые блага и дары. Человек с благодарным сердцем никогда и ни в чем не нуждается».

О прозорливости старца. Смотрит он в окно и говорит: «Упокой Господи души усопших раб Твоих» и перечисляет имена, присовокупляя: «клавшего у нас кирпичную кладку, ремонтировавшего у нас оградку» и потом: «И Галину, пекшую пирожки». Ему говорят: «Батюшка, да как же так - Галина-то жива, вот же она рядом». Старец в ответ: «Да... но не долго ей осталось». В эту же ночь та умерла.

Восприемницей всех постриженников была монахиня Пульхерия. Она юродствовала, говорила всегда стихами, например: «Сидят два друга-метель и вьюга». «Вьюга» - очень точно был охарактеризован темперамент одного из друзей.

О старце удалось узнать следующее: отрочество и юность его прошли в Оптиной Пустыни. Поступил он туда в 1897 году пятнадцатилетним мальчиком через три года после смерти старца Амвросия (Гренкова). Здесь он пел на клиросе, был регентом в больничном храме. Его отличали простота, кротость и смирение. Через семь лет в 1904 году он был переведен в Пафнутьево-Боровский монастырь, где в 1911 году принял монашеский постриг, а впоследствии сан иеромонаха. В1930 году старец был арестован (у него обнаружили мелочь с панихиды) и сослали в Семипалатинск. В ссылку везли арестованных в переполненных вагонах стоя, почти без остановок. Три года подряд его ставили в бочку с холодной водой и требовали отречения от веры. По молитвам о.Амвросия была исцелена жена начальника тюрьмы. По воскресеньям его стали отпускать в храм, откуда он приносил для заключенных сумки с едой. С 1942 года (дата предположительная- в этом году умерла мать батюшки, ее похоронили на местном кладбище) и до самой смерти в 1978году старец служил в Преображенском храме в селе Спас-Прогнань. С 60-х годов по благословению Патриарха Алексия 1 он начинает совершать тайные монашеские постриги. Самому старцу было откровение о необходимости этого. На трапезу после служб приходило до ста человек. Сам старец варил для богомольцев борщ, картошку т.д. Приезжали к нему со всех концов страны. Ему было открыто о том, кто приедет. Он молился о тех, у кого встречались трудности в пути. По вечерам в келье старца проходили беседы, он делился воспоминаниями. Умер схиархимандрит Амвросий в праздник Покрова. Хоронили его на пятый день после смерти (на отпевание ждали архиепископа Никона - большого почитателя старца). Запаха тления совершенно не было, руки старца были как у живого. На его могиле, справа от алтаря, на кресте висит табличка с такими словами: «Отец Амвросий! В стране небесной, нас, чад земных, не забывай. И о спасении душ наших Христа на небе умоляй!»

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Кирилл (Сахаров):
Спустя 40 лет в школу... монахом
Белгородские заметки
12.09.2019
Памяти схиигумена Рафаила (Шишкова)
К годовщине кончины († 20 мая 2018 г.)
19.05.2019
О Пасхальном вечере на Рогожском
Впечатления о праздновании Пасхи в Центре московского старообрядчества
01.05.2019
Все статьи автора